|
1993 г. | 1996г. | 1997г. | 1998 г. |
Оборот |
313,6 | 422,5 | 470,8 | 599 |
Экспорт |
169,9 | 387,7 | 438,8 | 429 |
Импорт |
143,7 | 34,8 | 32 | 38 |
9 нояб. 1994 г. было заключено новое межправительственное Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Россией и Египтом, содержащее перечень согласованных отраслей и объектов сотрудничества, в частности в области промышленности, энергетики, ирригации и т.д.
Помимо Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве, в 1994 г. во время пребывания в АРЕ вице-премьера РФ было подписано Соглашение об урегулировании взаимных задолженностей между бывшим СССР и АРЕ. Подписанию этого соглашения 10 нояб. 1994 г. предшествовала серия двусторонних переговоров, проводившихся с 1992 г. В схему урегулирования включены ранее предоставленные Советским Союзом Египту госкредиты, а также задолженность нашей страны перед АРЕ по клирингу. Подписанное Соглашение позволило добиться окончательного решения проблемы, в течение многих лет являвшейся тормозом в развитии двусторонних торгово-экономических отношений.
После 1994 г. компетентные ведомства двух стран вели кропотливую работу по дальнейшему развитию договорно-правовой базы экономических связей двух стран, успешно завершенную в ходе проведения в Москве с 18 по 22 сент. 1997 г. первого заседания Совместной Российско-Египетской Комиссии по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Во время работы Совместной комиссии был также подписан ряд меморандумов согласия о сотрудничестве российских и египетских компаний и организаций, а также Соглашение о сотрудничестве между ТПП Московской области и ТПП Александрии.
Заседание Совместной комиссии было проведено накануне официального визита в Россию Президента Египта М.Х. Мубарака, в ходе которого были подписаны межправительственные соглашения о научно-техническом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в области мортранспорта и об избежании двойного налогообложения.
Были решены многие вопросы финансового обеспечения внешней торговли благодаря установлению российским «Межкомбанком» корреспондентских отношений с семью египетскими банками, в т.ч. «Национальным», «Каирским», «Египетско-английским», «Мыср» и другими. Соглашения о взаимном признании гарантий, подписанные «Межкомбанком», позволяют ему выдавать через упомянутые египетские банки гарантии на участие в торгах (Bid Bond) и гарантии надлежащего исполнения контракта (Performance Bond), которые не нуждаются в признании первоклассных банков третьих стран.
В конце 1997 г. в Каире были проведены консультации российских и египетских экспертов по поводу антидемпингового расследования в АРЕ в отношении российских производителей арматурной стали. В марте 1998 г. это разбирательство, которое являлось серьезным сдерживающим фактором развития двусторонней торговли, было прекращено.
В 1998 г. активизировались переговоры по открытию прямой судоходной линии между Россией и Египтом с использованием судов типа «река-море», что дало бы возможность задействовать в транспортных операциях порты Волго-Донской водной системы и Каспийского бассейна. В этих переговорах принимали участие египетская компания «Эджитранс» и Администрация Нижегородской области. В 1999 г. намеревались завершить работу по обоснованию возможных грузопотоков этой судоходной линии, выбору оптимального месторасположения речного терминала на базе Нижегородского речного порта, а также поиску российской транспортной компании партнера египетской фирмы.
Значительный прогресс в 1998 г. достигнут в переговорах российской страховой компанией «Ингосстрах» с Египетской компанией по гарантиям экспортных кредитов о подписании ими соглашения о гарантиях от коммерческих рисков во внешнеторговых операциях. В начале 1999 г. Египетская сторона изучала переданные ей Российской стороной проект Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества, а также учредительные документы о создании российско-египетского Совета Делового сотрудничества.
В 1998 г. в АРЕ были учреждены две египетские компании, которые вступили в переговоры с российскими компаниями об учреждении совместных маркетинговых фирм по реализации промышленной и с/х продукции на рынках России, Египта и третьих стран, как это предусмотрено подписанными в ходе проведения в Москве I заседания Совместной комиссии меморандумами согласия.
Тоговля. До конца 80-х гг. АРЕ являлась одним из крупнейших торговых партнеров СССР из числа развивающихся стран. Важнейшими товарами советского экспорта в Египет были машины и оборудование, на которые приходилось до 50% его стоимости, а также пиломатериалы, целлюлоза, фанера, картон, бумага газетная и мешочная, химические удобрения, уголь, чугун, мороженая рыба и другие товары. Основную часть импорта составляли хлопок, х/б пряжа, ткани, натуральные эфирные масла, парфюмерно-косметические изделия, цитрусовые, одежда, товары бытовой химии, мебель.
