Демография США

Население. По данным Бюро переписи населения США, на 1 янв. 1998 г. в Соединенных Штатах проживало 268,9 млн.чел. 51,4% населения – женщины, 48,6% – мужчины. Средний возраст – 34 года, средняя продолжительность жизни – 76,3 года.
          Темпы прироста населения в среднем составляют 1% в год (в том числе примерно одна шестая часть за счет эмиграции). Статистика свидетельствует, что население западных штатов США (в первую очередь, самого крупного по населению штата – Калифорнии) растет более быстрыми темпами, чем восточных.
          73% американцев – белые, 13% – афроамериканцы, около 10% населения составляют представители испаноязычной общины, 3,5% – выходцы из стран Азии, около 1% – коренное население Америки (индейцы, эскимосы, алеуты). По происхождению в населении США преобладают выходцы из Великобритании (58 млн.), Германии (52 млн.), Ирландии (44 млн.). Численность выходцев с территории бывшего СССР – 3,5 млн.чел.
          В соответствии с прогнозом Бюро переписи, к 2050 г. население США достигнет 392 млн.чел., средний возраст американцев составит 39 лет, а средняя продолжительность жизни – 83,6 года. Самым многочисленным национальным меньшинством станут латиноамериканцы, доля которых составит четвертую часть всего населения США.
          США одна из наиболее урбанизированных стран мира. Три четверти американцев живут в городах. Крупнейшими городами являются: Нью-Йорк – 7,3 млн.чел. (с пригородами – 18 млн.), Лос-Анжелес – 3,5 млн. (14 млн.), Чикаго – 3 млн. (8,2 млн.).
          По религиозной принадлежности наиболее многочисленную группу населения составляют протестанты (94 млн.чел.) и католики (60 млн.чел.). К русской православной церкви принадлежат 1,5 млн.чел. Имеются 27 приходов Московской патриархии, автокефальная (самостоятельная) русская православная церковь, а также т.н. русская церковь в зарубежье. В США проживает свыше 3,5 млн. мусульман; ислам является сейчас самой быстрорастущей конфессией.
          Об учете расово-этнического фактора в госстроительстве и кадровой политике. Положение расово-этнических меньшинств традиционно является одной из наиболее актуальных проблем американского общества, имеющего длительную историю дискриминации и расовой сегрегации. Ситуация начала изменяться лишь в середине 1950-х гг., когда под напором массовой борьбы чернокожего населения был принят ряд законодательных актов, предоставивших цветным гражданам страны формально-юридическое равноправие. Происходивший параллельно подъем феминистского движения привел к закреплению в законодательстве запрета на ущемление прав женщин.
          Для преодоления последствий дискриминации была введена существующая и поныне т.н. система «позитивных действий» – совокупность различных законодательных мер, судебных решений и правительственных программ в области кадровой политики, направленных на устранение и предотвращение дискриминации интересов женщин и расово-этнических (но не национальных) групп. В качестве таковых выделяются по этническому признаку испаноязычные американцы, по расовому – негры, азиаты, индейцы, представители северных народов и население тихоокеанских территорий (коренное население штата Гавайи, Американского Самоа, Виргинских островов и др.), а по признаку пола – женщины (кроме того, в последнее время в эту категорию все чаще включаются и представители сексуальных меньшинств).
          Юридической основой для системы «позитивных действий» является ряд принятых начиная с 1940-х гг. президентских указов (сам термин, появившийся еще при администрации президента-республиканца Д.Эйзенхауэра, был введен в официальный оборот указом его преемника президента-демократа Дж.Кеннеди от 6 марта 1961 г.). Мощным стимулом для ее развития стал Закон о гражданских правах 1964 г., в частности, запретивший дискриминацию при найме на работу и получении образования по признаку расы, пола, религиозных убеждений и этнического происхождения. Выполнение положении закона было возложено на новое ведомство в структуре федеральных органов власти – Комиссию по соблюдению равенства при трудоустройстве, которой впоследствии и было поручено координировать и контролировать претворение в жизнь системы «позитивных действий» .
