По разведанным запасам нефти Ливия занимает первое место в Африке и пятое среди стран-членов ОПЕК (после Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Ирака). На долю СНЛАД приходится около 2% всех мировых нефтяных ресурсов. Достоверные запасы ливийской нефти составляют 29,5 млрд.барр. Помимо нефти в Ливии имеются довольно крупные запасы природного газа (1,6 трлн.куб.м; третье место в Африке), имеются запасы железной руды, фосфатов, гипса.
Разведанные запасы нефти оцениваются в 45,5 млрд.барр. По данным Международного Агентства по энергии, производство нефти в СНЛАД в дек. 1997 г. достигло 1,45 млн. баррелей в день (б/д) но уже к середине 1998 г. снизилось до 1,3 млн.барр. Последняя цифра меньше даже новой, сокращенной квоты ОПЕК для Ливии, введенной в 1998 г. (1,52 млн.б/д). Помимо желания СНЛАД идти в русле политики ОПЕК по повышению мировых цен на нефть это можно объяснить и недостаточным развитием здесь уже имеющихся месторождений, а также до недавнего времени вяло проходившей разработкой новых, поскольку еще в 1970-х гг. их интенсивное использование было официальным Триполи признано противоречащим интересам государства. Между тем, по прогнозам специалистов, при отказе от серьезной разработки новых месторождений нефти ее производство в СНЛАД способно упасть до 1 млн.б/д к началу следующего столетия, а к 2010 г. – и до 0,8 млн.б/д.
Система концессиональных прав на нефтеразведку.Все операции по нефти в Ливии относятся к компетенции гос. Национальной нефтяной корпорапии (ННК), основанной в 1970 г. Ее доля участия в каждом из соглашений по разработке и эксплуатации нефтяных месторождений – не менее 50%.
Нефтепоисковые работы в СНЛАД ведутся как национальными и совместными компаниями-операторами, так и зарубежными компаниями, получившими концессионные права на нефтеразведку. Концессии предоставляются в виде «Соглашений о разработке и долевом участии в производстве» (EPSA). Инокомпания ведет своими силами нефтепоиск, и в случае открытия крупного месторождения и начала его промышленной эксплуатации становится, совместно с ННК, компанией-оператором. Стоимость концессии зависит при прочих равных условиях от географического расположения концессионного участка. Территория Ливии разделена на 4 зоны, различаемые по степени вероятности залегания там нефти.
Сегодня осуществляется третий этап добычи – ЕРSА-З. Его условия предусматривают возмещение затрат по нефтеразработке за счет планируемой продукции, равное участие партнеров (ННК и иностранный подрядчик) в расходах по развитию открытого месторождения. Распределение дохода регулируется по скользящей шкале, при этом часть, отходящая подрядчику, освобождается от уплаты налогов и арендной платы за разработку месторождения. ННК была вынуждена выдвинуть упомянутые условия после того, как работы по договорам EPSA-1,2 принесли незначительные результаты ввиду их низкой экономической эффективности для подрядчика. По прогнозам ННК, исполнение ЕРSА-З добавит по меньшей мере еще 2 млрд. баррелей нефти к уже разведанным нефтяным запасам. Соглашения в рамках EPSA-З уже подписаны с компаниями «Шелл» (Дания), «ОМВ» (Австрия), «Тоталь» (Франция), «Сага Петролеум» (Норвегия), «Бразпетро» (Бразилия), «Петрофина» (Бельгия), «Лаемо» (Великобритания), «Аджип» (Италия), «Винтерхалл» (ФРГ), «Хаски Ойл», «РСО», «Интернэшнл Петролеум Корпорейшн» (Канада), госконсорциумом Ю. Кореи, рядом других корпораций. Недавно аналогичное соглашение заключено с испанской «Репсол», разрабатывающей ныне нефтяное месторождение на юге СНЛАД.
Развитие перспективных нефтяных месторождений. Месторождению в Мурзуке, расположенному на юго-западе страны, ННК придается приоритетное значение. Проект по его развитию из двух стадий оценивается в 1 млрд.долл., после его завершения производительность месторождения составит около 250 тыс.б/д. Все контракты по выполнению 1-й стадии проекта уже распределены. Всего нефтеносное месторождение в Мурзуке содержит, оценочно, 800 млн. барр. нефти. Запланировано было начать добычу в дек. 1998 г. с 50тыс. б/д, доведя ее к 2005 г. до 200 тыс. б/д. В 1998 г. ННК подписала соглашение по развитию данного месторождения с Европейским консорциумом в составе компаний «Репсол» (доля – 45%), «Тоталь» (30%) и ОМВ (30%). Когда месторождение начнет выработку продукции, доля ННК в доходах составит 50%.
