Взаимодействие международных организаций и Велико- британии. Евросоюз. АСЕМ

Правительство последовательно выступает за расширение ЕС. Подобно консерваторам, лейбористы исходят из того, что расширение Евросоюза отвечает национальным интересам страны. Как отметил госминистр по делам Европы Д.Хендерсон: \"Если у нас не будет со странами ЦВЕ и Балтии экономических и политических связей, какие существуют внутри Европейского Союза, то эти страны, вероятно, будут дрейфовать в какую-то другую сферу влияния. Это означает, что потенциально мы можем расходовать меньше денег на неэкономические цели для поддержания нашей безопасности\". Согласно британской позиции, расширение ЕС укрепляет также стабильность в Европе в целом.

Другой важный для англичан аргумент в пользу расширения ЕС состоит в том, что оно даст большие экономические выгоды. Единый рынок будет насчитывать около 500 млн. потребителей. По британским оценкам, страны ЦВЕ являются одним из наиболее динамичных рынков в мире. Уже в процессе подготовки к вступлению этих стран в ЕС создаются, в т.ч. благодаря инициированию англичанами акций через КЕС, более благоприятные возможности для британских фирм. В 1996 г. британский экспорт в эти страны увеличился более чем на треть и продолжал быстро расти в 1997 г. Однако он все еще составляет лишь 2% всего английского экспорта (импорт, соответственно 1,5%).
Форин Офис и министерство торговли и промышленности совместно проводят с 1997 г. кампанию содействия бизнесу в пяти странах ЦВЕ (Чехия, Венгрия, Польша, Словакия и Словения), имеющую цель удвоения британского экспорта и инвестиций (до 5 млрд.ф.ст.) к концу 1998 г. Одновременно принимаются меры по укреплению торговых связей с регионом в целом.

Активизация внешнеэкономической политики на указанном направлении имеет для англичан немаловажное значение и в контексте ожидаемых в ходе расширения ЕС изменений в соотношении сил внутри ЕС, и в частности, для хотя бы частичного сбалансирования роли Германии в ЦВЕ.

Британская сторона обещает использовать процедуру присоединения стран к ЕС для устранения дискриминации национальных меньшинств, в т.ч. русскоязычных, в странах Прибалтики. Представители Форин Офиса заявляют, что соблюдение прав русскоязычных меньшинств - важный фактор для определения срока начала переговоров о членстве в ЕС Латвии и приема в ЕС Эстонии. Интересам есовцев не отвечает прием в ЕС стран, имеющих неурегулированные проблемы со своими соседями или явно нарушающих международные нормы в области прав человека. Вместе с тем, \"аттестовав\" страну как приемлемого кандидата, ЕС должен спасать и свое собственное лицо. Англичане акцентируют внимание на прогрессе стран Прибалтики, поощряя их к дальнейшим шагам. Продолжение диалога с Евросоюзом и перспектива членства в нем должны усилить заинтересованность их правительств в завершении этой работы и полном соответствии европейским стандартам по нацменьшинствам.
Период председательствования в Евросоюзе правительства Т.Блэйра, взявшего после прихода к власти в мае 1997 г. курс на конструктивное взаимодействие в ЕС, был отмечен дальнейшим расширением и углублением евроинтеграции. Принятые решения по запуску валютного союза, в т.ч. по его составу, и начало переговоров по расширению ЕС имеют историческое для Евросоюза значение. Принят также ряд практических решений, закрепляющих, по британским оценкам, курс на реформу Евросоюза. Это - согласованная на саммите ЕС в Кардиффе программа экономических реформ, включающая проблемы занятости, совершенствования единого рынка, структурных изменений. Достигнуты договоренности в отношении реализации ЕС решений Киото по окружащей среде, а также стратегии борьбы с наркобизнесом.

Немалые трудности ожидаются, в частности, в реализации согласованного в Кардиффе графика принятия решений по фундаментальному документу КЕС \"Повестка дня 2000\". От осуществления заложенных в этот документ реформ зависит динамика расширения Евросоюза. Несмотря на признание в принципе необходимости реформы общей с/х политики и системы есовских фондов, реципиенты дотаций сопротивляются их урезанию. Предстоит и весьма сложный процесс по сбалансированию торгово-экономических интересов нынешних стран-членов ЕС и кандидатов на вступление в него.