          На уровне федерального правительства программы «позитивных действий» осуществляются в двух основных плоскостях – во-первых, при найме на работу или учебу в государственные учреждения федерального подчинения, а также в частные организации, имеющие соответствующие обязательства перед правительством; и, во-вторых, при распределении федеральных контрактов среди частных подрядчиков.
          Согласно существующим нормативно-правовым актам руководители всех федеральных учреждений обязаны способствовать обеспечению равенства возможностей при приеме на работу и продвижении по службе представителей обоих полов и различных расово-этнических групп (в том числе и белого населения). На деле же им вменяется в обязанность следить за тем, чтобы в штате соответствующего федерального учреждения были «достаточно представлены» женщины и выходцы из расово-этнических меньшинств, а с недавнего времени и инвалиды по ряду заболеваний. Во исполнение этих требований каждое федеральное ведомство разрабатывает ежегодные планы «позитивных действий», содержащие, в частности, статистические отчеты о процентной доле представителей всех расово-этнических групп (включая белое население) по каждой специальности в абсолютных цифрах и в сравнении со средними показателями по стране (последние данные, в свою очередь, «спускаются» раз в 10 лет Комиссией по равенству при трудоустройстве), а также отмечаемые по сравнению с предшествующим годом тенденции и рекомендации на будущее.
          Разрабатываемые ведомствами планы-отчеты в области «позитивных действий» направляются для проверки и утверждения в Комиссию. В случае, если какая-либо группа представлена на уровне существенно меньшем, чем средний по стране показатель для этой специальности, руководство учреждения обязано внести свои соображения по исправлению данного положения (например, посредством распространения информации о наличии вакансий в университетах с преобладанием студентов-негров и т.п.). Формально какие-либо процентные квоты для представителей меньшинств не предусматриваются, а расово-этнический фактор при конкурсе на вакантную должность применяться не должен. На практике, однако, система позитивных действий дает преимущества тем группам населения, которые в прошлом подвергались дискриминации (поскольку белые мужчины старше тридцати лет в эту категорию не входят, нередки случаи, когда «при прочих равных» им отказывают в работе, отдавая предпочтение представителям меньшинств).
          Примерно такие же требования существуют и в отношении частных фирм (с численностью сотрудников свыше пятидесяти человек), получающих какие-либо заказы от федеральных структур. В случае невыполнения ими требований об отчетности и о расово-этнической диверсификации персонала все отношения с ними федеральных ведомств подлежат прекращению.
          Другая группа нормативно-правовых актов обязывает все федеральные учреждения следовать принципу «равенства возможностей» при распределении контрактов на поставку товаров и услуг с особым упором на поощрение участия в тендерных конкурсах тех предприятий малого бизнеса, которые по законодательству считаются принадлежащими женщинам или представителям расово-этнических меньшинств. В отличие от вопросов, связанных с приемом на работу, при распределении контрактов рядом законодательных актов предписывается введение квот. В частности. Закон 1977 г. о трудоустройстве на общественных работах содержит требование о том, что по меньшей мере 10% федеральных заказов на проведение общественных работ на местном уровне должно отдаваться меньшинствам.
          Среди других форм «позитивных действий» на федеральном уровне отмечается предоставление образовательным учреждениям (университетам, колледжам и т.п.) грантов на педагогические и научные программы в обмен на обязательство в большей степени учитывать интересы меньшинств при приеме абитуриентов.
          Согласно нынешнему американскому законодательству, ни одно из вышеперечисленных положении не является обязательным для правительств штатов и местных властей. Вместе с тем, именно на уровне штатов и местных административно-территориальных единиц (города и графства) осуществляется большая часть самых различных, часто не согласованных между собой программ, предоставляющих меньшинствам еще более существенные по сравнению с федеральным уровнем льготы. Кроме того, во многих частных корпорациях, фирмах, образовательных учреждениях «на добровольной основе действуют собственные планы «позитивных действий», значительная часть которых фактически преследует цель резервирования определенных квот для цветного населения, женщин и инвалидов (например, учреждение стипендий только или преимущественно для абитуриентов-негров и т.п.).
