Сеть зарубежных консульских учреждений в основном сориентирована на защиту и обеспечение законных прав и интересов находящихся за пределами Соединенного Королевства британских поданных. В ее составе 222 штатных консульских учреждения, а также 245 почетных консульств в 188 странах. Непосредственно в Консульском департаменте Форин Офиса занят 81 человек, кроме этого еще 420 человек работают на территории собственно Великобритании. Ежегодно более 44 млн. британских граждан выезжают за границу и более 10 млн. проживают постоянно за рубежом (в т.ч. в Канаде - 3 млн., Австралии - 3,2 млн., США - 1,3 млн., ЮАР - 1 млн., странах-членах ЕC - 1 млн.чел.).
Из общего объема 436 млн.ф.ст., расходуемых на содержание диппредставительств, консульским учреждениям ежегодно выделяется 33 млн.ф.ст. Совокупный же бюджет Форин Офиса в 1997 году составил 1 млрд.ф.ст. Финансирование зарубежных консучреждений распределяется по регионам следующим образом: Западная Европа - 39%, Северная и Латинская Америка - 17%, Ближний Восток и Северная Африка - 12%, Северная Азия и бассейн Тихого океана - 11%, Южная и Юго-Восточная Азия - 9%, Африка - 9%, Центральная и Восточная Европа, включая бывший СССР, - 3%.
Наиболее напряженным участком являются государства-члены Европейского Союза. На их долю приходится 71% зарубежных выездов англичан, 51% случаев разбора задержаний либо арестов, 71% находящихся в тюремном заключении британцев и 45% запросов членов британского парламента по консульской проблематике. Вместе с тем в странах ЕС работает лишь треть английских консульских сотрудников.
Работа с выезжающими за рубеж соотечественниками представляет из себя многослойную систему, функционирующую как внутри страны, так и по месту их пребывания. Форин Офисом налажено информирование по консульским вопросам в глобальном масштабе. К услугам англичан круглосуточная линия телефонной и факсимильной связи Консульского департамента, включая информационные службы по 13 наиболее посещаемым англичанами странам, в число которых входит и Россия (тел. 0374-500 968). Регулярно выпускаются брошюры с подробными разъяснениями аспектов пребывания в той или иной стране, а также два специальных еженедельника. В 1995 году было опубликовано 430 брошюр по 122 странам, а в 1997 г. - уже 650 брошюр по 130 странам. Соответствующая информация передается по каналам Интернета (www.fco.gov.uk), телетекста общенациональных телеканалов Би-Би-Си 2, Ай-Ти-Ви и \"Ченэл-4\", а также по системам электронной связи \"Престэл\", \"Истэл\", \"Томас Кук Информэйшн Бэнк\", \"Галилео\" и \"Трэвел Дэльта\". Справочная служба Консульского департамента ежегодно отвечает на более чем 80 тыс. запросов. Форин Офис выпускает телефильмы с советами о поведении в различных странах, которые, в частности, демонстрируются в самолетах компании \"Бритиш Эйрвэйз\", в аэропортах. Ежедневно проводится более 100 таких показов.
Набор справочных буклетов - \"Британская консульская служба за рубежом\", \"В зарубежной тюрьме\" и \"Британец в тюрьме за рубежом\", \"Неорганизованные и индивидуальные путешественники\", \"Двойное гражданство\", \"Грузовые автоперевозки\", \"Смерть за рубежом\", \"Насильственный брак\", \"Похищение ребенка за рубежом\", \"Памятка для путешественника\", \"Советы путешественникам по вопросам здравоохранения\", \"Услуги и стандарты в области легализации\" - дает четкое представление о тех проблемах, с которыми может столкнуться британский подданный за рубежом, и о том, какую помощь в их решении ему могут оказать консульские учреждения.
В деле информационного обеспечения выезжающих за рубеж Форин Офис тесно сотрудничает с британскими и иностранными туристическими ведомствами, что позволяет существенно сократить число жалоб от британских туристов. Показательно, что на фоне многомиллионного потока выезжающих за пределы страны с жалобами на туроператоров в британские консульские учреждения обратились в 1996 году лишь 17 тыс.человек.
Первоочередной задачей консульских учреждений считается оказание помощи соотечественникам в экстремальных ситуациях. В 1996 году британские консульские работники оказывали помощь такого рода в более чем 17 тыс.раз. В частности, около 8 тыс.раз они навещали находящихся в тюрьмах, 2 тыс.раз - в госпиталях, 4,4 тыс.человек оказывалась финансовая помощь и предоставлено содействие в связи с 1,4 тыс.смертельных случаев.