Торговля осуществлялась как на базе межправительственных протоколов о товарообороте, так и на основе бартерных операций, позволявших продвигать на египетский рынок наши машины и оборудование против встречных закупок товаров народного потребления и сырья для их производства.
В 1991-93 гг. объем торговли с АРЕ резко сократился. В результате распада СССР большая часть портов Черного моря, на которые прежде были ориентированы грузы в торговле с АРЕ, оказались на территории Украины, в связи с чем возросли транспортные расходы в российско-египетской торговле, а также степень риска в обеспечении сохранности грузов. Понижение товарооборота объясняется также переводом торговли с клиринга на СКВ, ресурсы которой у госорганизаций обеих стран ограничены.
Экспортеры российских машин и оборудования для минобороны, их крупнейшего египетского импортера, были вынуждены возобновить поставки на бартерной основе или с частичной оплатой товаров и услуг египетскими товарами.
Интерес к развитию сотрудничества с Египтом проявляют многие регионы нашей страны, в т. ч. Москва, Московская, Нижегородская и Омская области, Алтайский и Красноярский края, Чувашия и Татарстан. Расположенные в них предприятия часто участвуют в ежегодно проводимой международной Каирской ярмарке, а также во многих проводимых в АРЕ специализированных выставках и ярмарках.
Увеличение российского экспорта в Египет после 1993 г. сопровождалось определенными сдвигами в его товарной структуре, однако ее главная отличительная черта прошлых лет – большой удельный вес в ней машин и оборудования в (1997 г. – 33,4%). Основу российского экспорта машин и оборудования в Египет составляет авиатехника: вертолеты казанского завода, радионавигационное и радиолокационное оборудование.
Есть интерес к самолетам Ту-204-120, установка на которых двигателей РВ-211-535 английской фирмы «Роллс-Ройс» и американской авионики финансируется известным египетским предпринимателем И. Камелем. 2 ноября 1998 г. в Каире состоялась презентация первых двух самолетов, произведенных объединением «Авиастар» по заказу египетской компании «Като Ароматик». Они будут использоваться на авиалиниях, связывающих Египет с государствами Африки, а в последующем – Азии и Европы, по мере сертификации самолетов Ту-204-120 в этих странах.
Популярностью пользуются машины ВАЗ, которые можно встретить в самых отдаленных уголках Египта. Хорошо зарекомендовали себя и российские грузовые автомобили, особенно «Урал» и «Камаз». В 1997 г. поставки легковых и грузовых автомобилей в Египет достигли 13 млн.долл. Поставляются крупные партии российских дорожно-строительных машин и мотоциклов «Урал».
Что касается поставок из России в Египет сырья и полуфабрикатов, то лидером среди этой группы товаров являются полуфабрикаты из железа и стали – слябы и блюмсы, прокатываемые в АРЕ в готовую продукцию. По данным российской таможенной статистики, в 1997 г. их было отгружено 479 тыс.т., на 100 млн.долл. – 55% импортных потребностей Египта.
Доля российской продукции в покрытии импортных потребностей Египта по товарам лесобумажной группы также весьма велика. По фанере (исключая фанеру из хвойных и тропических пород) она составляла в 1997 г. по стоимости 42,9%, по газетной бумаге в рулонах 49,2%. Доля поставок хвойных пиломатериалов из России в импорте АРЕ этой продукции в 1997 г. равнялась по стоимости 16,1%. Фактически доля поставок российских пиломатериалов в их общем импорте была намного выше, поскольку значительная их часть поставляется через СП или западноевропейские фирмы. Значительно возрос экспорт в АРЕ полимеров винилхлорида в первичных формах, достигший в 1997 г. 23,7 тыс.т., на 16,6 млн.долл., в результате чего доля российской продукции в импорте увеличилась до 15%.
Российские компании импортируют из Египта товары народного потребления, в первую очередь продовольствие. Около 20% египетского экспорта в Россию приходится на апельсины, закупки которых составили в 1997 г. 6,9 млн.долл. В наших магазинах можно встретить и египетские рис, лук, чеснок, макаронные изделия, готовые супы и бульоны, красный чай каркаде. Среди промтоваров – лекарства, лезвия для бритв, парфюмерно-косметические товары, мебель, швейные и трикотажные изделия. Объемы поставок этих и других египетских товаров в Россию невелики, поскольку египетские экспортерам пока не удалось в должной мере приспособиться к новым условиям работы на нашем рынке.
