Макроэкономика Ганы

ВВП в 1998 г. - 16,59 млрд.седи. Темпы прироста: 4,6%. Удельный вес в ВВП (в скобках уровень роста): сельского хозяйства - 50% (5,3%), промпроизводства - 20,7% (2,5%), сферы услуг - 29,3% (6%), ВВП на душу населения - 340 долл. в год.

Сельхозпроизводство. Около 40% (5,3 млн.га) всех пахотных земель занято под сельское хозяйство. 80% с/х продукции вырабатывается мелкими, в основном семейными фермами. На экспорт с/х продукции приходится 60% экспортных доходов Ганы и 50% в ВВП. Какао-бобы (в 1998 г. произведено 409 тыс.т.) занимают второе место после золота по доходам от экспорта и 13% от мирового производства - 27% всего с/х производства Ганы. Корнеплоды (кассава, ям, кокоям, сладкий картофель) - 46%, плантен - 9%, зерновые (кукуруза, рис, просо) - 7%, животноводство - 5%, рыболовство - 4%, фрукты, овощи - 2%, Только 13% всей с/х продукции дополнительно обрабатывается.

Промышленное производство: золото - 50 т., алмазы - 400 карат (0,08 т), бокситы - до 1 млн. т., марганец - 920 тыс.т. Потребление электроэнергии - 400 квт/ч на душу населения.

Транспорт. Железные дороги - 1400 км. Ширина колеи 1067 мм. Автодороги - 18,2 тыс.км., в т.ч. 1209 км. реконструированы в1993-98 гг. Автопарк - более 100 тыс. а/м. Грузооборот морских портов (Тема, Такоради) - 10 млн.т. в год. Международный аэропорт - Котока в Аккре.

Госбюджет: поступления - 2178,9 млрд. седи, расходы - 2491,6 млрд. седи, темпы инфляции на конец 1998 г. - 15,7%, минимальная заработная плата - 2900 седи (чуть более 1 долл. в день).

Внешний долг в конце 1998 г. - 5,7 млрд.долл. Норма обслуживания - 25%.

Внешняя торговля (млрд.долл.) в 1998 г. (в скобках 1997 г.): импорт - 2,2 (2,1); экспорт - 1,83 (1,49), в т.ч. нетрадиционный - 0,23 (0,16). Основные статьи экспорта (млн.долл.): какао-бобы - 617,4 (34,1%); минералы - 717,8 (39,7%), в т.ч. золото - 687,8 (37,5%); древесина - 171 (9,4%).

Образование. В 1998 г. уровень грамотности населения - более 50% (из них 61% - мужчины и 39% - женщины). Начальное образование получают 76,5% детей соответствующего возраста, среднее - менее 40%. В стране 5 университетов, где учится 25,3 тыс. студентов, 8 средних технических заведений - 12,8 тыс. студентов, около 70 педагогических и профтехучилищ, 107 НИИ, 565 средних школ (17-20 лет), 5,6 тыс. младших школ (13-16 лет), 12 тыс. начальных школ (6-12 лет).

Здравоохранение. В Гане 9 областных госпиталей, 51 районная больница, 632 здравпункта (из них 26 построены в 1998 г.), 2 учебных медицинских центра, всего 15160 койкомест, 1500 врачей. К квалифицированному медобслуживанию имеют доступ 60% населения. На каждые 1,2 тыс. ганских граждан приходится 1 врач, 1 медсестра и 3 знахаря. На 1 зубного врача приходится 200 тыс.чел. Средняя продолжительность жизни 58 лет. Детская смертность - 0,06%. В Гане 440 тыс. носителей СПИДа, из них 29,5 тыс - больных СПИДом.

Госбюджет на 1999 г. 5 фев. 1999 г. министр финансов Гацм Кваме Пепра представил парламенту проект госбюджета страны на 1999 г. В своем послании Пепра заверил парламент, что правительство в 1999 г. будет продолжать преследовать умеренную политику и продвигать инициативы, направленные на дальнейшее уменьшение уровня инфляции, процентных ставок и сокращение бюджетного дефицита, стимулирование дальнейшего роста во всех отраслях экономики с тем, чтобы приблизить достижение целей, намеченных в программе \"Видение 2020\".

