О деятельности иностранных компаний. Ливийские власти предприняли ряд шагов для регулирования их деятельности на территории страны. Принят 09.03.97 г. Закон №5 от 1426 г. (1997 г. по европейскому «летосчислению) о поощрении иноинвестиций. Предусматривается создание независимого Бюро по поощрению инвестиций (далее – «Бюро»), работающего при ГНК экономики и торговли, который будет, решать многие проблемы, связанные с внедрением данного Закона.
Предусматривается привлечение инвестиций в следующие сферы: машиностроение, туризм, сельское хозяйство, здравоохранение, службы быта, а также любые другие сферы, которые определяет ВНК.
Проектам, осуществляемым в рамках Закона, будет предоставлен ряд привилегий: машины и оборудование, запчасти и сырье, необходимые для осуществления какого-либо проекта, будут освобождены от всех пошлин, налагаемых на импорт, в течение 5 лет; проект будет освобожден от подоходного налога на 5-летний срок со дня начала его работы. Этот период может быть продлен еще на 3 года. То же самое относится и к прибыли, в том случае если она будет снова инвестироваться в экономику; товары, производимые на экспорт, освобождаются от налога и всех сборов, которые взимаются при экспорте товаров.
Закон предусматривает, что инвесторы имеют право реэкспортировать свой капитал в тех случаях, если сроки проекта закончились, либо проект аннулирован, либо продан полностью или частично.
Инвестор имеет право привлекать иностранную рабочую силу и специалистов, если на территории СНЛАД нет лиц с данной квалификацией. При этом иностранцы имеют право на трансфер за рубеж определенной части своей зарплаты и других выплат, полученных в ходе работы по осуществлению какого-либо проекта в рамках данного Закона. Закон поощряет те проекты, которые направлены на развитие регионов СНЛАД или которые используют оборудование, способствующее экономии электроэнергии и воды.
Инвестор для осуществления проекта имеет право открыть счет в СКВ в комбанке или Ливийском арабском внешбанке.
В тех случаях, когда иноинвестор нарушает какие-либо положения Закона или принятых на его основе постановлений, ему может быть сделано предупреждение от имени ВНК и назначен срок для ликвидации нарушений. Если же инвестор будет продолжать нарушать Закон, то на основании рекомендации Бюро секретарь ВНК может лишить проект определенных привилегий, предусмотренных данным Законом, либо обязать инвестора уплатить все сборы, от которых он был освобожден, в двойном размере.
Инвестор может быть лишен лицензии на осуществление проекта, либо проект может быть окончательно ликвидирован в случаях, если осуществление проекта не началось в согласованные сроки, либо в случае нарушений основных положений данного Закона. Инвестор в течение 30 дней со дня информирования его о данном решении имеет право подать апелляцию.
Инвестор должен представлять при необходимости бухгалтерские книги и другие отчетные документы, готовить ежегодный финотчет. Работники Бюро контролируют выполнение данного Закона и выявляют его нарушения. Они наделяются правом производить инспекцию проектов, просматривать интересующую их документацию. Любые спорные вопросы, возникающие при осуществлении проектов данного Закона, рассматриваются в судебных органах Ливии в тех случаях, когда они не регулируются двусторонними или многосторонними межгосударственными соглашениями. Положения данного Закона не распространяются на инокапитал, инвестируемый в нефтяные проекты в соответствии с Законом №25 от 1955 г. и поправками к этому Закону.
Инвестиционный климат. В 1982 г. была создана Ливийская арабская компания по зарубежным инвестициям «Лафико», которой были переданы функции в области инвестиционных операций за рубежом (промышленность, туризм, гостиницы, транспорт). Уставной капитал в 1,7 млрд.долл. (500 млн.дин.) поделен на 5 млн. госакций, каждая номинальной стоимостью 100 дин. За прошедший, после образования компании, период инвестиционный капитал достиг порядка 5 млрд.долл. Ежегодная прибыль достигает около 300 млн.долл.
Ниже приведены данные о зарубежных компаниях «Лафико»: холдинговые и инвестиционные (22 компании), морского транспорта (6), промышленные (12), туристические (9), горнодобывающие (6), сельскохозяйственные (14), рыболовецкие (3), по операциям с недвижимостью (2), коммерческие компании (9).
