Государственное устройство Германии

В начале октября 1990 г. произошло объединение Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики, созданных в 1949 г. по решению 4-х стран – победительниц во Второй мировой войне. В зоне, оккупированной Англией, Францией и США, была создана ФРГ, в зоне, занятой советскими войсками, – ГДР. Западный Берлин существовал как самостоятельная политическая единица, имеющая особый международный статус. 18 мая 1990 г. между ГДР и ФРГ был подписан договор о создании валютного, экономического и социального союза, который вступил в силу 1 июля 1990 г. А 31 августа 1990 г. был подписан “Договор об объединении”, в котором был зафиксирован механизм присоединения ГДР к ФРГ на основе статьи 23 западногерманского Основного закона. 1 октября 1990 г. в Москве между СССР, США, Великобританией, Францией и двумя германскими государствами был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. 5 октября 1990 г. договор был одобрен бундестагом ФРГ, 8 октября 1990 г. – бундесратом, 4 марта 1991 г. был ратифицирован Верховным Советом СССР. Действует конституция (Основной закон) от 23 мая 1949 г. с последующими дополнениями от 1954, 1956, 1990, 1993 и 1994 гг.

ФРГ состоит из 16 земель, имеющих собственные конституции, парламенты и правительства: Северный Рейн-Вестфалия (17,3 млн. чел.), столица г. Дюссельдорф; Бавария (10,9 млн. чел.), столица г. Мюнхен; Баден-Вюртемберг (9,7 млн. чел.), столица г. Штутгарт; Нижняя Саксония (7,3 млн. чел.), столица г. Ганновер; Гессен (5,7 млн. чел.), столица г. Висбаден; Саксония (4,7 млн. чел.), столица г. Дрезден; Рейнланд-Пфальц (3,7 млн. чел.), столица г. Майнц; Берлин (3,5 млн. чел.), город на правах земли; Саксония-Анхальт (2,8 млн. чел.), столица г. Магдебург; Тюрингия (2,6 млн. чел.), столица г. Эрфурт; Бранденбург (2,5 млн. чел.), столица г. Потсдам; Шлeзвиг-Гoльштeйн (2,6 млн. чел.), столица г. Киль; Мекленбург-Передняя Померания (1,9 млн. чел.), столица г. Шверин; Гамбург (1,6 млн. чел.), город на правах земли; Саар (1,1 млн. чел.), столица г. Саарбрюккен; Бремен (0,7 млн. чел.), город на правах земли.           Глава государства – федеральный президент, который избирается специально созываемым федеральным собранием (Bundesversammlung) сроком на 5 лет и может быть избран вновь только один раз. Федеральное собрание созывается председателем бундестага и состоит из депутатов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами (парламентами земель). В случае недееспособности президента или его смерти полномочия президента осуществляются председателем бундесрата.

Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат: бундестага и бундесрата. Бундестаг избирается населением сроком на 4 года. Половина депутатов избирается в избирательных округах по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина – по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе. Бундесрат состоит из депутатов, назначаемых правительствами земель из своего состава сроком на 4 года. Председатель бундесрата избирается поочередно и по традиции единогласно из числа премьер-министров всех 16 земель сроком на один год. К компетенции бундесрата относится одобрение принятых бундестагом законопроектов, требующих внесения изменений в конституцию Германии и касающихся взаимоотношений между федерацией и землями, а также затрагивающих интересы федеральных земель.

Исполнительная власть принадлежит федеральному правительству, во главе которого стоит федеральный канцлер. Федеральный канцлер избирается бундестагом большинством голосов по предложению президента. Министры назначаются президентом по предложению федерального канцлера.

Каждая земля имеет свою конституцию, парламент и правительство. Структура органов исполнительной власти. Система эта подразделяется на три уровня – федеральный, земельный и местный, – которые функционируют относительно независимо друг от друга. Это обусловлено четким конституционным распределением компетенции между соответствующими звеньями германской федерации.

Исполнительная власть федерального уровня возглавляется федеральным канцлером, который избирается парламентом (бундестагом) ФРГ и формально назначается на эту должность федеральным президентом. Канцлер, в свою очередь, формирует федеральное правительство (кабинет), единолично определяет основные направления проводимой им политики. Федеральное правительство состоит из министров, которые совмещают две функции членов кабинета (как коллегиального органа) и руководителей министерств. Наряду с министерствами в структуру центральных органов исполнительной власти включены Ведомство федерального канцлера (возглавляется министром по особым поручениям) и Ведомство по делам печати и информации (возглавляется статс-секретарем), которые подчинены непосредственно федеральному канцлеру.