          На протяжении своего существования система «позитивных действии», несомненно, сыграла определенную положительную роль, приведя к существенному увеличению доли цветного населения и женщин в госучреждениях, образовательных структурах, частном бизнесе. Вместе с тем, эта практика подвергается все большей критике со стороны населения (причем недовольство подчас высказывают не только белые американцы, но и азиаты и латиносы, считающие себя ущемленными по сравнению с афроамериканцами). В стране развернулась волна протеста против т.н. «обратной дискриминации», когда при поступлени на работу или учебу цветные американцы получают преимущество по отношению к белым, даже если последние демонстрируют намного более высокий уровень подготовки.
          В результате в целом ряде штатов началось движение за их отмену. Так, в Калифорнии – вслед за отменой двуязычного образования для испаноязычных американцев (официальным языком в Калифорнии был объявлен английский, статус которого как государственного языка, в отличие от других стран, не закреплен в Конституции США или в федеральном законодательстве) – в результате проведенного в 1997 г. плебисцита большинство населения высказалось за прекращение действия программы «позитивных действий» на территории штата. Попытки федеральных властей опротестовать результаты референдума в Верховном суде США окончились неудачей. Кроме того, в ряде последних решений Верховный суд потребовал существенного усиления надзора за предоставлением контрактов по расово-этническому признаку.
          Политика государства в области расово-этнических отношений остается одним из главных источников противоречий в американском обществе, нередко становясь к тому же предметом межпартийных игр (в частности, демократы в немалой степени опираются на цветной электорат). Попытки активизации межрасового диалога для нахождения консенсуса и выработки единой линии в решении проблемы все большей фрагментированности и диверсификации американского общества пока не дали ощутимых результатов. Так, в 1998 г. весьма скромно закончила свою работу специальная президентская комиссия по расовым проблемам, на которую в свое время возлагались очень большие надежды.
          В целом же происходящие в США демографические сдвиги (уменьшение доли белого англоязычного населения, стагнация численности негритянской общины при стремительном росте удельного веса испаноязычных американцев и выходцев из азиатских стран) объективно способствуют обострению проблемы межрасовых и межэтнических отношений в американском обществе, для решения которой потребуется создание принципиально новых механизмов в дополнение или взамен существующей системы «позитивных действий» .
          О перспектвах развития ситуации на американском рынке труда. По прогнозам американских демографов, в начале третьего тысячелетия США столкнутся с серьезными социально-экономическими последствиями «взрывного» старения работающего населения страны.
          По статистике Федерального агентства по учету рабочей силы (ФАУРС), с конца 80-х гг. происходит неуклонный количественный рост возрастной группы населения (45-64), на долю которой к 2006 г. будет приходится почти 40% населения США. Собственно пик количественного «взрыва» численности пенсионеров в США придется на 2011 г. Именно в этом году американские «бейби-бумеры» (послевоенное поколение) начнут достигать порога пенсионного возраста (65 лет). В этой связи последует коренное изменение соотношения между активным, самодеятельным населением и возрастными категориями неработающих американцев.
          На одного американского пенсионера приходится в среднем 4,5 работающих. После 2010 г. этот показатель существенно уменьшится и составит только 2,5. Данное обстоятельство, утверждают американские аналитики, не может не сказаться на госсистеме соцстраха (Social Security) и различных программах госмедпомощи (Medicare), финансируемых государством за счет средств налогоплательщиков.
          Неминуемый коллапс всей системы госстрахования в нынешнем ее виде вызовет необходимость решительного пересмотра всей структуры формирования доходных и расходных статей госбюджета США, переоценку концептуальных политических, социально-экономических приоритетов американского государства и общественного самосознания а в целом.
