Руководство Зимбабве начало уделять особое внимание проблемам народонаселения еще в 1991 г., с момента принятия Программы структурной перестройки экономики, однако лишь в окт. 1998 г. при содействии Фонда ООН по народонаселению была сформулирована национальная политика в этой области в форме правительственной программы. С 1980 по 1997 гг. экономический рост в среднем составлял – 2,1%, а прирост населения – 2,8%. По эксперным оценкам, население Зимбабве через 23 года удвоится. Правительство, наряду с решением макроэкономических задач (в т.ч. достижения ежегодного экономического прироста в 6% в будущем), намерено заняться решением ряда социальных и демографических проблем. Планируется уменьшить рождаемость и обеспечить более равномерное расселение по стране.
Планируется также «разгрузить» перенаселенные сельские районы (где живет 70% населения страны и его плотность колеблется от 9 до 50 чел. на кв.км) путем доведения общих площадей для расселения крестьян с 3,5 млн.га до 8,3 млн.га к 2005 г. за счет проведения земельной реформы.
Особое место в политике уделено борьбе со СПИДом. Каждый день от болезней, связанных с ВИЧ-инфекцией, умирает до 220 зимбабвийцев, всего в стране свыше 20% населения являются носителями вируса. Предполагается широкий спектр мер по обузданию эпидемии, но никаких конкретных количественных ориентиров не ставится.
В области борьбы с бедностью правительство намерено сократить число живущих ниже уровня «абсолютной продовольственной нищеты» (с 45% до 20% к 2005 г.) путем предоставления земли безземельным крестьянам, активной госпомощи новым и мелким фермерам, мер по обеспечению развития мелкого бизнеса и осуществления госпрограмм по созданию рабочих мест.
Все эти запланированные шаги призваны поднять качество жизни и создать большую, чем сейчас прослойку обеспеченного работой населения. Сейчас она составляет менее половины населения страны. Свыше 40 тыс.детей школьного возраста не имеют возможности посещать средние школы из-за отсутствия мест.
Намечено расширить сеть средних школ, ввести обязательное среднее образование, открыть более широкий доступ к нему девочек (треть которых не идет дальше начальной школы) и инвалидов, а также разработать программы трудоустройства выпускников школ (из которых только 15% получают работу по окончании учебы).
В целом правительство довольно последовательно предпринимает шаги по решению упомянутых выше задач. Так, если на нужды здравоохранения и школьного образования в 1998 г. выделялось 25% всех бюджетных расходов, то в 1999 г. запланировано 32%; на цели соцобеспечения было выделено в 1998 г. 2%, в 1999 г. – 2,8%; на развитие сельских, земельных и водных ресурсов в 1998 г. – 3,6%, в 1999 г. – свыше 6%. В бюджете на 1999 г. заложены также средства на осуществление мер по сокращению безработицы.
Этих средств явно недостаточно для реализации поставленных целей, в т.ч. с учетом постоянно растущих незапланированных расходов (например, вопреки прогнозам, число лиц, получающих продпомощь от государства, в 1998 г. только с марта по сент. увеличилось в 3 раза). Общий кризис в экономике (инфляция в 1998 г. составила 46%, дефицит госбюджета – 9,2%) практически сводит на нет все усилия правительства в этой области. Так, в целом госрасходы на здравоохранение с 1990 г. по наст. вр. сократились в расчете на душу населения и абсолютных величинах в 2 раза.