Сразу после представления бюджета 1999 г. началось его обсуждение в парламенте. Оппозиция выступила с рядом критических замечаний, в основном политического характера. Парламентское меньшинство заявило, что среднесрочные макроэкономические цели, равно как и задачи перед правительством на этот год, заложенные в представленном бюджете \"слишком оптимистичны\" и вряд ли достижимы. Такой вывод в основном базировался на заключениях Центра политического анализа (ЦЕПА) и Международного валютного фонда. Кроме того, по мнению оппозиции, улучшения в экономике страны в целом не отражаются на жизненном уровне ганцев. Также было отмечено, что новый бюджет, будучи составлен по кардинально новому принципу - с прогнозами на ближайшие 3 года, все же не содержит каких-либо радикальных программ перестройки экономики, способных поднять уровень ее роста до двузначной отметки, что необходимо для достижения поставленных задач и для полного вывода страны из кризиса.

Тем не менее 30 марта парламент Ганы принял большинством голосов бюджет 1999 г. без каких-либо изменений и поправок.

Как и в предыдущие годы, составители бюджета исходили из показателей, достигнутых в прошлом году, основных ориентиров, заложенных в государственной программе развития страны \"Видение 2020\", и вопросов, поднятых президентом Дж.Ролингсом в его ежегодном обращении к парламенту Ганы в начале 1999 г.

Однако на этот раз поставленные перед Ганой задачи распространяются на период до 2001 г., хотя заложенные в бюджет показатели на 2000 и 2001 гг. являются лишь оценочными и вероятнее всего будут пересматриваться по результатам предшествующих лет.

В бюджет 1998 г. закладывались следующие макроэкономические показатели развития: темпы прироста ВВП - 5,6% (впоследствии эта цифра была пересмотрена по причине энергетического кризиса и составила 4,8%); темпы инфляции на конец года - 9,5%; итоговый баланс/превышение расходов над доходами (согласно введенному в прошлом году широкому методу оценки) - 1032 млрд. седи; положительное сальдо платежного баланса - 80 млн.долл.

Несмотря на то, что Гана не смогла достичь ни одного из вышеназванных показателей, в целом по сравнению с результатами предыдущих лет экономика страны достигла некоторых успехов в 1998 г. По словам Пепра, экономика Ганы стала сильнее и устойчивее, что наглядно продемонстрировал энергетический кризис. Министр заявил, что кризис оказал не такое сильное воздействие на ганскую экономику, как предполагалось ранее, в основном, потому что он никак не отразился на развитии сельскохозяйственного сектора. В целом же экономический рост стабилизировался, произошли значительные улучшения в финансовой и денежной политике.

Темпы инфляции на дек. 1998 г. составили 15,7%. В этом, по словам К.Пепра, большая заслуга Банка Ганы, проводящего целенаправленную политику по сдерживанию и стабилизации курса седи (темпы обесценивания национальной валюты составили в 1998 г. лишь 4,1%, в 1997 - 22,7%), несмотря на планомерное увеличение денежной массы и удорожание потребительской корзины.

Дефицит торгового баланса, составивший 383,8 млн.долл. (5,2% от ВВП), немного выше запланированного (353,7 млн.долл. или 4,3% от ВВП), однако значительно ниже показателя 1997 г. - 9,3%. Экспорт (ФОБ) в 1998 г. - 1830 млн.долл. (1489,9 млн. в 1997 г.), импорт - 2214,2 млн.долл. (2128,3 млн.долл. в 1997 г.), вместо запланированных 1625,2 млн. и 1978,9 млн. соответственно.

Несмотря на сравнительно низкую активность инвесторов и сокращение помощи от доноров, вызванные обоюдным решением доноров и правительства ограничить краткосрочные ссуды и иностранные нельготные займы с целью сокращения внешнего долга, приток в страну иностранного капитала оказался более чем достаточным, чтобы свести бюджет с положительным сальдо в размере 99,4 млн.долл. вместо запланированных 80 млн.долл.

Обслуживание внешнего долга оставалось стабильным в 1998 г.

В 1999 г., исходя из желания отразить в полной мере процессы развития в стране, правительство как и в прошлом году применяло так называемый <широкий> подход при подготовке, отслеживании и пересмотре бюджета, т.е. с учетом всех без исключения издержек и поступлений, в том числе и иностранной помощи.