          Объективный процесс старения американского населения, численный рост армии пенсионеров непосредственным образом скажется на здоровье американской экономике, главным критерием успеха которой на протяжении всех послевоенных лет был устойчиво высокий показатель объемов потребления произведенной продукции. Остроту этой проблемы почувствует на себе американская промышленность, ориентированная на выпуск продукции «широкого потребления» и, особенно, производители предметов, оборудования и услуг т.н. «длительного пользования» (автомашины, риэлторский и строительный бизнес, радиоэлектронника, бытовая техника и т.п.).
          Предрекаемые в этой связи спад или даже стагнация промпроизводства усугубляются неуклонным, по прогнозам американских экономистов и социологов, падением качества и степени подготовленности предлагаемых на рынок труда свободных рабочих кадров.
          К 2010 г. количество незаполненных, требующих высокой квалифицированности вакансий превысит размеры потребностей в неквалицированном труде. В докладах ФАУРС подчеркивается, что США подошли вплотную к точке насыщения рынка труда неквалифицированными кадрами. Выход на пенсию квалифицированных специалистов из поколения «бейби-бумеров» самым негативным образом скажется на темпах экономического роста и конкурентоспособности американских компаний на мировых рынках и внутри самих США.
          Данный процесс уже «пошел» . Осенью 1997 г. компания «Боинг» не смогла быстро найти на рынке труда свободные квалифицированные кадры для выполнения внепланового проекта на своих производственных мощностях в Сиэтле, в результате чего понесла убытки на 696 млн.долл.
          В США уже ощущается нехватка 200-400 тыс.квалифицированных рабочих и специалистов. По прогнозам минтруда, в ближайщем десятилетии эта цифра превысит 1,3 млн. вакансий, в то время как система подготовки квалифицированных рабочих кадров по-прежнему не справляется с возрастающими потребностями промышленного сектора экономики. Именно по этой причине американские компании все чаще вынуждены заполнять свободные вакансии за счет высококлассных специалистов-выходцев из стран ЮВА, Европы и Лат. Америки.
          Проведенное Национальной ассоциацией промышленников и производителей США (НАПП) исследование проблемы показало, что руководители 60% американских компаний испытывают неудовлетворенность степнью «заряженности» на работу своего рабочего персонала. Более половины отмечают слабую подготовленность кадров в области т.н. «базовых» навыков, в т.ч. по математике, письменному английскому, чтению. Больше половины опрошенных заявили, что по причине нехватки квалицированных рабочих им приходится принимать на сложное производство кадры, не умеющие обращаться с компьютерными программами, графическими диаграммами, схемами, чертежами, картами и т.п.
          Корпорации-производители вынуждены расходовать громадные суммы на подготовку и переподготовку рабочих кадров. По статистике НАПП, более 93% американских компаний с числом работающих 50 и более человек финансируют собственные системы повышения квалификации занятых в производстве. Более 70% работающего населения США прошли ту или иную форму подготовки непосредственно на рабочем месте. Ежегодно частным американским бизнесом расходуется 7,7 млрд.долл. на организацию «домашних» курсов повышения квалификации и более 5,5 млрд. на оплату привлекаемых для этих целей специалистов и преподавателей «со стороны» .
          По опросу НАПП, более 30% времени и средств учебных планов таких курсов расходуется на обучение именно «базовым» навыкам – чтению, правописанию, устному счету, при том, что почти 100% слушателей таких курсов имеют законченное среднее образование. По признанию экспертов минобразования, в 1992 г. более 40% взрослого американского населения были функционально неграмотными людьми. Примечательно, что 14-16% студентов, родившихся в США, также функционально неграмотны. Только четверть учеников 12-го (выпускного) класса американской средней школы демонстрируют необходимый уровень владения базовым навыками. Более трети студентов-первокурсников нуждаются в специальной ускоренной подготовке по базовым отраслям знаний.