Федеральные министры возглавляют соответствующие министерства (в настоящее время их в ФРГ 17 и руководят их работой вместе со своими заместителями – статс-секретарями (1-2 чиновника) и парламентскими статс-секретарями (1-2 депутатами, назначаемыми в помощь министру). Министерства подразделяются на отделы, подотделы и рефераты. При министерствах могут создаваться специализированные федеральные ведомства.

Специфика функционирования исполнительной власти в ФРГ заключается в том, что федеральные министерства проводят правительственную политику, как правило, не самостоятельно на всех уровнях госструктуры, а лишь через аналогичные органы исполнительной власти земель ФРГ и на местах. Исключения составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел, в той мере, в которой конституция ФРГ фиксирует прямое выполнение федерацией соответствующих функций.
          Земли ФРГ, будучи относительно самостоятельными субъектами федерации, автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. Как правило, во главе этих структур находятся избираемые парламентами премьер-министры земель, которые формируют земельные правительства. В пределах своей компетенции земельные правительства формально полностью независимы от правительства ФРГ. В вопросах, относящихся к ведению федерации, на них возложено исполнение соответствующих федеральных законов.

Замыкают структуру органов исполнительной власти местные администрации (муниципалитеты). Они подчинены земельным правительствам в вопросах, отнесенным к ведению самих земель.

ФРГ и Европейский Союз. С 1 января 1999 г. Германия, в соответствии с очередностью, выполняет функции координатора в органах Евросоюза. Новое правительство ФРГ придает центральное значение процессу расширения и углубления европейской интеграции. Ставится также задача дальнейшей демократизации ЕС и усиления роли Европарламента.

Новый кабинет намерен поставить во главу угла интеграционной политики ФРГ борьбу с безработицей, добиваться заключения европейского Пакта о занятости. В числе приоритетов правительства ФРГ: успешное введение единой европейской валюты, усиление координации экономической, финансовой и социальной политики стран ЕС, принятие обязывающих антидемпинговых норм в налоговой, социальной и экологической областях. Особый акцент делается на обеспечении за Германией ведущей роли в европейской политике по охране окружающей среды.

Новая правящая коалиция решительно поддерживает планы расширения ЕС, выступает за проведение эффективной стратегии сближения и помощи странам-кандидатам из ЦВЕ в стабилизации экономики и развитии демократии. Выделяется необходимость реформы институтов ЕС в преддверии его расширения, а также введения для новых членов “переходных сроков”, во время которых будут действовать некоторые ограничения, касающиеся, в первую очередь, перемещения рабочей силы.

Коалиция выступает за коренную реформу аграрной политики ЕС, которая позволила бы сократить расходы в этой области. Намерена добиваться скорейшей реализации положений Амстердамского договора в области внутренней политики, права, а также включения положений шенгенских договоренностей в законодательство ЕС.

Германия и впредь намерена вносить соответствующий вклад в бюджет Евросоюза. При этом в период с 2000 по 2006 гг. с учетом расходов, связанных с расширением ЕС, взнос ФРГ должен быть не выше, а, по возможности, ниже установленного предела в 1, 27% ВНП.

ФРГ и “Восьмерка”. Германия – один из наиболее влиятельных членов “восьмерки”. Свое участие в этом форуме немцы рассматривают как важное средство утверждения новой, растущей роли ФРГ в Европе и мире. Германия – активная сторонница подключения к саммитам “семерки” сначала СССР, а затем России и образования политической “восьмерки”. В Бонне исходят из того, что в политическом плане Россия стала полноправным членом клуба ведущих индустриальных стран мира.

С учетом финансово-экономического потенциала ФРГ ее голос имеет особый вес в “восьмерке” при обсуждении международных экономических проблем. К темам, требующим на нынешнем этапе первостепенного внимания “восьмерки”, в Бонне относят усиливающуюся неустойчивость мировой финансовой системы, проблематику взаимоотношений Евросоюза (особенно после введения “евро”) с другими центрами силы в международном сообществе.

С 1 января 1999 г. ФРГ выполняет роль координатора в “восьмерке”. Саммит состоится в Кельне 18-20 июня 1999 г. Для немцев это станет символическим прощанием переезжающего в Берлин политического центра с западными землями и началом нового этапа развития страны.