При этом географическое распределение следующее: арабские страны – 32 компании, европейские – 21, африканские – 18, азиатские – 4, Мальта – 14, страны Лат. Америки – 2.
Инвестирование капиталов в нефтяную промышленность за рубежом осуществляет компания «Ойлинвест». Уставной капитал в 465 млн.долл. распределен между Нефтяной корпорацией, «Лафико» и Внешбанком. Действуя через итальянскую компанию «Тамойл», 95% активов которой принадлежит «Ойлинвест», ливийцы получили возможность закрепиться в нефтеперерабатывающей промышленности Италии, Швейцарии, Германии, Франции и Греции. Расширилось влияние «Ойлинвест» после приобретения ею контрольных пакетов акций в Италии: НПЗ в Кромоне (89,5%) мощностью 5,1 млн.т. в год, НПЗ «Нортолони рефайнери» (75%),НПЗ «Наполи рефайнери» (100%). Владеет не привилегированными акциями НПЗ «Монт Эдисон» и НПЗ «Ройал Датч рефайнери»; в Швейцарии – НПЗ в Колобей (70%) мощностью 3,6 млн.т. в год; в Германии – НПЗ в Гамбурге (66%) мощностью 4,0 млн.т. в год. НПЗ «Шмидт рефайнери» (100%); в Греции – НПЗ (14%) мощностью 5,0 млн.т. в год; на Мальте —НПЗ (100%) мощностью 3,75 млн.т. в год. «Ойлинвест» обеспечивает все указанные НПЗ 70-80% их потребности в нефти.
Наряду с этим, компания «Ойлинвест» поставляет нефтепродукты на принадлежащие ей в Италии 2300 бензоколонок (5,5% рынка), в Швейцарии – 330 бензоколонок (11%0, во Франции – 1000, в Германии – 190). При участии «Тамойл» создана совместная ливийско (75%)-венгерско (12,5%)-австрийская (12,5%) компания «Тимойл Итари КФТ», которая планирует установить контроль на рынке нефтепродуктов Венгрии и перерабатывать на венгерских нефтеперерабатывающих предприятиях порядка 8 млн.т. ливийской нефти. С этой целью создано совместное предприятие, 75% акций которого принадлежат «Ойлинвест», 12,5% – «Минерал Инпекс» (Венгрия), 12,5% – «Минерал Контор» (Австрия). Аналогичное предложение сделано ливийцами в Болгарии.
Кроме того, Ливия активно работает на рынке нефтепродуктов Чехии, Словакии и Румынии, осуществляя поставки нефти для переработки на нефтеперерабатывающих заводах этих стран. Полученная прибыль делится в соотношении: 70% – Ливия, 30% – страна-партнер.
В 1997 г. завершено строительство первой серии заправочных станций в Египте.
Ливия выкупила через малоизвестную Кипрскую офшорную компанию (полагают, что это совместная ирако-ливийская компания) долю капитала в «Мидди Ист Ойл рефайнери» (Midor). Доля капитала приобретена компанией «Лафико», финансирование сделки осуществлялась Ливийским арабским иностранным банком. Основной капитал компании «Midor» – совместный египетско-израильский. В соответствии с проектом, компания планирует строительство НПЗ, стоимость которого оценивается в 1 млрд.долл., на побережье к западу от Александрии (Египет). Планируется завершить проект к 2000 г.
В 1997 г. Ливия вела переговоры с Тунисом о строительстве НПЗ в Ла-Скирре (Тунис), южнее г. Габес. Стоимость проекта 1,1 млрд.долл. Завод должен будет перерабатывать около 6 млн.т. ливийской и алжирской нефти.
Ливия ведет работы по расширению морского нефтеналивного терминала в г. Аззавия, стоимость работ оценивается от 150 до 300 млн.долл.
Значительные средства вкладываются ливийцами в продолжение работ по строительству «Великой Искусственной Реки». Этот амбициозный проект, общая стоимость которого оценивается в 30 млрд.долл., строится с помощью южно-корейской компании «Донг-А». В настоящее время завершено строительство двух первых фаз стоимостью 10 млрд.долл.