Согласно новому бюджету в 1999 г. Гану планируется вывести на следующие макроэкономические рубежи (в скобках даны средние показатели за период 1999-2001 гг.): темпы прироста ВВП - 5,5% (5,8%), темпы инфляции на конец года - 9,5% (5%), бюджетный дефицит (по <широкому> методу) - 5,2% от ВВП (2,6%), положительное сальдо платежного баланса - 60 млн.долл. (70 млн.долл.), 5,5% уровень роста в 1999 г. основан на запланированных 5,6% росте в сельском хозяйстве, 6,3% росте в промышленности с учетом стабильной подачи электроэнергии в течении последних 3-х мес. и 5,3% росте в сфере услуг. Ожидается, что частный сектор в 1999 г. позитивно отреагирует на снижение банковских процентных ставок и стабилизацию курса обмена седи. Запланированное дальнейшее снижение уровня внутренней инфляции следует из продолжающегося ужесточения налоговой и денежной политики государства.

Правительство рассчитывает, что поступления в бюджет в 1999 г. составят 5395 млрд. седи, что значительно превышает этот же показатель прошлого года. Рост доходов ожидается в первую очередь за счет сбора налогов и пошлин, которых планируется получить 3294 млрд. седи. При этом основной акцент ставится на НДС, в то время как 17,5% спецналог планируется полностью упразднить.

Меньше надежд возлагается на дотации из-за рубежа - 343 млрд. седи и неналоговые бюджетные доходы - 475 млрд. седи. Ожидается, что внутренние капиталовложения составят 19,3% от ВВП. Подобное повышение доходной части не является, по мнению некоторых экспертов, лишенным реальных оснований, учитывая выход страны из энергетического кризиса и введение в Гане НДС.

Однако, по опыту прошлых лет, наибольшие опасения вызывает способность правительства удержать под контролем расходную часть бюджета, которую планируется увеличить по сравнению с прошлым годом более чем на 30%, до суммы в 6744 млрд. седи. Как и прежде, будут увеличены расходы на образование, здравоохранение, дорожное строительство, электроэнергию и водоснабжение, обслуживание внешнего долга (271 млрд. седи). Обслуживание внутреннего долга должно будет уменьшиться до 737 млрд. седи за счет низких банковских процентных ставок. На социальные нужды планируется израсходовать 165 млрд. седи.

Внешний долг Ганы в 1999 г. оценивается в 5841 млн.долл. (5679 млн.долл. в 1998 г.). Его увеличение должно произойти в основном за счет долгосрочных льготных кредитов. Средний курс американского доллара в 1999 г. составил 2,346 седи (в апр. 1999 г. 1 долл.= 2400 седи).

Предполагается дальнейшее снижение темпов инфляции - с 15,7% на конец 1998 г. до 9,5% на конец текущего года, как было заложено и в бюджет 1998 г., что выглядит довольно реалистично, если принять во внимание позитивную тенденцию к падению инфляции за последние два года и планомерную кредитную и валютно-финансовую политику Банка Ганы в этом направлении. Рост денежной массы, по оценкам Минфина, не должен будет превысить 15%.

Платежный баланс предполагается свести с положительным сальдо в 60 млн.долл., что даже ниже планов двух предыдущих лет, несмотря на неплохие результаты 1998 г. (99,4 млн.долл.).

С целью увеличения доходов в иностранной валюте правительство намерено продолжать придерживаться политики диверсификации экспорта. Тем не менее основными экспортными товарами останутся золото и какао-бобы, причем от продажи последних планируется получить 587,5 млн.долл. (1/3 всего экспорта), в то время как доля золота в экспорте Ганы (38%) продолжает вопреки прогнозам увеличиваться, оставаясь на 1-м месте по экспортным доходам государства. Золото принесет, по оценкам, 721,1% млн.долл. Доля нетрадиционного экспорта в 1999 г., по мнению Минфина, возрастет с 13,9% в 1998 г до 14,6% в 1999 г. Всего же в 1999 г. планируется экспортировать из Ганы на сумму в 1885 млн.долл (9,7% от ВВП).