О российско-германо-французской встречи в верхах. В соответствии с договоренностью Б.Н.Ельцина, Ж.Ширака и Г.Коля в Подмосковье (25-26 марта 1998 г.) состоялась встреча руководителей России, Германии и Франции. Встреча “тройки”, несмотря на ее неформальный характер, стала важным шагом на пути расширения сотрудничества Западной Европы с Россией. Она продемонстрировала, что Москва не только активно налаживает тесные связи с отдельными государствами Запада, но и стремится к созданию совместно организованной единой Европы. С этой точки зрения встреча “тройки” расценивается как убедительное свидетельство того, что Россия является неотъемлемой частью Европы, признанным центром силы, с четко очерченной ролью как в европейском, так и мировом масштабе. Вторая встреча “тройки” должна состояться в мае 1999 г. во Франции.

Большое внимание в комментариях германских аналитиков отводилось трактовке политической направленности российско-германо-французского саммита. Делались предостережения против того, чтобы использовать в данном контексте понятие “оси”. Оно расценивается в ФРГ как “атрибут ушедших в прошлое внешнеполитических конструкций”, “чужеродный элемент” для эпохи активных интеграционных процессов в Европе и мире. В целом стержнем комментариев было признание значимости состоявшейся встречи руководителей России, Германии и Франции для укрепления европейской стабильности и сотрудничества, дальнейшей активизации роли России в делах Европы и мира.

О переезде госорганов ФРГ из Бонна в Берлин. Дворец Бельвю для президента готов, рядом возводится здание Ведомства федерального канцлера (будет сдано к концу 2000 г.), завершаются работы по ремонту и строительству зданий для 10 из 17 министерств (7 остаются в Бонне). МИД разместится в здании ЦК СЕПГ. Посольства ряда государств остаются в Бонне, т.к. нет средств.

Бундестаг переезжает в апреле или мае 1999 г. (выборы президента ФРГ 23 мая 1999 г.), но постоянная парламентская работа начнется только в сентябре. Канцлер переберется в Берлин в самом конце 1999 г. и временно разместится в здании Госсовета ГДР. Министерства определяют даты переезда самостоятельно (май-декабрь). МИД – к 15 ноября 1999 г.

Место жительства сменят 8100 чиновников: 5000 переедут из Бонна в Берлин, 3100 из Берлина и других регионов в Бонн. 1700 дипсотрудников МИД переводятся в Берлин независимо от их пожеланий. Стоимость переезда госорганов – 20 млрд.марок.

Вооруженные силы. В соответствии со своим обязательством по Договору об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. ФРГ сократила свои вооруженные силы до 370 тыс. человек (в том числе сухопутные силы – 255 тыс., военно-воздушные – 82 тыс. и военно-морские – 26 тыс. чел.). Путем мобилизации обученных резервистов численность ВС ФРГ может быть в течение 3 суток увеличена до 1,34 млн.чел. Значительная часть бундесвера придана военным структурам НАТО.

По выучке, качеству боевой техники и огневой мощи обычных вооружений бундесвер считается сильнейшей армией в Западной Европе. На его вооружении имеются американские ракеты тактического назначения, а также самолеты-носители ядерного оружия.

Военный бюджет ФРГ в 1997 г. составил 46,3 млрд. марок.

Некоторые макроэкономические показатели. Объединенная Германия занимает в мире: по численности населения – 12 место (82 млн.чел); по производству ВНП – 3 место (после США и Японии); по экспорту – 2 место (после США); по объему экспорта на душу населения (9,2 тыс. марок), уступая нескольким небольшим западным странам, значительно опережает ведущие страны мира, в т.ч. Францию (7,4 тыс.марок), Англию (5,7 тыс.марок), Японию (5 тыс.марок) и США (3,2 тыс.марок).

Немецкая марка – вторая по значению резервная валюта мира. Её доля в валютных запасах всех стран составляет в настоящее время 14,2% (доллары США – 61,5%, японские йены – около 8%).

Золото-валютные резервы ФРГ на середину 1998 г. составили 130 млрд.марок, в том числе золотые резервы Федерального банка ФРГ – 13,7 млрд.марок (сохраняются в этом объеме в течение последних лет).