К 1998 г. ливийские организации провели серию переговоров с итальянской компанией «Аджип» о строительстве подводного газопровода от северо-западной части Ливии до о.Сицилия. Стоимость объекта в 3 млрд.долл. Ливия владеет пакетом акций (4,2 млрд.долл.) компании «Фиат». В 1997 г. ливийский ЦБ выкупил 5% акций итальянского «Банко ди Рома». По заявлению руководства ЦБЛ приобретение акций итальянского банка связано, прежде всего, с попыткой найти новые источники инвестиций в области сервиса, здравоохранения и связи.
Однако в настоящее время поток иноинвестиций в экономику Ливии остается достаточно низким по сравнению с инвестициями в другие североафриканские страны. В 1998 г. объем прямых иноинвестиций в ливийскую экономику оценивается на уровне 1996 г.
В 1997 г. Ливией получен кредит от «Иорданско-ирландского банка развития» на финансирование трех проектов в области сельского хозяйства: создание рыбного порта, строительство рыборазводящей фермы и мукомольного комплекса. Объем кредита 67 млн.долл.
В стране активно занимается привлечением иностранных инвестиций Ливийская Арабская компания внутренних инвестиций. В 1998 г. компания активно работала над привлечением средств в строительство: сборочного автозавода по выпуску 100 тыс. автомобилей в год (участники Ливия, Египет, Тунис, Марокко); центров по ремонту и обслуживанию автомобилей из Ю. Кореи и Японии фирм «ДЭУ», «Мицубиси», «Ниссан» (Бен Гашир, Триполи, Мисурате, Злитене, Бенгази, Сирте и др. городах Ливии), всего 45 СТО; трех туристических центров в г. Триполи, Мисурате, Грин Монтейн (с участием египетского капитала); 22 предприятий по производству товаров длительного пользования; жилых домов (5 тыс. в районе г. Триполи) и другие объекты.
Вопрос привлечения ливийских инвестиций в российскую экономику, а также участие российских компаний в инвестиции в ливийскую экономику могут решаться посредством создаваемой российско-ливийской инвестиционной компании, переговоры по созданию которой активно продолжались в 1998 г.
Регулирование торговли и стандарты. Источниками права в сфере ВЭД служат следующие акты: Торговый кодекс Ливии; Закон №127 от 1972 г. о возможном заключении контракта, минуя тендер; Общие положения о заключении контрактов; Исполнительная инструкция; Требования, предъявляемые к регистрации инофирм в Ливии в качестве международных подрядчиков; Постановление №813 «Об условиях заключения административных контрактов» от 13.12.94 г.; Закон №5 от 1997 г. «Об иноинвестициях»; Закон №20 от 1997 г. «О создании комитета по содействию и гарантиям иноинвестиций»; Решение №163 Главного Народного Комитета финансов Ливии по вопросу о заключении контрактов с инокомпаниями; Таможенный закон №67 от 23.05.72 г.; Закон №68 1992 г. об организации таможенной службы; Таможенные тарифы от 07.05.74 г.; Инструкция от 24.07.61 г. «О порядке временного ввоза и вывоза товаров». А также ряд других законов, положений и инструкций о взимании налогов с иностранных компаний.
Применительно к деятельности инофирм налоговая система Ливии включает в себя несколько видов налогов: гербовый сбор, подоходный налог с прибыли фирм и зарплаты специалистов, сборы на соцобеспечение и страхование, портовые и военные налоги и сборы.
Система налогообложения Ливии основывается на многочисленных нормативных актах, включающих не только законы, устанавливающие определенный порядок исчислений и взимания налогов, но и специфический характер ливийского законодательства по данному вопросу.
Основная функция ливийского законодательства по вопросу налогообложения сводится к обеспечению максимально возможного уровня поступления доходов в госбюджет за счет взимания налогов. Поскольку частнопредпринимательская деятельность в области производства развита крайне слабо, а прямые иностранные инвестиции, за исключением нефтедобывающей промышленности, в страну не допускаются, то система налогообложения носит исключительно фискальный характер и не оказывает никакого влияния на развитие производительных сил общества.
В основе метода исчисления величины налогов на доходы, получаемые юридическими и физическими лицами, положен принцип прогрессивного налога, который может достигать 90% и практически ограничивает верхний уровень получаемого дохода. В этом отношении система налогообложения в Ливии носит уравнительный характер с целью поддержания социального баланса. По отношению к иностранным подрядчикам, осуществляющим выполнение проектов экономического развития, применяется принцип фиксированного подоходного налога, определяемого в размере 15% от контрактной цены. В случае, если фактический доход отличается от 15% величины, то разница уплачивается Налоговому управлению подрядчиком или заказчиком в зависимости от того, в какую сторону произошло отклонение.