В области внешних связей ЕС одним из главных достижений председательства англичане считают достигнутое на саммите ЕС-США понимание с Б.Клинтоном по вопросу об экстерриториальных санкциях. И хотя указанная договоренность лишь создает основу для решения проблемы санкций, Р.Кук заявил, что британскому правительству удалось предотвратить торговый конфликт между ЕС и США чуть ли не катастрофических масштабов.

По британским оценкам, проведенная Лондоном и Евросоюзом в целом работа с президентом США положительно повлияла и на его решение наложить вето на законопроект конгресса о санкциях по Ирану, нацеленный против России. Близость Лондона и Вашингтона иногда создавала для англичан как председателей ЕС и сложности, в частности по вопросу об Ираке.

В актив своего председательствования англичане зачисляют прогресс в Боснии и обеспечение на ранней стадии единой позиции Евросоюза по Косово. Заметное продвижение достигнуто в контактах ЕС с Китаем, особенно по правам человека, обновлена стратегия Евросоюза в отношении Китая, состоялся первый саммит ЕС-Китай. Интерес к Китаю подогревался азиатским кризисом, а для англичан и присоединением к Китаю Гонконга. Азиатская составляющая есовской политики в этот период включала и саммит ЕС-Япония.

Дальнейшее развитие в период британского председательствования получили связи ЕС с Россией. Насыщенным было взаимодействие на высоком и высшем политическом уровне - саммит в Бирмингеме, первое заседание Совета сотрудничества, встреча Е.М.Примакова с \"тройкой\" мининдел ЕС. Как отмечали в Форин Офис, задача запуска предусмотренных СПС механизмов сотрудничества в целом выполнена и Лондон считает важной дальнейшую его реализацию на всех уровнях.

Конструктивную роль англичане как председатели играли в том, чтобы сдвинуть с мертвой точки проблему пересмотра ЕС нерыночного статуса российской экономики. В условиях жесткого противодействия наиболее протекционистски настроенных членов Евросоюза было достигнуто частичное ее решение.

С учетом предстоящего вступления ряда стран ЦВЕ в Евросоюз и НАТО динамичное расширение взаимодействия России и ЕС приобретает особое значение в плане противодействия новому жесткому разграничению Европы. Как показали контакты России с ЕС в первом полугодии 1998 г., в Евросоюзе имеется значительная заинтересованность в дальнейшем развитии взаимодействия с Россией в широком диапазоне областей, в более полной реализации заложенных в СПС возможностей.
В качестве важной задачи своего председательствования в ЕС правительство Т.Блэйра ставило оздоровление отношений самой Великобритании с партнерами по Евросоюзу. И в определенной степени ему это удалось. Одним из первых реальных результатов стало частичное снятие глобального эмбарго ЕС на экспорт британской говядины. Его отмена декларировалась кабинетом консерваторов в качестве главной задачи политики на европейском направлении. В выступлении 17 июня 1998 г. в Палате общин по итогам Кардиффа Т.Блэйр заявил, что задачи, выдвинутые правительством на период председательствования в ЕС выполнены.

Усиление ангажированности Т.Блэйра в отношении ЕС вызвало аллергическую реакцию евроскептиков, опасающихся ускоренного вовлечения страны в валютный союз.