Месторождение в Мабруке (600 км. к югу от г.Сирт) было открыто еще в 1959 г., однако из-за высокой стоимости работ (около 1 млрд.долл.) ввиду сложного географического шельфа долгое время оно было законсервировано. Мабрукское месторождение содержит 1,3 млрд.барр. нефти. По его разработке в мае 1993 г. ННК было подписано соглашение сроком на 35 лет с компанией «Тоталь», которая, в свою очередь, сдала в аренду 25% территории компании «Сага Петролеум». Она сформировала дочернюю фирму «Сага Петролеум Мабрук АС», открывшую в 1996 г. представительство в Триполи.
Двухэтапный проект развития этого месторождения предусматривает его первоначальную разведку с целью выяснения коммерческой целесообразности дальнейших капиталовложений. При наличии таковой должна начаться интенсивная разработка всего месторождения. Первоначально компании-операторы намереваются задействовать нефтеносные поля на западе Мабрука (запасы нефти – 50 млн.барр.). К концу 1999 г. здесь планируется добывать до 30 тыс.б/д. «Тоталь» и «Сага Петролеум» занимаются также и разведкой нефтеместорождений в Хараме и Антелате (Феззан), которые, предположительно, содержат в совокупности около 2,1 млрд.барр. нефти.
Бури (западная частьТриполитании) в 1993 г. ННК заключила соглашение с «Аджип», которое привело ранее существовавшее соглашение 1974 г. в соответствие с условиями ЕРSА-3. Доля «Аджип» увеличилась с 14 до 30%. В дек. 1995 г., компания завершила первую стадию разработки месторождения (вся программа оценивается в 2 млрд.долл.), увеличив производство с 65 тыс. б/д до 80 тыс. б/д. Осуществляется вторая стадия, которая даст возможность повысить производительность до 150 тыс. Разведанные запасы Бури – 5 млрд.барр. нефти.
Ас-Сара (юго-восток к Ливии). В авг. 1994 г. завершилась вторая стадия разработки данного месторождения, позволившая увеличить добычу нефти до 53 тыс. б/д. Запасы месторождения – 250 млн. барр. В 1995 г. компания «Винтерхалл», занимающаяся его разработкой, заявила о том, что ежедневная добыча нефти здесь составляет 60 тыс. баррелей.
Концессия на месторождение Кабир в 1991 г. была передана компании «АГОКО» («Арабиен Галф Ойд Компани»), полностью принадлежащей ННК. После проведения подготовительных работ в 1996 г. «АГОКО» объявила о начале добычи нефти на этом месторождении. К началу 1998 г. из его недр, содержащих нефть парафинового основания с малым количеством серы, извлекалось до 90 тыс.б/д.
Нефтеочистка и распределение.Ливия осуществляет операции по нефтеочистке как на своей территории, так и за рубежом, распределяя нефть по основным европейским рынкам. Основными же рынками сбыта нефти для СНЛАД по-прежнему остаются Италия, Германия и Испания. Очистка ливийской нефти и производство продуктов происходят в Италии, Германии и Швейцарии; Ливия располагает широкой дистрибуторской сетью в этих странах, в то же время стремясь внедряться на рынки стран Вост. Европы.
На своих собственных НПЗ СНЛАД в состоянии переработать до 40% своей нефти. Их пропускная способность составляет 342 тыс. б/д, на трех аналогичных заводах в Европе – в целом около 300 тыс. б/д.
Завия. Расположенный нa северо-западе страны, завод был построен итальянскими специалистами. Его мощность – 108 тыс. б/д, он на 70% удовлетворяет потребности района Триполи, часть продукции экспортируется.
Рас-Дануф. Завод построен компанией «Раско», функционирует с 1985 г. Его мощность – 198 тыс.б/д, однако в настоящее время он работает не в полную силу. Большая часть итогового продукта поступает на электростанции, работающие на жидком топливе, а также на расположенный вблизи химический комплекс.
Тобрук. Завод сооружен в 1985 г., его мощность 18 тыс.б/д.