Кроме подоходного налога взимаются также дополнительные сборы, такие как гербовый сбор, взносы в фонд социального страхования, налог «Джихад» (священная война) и др.
Взимание налогов в фонд священной войны, да и другие фонды, например, на выполнение проекта Великая искусственная река, свидетельствует об идеологизации ливийского налогового законодательства и его очевидной политической окраске. Это делается с целью демонстрации преданности ливийского руководства идеям исламизма и заодно переноса бремени затрат на выполнение социальных программ на плечи трудящихся и иностранцев, работающих в Ливии. Что же касается иностранных подрядческих фирм, то они все налоги включают в стоимость контрактов и поэтому повышение налоговых ставок практически не отражается на получаемых ими доходах.
Совокупность законодательных актов, образующих систему налогообложения в Ливии, ставит налогоплательщика, особенно иностранных физических и юридических лиц, в совершенно неравные условия по отношению к чиновнику налогового управления и допускает разнообразные толкования законов на основе многочисленных инструкций в пользу управления налогообложения. По распоряжению налогового управления в отношении иностранных налогоплательщиков в Ливии могут быть применены самые жесткие санкции вплоть до запрета на выезд из страны.
Таможенное законодательство. Таможенный тариф Ливии построен на базе «Брюссельской таможенной номенклатуры». Размер пошлин определен таможенным тарифом от 7 мая 1974 г. и существенных изменений за прошедшее время, включая и 1998 г., не претерпел. Перечень товаров в тарифе представлен в виде товарных групп.
По своей структуре тариф является одноколонным и распространяется в одинаковой мере на все страны. В тоже время оговорена возможность предоставления скидок с действующего тарифа для товаров, ввозимых из стран, которым в Ливии в соответствии с торговыми соглашениями представлен режим наибольшего благоприятствования. Однако на практике эти положения не находят применения: в своей торговой практике Ливия не идет на установление каких-либо таможенных преференций для тех или иных своих торговых партнеров.
Размер пошлин составляет от 5 до 60% и более цены товара. При этом товары, потребность в которых определяется нуждами развития экономики (нефтепром, сельское хозяйство) либо не облагаются пошлинами, либо размер пошлин на них составляет 10-15% от цены. Тракторы и большинство сельхозоборудования облагаются пошлиной в 50%. Тракторы для дорожного строительства облагаются пошлиной в 70%, а для других нужд 90%; тракторы, поступившие в разобранном или полу-разобранном виде, с дальнейшей сборкой в Ливийской тракторной компании, – 20%, автомобили спецназначения (тягачи, ремонтные, пожарные) облагаются пошлиной в 20%, легковые автомобили – в зависимости от объема двигателя от 60 до 300%.
Не облагаются таможенными пошлинами запчасти и материалы, ввозимые в Ливию для их переработки, при условии, что изделия с этими запчастями или из этих материалов будут вывезены из страны в течение года с даты ввоза. Исключение составляют комплектующие для ливийских заводов, изготавливающих продукцию для ливийского рынка, при этом таможенная пошлина составляет: на грузовые автомобили – 40%, телевизоры – 30%, холодильники – 30% и т.п. Размер пошлин может быть изменен только решением Секретариата по делам финансов, которое подлежит одобрению ВНК.
Наряду с этим, со всех видов импортных товаров взимается муниципальный налог в размере 5% от установленного тарифа, а также по решению местных властей, могут иметь место дополнительные выплаты. Оплата пошлин производится в местной валюте, а если стоимость товара выражена в инвалюте, то ее перевод в динары осуществляется по курсу ЦБ в день пересчета. Пошлины с цены товара исчисляются на базе СИФ ливийский порт.
Согласно таможенному законодательству, в случае возникновения разногласий или затруднений при определении того, подлежит или не подлежит предоставленный владельцем товар обложению пошлиной, товар следует считать подлежащим обложению. Если разногласие или затруднение возникло при определении принадлежности товара к какой-либо из двух или нескольких категорий, товар следует классифицировать по высшей категории.