Оценки Великобритании по вопросу евро. Британское председательство в Евросоюзе, в ходе которого были пределены участники валютного союза, завершилось, однако тема участия в ЕВС продолжает оставаться в Великобритании одной из наиболее противоречивых. Про-европейское правительство Т.Блэйра настроено последовательно вести дело к изменению восприятия в общественном мнении идеи присоединения к зоне евро, и в то же время проявляет в этом вопросе максимальную осторожность. Большинство консерваторов продолжает считать, что вхождение Великобритании в ЕВС в ближайшем будущем нецелесообразно. Превалирующее мнение таково, что реально рассматривать подобную перспективу можно не ранее, чем через три года.
Нельзя исключать, что ряд факторов, в том числе в развитии экономического цикла на Британских островах, может подтолкнуть правительство к более решительным действиям. Политика высоких процентных ставок (более 7%) и сильного фунта, проводимая Банком Англии, подвергается критике. Поддержание крепкого фунта становится причиной ухудшения торгового баланса и снижения внутреннего потребления. Сохранение нынешней финансовой политики приведет к дальнейшему сокращению британского экспорта в силу его удорожания, и к концу 1998 года Великобритания может придти с отрицательным сальдо торгового баланса. По некоторым оценкам, снижение экспорта составит 0,3% (по сравнению с ростом в 8% в 1997 г.), а дефицит платежного баланса может составить 13 млрд. ф.ст. к концу 1998 г. и 27 млрд. ф.ст. в 1999 г., тогда как в 1997 г. сальдо было положительным - 4,5 млрд. ф.ст. Темпы роста снизятся в 1999 г. до 1,2% вместо первоначально прогнозировавшихся 2%, что может спровоцировать закрытие предприятий, зачастую принадлежащих иностранным владельцам, и возможный рост безработицы.

Другим моментом являются последствия мирового финансового кризиса и те выводы, которые делают специалисты по поводу \"порога уязвимости\" тех или иных европейских стран. Наиболее негативные последствия отмечаются для стран ЕС, которые решили \"плыть в одиночку\". Великобритания, в силу определенной обособленности, связанной с большей схожестью ее экономического цикла с американским, нежели европейским, не была затронута финансовыми потрясениями. В то же время другие страны ЕС, не вошедшие в число 11-ти стран ЕВС, а также Норвегия, испытали наибольшее давление и были вынуждены частично девальвировать свои валюты. Страны-члены ЕВС, в том числе наиболее близкий сосед России - Финляндия, избежали затруднений.
Это воспринимается как подтверждение жизненности ЕВС, где координация финансовой и экономической политики входящих в него стран обеспечивает их стабильность. Признается, что политическая воля руководителей 11 стран ЕВС в пользу ввода единой валюты в предусмотренные сроки, как и устойчивые экономические показатели, особенно в Германии и Франции, способствуют усилению восприятия евро внешним миром как новой мировой резервной валюты. Экономические операторы в Великобритании готовятся к проведению расчетов в евро. Комментируется решение Китая, располагающего одними из крупнейших резервов иностранной валюты среди развивающихся стран (около 140 млрд. долл.), о диверсификации и приобретении евро в качестве резервной валюты в равном соотношении с долларом (40%).
Запуск евро может стать как бы катализатором углубления Единого рынка ЕС, что будет иметь благоприятные последствия. ЕВС должен превратиться в как минимум столь же самодостаточное экономическое образование (около 30% мирового ВВП), что и американская экономика, а внешняя торговля между странами зоны евро, являющаяся основной составляющей их внешнеторговых векторов, станет внутренней. Однако, как считают эксперты, это произойдет не ранее, чем в 2003 г., т.к. потребуется время для \"укрепления авторитета новой валюты\". Некоторые видят в этом опасность усиления протекционизма в ЕС, когда внешняя политика в еще большей мере будет определяться конвергирующими экономическими интересами.

Роль Европейского центрального банка, особенно в нынешней неблагоприятной внешней финансовой ситуации, определяется как ключевая. Совет директоров ЕЦБ обсудил последствия кризисных явлений на внешних финансовых рынках, обратив внимание на значительную вовлеченность европейских инвесторов, в первую очередь коммерческих банков, в предоставление кредитов затронутым странам и риск финансовых потерь. ЕЦБ будет устанавливать единую ставку рефинансирования для стран зоны евро (уровень которой, очевидно, будет приводиться к нынешнему среднему уровню - 3,75%). Выработка сбалансированной политики в этой области находится в числе его приоритетов.

