Внешнеэкономические связи имеют важное значение для экономики Австрии. Экспортная квота Австрии (отношение экспорта к ВВП) составляет около 28%, а импортная квота - около 30%.
С момента своего образования Австрийская Республика активно участвует в выработке принципов, условий и договоренностей по вопросам международной торговли и экономического сотрудничества на многосторонней основе. В 1951 году Австрия присоединилась к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) и в 1995 году в составе ЕС стала членом Всемирной торговой организации (ВТО).
В 1960 году Австрия вошла в число стран-учредителей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и постоянно принимает участие в ее работе.
С вступлением в ЕС с 1 января 1995 года Австрия полностью восприняла внешнеторговый режим Евросоюза, включая его тарифные и нетарифные меры.
Основным инструментом тарифного регулирования в торговле Австрии со странами - нечленами ЕС является Единый таможенный тариф ЕС в редакции Австрийского таможенного тарифа практического пользования.
В нетарифной сфере действуют количественные ограничения и специальные нормы регулирования ЕС для ряда товаров, а также применяются антидемпинговые меры Евросоюза. Кроме того, ввозимые в Австрию товары облагаются импортным налогом с оборота (соответствует внутреннему налогу на добавленную стоимость) и потребительскими налогами (налог на нефтепродукты, налог на табачные изделия, налог на спиртные напитки, пиво, игристые и некоторые другие вина). В 1997 году австрийский экспорт в текущих ценах увеличился на 10,8% до 678,3 млрд. австр. шилл., а импорт возрос на 6,4% до 758,4 млрд. австр. шилл. В товарной структуре внешней торговли существенных изменений не произошло. Около 40% экспорта и 35% импорта приходилось на обработанные изделия, около 41% экспорта и 38% импорта - на машины, оборудование и транспортные средства. Химические продукты составляли около 10% экспорта и 11% импорта. Доля непродовольственного сырья и топливно-энергетических товаров в экспорте составляла около 5%, а в импорте 10%. Удельный вес продовольствия и пищевкусовых товаров в экспорте достигал 4%, а в импорте 6%.
Важнейшими торговыми партнерами для Австрии являются страны ЕС, на которые приходится порядка 68% всего внешнеторгового оброта страны (около 64% экспорта и 70% импорта). Членство Австрии в ЕС оказало в 1995-97 гг. позитивное воздействие на развитие ее внешнеэкономических связей со странами Евросоюза. Отмена пограничных таможенных формальностей способствовала снижению издержек австрийских участников внешнеэкономических связей в размере в среднем до 5% от стоимости поставляемых товаров, привела к значительному сокращению времени прохождения грузов через границу и обеспечила более оптимальное использование транспорта.
В 1997 году активно развивалась торговля Австрии (особенно австрийский экспорт) с близлежащими странами Восточной Европы. На долю восточноевропейских стран в целом в том году приходилось порядка 14% внешнеторгового оборота Австрии (около 17% экспорта и 11% импорта).
Основными торговыми партнерами являются ФРГ, доля которой во внешнеторговом обороте Австрии превышает 40%, а также Италия (около 9%), Франция (свыше 6%), Швейцария (около 6%).
Повышение курса доллара США по отношению к австрийскому шиллингу в 1997 году способствовало оживлению австрийского экспорта в Соединенные Штаты Америки, удельный вес которых в австрийской внешней торговле составляет более 4%.
На долю России во внешней торговле Австрии приходится около 1,5%.
По оценке ВИФО, зарезервированные на мероприятия по поддержке экспорта в ближайшие два года 600 млн. австр. шилл. могут дать прирост его объема на 18 млрд. австр. шилл. в год. Комплекс мер на этом направлении предусматривает поддержку экспортеров в обработке ими наиболее перспективных внешних рынков; совершенствование системы кредитования и гарантирования экспортных поставок, облегчение доступа к ней ориентированных на экспорт мелких и средних производителей-субпоставщиков; поощрение инвестиций в создание новых крупных наукоемких и экспортоориентированных производств, использующих субпоставки мелких и средних предприятий; совершенствование и диверсификацию системы обучения, переквалификации и повышения квалификации кадров, в том числе без отрыва от производства, повышение уровня обучения иностранным языкам во всех учебных заведениях, усиление практической производственно-рыночной ориентации учебных программ вузов.
Страхование экспорта.
Государственная поддержка экспорта в Австрии осуществляется с применением различных экономических рычагов, важнейшими из которых являются система поощрения соответствующей инвестиционной деятельности и система гарантирования и кредитования экспорта.
Государственное поощрение инвестиционной деятельности осуществляется в форме прямого бюджетного финансирования при реализации проектов общегосударственного или регионального значения, в форме опосредованного бюджетного финансирования и субсидирования капиталовложений частных фирм через систему специальных фондов, а также в форме косвенного стимулирования инвестиционной деятельности через систему налоговых льгот.
В Австрии нет государственного страхования коммерческих операций на внутреннем рынке. Оно полностью осуществляется частными страхователями. Система государственного страхования направлена на защиту интересов отечественных экспортеров на зарубежных рынках. Правовую основу этой системы составляют Федеральный закон от 19981 года \"О содействии экспорту\" и Федеральный закон от 1981 года \"О содействии финансированию экспорта\".