В решении ГНК финансов Ливии по вопросу о заключении контрактов с инокомпаниями в ст. 5 сказано: «Вышеуказанный комитет совместно с соответствующими организациями будет определять степень позитивного и негативного отношения зарубежных кругов к Великой Джамахирии», что может использоваться как дискриминационная мера к любой фирме или предприятию, в том числе и российским.
При выполнении подрядных работ в Ливии вопрос своевременного получения грузов из ливийских портов является одним из важнейших условий успешной и эффективной работы инофирм, занимающихся строительством.
Согласно таможенному закону №67 (ст. 64) оформление и получение грузов в порту может производится только через местного агента. В качестве такового может выступать «любое физическое или юридическое лицо, которое подготавливает таможенную декларацию, подписывает ее, предъявляет таможне и завершает таможенные процедуры в отношении товаров за счет других лиц». При этом для выполнения функций агента требуется специальное разрешение таможни, после чего это разрешение должно быть одобрено Секретариатом по делам финансов, т.е. практически к агентской деятельности допускается весьма ограниченный круг лиц.
Взаимоотношения агента с инофирмой регулируются агентским соглашением, в котором оговариваются условия сотрудничества, а также размер комиссионного вознаграждения.
Доставка грузов на стройплощадку в большинстве своем также производится транспортными средствами и рабочим персоналом этого агента, т.к. попытки фирм осуществлять доставку грузов на своих транспортных средствах и своим персоналом встречают резкое противодействие как агента, так о портовых властей. Это выражается в существенных задержках с оформлением и получением грузов.
Любая задержка в получении грузов из порта приводит к весьма значительным убыткам независимо от того, чем вызвана эта задержка: оформлением документов в таможне или порту, задержкой в выставлении счета фирмой, неправильным оформлением товаросопроводительных документов, отсутствием транспортных средств для перевозки этих грузов из порта до стройплощадки или другими причинами. Все ввозимые в страну грузы по истечении одной недели (в морпортах) облагаются сборами за хранение.
Получение грузов из порта производится через агента, которому необходимо представить: деливери ордер (Delivery order – документ на получение груза, выдаваемый местной транспортно-экспедиторской фирмой «Собрата» в ливийских портах, в функции которой входит агентирование судов и выполнение погрузочно-разгрузочных работ); копию коносамента (или авианакладной); счет-фактуру (оригинал и 3 копии); сертификат о происхождении товара; сертификат о качестве; отгрузочную спецификацию; упаковочный лист.
В случае, если оригинал счета-фактуры своевременно не получен, транспортный агент может получить товар на основании выданной ему банковской гарантии (ст. 72 Таможенного закона №67).
Передача документов агенту во всех случаях сопровождается письмом с описанием прибывших товаров и указанием их стоимости. Право осуществлять транзитные перевозки имеют только ливийские транспортные агенты.
Деловые поездки. Иностранцам разрешается въезжать в СНЛАД через определенные пограничные пункты. Несмотря на приостановление международных санкций против Ливии (в связи с выдачей двух подозреваемых по «делу Локерби» на суд в Нидерланды) и на открытие некоторыми странами воздушного сообщения со СНЛАД, основными въездными воротами в страну по-прежнему остаются сухопутные пограничные КПП на границах с Тунисом – Рас-Джадир, с Алжиром – Гадамес, с Египтом – Асмаад и в морпортах Триполи, Бенгази и др.
Это объясняется тем, что за период нахождения СНЛАД под международными санкциями на протяжении более 7 лет международный аэропорт в г.Триполи бездействовал. Это привело к отдельным негативным последствиям (физический и моральный износ техоборудования, отсутствие достаточного количества квалифицированного персонала, неотлаженность механизма сервиса и услуг прибывающим в Триполи и др.), которые осложняют процесс въезда иностранцев в страну.
Основным документом, необходимым для въезда в СНЛАД, является паспорт и наличие в нем въездной ливийской визы.
В случае его отсутствия ливийцы признают также паспорта ООН, удостоверение личности для палестинцев, паспорт моряка. Запрещается въезд владельцам израильских паспортов. Не разрешается также въезжать иностранцам, в паспортах которых имеются визы, как действующие, так и старые или любые отметки, свидетельствующие о пребывании в Израиле. В законе имеется положение, гласящее, что гражданам арабских стран (Алжира, Бахрейна, Египта, Ирака, Иордании, Йемена, Катара, Кувейта, Ливана, Мавритании, Марокко, Омана, ОАЭ, КСА, Сирии, Сомали, Судана, Туниса) разрешен въезд в Ливию по удостоверению личности, являющемуся внутренним документом в этих странах. На практике же это положение не действует, т.к. до сих пор, несмотря на многочисленные предложения ливийского руководства, не заключены соответствующие ни двусторонние, ни многосторонние соглашения с арабскими странами. Граждане арабских стран въезжают в СНЛАД по своим загранпаспортам без виз.