Делаются прогнозы о том, какой путь будет избран руководством ЕЦБ. Обсуждаются две перспективы. В случае сохранения докризисных темпов экономического роста (по оценкам КЕС, сделанных весной, в 1998 году они должны были составить 3% и 3,2% в 1999 г.), зона евро действительно превратилась бы в \"локомотив\" экономического роста. Более реальна иная, менее радужная перспектива, когда экономический рост в 1999 г. составит 2-2,5%.

С учетом этих двух прогнозов рассматриваются возможные подходы ЕЦБ к уровню учетных ставок. В случае реализации первого, их нынешний уровень оценивается как несоответственно низкий. При продолжении роста до еще не достигнутого \"пика\" экономического цикла, ставки должны быть увеличены. Налоговая политика правительств в этом случае должна предусматривать жесткое ограничение расходов в рамках сбалансированных бюджетов.

Если реализуется второй прогноз, что более вероятно, и экономический цикл войдет в стагнирующую фазу, уместно поддержание процентных ставок в 1999 г. на нынешнем среднем уровне. Похоже, что Банк Англии и его управляющий Э.Джордж склонны придерживаться именно этого сценария.
Ожидается, что введение единой валюты окажет значительное влияние на циркуляцию денежных вложений в Европе. Европа станет более привлекательным местом для инвестирования. Европейские инвесторы со своей стороны активно готовятся к введению евро и реструктурируют свои активы. Введение единой валюты устранит ограничения национальных законодательств стран-членов ЕВС. Примерно 67% крупных европейских пенсионных фондов (общие активы которых составляют около 2700 млрд. долл. в 1997 г.) планируют реструктуризировать свои активы с началом деятельности ЕВС.

АСЕМ
В Лондоне 3-4 апреля 1998 года состоялся Второй саммит \"Азия-Европа\" (АСЕМ), в котором приняли участие главы государств и правительств 15 европейских и 10 азиатских стран, а также председатель Еврокомиссии. Открывая форум, британский премьер-министр Т.Блэйр выразил надежду, что его участники смогут обменяться взглядами по широкому спектру обоюдоострых вопросов в связи с экономическим кризисом в Азии, в частности, по разрешению текущих финансовых трудностей, ограничению их негативного социального воздействия, поддержанию открытости рынков и курса на дальнейшую либерализацию в торговле, усилению международных возможностей по недопущению подобных кризисов в дальнейшем.
Значение азиатского кризиса для европейцев обусловлено и тем, что ЕС экспортирует в Восточную Азию больше, чем США, а объем кредитов европейских банков в регионе намного превышает американские показатели.

Для азиатских участников важно было провести зондаж, в какой степени они могут рассчитывать на содействие стран ЕС в выходе региона из кризиса. В этой связи Т.Блэйр заверил азиатов, что \"ЕС не оставит их в беде\".
В целом участники саммита пришли к выводу, что при активном проведении необходимых реформ и международном сотрудничестве финансовую стабильность в ЮВА удастся восстановить. Прочный экономический фундамент в странах региона позволит им в среднесрочной перспективе вновь достичь существенных темпов роста. Была подчеркнута важность укрепления роли МВФ в качестве центра реагирования на кризис на глобальном уровне и проведения согласованных с ним реформ. Большое значение придается привлечению финансовых средств частного сектора для решения проблемы нехватки капитала и торговых кредитов, а также созданию благоприятных условий для инвесторов.

В целях оказания технической помощи странам Азии в реструктуризации финансовой сферы и в борьбе с бедностью по инициативе англичан на саммите решено учредить Трастовый фонд АСЕМ при МБРР. Решено также создать группу экспертов для оказания азиатам консультативной помощи в реформировании финансового сектора. Утверждены планы содействия торговле и инвестициям. Согласован ряд других конкретных мероприятий по торгово-экономическому сотрудничеству стран АСЕМ.
Понимание участниками

взаимозависимости их экономик позволило провести обсуждение данной проблематики в целом в конструктивном ключе. Признав, что кризис может способствовать усилению протекционизма, стороны обязались не злоупотреблять предусмотренными в ВТО механизмами защиты рынка. Европейским странам удалось провести в итоговых документах встречи идеи транспарентности экономик,либерализации рынков и международной торговли.
О новой британской инициативе помощи странам Азии. Правительством Великобритании в качестве председателя ЕС объявлено о намерении Евросоюза увеличить техническую помощь странам Азии, пострадавшим от валютно-финансового кризиса.