В 1997 г. курс доллара составлял в среднем 1,73 марки. В 1986-96 гг. в экономику ФРГ было вложено 31,2 млрд.долл. прямых иностранных инвестиций (в США инвестировано из-за рубежа за этот же период 545,5 млрд. долл., в Англии – 215,5 млрд.долл., во Франции – 111 млрд. долл.). Немецкие инвесторы активно вкладывают капитал в экономику других стран. В 1996 и 1997 гг. негативное для ФРГ сальдо прямых инвестиций составило 40,6 и 47,3 млрд.марок соответственно.

Расходы на НИОКР составляют до 2,32% от ВНП. ФРГ занимает 3 место в мире по торговле наукоемкой продукцией (ее доля на мировом рынке – 17%). Лидируют Япония (21%) и США (19%).

Уровень инфляции в ФРГ в 1997 г. в среднем составил 1,8%, в июле 1998 г. он снизился до 0,9%.
          Соцобеспечение. Из 1 тыс. занятых в ФРГ 419 человек работают в сфере торговли и услуг, 339 человек – в промышленности и строительстве, 55 – в сфере транспорта и связи и 27 человек – в сельском хозяйстве.

Средняя зарплата (брутто) наемных работников на промышленных предприятиях в западных землях составляет 5121 марку в месяц, в новых федеральных землях – 3765 марок, т.е. на 26,5% меньше.

Обязательные взносы лиц наемного труда в фонды социального страхования составляют (в % от брутто-зарплаты): в пeнcиoнный фонд – 10,15%; в больничный фонд – 6,7%; в фонд страхования по безработице – 3,25%. Таким образом, до обложения зарплаты налогами работники отчисляют не менее 20% в социальные фонды. Такие же суммы вносят в эти фонды за каждого наемного работника работодатели.

В среднем размер чистой зарплаты за вычетом социальных взносов и налогов составляет в старых федеральных землях 3230 марок в месяц, в новых федеральных землях – 2353 марки. Квота налоговых и социальных отчислений составляет соответственно 35 и 34%.

Средняя продолжительность рабочей недели для лиц наемного труда составляет 37 часов (в 1975 г. – 40,3 часа). Продолжительность рабочей недели немецких предпринимателей – около 56 часов. Оплачиваемый отпуск наемных работников – 30 рабочих дней (в 1960 г. – 16 дней, в 1975 г. – 24 дня). Быстро снижается показатель пропуска работы по болезни: 1995 г. – 11,3 дня в среднем за год на одного работающего, в 1996 г. – 10,9 дня, в 1997 г. – 9,7 дня.

В 1993-95 гг. в среднем на 1 тыс. работающих в ФРГ приходилось 6 забастовочных дней (Япония – 2 дня, США – 36 дней, Франция – 125 дней, Испания – 380 дней).

Средняя пенсия по старости в Западной Германии – 1930 марок в месяц, в Восточной Германии – 1450 марок или 75% от пенсии в западных землях. Пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 60 лет. Доходы немецкой семьи наемного работника (жена и двое детей), включая детские пособия и другие социальные выплаты, составляют в среднем 6874 марки в месяц (брутто).

Ежемесячное пособие на детей, выплачиваемое всем родителям до достижения ребенком 18 лет (при продолжении обучения – до 27 лет) составляет: 220 марок – на первого и второго ребенка; 300 марок – на третьего; 350 марок – на четвертого и каждого последующего.

Жилье. В ФРГ строится ежегодно около 50 млн.кв.м. жилой площади. В среднем на одного жителя Германии приходится 36 кв.м. общей жилой площади. На оплату квартиры и коммунальных услуг семья в среднем расходует 20-30% своего месячного бюджета (в зависимости от состава семьи).

В больших городах Германии арендная плата за новую квартиру площадью 70-80 кв.м. составляет в среднем 1,4-1,6 тыс. марок в месяц, ее покупная стоимость – до 500 тыс.марок. Рост квартплаты опережает рост стоимости остальных основных товаров и услуг и составил в 1997 г. 3%. Арендная плата за 1 кв.м. жилой площади в новых домах составляет: в Берлине – 19 марок, Бонне – 15, Штуттгарте – 24, Мюнхене – 28 марок в месяц.

40% семей в Германии живут в собственных домах, в т.ч. 42% семей в западных и 31% – в восточных землях (по этому показателю Германия занимает 16 место в Европе, лидер 85% – Испания).