          По горькому признанию минобраза США, уровень общей подготовленности выпускников американских школ и вузов уступает объему знаний, получаемых их сверстниками в странах Европы. Неудивительно, что лучшие американские 12-тиклассники постоянно оказываются среди худших на международных школьных олимпиадах по математике, физике, биологии и др.
          Американские эксперты обращают внимание на симптоматичный перекос и системе подготовки выпускников высшей школы США, сложившийся в последние годы. Среди выпусников американских вузов преобладают дипломы в области «внутренней экономики» и в различных отраслях «защитных технологий», в то время, как все острее ощущается потребность именно в квалифицированных технических специалистах.
          Среди американских аналитиков мало кто прогнозирует революционную либерализацию американского иммиграционного законодательства или отмену квотирования и других административных мер, стояших на пути свободного доступа в страну специалистов-иностранцев.
          Американские производители вынуждены решать проблему нехватки квалифицированых кадров самостоятельно, и в частности путем переноса производства в другие страны, обладающие необходимыми человеческими ресурсами.
          Как показывает практика, это можно делать даже без физического переноса туда производственных мощностей. Так, за пределами США нанимаются аудиторы, бухгалтеры, программисты и разработчики программного обеспечения, прочие специалисты «умственного труда», которые затем «перегоняют» выполненную работу обратно в США по сетям Интернет.
          Одновременно набирает темпы начавшийся с начала 90-х гг. процесс переноса материального производства в третьи страны, где для это имеются необходимые кадры и технологические возможности. На практике эта тенденция, по оценкам американских экспертов, означает рост объемов вывоза из США не только передовых технологий и рабочих мест, но и экспорта промышленного и банковского капитала, уменьшение налоговой базы внутри США, неуклонный рост зависимости американского промышленного благополучия от стабильности всей мировой экономической и финансовой системы.
          К пониманию необходимости что-то делать постепенно приходит в целом неповоротливая государственная машина США. С 1999 г. увеличивается квота (до 150 тыс.) для иммиграции и получения права на работу в США для целого ряда «дефицитных» специальностей.
          В конце нояб. 1998 г. минтруда США объявило, что им достигнуто соглашение со Службой иммиграции и натурализации и Администрацией по трудовым стандартам (последняя следит за соблюдением правил американского КЗОТ), в соответствии с которым отныне министерство не будет больше сообщать иммиграционным властям о работниках, не имеющих легальных документов, дающих право на работу в США, выявленных при расследовании жалоб на притеснение со стороны работодателя. Этот документ призван защитить «нелегалов» и поощряет их сообщать об имеющих место нарушениях трудового законодательства.
          О положении коренных народов Севера. В США на территории шт. Аляска проживает несколько десятков тысяч алеутов и эскимосов. В официальных документах они рассматриваются как часть более широкой категории «коренных жителей Аляски», в которую, кроме них, входят также местные индейцы. Существуют различные критерии принадлежности к этой группе. Так, согласно §500N Раздела 25 Свода законов США под коренными жителями Аляски подразумеваются индейцы, эскимосы и алеуты, проживавшие на территории Аляски на момент заключения Договора о передаче Аляски Соединенным Штатам Америки, и их потомки, а также индейцы и эскимосы, переселившиеся на Аляску из Доминиона Канада в период с 1867 г. по 1 сент. 1937 г., и их потомки. Согласно другому определению, потомками являются лица, «хотя бы на одну четверть по крови относящиеся к данной национальности», либо распознаваемые в качестве таковых местными национальными общинами.
          Коренные жители Аляски, включая индейцев, кроме живущих в резервациях, являются полноправными гражданами США. Вместе с тем, малочисленность северных народов и особенности исторических отношений с федеральным правительством потребовали в разное время принятия ряда законодательных положений, регулирующих различные аспекты их положения.
          Наиболее всеобъемлющим из них является Закон 1971 г. об урегулировании земельных исков коренных жителей Аляски, предусматривающий выплату коренному населению компенсаций в размере 962,5 млн.долл. и передачу им 17,8 млн.га земель в обмен на лишение их права притязаний на какие-либо другие земли, в т.ч. передаваемые федеральным правительством в распоряжение властей штата.