Заявление об этом было сделано в ходе состоявшейся в Лондоне 17 февраля 1998 г. встречи министра финансов Г.Брауна и министра по делам международного развития К.Шорт с президентом Мирового банка Д.Вулфенсоном. На ней были обсуждены основные параметры этого предложения. По словам Г.Брауна, Европа, имеющая значительный опыт в решении финансово-экономических задач, может оказать эффективную помощь азиатским странам.

Данная инициатива, как отметил министр финансов, будет реализовываться в рамках АСЕМ с участием Мирового банка. При этом, как подчеркнул министр, акцент имеется в виду сделать на двух аспектах.

Первое - реформа финансового сектора. Предполагается предложить оказать помощь азиатским странам в таких областях, как банковская сфера, финансовый мониторинг и надзор, корпоративное управление, хозяйственное законодательство (включая банкротство), стандарты бухгалтерского учета.

Второе - оценка ситуации с бедностью и нейтрализация негативных последствий финансового кризиса для беднейших слоев населения. Планируется провести анализ влияния экономического кризиса в Азии на беднейшие слои населения, помочь в определении приоритетов социальных расходов, разработке соответствующих программ действия, реформировании рынка труда, подготовке мероприятий по созданию рабочих мест и развитию предпринимательства.

Англичане глубоко озабочены финансово-экономическим кризисом в ЮВА, который уже сказывается на их торговых интересах в регионе. Так, объем британского экспорта в ключевые страны региона (Индонезию, Южную Корею, Таиланд, Малайзию и Филиппины) упал с 1,57 млрд.ф.ст. за период с января по апрель 1997 г. до 876 млн.ф.ст. за аналогичный период 1998 г. Наибольшее сокращение экспорта произошло в торговле с Индонезией (с 251 млн. до 122 млн.ф.ст.) и Таиландом (с 335 млн. до 139 млн.ф.ст.).

В целях предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации в двусторонней торговле в 1998 г. проведена серия поездок высокопоставленных британских представителей в страны ЮВА: госмининдел Д.Фэтчетт (Малайзия, Сингапур, Камбоджа, дважды - Индонезия и Таиланд), министр по вопросам строительства Н.Рэйнсфорд (Филиппины), президент Конфедерации британской промышленности К.Маршалл (Индонезия).

О развитии британско-японского сотрудничества. С приходом к власти в Великобритании правительства лейбористов основные элементы азиатской политики Лондона остались практичски без изменения. В качестве ведущей ее опоры англичане по-прежнему считают Японию, с которой наращивается партнерство по ключевым международным и экономическим проблемам, включая вопросы деятельности \"восьмерки\" и АСЕМ, региональной безопасности и т.п. С учетом этого развивается политический диалог двух стран на высшем уровне.

Следуя достигнутой в июне 1997 г. договоренности о ежегодном проведении встреч на высшем уровне, в январе 1998 г. состоялся визит британского премьер-министра Т.Блэйра в Токио, в ходе которого определены основные направления британо-японского политического диалога в XXI веке. В их число вошли: совместная работа в интересах будущих поколений по решению глобальных проблем человечества (разоружение, охрана окружающей среды, соблюдение прав человека, борьба с бедностью и наркобизнесом и т.п.); взаимодействие по укреплению роли и реформированию ООН. В этой связи англичане вновь подтвердили свою поддержку кандидатуры Японии в качестве постоянного члена СБ ООН; расширение сотрудничества по линии Европа-Азия. При этом акцентируется значимость АСЕМ.
Англичане приветствовали намерение \"Тойоты\" вложить дополнительные инвестиции в производство автомобилей в Великобритании, в результате чего общий объем капиталовложений этой компании в стране достигнет 1,5 млрд.ф.ст. Общая величина японских инвестиций в автомобильную промышленность Великобритании превышает 3 млрд. ф.ст., обеспечивая работой около 10 тыс.человек.

