АРСИО

В марте 1999 г. Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО) исполнилось два года. Для нового геоэкономического по своим масштабам блока, в который пока входят 14 стран индоокеанской зоны (Австралия, Индия, Индонезия, Йемен, Кения, Маврикий, Мадагаскар, Малайзия, Мозамбик, Оман, Танзания, Сингапур, Шри-Ланка и ЮАР), столь короткий срок не дает возможности добиться каких-либо заметных практических результатов, подвести итоги и подсчитать взаимную выгоду. Председательствование Маврикия в АРСИО завершилось и должно было перейти к Мозамбику, где в апр. 1999 г. прошла встреча совета министров Ассоциации.

За 1998 г. был сделан целый ряд конкретных шагов по укреплению структуры блока и координации интеграционных связей между странами-членами АРСИО. В Порт-Луи был сформирован секретариат АРСИО (в нынешнем виде он называется Пилотным координационным механизмом), который провел большую организационную работу по проведению встречи Комитета старших должностных лиц АРСИО на Маврикии (март), первой торговой выставки стран-членов и заседания Делового форума Ассоциации в Омане (окт.), встречи Делового форума в Австралии (дек.), торговой ярмарки стран-членов в Индии (фев. 1999 г.). Однако говорить о полноценном секретариате пока нельзя, поскольку, помимо руководителя секретариата, маврикийца К.Рухи, в нем работают с июня 1998 г. его заместитель Х.Аль-Ганами, гражданин Омана (расходы по его содержанию несет оманская сторона), а также четыре вспомогательных сотрудника. Формально штаб-квартиру секретариата предполагают оставить на Маврикии. По словам К.Рухи, уходящего со своего поста после проведения министерской встречи в Мапуту, в Мозамбике до сих пор нет специального органа, который будет осуществлять координирующие функции страны, председательствующей в АРСИО на следующие два года.

Становление АРСИО велось с разной степенью активности по трем трекам: частный сектор, правительство, научные круги. Движущей силой формирования Ассоциации был Деловой форум, объединяющий представителей частного бизнеса стран-членов. Именно этот структурный орган АРСИО проявлял наибольший интерес к расширению торгово-экономического сотрудничества в рамках блока и реализации отдельных проектов Программы действий АРСИО. На встречах Делового форума на Маврикии, в Омане и Австралии вырабатывались рекомендации по вопросам развития приоритетных направлений формирования общей системы информационных, торгово-экономических и инвестиционных связей стран-членов Ассоциации.

В 1998 г. торговый оборот между странами-членами АРСИО составлял всего около 20% от общего торгового оборота стран индоскеанского региона, который в свою очередь не превышал 7% от суммарного мирового торгового оборота. Конечно, индоокеанская зона является богатейшей кладовой природных ресурсов (крупнейшие запасы нефти и газа, хрома, меди и марганца, около 60% мировых запасов урана и 40% золота, более 90% мирового рынка алмазов и т.д.), огромным потенциальным рынком (1,3 млрд.чел.), но страны АРСИО столь различны между собой по многим социально-экономическим показателям (ВНП на душу населения, в частности, колеблется от 80 до 20000 долл.), что даже по радужным прогнозам либерализация торгово-экономических отношений в рамках Ассоциации достижима лишь к 2020 г.

В 1998 г. началась разработка концепции политической стратегии развития стран индоокеанского региона в рамках АРСИО. Были развернуты работы по реализации отдельных проектов Программы действий АРСИО, включающей более 30 рабочих документов. Речь идет о таких проектах, как создание единой информационной сети (IORHET), содействие расширению инвестиционных связей, развитие регионального туризма, совершенствование инфраструктур и управления морскими портами, развитие морского транспорта и страхование морских транспортных перевозок, унификация торгово-экономической и инвестиционной политики, развитие трудовых ресурсов.

Наибольшую заинтересованность в становлении АРСИО проявляла Индия, финансировавшая несколько проектов Программы действий, активнее других участвовавшая в торговой выставке в Омане и организовавшая у себя торговую ярмарку стран-членов Ассоциации. Заметную активность проявлял Оман, проведший у себя первую торговую выставку стран-членов и встречу Делового форума, участвовавший в работе секретариата и внесший в Программу действий два новых проекта: создании регионального инвестиционного фонда и совместной компании по формированию условий для расширения внутриблоковых торговых и инвестиционных связей. Помимо этого, совместно с ЮАР Оман финансировал два проекта по развитию морских транспортных перевозок и портовых инфраструктур. Значительную координирующую, организационную и посредническую роль играл Маврикий. Определенный вклад в становление АРСИО вносили Австралия и ЮАР.

На данном этапе становления АРСИО одной из основных проблем остается вопрос о приеме новых членов, который будет центральным на предстоящей встрече совета министров. В 1998 г. были одобрены три уровня статуса членства: полноправный член, партнер по диалогу и наблюдатель. Вступления в АРСИО ожидают Бангладеш, Египет (статус партнера по диалогу), Иран, Пакистан, Сейшелы, Таиланд, Франция (через Реюньон), а также Великобритания, подавшая в дек. 1998 г. заявку на получение статуса партнера по диалогу. Снятие вето на расширение блока может обострить уже выявившиеся разногласия, прежде всего между Индией, Австралией и ЮАР. В числе множества других нерешенных прблем – отсутствие международно-правового определения индоокеанской зоны, непроработанность многих структурных, координационных, процедурных, административных и финансовых вопросов деятельности АРСИО.