          Закон содержит широкий комплекс мер по упорядочению и улучшению положения северных народов. В соответствии с ним была проведена регистрация всех коренных жителей. Территория штата была разделена на двенадцать географических регионов, каждый из которых должен был объединить поселения, наиболее близкие друг к другу по своему культурному наследию и интересам. В каждом из регионов была создана сеть т.н. корпораций – коммерческих АО, акционерами которых становились только представители коренного населения. Региональные корпорации должны были координировать и стимулировать всю коммерческую деятельность коренного населения, осуществляемую в рамках создаваемых более мелких структур, например деревенских корпораций (заготовка леса, выделка пушнины, рыболовство, артельное производство и т.п.). В этих целях корпорации получили огромные льготы и крупные финансовые вливания (впрочем, по распространенному даже в конгрессе США мнению, как обычно, большинство полученных средств уходило на оплату услуг «белых» адвокатов и менеджеров, т.к. сами коренные жители явно не обладали необходимыми ни юридическим, ни коммерческим опытом). Закон также содержит подробный перечень всех земель, владений и угодий, закрепленных за коренным населением, определяет порядок использования их и находящихся на них ресурсов живой и неживой природы.
          Интересы коренного населения Севера в части использования природного потенциала учтены и в ряде других законодательных актов, в частности, запрещающих охоту на некоторые виды животных. Например, при введении запрета на охоту на морских котиков (§1152 раздела 16 Свода законов США) были сделаны некоторые исключения в отношении индейцев, алеутов и эскимосов, проживающих в северной части побережья Тихого океана (§1153(а) раздела 16 Свода законов).
          Ряд законодательных актов посвящен сохранению языкового и культурного наследия. Так, в Законе о языках коренных народов Америки подчеркивается уникальность культурных и языковых традиций коренного населения, а правительству предписывается принимать меры в целях их защиты и дальнейшего развития.
          Среди других крупных законодательных актов выделяется Закон о свободе вероисповедания американских индейцев (как и многие другие законы, он также распространяется на алеутов и эскимосов), в котором провозглашается необходимость защиты и обеспечения прав коренных народностей при исповедовании ими традиционных религиозных верований.
          Закон об охране мест захоронения коренного населения ввел порядок обращения с многочисленными существующими с давних времен на Аляске кладбищами.
          Исполнение положений этих и других законов входит в компетенцию федерального правительства и властей штата. При этом алеуты и эскимосы находятся в несколько ущемленном положении по сравнении с индейцами, делами которых занимается отдельное управление в рамках министерства внутренних дел (в отличие от других стран МВД США не является правоохранительной организацией). Затрагивающие же северные народы программы реализуются по линии отдельных ведомств. Так, министерство образования занимается подготовкой специальных образовательных программ, минздрав изучает вопросы оказания экстренной медпомощи с учетом удаленности, специфики расселения и погодных условий и т.п.). Какой-либо комплексной, обобщенной программы в отношении представителей «северных национальностей» пока не было принято.
          Интересы коренных жителей Аляски находят отражение и в законодательном органе страны. Как и любой другой штат, Аляска имеет двух представителей в сенате, но лишь одного (из-за малой численности населения) – в палате представителей. Несмотря на это, считается, что интересы штата и его коренных жителей представлены на Капитолии весьма неплохо. Например, избранный от Аляски сенатор Ф.Мурковски возглавляет мощную в целом и ключевую для его штата сенатскую комиссию по ресурсам, которая к тому же осуществляет контроль за деятельностью занимающегося этим кругом проблем министерства внутренних дел.
          Активизировалась деятельность организаций, отражающих взгляды северных народов (общественные организации, центры при научных и учебных учреждениях и т.п.). В своей работе многие из них получают поддержку по линии существующих на уровне федерального центра и штата программ.