В сент. 1998 г., как и год назад, в Москве в ЦМТ прошла Неделя АРЕ с участием крупнейших египетских экспортеров, не поставлявших ранее свою продукцию в Россию: компании Веllа Donna (трикотаж), Nounou Bros (х/б ткани и швейные изделия), Nefertary Cosmetics (кремы, шампуни, лосьоны) и др. Демонстрировались одежда, мебель, ткани, парфюмерия и косметика, фармтовары, продовольствие. Египетские бизнесмены (компания по экспорту с/х продукции в СНГ – «Мамсо») принимали в 1998 г. участие в Нижегородской ярмарке.
В составе Федерации египетских торговых палат существует российская секция, члены которой ведут деловые контакты с Россией. Секция регулярно проводит свои заседания по вопросам сотрудничества с нашей страной. Ее председатель или зам. принимают участие в крупных торговых переговорах, выставках египетских товаров в России. Секция участвует в подготовке предложений для межправительственной комиссии.
Экономическое и техническое сотрудничество. С 1958 г., в рамках межправительственных соглашений, в АРЕ нами было построено 97 промэнергетических и с/х объектов. Крупнейшим из них является Асуанский гидроэнергетический комплекс. При содействии СССР в Египте впервые организовано производство алюминия, металлорежущих станков, холоднокатаного стального листа, кокса, смазочных масел. Значительно расширены мощности в энергетике, черной металлургии, нефтеперерабатывающей, металлообрабатывающей и судостроительной отраслях.
До середины 70-х гг. на рынке капстроительства Египта активно работали советские организации: были построены и сданы в эксплуатацию 97 крупных объектов, которые заложили основу современной экономики АРЕ. С середины 70-х гг. советские, а с 1991 г. и российские организации утратили значительную часть завоеванных ими ранее позиций на рынке комплектного строительства АРЕ, которые заняли фирмы и компании других стран.
Представительства более 30 российских структур стремятся найти свое место на инвестиционном рынке Египта. Ежегодно российские организации принимают участие в 20-25 международных тендерах, в частности по реконструкции Хелуанского меткомбината и коксохимзавода, по модернизации Асуанской ГЭС, по строительству объектов ирригации, по поставкам оборудования, материалов и техники для объектов, ранее построенных при техсодействии СССР.
В 1997 г. экспорт российских машин и оборудования в АРЕ по линии экономсотрудничества составил 12,1 млн.долл. Его основу составляли запасные части и сменное оборудование, поставлявшееся на объекты, построенные ранее при техническом содействии Советского Союза. В первой половине 1998 г. на реконструкции цехов и модернизации основного технологического оборудования Хелуанского меткомбината и замене коксовой батареи №1 на Хелуанском коксохимзаводе работало до 70 российских специалистов; представительства рособъединений приняли участие в 19 тендерах на 19,8 млн.долл. – было выиграно 8 тендеров на сумму более 1 млн.долл.
Активность на рынке капстроительства в АРЕ проявляет ВО «Тяжпромэкспорт», принимавшее в 1999 г. участие в тендере по замене коксовой батареи №2 на Хелуанском коксохимзаводе и в тендере на ремонт доменной печи на Хелуанском меткомбинате.
Сотрудничество между РФ и АРЕ базируется на основе подписанного в ноябре 1994 г. Соглашения об эконом. и техсотрудничестве, включающее в себя 35 тем и направлений в области энергоснабжения и строительства объектов, с использованием возобновляемых видов энергии, ГЭС, ЛЭП, трансформаторных подстанций, мирного использования атомной энергии, поставки запчастей и в других областях.
Развитие широкомасштабного российско-египетского сотрудничества в области традиционной энергетики сдерживается отсутствием имевшей место в предыдущие годы государственной поддержки в сфере кредитования и централизованных поставок основного технологического оборудования. В «нетрадиционной» энергетике, при наличии у российских организаций новейших и не имеющих аналогов в мировой практике образцов, отсутствуют реально действующие объекты с трехгодичным периодом практической эксплуатации, как того требует законодательство АРЕ. Сказывается также отсутствие у российских организаций опыта участия в международных тендерах и, как результат, проигрыш торгов западным конкурентам.
Российским организациям на рынке капстроительства Египта необходимо быть готовыми к тому, что все большая часть объектов на нем будет реализовываться на условиях предоставления иностранных кредитов или схемы БОТ и ее разновидностей.
