Армия Швеции

Швеция в своей оборонной политике учитывает происходящие изменения во внешне-политической расстановке сил в мире. Несмотря на то, что развитие событий в России и других странах бывшего СССР оценивается как неустойчивое, прямой угрозы с Востока шведы в обозримом будущем не видят. Серьезные финансовые проблемы вынуждают правительство к значительным сокращениям военного потенциала страны.

В Швеции теперь все более склоняются к мысли, что время массовых армий прошло. Отражение внешнего нападения перестало быть основной задачей. Шведские вооруженные силы (ВС) сформулировали для себя новые типы угроз: быстрые военные нападения, чрезвычайные ситуации, терроризм, массовые потоки беженцев. Считается, что вероятный противник будет вести скрытую войну, главным оружием которой будут компьютеры, а целью - не захват территории. Шведские военнослужащие должны будут избегать ближнего боя и уметь побеждать агрессора на расстоянии, опираясь на свои технические навыки и способности управления сложными системами. 7 мая 1998 г. министр обороны Б. фон Сюдов отдал распоряжение об изучении вопросов политики безопасности. Главком ВС У. Викторин подготовил предложения, которые в октябре 1998 г. представлены на рассмотрение правительства, а весной 1999 г. - на оценку подготовительной комиссии министерства обороны. В будущем ВС будут в еще большей степени компьютеризированы и оснащены боевой техникой. Будет снято разделение между видами ВС - сухопутными силами, ВМС и ВВС. В вооруженных силах предполагается иметь два вида формирований: одни готовятся от 2 до 5 месяцев для несложных военных задач, таких как: охрана территориальной неприкосновенности страны и решение задач по спасению при чрезвычайных ситуациях. Другой вид формирований - \"элитные\" оперативные силы (срок подготовки - до года), составляющие основное ядро передовых частей ВС. Эти мобильные и наиболее оснащенные войска в случае необходимости смогут в короткий срок быть направлены как для обороны Швеции от вооруженного нападения, так и для участия в миротворческих или профилактических операциях в Европе.

Предлагается сократить количество учений, общие объемы деятельности видов ВС, длительность периода подготовки военнослужащих, а также объем государственных заказов военной промышленности на производство техники и вооружений. Крупнейшей боевой единицей новых, более гибких ВС станет батальон (до 800 человек), при этом общая численность ВС снизится таким образом, что будет соответствовать девяти бригадам вместо тринадцати ныне существующих (из расчета от 3 до 5 батальонов в бригаде). Викторин призывает вместо всеобщей воинской повинности ввести систему военного призыва, основанную на датской модели (большая доля добровольцев), т.е. обязательный призыв только в том случае, если добровольцев оказывается недостаточно.

Сокращение военного потенциала внутри страны правительство компенсирует участием в международных миротворческих операциях, что предполагается сделать главной задачей будущих ВС. Швеция и в плане политики безопасности, и военной промышленности, и в военном плане все более открыто приближается к НАТО. Это проявляется в более широком участии в учениях, в том числе организуемых на территории Швеции, участии в ряде комитетов НАТО. Вступив в ЕС, Швеция начинает участвовать в деятельности его военных и военно-промышленных структур, получив место наблюдателя в ЗЕС и Западноевропейской группе по вооружениям.

Шведская военная промышленность (занято 22 тыс. чел., оборот 22 млрд. крон в год) обеспечивает потребности страны в военной технике и боеприпасах на 65%. Правительство стремится к сохранению высокого технологического уровня и навыков прежде всего в той ее части, которая ориентирована на экспорт. Шведский экспорт вооружений заметно вырос после его либерализации в 1995 г. Активизировано участие шведских компаний в международных военно-промышленных проектах. Южношведская компания <Кокумс> сотрудничает с одной из французских компаний в области разработок и производства подводных лодок следующего поколения.

Как считает шведское военно-политическое руководство, Швеция могла бы своими элитными силами под эгидой прежде всего ООН, но также и НАТО или другой международной организации принять участие в операции по преодолению кризиса в Косово. Одно из таких элитных подразделений - SWERAP или №силы быстрого реагирования\" (450 человек), подготовлено в международном центре ВС Швеции в Альмнесе. В случае его направления в Косово это было бы уже третье шведское подразделение на территории бывшей Югославии (помимо находящихся там сейчас войск в составе североевропейского батальона в Македонии (с февраля 1993 г.) и батальона в сводной бригаде Польши и северных стран Европы в Боснии (с октября 1993 г.)

Такое переориентирование шведской обороны, способствующее построению новой структуры безопасности в Европе, является неднозначным для самой Швеции. Активизация шведского участия в международных организациях, в том числе военного характера, и богатый опыт в разрешении международных конфликтов заставляют Швецию поддерживать более высокий уровень боеготовности и делают ее ВС более подверженными военному риску. По мнению военного руководства страны, возможность вовлечения шведских солдат в какой-либо вооруженный конфликт более высок теперь, когда Швеция участвует в миротворческих операциях, чем раньше, когда она ожидала \"большой войны\" . Высказывается мнение, что зависимость шведской позиции от решений международных организаций по военным проблемам со временем возрастет и станет гораздо больше, чем в период \"единоличного\" шведского нейтралитета в годы \"холодной войны№.