Одной из наиболее важных обязанностей консульской службы является помощь задержанным или арестованным за границей соотечественникам. В 1996 году были получены уведомления об арестах почти 5,6 тыс. британцев. Согласно нормативам, британский консульский работник должен установить контакт с задержанным в течение 24 часов после получения сообщения об его аресте и навестить его в течение 48 часов. Кроме этого, консулу рекомендуется оказать соотечественнику максимальную юридическую поддержку до предъявления обвинения с тем, чтобы попытаться добиться его освобождения. В случае начала судебного разбирательства предусматривается активное участие в этом процессе консульского работника. В частности, он может давать юридические консультации, выступать в качестве связующего звена между подследственным и его семьей, настаивать на скорейшем рассмотрении дела в суде или освобождении подследственного под залог, контролировать условия содержания подследственного и регулярно посещать его. В случае вынесения приговора в виде телесного наказания вмешательство консульского сотрудника является фактически обязательным, хотя оно может и не состояться по просьбе родственников осужденного.
В конце 1997г. в зарубежных тюрьмах содержалось 1,9 тыс. британских поданных (в т.ч. в Испании - 358, Франции - 281, США - 221, ФРГ - 109, Австралии - 57). 55% заключенных осуждены по делам, связанным с наркотиками. В обязанность консула входит наблюдение за условиями содержания осужденного, для чего Консульский департамент, в частности, сотрудничает с благотворительной организацией \"Зарубежные заключенные\". Действующий под ее эгидой фонд оказывает ежемесячную финансовую помощь заключенным, условия содержания которых, по мнению Лондона, не соответствуют цивилизованным стандартам. Великобритания является участником двух международных конвенций, предусматривающих возможность отбывания наказания в британских тюрьмах для королевских поданных, совершивших преступление за рубежом. Также соответствующие двусторонние соглашения имеются с Таиландом и Египтом. Всего в 1996 году 12 англичан были переведены из-за рубежа в британские тюрьмы.
Другой приоритетной задачей британской консульской службы является обеспечение эвакуации соотечественников из \"горячих точек\" и зон стихийных бедствий. Соответствующие планы разрабатываются Консульским департаментом совместно с Министерством обороны. Оповещение осуществляется как через специально выделенных членов местной британской общины, так и по каналам радиостанции Би-Би-Си. Планы эвакуации имеются в зарубежных дипучреждениях, расположенных в т.н \"нестабильных регионах\". За последние годы англичане довольно организованно осуществили эвакуацию своих граждан из Йемена, Руанды, Гамбии, ЦАР, бывшей СФРЮ и совсем недавно из Индонезии. С 1991 года в рамках Консульского департамента действует отдел по чрезвычайным ситуациям, занятый сбором информации о стихийных бедствиях за рубежом, которые могут затронуть жизни соотечественников, и предоставляющий круглосуточно сведения родственникам об их состоянии.
При оказании финансовой помощи МИД проводит линию на ее возмещение в полном объеме, стремясь к максимальному ограничению размеров безвозмездной помощи. Для этого консульские учреждения предлагают свои услуги по переводу денежных средств нуждающимся от родственников, друзей и работодателей как по банковским каналам, так и через Форин Офис. В исключительных случаях консульские учреждения выдают гарантийные письма под обязательство потерпевшего возместить все расходы, связанные с его транспортировкой в Великобританию.
Характерной особенностью консульской работы с зарубежными соотечественниками является целевое обслуживание лиц пенсионного возраста. МИД поддерживает тесные контакты с британскими и местными благотворительными организациями, которые оказывают различную, в том числе финансовую помощь пенсионерам. Наиболее крупная из таких организаций - благотворительный Фонд \"Эйдж консерн\", функционирующий в ряде стран ЕС.
О Центре внешней политики Великобритании. В марте 1998 г. в Лондоне состоялось официальное открытие The Foreign Policy Centre, призванного оказывать содействие в разработке новых подходов к британской международной политике и расширению контактов с неправительственными организациями, научными и деловыми кругами, а также использованию зарубежного опыта. Президентом Центра, созданного под патронажем британского премьер-министра Т.Блэйра, стал мининдел Великобритании Р.Кук.
Выступая на открытии Центра, Р.Кук охарактеризовал основные направления его работы, выделив в их числе: подготовку обобщающих докладов, для министров на основе систематизации накопленного опыта вне Уайтхолла (т.е. правительства Великобритании); организация лекций ведущих мировых политиков (первым, как заявил Р.Кук, выступит премьер-министр Франции Л.Жоспен); проведение семинаров с участием ключевых фигур Уайтхолла, научных и деловых кругов, неправительственных организаций; издание серии регулярных публикаций и брошюр.
Среди целей деятельности этой структуры названы: налаживание более тесного диалога между правительством и влиятельными кругами британского общества по вопросам международной политики; содействие правительству и британскому бизнесу в выработке новых идей относительно практических действий в условиях меняющейся международной обстановки и формирования нового миропорядка; изучение транснациональных проблем, возникающих в результате глобализации современной жизни; работа в направлении обеспечения соответствия внешнеполитического курса Великобритании современным требованиям и национальным интересам страны.
Управление Центром будет осуществлять совет директоров. Деятельность различных программ и исследовательская работа будет координироваться консультативным советом