Что касается морских судов, то их заход в территориальные воды СНЛАД запрещен, если в течение последних 4-х лет они посещали Израиль и об этом имеются соответствующие отметки в судовом журнале. В случае нарушения этого правила судам грозит штраф в размере нескольких сотен тыс.долл. Аналогичный случай имел место с российским судном «Маршал Жуков» в 1998 г.
В паспортах иностранцев, въезжающих в Ливию, в обязательном порядке должен иметься перевод основных сведений на арабский язык. Исключение из этого требования распространяется на гостей правительства, членов экипажей морских и воздушных судов, экспертов и специалистов, прибывающих на работу в гос. или частный сектора в интересах всего ливийского общества, и иностранных рабочих, занятых в отраслях, обеспечивающих развитие государства.
Существуют особенности для граждан США. По американскому законодательству граждане США, планирующие посетить Ливию, должны заблаговременно получить от Госдепартамента официальное разрешение на эту поездку. В противном случае по возвращении в США у них может быть отобран паспорт, а также могут последовать другие санкции. В связи с этим ливийские власти в паспортах американцев, работающих в Ливии или прибывающих с деловыми визитами, не ставят ни пограничные, ни какие-либо другие служебные отметки.
Гражданам США и членам их семей, даже если они имеют другое гражданство, для въезда в Ливию необходимо иметь письмо от компании, зарегистрированной в Ливии, которая организует эту поездку. Письмо должно быть завизировано ливийскими иммиграционными властями.
Для граждан ФРГ существует дополнительное требование – въездную визу для них должно оформить только посольство Ливии в ФРГ.
Иностранцы обязаны в течение семи дней со дня пересечения границы зарегистрироваться в ближайшем от их места жительства паспортном отделе. Если иностранцы останавливаются в гостинице, то их регистрация в паспортном отделе производится служащими отеля.
По Закону об органах местной народной безопасности, вступившему в силу в 1994 г., учет иностранцев ведут также центры местной народной безопасности. По инструкции, в этих центрах заведены соответствующие журналы: один для граждан арабских стран, другой – для всех остальных иностранцев.
Иностранцы, получившие вид на жительство, обязаны в течение месяца со дня его получения обратиться в Главное управление паспортов и гражданства или в одно из его территориальных подразделений для оформления удостоверения личности, которое становится для них основным документом, удостоверяющим их личность на территории Ливии.
Ряд специфических особенностей имеет таможенный режим Ливии. Действует закон, запрещающий ввоз, изготовление и употребление спиртных напитков. Закон распространяется на всех иностранцев, в т.ч. на дипломатический и административно-технический персонал посольств. При обнаружении спиртное ливийской таможней конфискуется.
В Ливию также запрещено ввозить продукты из свинины, товары, изготовленные в Израиле, товары фирм, торгующих с Израилем, произведения печати, аудио и видеоматериалы, направленные против существующей власти, а также подрывающие основы нравственности,
К числу товаров, запрещенных к вывозу из Ливии, прежде всего относятся товары, импортируемые страной и продаваемые на местном рынке по льготным ценам. В частности, к ним относятся автомобили «Дэу-Нэксия», «Дэу-Нубира», «Мицубиши-Галант», «Ниссан-Максима», «Тойота-Камри»; ковры, изготовленные на местной фабрике г.Бени-Валид и др. продукция.
Свободное хождение, обмен, использование любой иностранной валюты в СНЛАД запрещены. Официально ввозимая в страну СКВ при въезде в Ливию должна быть обращена в местную валюту через отделение ЦБ на границе по официальному курсу, действующему на день обмена.
Ввоз и вывоз местной валюты для иностранцев запрещен. Практика пользования аккредитивами не получила распространения. Возможность аренды сейфа в банке, как вид услуг, пока не практикуется, кредитные карточки в расчетах не применяются, банкоматы отсутствуют.