Налоги. Из 100 марок, заплаченных покупателем за товар в розничной торговле владелец торгового учреждения в среднем 61 марку отдает поставщику, 12 марок приходится на НДС, 12,2 марки – на содержание персонала, 3,2 марки – на арендную плату, 7,4 марки – на рекламу, погашение и проценты по кредитам, 4,2 марки – собственно доход, который облагается налогом.

Акцизы и НДС от цены следующих потребительских товаров приблизительно составляют: табачные изделия – 72-74%; бензин – 70-72%; крепкие спиртные напитки – 68%; кофе – 35%; пиво,соль – около 20%; чай – 18%; сахар – 11%.

Среднестатистическая семья в ФРГ тратит на приобретение продовольственных товаров около 17% своего бюджета. На 100 детей в Германии приходится: 2 места – в яслях, 79 мест – в детсадах, 4 места – в группах продленного дня (в ГДР было соответственно 80, 94 и 82).

Безработица. Количество зарегистрированных безработных составляло в июне 1998 г. 4 млн. человек или 10,5% трудоспособного населения, в том числе 2,7 млн.чел. (8,9%) – в старых федеральных землях (СФЗ) и 1,3 млн.чел. (17,2%) – в (НФЗ).

Пособие по безработице: первый год – 60-67% ежемесячной нетто-зарплаты (в зависимости от количества детей); второй и третий год – 53-57%.

Около трети безработных не имеют работы по году и более (в 1980 г. этот показатель составлял 13%). Общий бюджет системы страхования по безработице составил в 1998 г. 111 млрд.марок.

Лицам, не имеющим средств к существованию, бессрочно выплачивается основное социальное пособие – 539 марок в месяц, и дополнительно предоставляются средства на оплату жилья, одежду и т.п. В среднем – около 1000 марок в месяц.

Число лиц, получающих социальную помощь, составило на конец 1997 г. 2,92 млн.чел. (в 1965 г. – 522 тыс.чел.). Среди получателей социальной помощи 20,7% – иностранцы (в конце 60-х годов их доля составляла 1,3%). Общие расходы на социальную помощь выросли за последние 30 лет с 1,6 млрд.марок до 49,8 млрд.марок.

Каждый десятый житель Германии живет за принятой здесь чертой бедности, т.е. получает менее 50% среднего дохода. Для семьи из 4-х человек эта граница составляет 2 тыс.марок в месяц. Еще 15% граждан с трудом преодолевают этот рубеж.

ФРГ все больше приобретает черты “общества 2/3”. Верхняя треть общества получает 57% всех доходов, нижняя – только 16%. По количеству миллиардеров (44) ФРГ уступает лишь США (101). В СФЗ состояние 131 тыс. семей оценивалось суммой, превышающей 1 млн.марок; по сравнению с 1993 г. их число выросло на 24%.

200 тыс семей имеют счета в банках на общую сумму 600-800 млрд.марок. Примерно такой же объем накоплений имеют 26 млн. остальных семей Германии.

Идеология и вероисповедание. В политических партиях Германии состоит около 2% населения СДПГ – 780 тыс. чел., ХДС – 636, ХСС – 180, СвДП – 71, “Зеленые” – 50, ПДС – 105 тыс. чел.

Около 30% наемных работников являются членами профсоюзов. Крупнейшие профобъединения ФРГ: Объединение немецких профсоюзов (ОНП) – 8,97 млн.чел.; Немецкий союз чиновников – 1,1 млн.чел.; Немецкий профсоюз служащих – 0,5 млн.чел.; Объединение христианских профсоюзов – 0,3 млн.чел. Входящий в ОНП профсоюз металлистов (2,75 млн.чел.) является крупнейшим в западных странах отраслевым профсоюзом.

По вероисповеданию население Германии делится на: протестантов – 49,1% в западных и 45% в восточных землях; католиков – 42,4% в западных землях и 7% – в восточных; 7% населения в СФЗ и 45% – в новых не относят себя ни к одной из конфессий.

Миграция. Количество иностранцев, проживающих в ФРГ – 7,37 млн.чел. или 8,9% всего населения. Наиболее крупные национальные группы составляют турки (2,05 млн.), выходцы из бывшей Югославии (0,8 млн.), итальянцы (0,6 млн.), греки (0,36 млн.), поляки (0,28 млн.). Около 20% из них родились в Германии. Русскоязычных (по рождению) из бывшего СССР – 1,5 млн. чел.

