Индийские торговые связи

Американцы стремятся к прорыву на индийский рынок и готовы идти на значительные уступки Дели в области передачи передовых технологий.

По данным индо-германской ТПП, Германия занимает второе место (после США) по количеству контрактов, подписанных с индийскими компаниями. В Индии зарегистрировано 500 СП с немецкими фирмами. К этой цифре следует также добавить 800 индийских компаний, которые в той или иной форме ведут техническое сотрудничество с предприятиями Германии. Основными сферами деятельности таких компаний являются: химия и фармацевтика, машино и автомобилестроение, электротехника и электроника, производство товаров потребления и продуктов питания.

Главным преимуществом индийской промышленности, как считают немецкие бизнесмены, является низкая стоимость рабочей силы (20% от ее стоимости в Германии). Зона Мадраса занимает второе место в Индии (после Бомбея) по количеству немецких инвестиций. В районе Мадраса и Бангалора на конец 1998 г. насчитывалось 60 совместных индо-германских предприятий. Мадрасский регион может вскоре выйти на лидирующие позиции, что обусловлено, прежде всего местными ценами на земельные участки (в Бомбее они гораздо выше).

Еще одним важным фактором, привлекающим немецкие кампании на Юг Индии, является наличие здесь квалифицированной рабочей силы в области автопрома (50% индийского производства в этой области сосредоточено на Юге), годовой рост экономики региона, превышающий 6%, снижение доли госсобственности в промышленности, транспортные связи с другими странами ЮВА.

Индийско-итальянские торговые связи.Италия входит в десятку главных инвесторов в индийскую экономику. В ЕС Италия является третьим по значению торговым партнером Индии. Визит премьер-министра Италии Р.Проди состоялся в янв. 1998 г. Вместе с ним страну посетили чиновники минэкономики и финансов, представители крупного итальянского бизнеса. В ходе этого визита был подписан ряд соглашений в области экономики, в том числе соглашение о сотрудничестве малого и среднего бизнеса двух стран. В Индии 80% рабочей силы занято в малом и среднем бизнесе, где совокупно производится 40% экспорта страны. Индийская сторона пыталась заручиться поддержкой Италии в ЕС по вопросу снижения торговых барьеров и большего доступа индийских товаров, в первую очередь текстиля и сельхозпродуктов, на европейский рынок. На саммите было принято решение о ежегодном проведении заседаний совместной Индийско-итальянской комиссии по торг.-эк. сотрудничеству.

Правительство Италии в последние годы снизило в торговле с Индией нетарифные барьеры в среднем на 22%. В 1997/98 ф.г. уровень двусторонней торговли увеличился на 14%, несмотря на общее снижение итальянской внешней торговли. Между двумя странами были заключены соглашение об избежании двойного налогообложения (1998 г.) и соглашение о защите и поощрении инвестиций (1995 г.).

Индийский экспорт в Италию в 1996/97 ф.г. составил 785 млн.долл., в 1997/98 ф.г. – 830 млн.долл. Импорт Индии соответственно составил 809 и 967 млн.долл. Баланс в торговле между двумя странами складывается в последние три года в пользу Италии.

Итальянский импорт из Индии состоит в основном из продукции текстильной промышленности, сельскохозяйственных и морепродуктов, кожаных изделий, химической и фармацевтической продукции, минералов, железной руды и ювелирных изделий.

Номенклатура импорта Италии состоит из следующих товаров: выделанные шкуры – 6,1%, кожаные изделия – 5,7%, полуфабрикаты для обуви – 5,3%, хлопок и х/б ткани – 14,4%, одежда из хлопка – 9,5%, морепродукты – 5,6%, кофе – 3,4%, раст. масла – 2,1%, сахар – 0,6%, гранит – 7,8%, фармпродукция – 3,3%, красители – 2,6%, транспортное оборудование – 3,8% и др.

Италия экспортирует в Индию: продукцию машиностроения – 59% и текстильной промышленности – 2,6%, продукцию органической и неорганической химии – 12,5%, метпродукцию – 8,9% и др.

ТПП двух стран регулярно организуют как в Индии, так и в Италии семинары бизнесменов и выставки товаров с целью поощрения эк. сотрудничества и обмена технологическими достижениями. Индийско-итальянская ТПП, имеет головной офис в Бомбее, и филиалы в Дели, Мадрасе, Калькутте и Гоа.

Идет процесс освоения индийского рынка итальянскими компаниями в таких областях как: нефтепереработка – ENI, энергетика – Ansaldo и SAE, химпром – Montecatini и Snamprogetti, металлургия – Finsider, автопром – FIAT и Piassio. В ближайшие пять лет FIAT собирается инвестировать в Индии 1 млрд.долл. Основная часть этих средств будет направлена на сооружение автозавода в г.Пуна (шт. Махараштра). Pirelli намерена наладить производство оптических кабелей. Telekom Italia Mobile и Italtel уже работают на индийском рынке сотовой связи и телекоммуникаций.

В 1981-90 гг. было заключено 504 соглашения между компаниями двух стран и инвестировано в Индию 44 млн.долл.; в 1991-97 гг. инвестиций в Индию было сделано на 250 млн.долл., что поставило Италию на 8 место в списке главных инвесторов в индийскую экономику.

Ряд итальянских регионов установил в последние годы прямые связи с индийскими штатами, имеющими схожую производственную специализацию. Так, при содействии Индийско-итальянской ТПП штат Тамилнаду установил тесные связи с севером Италии.

Индийские бизнесмены проявляют интерес к развитию сотрудничества с итальянскими компаниями в области переработки и хранения сельхоз- и морепродуктов. Развитие двусторонних связей в области инвестиций и создание СП позволит Индии получить более свободный доступ не только на рынок Италии, но и стран ЕС.