Египетский рынок машин и оборудования. Импорт Египтом машин, оборудования и транспортных средств охватывает практически всю гамму товаров, представленных в разделах 84-90 Единой товарной номенклатуры (ЕТН). Перечень позиций ввезенных в страну в 1997 г. товаров номенклатуры указанных разделов превысил 17 тыс. наименований. Их общая сумма составила 3,8 млрд.долл., или 30% от объема импорта Египта. Импорт машин и оборудования охватывает товары, предназначенные для удовлетворения потребностей непосредственно в импортном оборудовании, а также товары, которые вместе с закупаемыми лицензиями, технологиями, патентами используются для налаживания как собственных, так и совместных производств. Причем такие производства поощряются: методы тарифного регулирования, налоговые освобождения и льготы, особенно в первые годы работы предприятия. Защищая собственного производителя, Египет продолжает сохранять высокими импортные таможенные пошлины на ряд позиций. При поставках в Египет легковых автомобилей их рыночная стоимость, в зависимости от объема двигателя, может достигать 300% от контрактной цены СИФ. Это увеличение цены включает как высокий уровень таможенных пошлин, так и высокий уровень налога на продажу. В последнее время Египет, испытывая постоянное давление ВТО, снижает уровень тарифных и нетарифных ограничений и барьеров.
Следующей характерной чертой египетского рынка является тендерная основа закупок, согласно которой экспортер обязан выдать гарантии на участие в торгах в виде гарантийных сумм Bid Bond. При этом гарантии должны быть выданы египетским банком. Для этого потенциальным экспортерам необходимо «заморозить» в египетском банке средства на весь срок рассмотрения тендерных заявок. Часто экспортеры сталкиваются с задержкой возврата этих средств даже после окончания торгов и подписания контрактов, что связано с определенной спецификой проведения торгов. Аналогичные трудности возникают у экспортера при возврате ему сумм, которые он уплатил по подписанному контракту в виде гарантии надлежащего исполнения контракта Performance Bond.
Поэтому, как правило, работа на египетском рынке осуществляется через агентов, которые, помимо поиска заказчиков и покупателей, помогают преодолеть многие организационные и финансовые трудности, связанные с участием в торгах. Практика работы через агентов поддерживается законодательством, согласно которому участие иностранных компаний в объявленных торгах должно осуществляться через египетских зарегистрированных агентов. Но даже в случае проработки прямых закупок (без объявления тендера) египетские заказчики заинтересованы иметь дело с агентами, при помощи которых легче решаются вопросы гарантийного, сервисного обслуживании, поставки запчастей. Это особенно актуально при закупках сложного оборудования. Конечно, имеются египетские заказчики, которые, во избежание расходов экспортера на агентские услуги, пытаются установить прямые отношения с российскими производителями. Однако чаще это имеет место при проработке закупки небольших партий машин и оборудования и, как правило, не дает положительного результата. Проникновение на египетский рынок российских машин и оборудования происходит в условиях острой конкуренции с фирмами индустриально-развитых стран. Россия заметно ощущает конкуренцию фирм стран СНГ(Белоруссии, Украины), оборудование которых традиционно, еще со времен СССР, хорошо зарекомендовало себя на египетском рынке.
При проработке вопросов продвижения на египетский рынок российских машин и оборудования, особенно предлагаемых впервые, важнейшую роль играет реклама. По сложившейся международной практике, расходы на рекламу могут превышать 20% от предполагаемой суммы заказа. Необходимо отметить, что в условиях жесткой конкуренции на рынке Египта, рекламные мероприятия осуществляются российскими потенциальными экспортерами на недостаточно высоком уровне. Очевидно, что без затрат на рекламу, на маркетинговые исследования, на поиск надежного агента завоевание рынка Египта обречено на неудачу. А к таким мероприятиям должны относиться: красочно оформленные проспекты, каталоги на английском языке, реклама в СМИ, в тематических журналах и сборниках, участие в презентациях, выставках и др. Естественно, все эти рекламные мероприятия должны проводиться в условиях конкурентоспособности предлагаемых машин и оборудования, т.е. когда уровень цены и качества товара отвечают требованиям рынка.
Российские экспортеры в подавляющем большинстве случаев ориентированы на своего основного традиционного заказчика – минобороны, поставки для которого осуществляются без взимания импортных пошлин.
Российский экспорт машин и оборудования в Египет в 1997 г. в размере 130,8 млн.долл. с указанием экспортера:
Вертолеты МИ-17-1В |
50 | «Авиаэкспорт» |
Станки металлореж. |
2 | «Станкоимпорт» |
Самосвалы «Урал» |
2,9 | «Автоэкспорт»
|