Доля иностранцев в общей численности наемных работников в ФРГ составляет 9,4%. Среди занятых в основных отраслях экономики иностранные работники составляют: в обрабатывающей промышленности (без строительства) – 10%; в строительстве – 8,3%; в сфере транспорта и связи – 6,9%; в торговле и сфере услуг – 7,3%; в сельском хозяйстве – 6,8%; в финансово-кредитной сфере – 2,1%.

Крупнейшие университеты (по числу студентов, в тыс.): Кёльнский – 60, Мюнхенский – 58, Берлинский (Свободный университет) – 44, Мюнстерский – 44, Гамбургский – 42, Боннский – 36, Бохумский – 36, Франкфуртский – 35, Технический университет Берлина – 34, Аахенский – 32.

Самые крупные госпроблемы. По объему внутреннего продукта и промышленного производства ФРГ занимает первое место в Западной Европе и третье – среди ведущих стран Запада (после США и Японии). На нее приходится около 8% мирового ВНП и 28% в рамках ЕС.

В 1996 г. ВВП увеличился на 1,4%. Прирост в 1997 г. составил – 2,5%. Несмотря на сложную ситуацию в сфере госфинансов, правительство Германии не отказывается от продолжения широко-масштабного финансирования экономического и социального подъема восточных земель. На эти цели ежегодно выделяется до 180 млрд. марок; суммарные затраты государства на структурную перестройку экономики и социальной сферы бывшей ГДР превысили к настоящему времени 1,3 трлн. марок.

Ведущее место в экономике Германии принадлежит промышленности. Ее основой является машиностроение, которое располагает прочными позициями на мировых рынках. На долю немцев приходится порядка 46% машиностроительной продукции ЕС в целом. Из 44 подотраслей машиностроения Германия по качеству и уровню лидирует в 26. В последние годы на долю ФРГ на мировом рынке приходилось около 40% полиграфического оборудования, оборудования для переработки древесины, 33% двигателей различного назначения, 31% оборудования для переработки пластмасс, 30% станков, 22% турбин.

Вместе с тем, положение германского экспорта относительно ухудшилось: доля Германии в мировом экспорте сократилась в 1997г. на 0,3%, до 9,6% низшей границы колебаний этого показателя за последние 20 лет. Противоречивость приведенных данных объясняется просто: девальвация марки по отношению к доллару составила в 1997 году 12,5%. Статистика мировой торговли ведется в основной валюте ее фактурирования – долларах.

При пересчете в доллары рост объемов экспорта на 12,5% соответствовал реальному снижению этого показателя на 2,5%. Однако не развивающиеся в последние годы девальвационные тенденции нем.марки имеют определяющее значение в данном вопросе. Доля ФРГ в мировом экспорте сократилась и в долгосрочном плане. В начале девяностых годов Германия была по этому показателю (12,2%) на первом месте в мире, опережая США (11,4%). К 1996 году доля Германии в мировом экспорте сократилась до 9,9%, и на первое место вышли США (11,8%).

Более того, позиции ФРГ были бы еще хуже, если бы в этой статистике не учитывались курсовые колебания. В среднесрочном плане (1990-96 гг.) следует говорить о ревальвации марки по отношению к доллару более чем на 7%. Поэтому номинальный объем экспорта оказывается в среднесрочных сопоставлениях выше реального. Так, без учета этого курсового эффекта долю ФРГ в мировом экспорте следует оценить в 9,3%.

Ухудшение позиций германской экспортной продукции особенно заметно в промышленных товарах, составляющих более 90% объемов мировой торговли. Из шести важнейших товарных групп в 1990 году ФРГ была лидером в четырех, а к 1996 году это число сократилось до двух. Составляющие основу германского экспорта отрасли, где лидерство ФРГ на мировом рынке сохраняется (химия и автомобилестроение), развиваются неоднозначно. Следует учитывать укрепление позиций конкурентов Германии: США, Испании и стран ЮВА в автомобилестроении и Японии, Китая и Кореи в химии соответственно.

Налицо отставание ФРГ по компьютерной технике, информационным системам и технике телекоммуникаций. В этих областях лидируют США, второе место занимает Япония, тогда как ФРГ находится на 9-м месте.

Высокие налоги и самые высокие в мире расходы на оплату труда остаются основной причиной переноса производства за пределы ФРГ. Что касается высокой инвестиционной активности ФРГ за рубежом, то такие инвестиции улучшают баланс внешней торговли и создают рабочие места в стране их размещения.