В ходе своего визита в Японию Т.Блэйр официально открыл в Иокогаме Центр британской промышленности, призванный оказывать содействие британским компаниям в расширении своего экспорта в Японию. Его величина в 1996 году составила 4,3 млрд. ф. ст. (рост на 13,6% по сравнению с 1995 г.).

Вместе с тем в Лондоне не скрывают озабоченности по поводу тревожной для англичан тенденции расширения японцами своих капиталовложений в другие страны Европы (в частности, Францию и регион ЦВЕ) за счет, как здесь опасаются, Великобритании.
В связи с началом с января 1998 г. председательствования Великобритании в ЕС отдельной темой в диалоге двух стран стали отношения между Евросоюзом и Японией. В рамках недавнего визита в Японию британского премьера в Токио был проведен саммит ЕС-Япония. В его ходе Т.Блэйр информировал японцев о своем видении реформы ЕС и путей дальнейшего сближения между ЕС и Японией, включая совместные действия на международных торгово-экономических и политических форумах.

Идеологическим обрамлением взаимодействия между двумя странами призван стать открытый в январе 1998 г. Т.Блэйром в Токио фестиваль британской культуры в Японии (продлится весь год). В его рамках планируется проведение более 250 мероприятий, включая художественные выставки, посещение Японии ведущими музыкальными и театральными коллективами Великобритании и др. Аналогичный японский фестиваль в Великобритании запланирован на 2001 г.

Важную часть взаимодействия двух стран составила подготовка намеченного на май 1998 г. визита императора Акихито в Великобританию. Предыдуший визит императора Японии в Великобританию в 1971 г. сопровождался акциями протеста из-за нежелания Токио покаяться за преступления, совершенные в годы Второй мировой войны.
Великобритания и Китай. После передачи Гонконга под китайскую юрисдикцию 1 июля 1997 г., британско-китайское сотрудничество эволюционирует по нарастающей.
Состоялись 19-21 января 1998 г. визит в Китай британского мининдел Р.Кука и его переговоры с президентом Цзян Цземином и мининдел Цянь Циченем.
Великобритания является вторым по величине европейским торговым партнером Китая и крупнейшим европейским инвестором в страну. По итогам обсуждения экономической проблематики на переговорах Р.Кука в Пекине в свой актив англичане заносят в целом позитивную реакцию Пекина на предложение о расширении допуска британских компаний на китайский рынок и более либеральный подход к лицензированию их деятельности.

Одной из центральных тем в диалоге между Лондоном и Пекином по-прежнему остается Гонконг. Англичане в целом дают положительную оценку развитию территории под китайской юрисдикцией после 1 июля 1997 г., отмечая при этом необходимость продолжения двустороннего сотрудничества в реализации принципов Совместной декларации.

Форин Офис оценил визит Р.Кука в Гонконг (20-21 января) как успешный и отражающий новую реальность в отношениях с территорией. В его ходе Р.Куком была подтверждена известная позиция Великобритании, что окончание ее суверенитета над Гонконгом не означает прекращения моральной и политической ответственности Лондона за дальнейшее развитие территории в составе Китая. В выступлении в британской торговой палате в Гонконге глава Форин Офиса констатировал практическое воплощение формулы \"одна страна - две системы\" и эволюцию Гонконга за последние полгода как \"открытого и свободного\" общества. Он отметил определенную заслугу в этом китайского руководства.
2 апреля 1998 г. в Лондоне состтоялась первая встреча в формате руководство ЕС - премьер-министр Китая. Саммит положил начало новому этапу в развитии отношений между Евросоюзом и КНР. По словам председателя КЕС Ж.Сантера, в этих отношениях началась \"новая эра\".

Со стороны ЕС желание \"подтянуть\" связи с Пекином до уровня, сопоставимого с достигнутым в контактах с США, Россией и Японией, явилось реакцией на существенное укрепление международных, в т.ч. экономических, позиций Китая, масштабы и темпы проводимых им реформ. Активная линия Пекина в вопросах корейского и камбоджийского урегулирования, успешная передача Китаю Гонконга, а также серия саммитов с ведущими мировыми державами, включая США и Россию, усиление его вовлеченности в дела ООН и разоруженческую работу повысили привлекательность КНР для ЕС как партнера на международной арене, усилили необходимость взаимодействия с ним.