Себха. Строительство этого завода с запланированной мощностью 20 тыс.б/д, расчитанного на поступление нефти с ближайшего месторождения в Мурзуке, еще не началось. В 1989 г. ННК передало контракт итальянской корпорации СТИП. Ожидается, что сейчас, когда работы в Мурзукском месторождении интенсифицируются, проект будет возобновлен.
Стратегия правительства состоит в развитии зарубежных НПЗ и расширении дистрибуторской сети, чтобы обеспечить сбыт 400 тыс.-450 тыс.б/д через регион Средиземноморья. В 1994 г. было объявлено о планах по усовершенствованию НПЗ в Кремоне (Италия) и модернизации аналогичных предприятий в ФРГ. Планируется также расширение дистрибуторской сети в Словакии, Венгрии и Чехии. Ливия рассчитывает таким образом компенсировать свое неучастие в Средиземноморском партнерстве. Кроме того, с 1996 г. со СНЛАД был снят статус развивающейся страны, что повлекло за собой новые пошлины на выработанные из нефти продукты.
До сент. 1993 г. интересы Ливии за рубежом в вопросах нефтепереработки и дистрибуторских операций представляла компания «Ойлинвест Интернэшнл», для чего была создана дочерняя компания: «Ойлинвест Нидерландс», управляемая ННК, ЛАФИКО и ЛАФБ (Ливийский арабский внешбанк). Однако вследствие санкционных мер, предпринятых в отношении Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООH №733, №748 (1992 г.) и №883 (1993 г.), СНЛАД была вынуждена передать контрольный пакет акций (55%) частным итальянским и немецким инвесторам, сохранив 45% акций.
Газовая промышленность. Крупные месторождения – Гадамес, Хамада, Сирт, Бури. В 1996 г., по данным ОПЕК, в Ливии было добыто 6,4 млрд.куб.м.прир. газа. Основная его часть была использована для нужд ливийского энергетического комплекса, около 1,2 млн.куб.м.экспортировано, главным образом, в Италию и Испанию.
Стремясь стимулировать развитие газового сектора в промышленности, правительство разработало план по сооружению двух газопроводов, которые включат новые газовые электростанции в Бенгази, Зуэтине, Хомсе и Триполи в единую национальную энергосистему. В июне 1996 г. ННК подписала контракт в 3 млрд.долл. с компанией «Аджип». Он предусматривает осуществление проекта по созданию гигантского газопровода (частично пролегающего по морскому дну), который свяжет месторождения прир. газа в Ливии с единой газовой сетью Италии (о.Сицилия). Ливия также намерена самостоятельно разрабатывать несколько газовых месторождений на своей территории.
Разработка новых нефтяных и газовых месторождений и интенсификация работ на уже действующих, даже поддержание объема добычи нефти на прежнем уровне требуют внедрения новых передовых технологий, замены устаревшего, зачастую изношенного оборудования. В результате действия международных антиливийских санкций нефтегазовая отрасль страны испытывает большие трудности. Особенно негативно санкционный режим сказался на ее нефтяной составляющей, значительно (в среднем в четыре раза) увеличивая стоимость импорта оборудования, запчастей к нему и его транспортировки. Санкции тормозили и дальнейшую экспансию ливийцев на новые рынки сбыта нефти, препятствуют проникновению в СНЛАД американских компаний, до 1986 г. весьма активно работавших в ливийском нефтяном секторе (их капиталы были заморожены). Против Ливии не введено международное нефтяное эмбарго, однако США в одностороннем порядке предприняли ряд мер, чтобы максимально затруднить нормальное функционирование нефтегазовой отрасли Ливии, проведение платежей и расчетов с иностранными подрядчиками через мировую банковскую систему. В авг. 1996 г. американский Конгресс ввел в действие закон Д’Амато, предусматривающий наложение санкций правительством США на инокомпании, инвестирующие более 40 млн.долл. в ливийский нефтегазовый сектор (этот закон вызвал резкую критику со стороны Евросоюза, ряд членов которого – Италия, Германия, Испания – в значительной степени удовлетворяют потребности своих ТЭК за счет ливийской нефти и заинтересованы в дальнейшем всестороннем развитии сотрудничества с Джамахирией в этой области).
Ливия остается в стороне и от многих экономических новаций, из которых извлекают пользу ее североафриканские соседи. Так, она не входит в число стран, образовавших новую зону свободной торговли в Средиземноморье, что открывает им доступ к получению дотаций на развитие от Евросоюза. В Джамахирии не ведутся также работы по созданию программ приватизации с целью привлечения иноинвестиций и ускорения экономического развития.