Повышение уровня контактов диктуется и экономическими реалиями. За период с начала реформ в Китае товарооборот между ЕС и КНР вырос более чем в двадцать раз, в результате чего он стал третьим по значимости торговым партнером стран ЕС вне Европы. По заявлению зам.председателя КЕС Л.Бриттэна, ни одна страна в Азии, а возможно, и в мире не имеет большего значения для будущего глобальной экономики, чем Китай.

Пo объективным причинам, усиливается и заинтересованность Китая в расширении сотрудничества с ЕС. В условиях финансово-экономического кризиса в Азии, куда идет 60% китайского экспорта и откуда Китай получал 80% инвестиций, рынок вступивших в фазу подъема стран ЕС и их инвестиционный потенциал приобретают особую важность. А на перспективу значение Евросоюза как экономического и политического партнера возрастает вследствие расширения ЕС.
Указанные факторы во многом предопределили содержание переговоров и позиций сторон в ходе саммита. В центре дискуссии находился подготовленный КЕС документ, в котором сформулирована стратегия развития отношений ЕС с Китаем и который еще подлежит рассмотрению странами Евросоюза. Чжу Жунцзи позитивно воспринял предложения КЕС, \"нацеленные на повышение статуса и содержательности этих отношении\".

Особое место в ходе саммита было отведено вопросу вступления Китая во Всемирную торговую организацию. Согласно прогнозам КЕС, в ближайшие 20 лет Китай станет второй торговой державой в мире. В этой связи, в Евросоюзе придают исключительно важное значение успешному интегрированию его в глобальную экономическую систему, и прежде всего скорому присоединению КНР к ВТО. Судя по указанному документу КЕС, имея в торговле с Китаем за 1997 г. дефицит в 20 млрд.экю, Евросоюз намерен использовать все каналы, и не в последнюю очередь процесс присоединения к ВТО, для расширения доступа на китайский рынок своих товаров и услуг.
На фоне азиатского финансового кризиса позитивная оценка со стороны ЕС была выражена стабилизирующей роли Китая, и особенно его отказу от девальвирования своей валюты, что стало возможно, среди прочего, благодаря наличию у КНР валютных резервов в 140 млрд.долларов. Еще одна причина устойчивости Китая в условиях финансового кризиса состоит в том, что значительная часть инвестиций в КНР носит долгосрочный характер, это не \"горячие деньги\", как в странах, пораженных кризисом. Достигнута договоренность укрепить сотрудничество ЕС и Китая в валютно-финансовой области, в т.ч. при техническом содействии Евросоюза.
Затрагивался и вопрос о пересмотре ЕС нерыночного статуса китайской экономики. Однако, в совместном заявлении по итогам встречи для печати этот вопрос не нашел отражения в связи с тем, что он \"находится в движении\".

Из неэкономической проблематики главное место в ходе встречи было отведено проблеме прав человека в Китае. Участники выразили удовлетворение прогрессом, достигнутым после возобновления в 1997 году диалога по этой теме. В ЕС пришли к выводу, что данную проблему практичнее решать неконфронтационными методами. В пользу такого подхода высказываются и представители британского правительства. По заявлению мининдел Р.Кука в интервью Би-Би-Си, за последний год по вопросам прав человека в Китае удалось добиться большего, чем за предыдущие десять лет. В ходе лондонской встречи намечено задействовать ряд проектов сотрудничества, нацеленных на совершенствование правовой системы и гражданского законодательства Китая.
В Форин Офисе полагают, что перспективы развития отношений ЕС с Китаем - в целом благоприятные, хотя и не беспроблемные. Непростой, в частности, будет задача нахождения баланса интересов в конкретных торгово-экономических вопросах. Эксперты отмечают также сложность поддержания социальной стабильности при реализации планов внутренних реформ в Китае. Видимо, с учетом этого в выводах позиционного документа КЕС отмечается, что ЕС должен быть готов в сжатые сроки адаптировать свою политику в соответствии с любыми непредвиденными изменениями, вызванными темпами и масштабом преобразований в Китае.
Об открытии в Эдинбурге Тайбэйского офиса. 27 июня 1998 г. в Эдинбурге - столице Шотландии, официально учрежден Тайбэйский офис, как подчиненное подразделение Тайбэйскому офису в Лондоне по адресу 50 Grosvenor Gardens, London SW 1 W ОЕВ (тел. 0171/396-9152).

Для офиса в Эдинбурге приобретена отдельная часть дома по адресу Melville Street 1, в самом центре столицы Шотландии, представляющая собой служебное помещение на четырех этажах площадью примерно 400 кв.м. Офис оборудован богатой инкрустированной мебелью, украшен художественными произведениями в китайском стиле, оснащен современной оргтехникой. Создание учреждения в столице Шотландии вызвано расширением разносторонних связей Тайваня с Великобританией и, в частности, Шотландией: три года назад в Великобритании обучалось 5 тыс. студентов, в 1998 году их количество достигло 13 тыс.; товарооборот между Тайванем и Великобританией в 1997 году достиг 5 млрд. ф.ст. (8 млрд. долл.). Тайвань инвестирует 98 промышленных предприятий Великобритании, налажена работа по обмену новейшими технологиями. Значительное количество тайваньских студентов и аспирантов обучается в высших учебных заведениях Эдинбурга.

Выступивший на церемонии вице-президент Европейского парламента, член Европейского парламента от шотландского региона Лотианс Дэвид Мартин от имени властей Шотландии приветствовал открытие Тайбэйского офиса в Эдинбурге.
О государственном визите королевы Великобритании в Бруней (17-20 сентября 1998 г.) и Малайзию (20-23 сентября 1998 г.). В Лондоне позитивно характеризовали состоявшийся визит британского монарха в Бруней и Малайзию, оценивая его как весьма успешный, несмотря на совпадение этой поездки королевы с осложнением внутриполитической ситуации в Малайзии. Визит был приурочен к проходившим в Малайзии Играм Содружества (очередные такие Игры должны состояться в Манчестере в 2002 г.), в официальной церемонии закрытия которых королева, как глава Содружества, приняла участие.

Как констатируют представители Форин Офиса, хотя визит носил, как обычно, неполитический характер, им тем не менее был дан весомый импульс дальнейшему наращиванию сотрудничества Великобритании с Брунеем и Малайзией. В числе его основных характеристик в Форин Офисе выделяют акцентированную и англичанами, и азиатами нацеленность на развитие оборонных и торгово-экономических связей с упором на социально-гуманитарное сотрудничество: памятуя о своих экономических интересах в Малайзии (объем двусторонней торговли в 1997 г. составил 3,7 млрд.ф.ст.; до недавнего времени Малайзия считалась одной из наименее затронутых экономическим кризисом в регионе стран) и значительных социально-гуманитарных связях (страна занимает первое место по числу студентов, обучающихся в Великобритании, - около 20 тыс.ежегодно).

Проблема Чагоса. Она была порождена Великобританией после принятия в ноябре 1965 г. \"Закона о британской территории в Индийском океане\", по которому архипелаг Чагос отторгался от Маврикия, являвшегося еще английской колонией, и получал статус искусственного административного британского образования.

Порт-Луи был вынужден согласиться на изменение статуса Чагоса, поскольку о ходе предоставлении Маврикию независимости Лондон выдвинул это требование в качестве обязательного условия деколонизации. Секретным англо-маврикийским соглашением предусматривались, в частности, выплата маврикийскому переходному правительству компенсации (3 млн. ф.ст.) для покрытия убытков и переселения коренных жителей архипелага (1200 чел.) и возвращение Маврикию островов после того, как необходимость в их целенаправленном использовании Великобританией отпадет.

В конце 1966 г. Великобритания, рассматривая архипелаг Чагос уже как свою суверенную территорию, подп