Ведущую роль в системе государственной поддержки экспорта играет Австрийский Контрольный банк (АКБ), осуществляющий свою деятельность в соответствии с вышеуказанными законами, по уполномочию правительства. АКБ выступает в форме акционерного общества, членами которого являются ведущие австрийские банки и финансово-кредитные институты. Необходимые для предоставления экспортных гарантий средства мобилизуются главным образом на мировом рынке капиталов. Гарантиями АКБ покрывается около 9% всего годового экспорта страны. При этом при поставках в страны ОЭСР (в том числе в страны ЕС, на которые приходится более 80% австрийского экспорта, австрийскому экспортеру предоставляются гарантии только под долгосрочные сделки (как правило, со сроками исполнения свыше 2 дет). По краткосрочным сделкам (со сроками исполнения до 2 лет) австрийский страхователь может подучить гарантии у 4 частных страховых компаний: \"Призма\", \"Эстеррайхише Кредитферзихерунг\", \"Ротаэр\" и \"Терлинг\". Экспорт в страны, не входящие в ОЭСР, на которые приходится менее 20% всего австрийского экспорта, покрывается гарантиями АКБ примерно на 25%.
Максимальный срок. на который могут быть предоставлены гарантии, составляет, как правило. 10 лет. Стоимость гарантии включает проценты за политические и экономические риски, размер которых в зависимости от платежеспособности страны покупателя составляет от 0,2% до 5% от суммы гарантии в год (политические риски) и от 0,2% до 2% от суммы гарантии в год (экономические риски).
Общая стоимость гарантии по отдельно взятой сделке складывается в зависимости от применяемого размера премии за политические и экономические риски, гарантируемой суммы и срока действия риска. В качестве гарантируемой суммы используется, как правило, размер экспортного контракта (без авансовых платежей). Предусматриваемая в договоре страхования с экспортером сумма его собственного риска также не включается в расчет платы за гарантию. Срок действия риска определяется, преимущественно, исходя из предусмотренных экспортным контрактом условий платежа.
Экспортное финансирование осуществляется АКБ в увязке с гарантией либо самим АКБ, либо вышеуказанными страховыми компаниями. Оно выступает, как правило, в форме рефинансирования (кредитования банка экспортера) по льготной ставке, включающей процент (не более 0,5%), получаемый банком экспортера.
Зарубежные инвестиции австрийских фирм гарантируются АКБ только от политического риска. Покрытие коммерческого риска осуществляют специальные кредитно-финансовые институты: при инвестициях в размере до 10 млн. ав. шилл. - банк \"Бюргес\", а свыше 10 млн.ав.шилл. - общество \"Финанциругс Гаранти Гезельшафт\" (ФРГ). При этом австрийскому инвестору предоставляется покрытие как внешнего риска в размере до 50% стоимости инвестиционного проекта, так и внутреннего риска в виде гарантии до 80%.
АКБ относит Россию к странам с высоким уровнем риска для бизнеса. Для получения гарантии АКБ на срок свыше 12 месяцев на поставку товара в Россию австрийский экспортер должен иметь контргарантию российского банка. Процент собственного риска австрийского экспортера при получении им гарантии АКБ по сделкам с Россией установлен в размере 10%. Условия контракта должны предусматривать не менее чем 15%-ный авансовый платеж, а также оплату российским импортером товара не позднее, чем через 8 месяцев после поставки. Ставка за политический риск составляет 3%, максимальная сумма гарантии на одну сделку - 100 млн. ав. шилл. на срок до 5 лет.
В 1997 году срок предоставляемого гарантирования был увеличен до пяти лет, а его рамки на одну сделку - до 100 млн. австр. шилл. при снижении процентной ставки за политический риск до 3%, что заметно улучшило возможности финансирования закупок современного оборудования для реконструкции и модернизации российских промышленных предприятий. Удалось добиться признания Австрийским контрольным банком гарантии \"Кузбасспромбанка\" на поставку в Россию угольного проходческого комбайна, а также подтверждения АКБ принципиальной возможности принятия гарантий \"Башкредитбанка\" при финансировании проектов с участием австрийских фирм на территории Башкортостана.
Предпринятые в 1997 году Австрийским контрольным банком шаги по либерализации условий предоставления гарантий австрийским фирмам на поставки в Россию, а также принятие им в обеспечение этих поставок гарантий ряда российских центральных и региональных коммерческих банков свидетельствовали о возрастании доверия официальных и деловых кругов Австрии к российским предпринимателям и к России как партнеру в целом.
В связи с осложнением финансового положения в Российской Федерации АКБ с осени 1998 г. временно приостановил прием от австрийских экспортеров и обработку заявок на предоставление гарантий на поставки в Россию. Признававшиеся ранее АКБ контргарантии российских банков \"Инкомбанк\", \"Российский кредит\", \"Менатеп\", \"Сбербанк России\", \"Империал\", \"Международный московский банк\", \"Собизнесбанк\", \"Росвнешторгбанк\", \"СБС Агро\", \"Токобанк\", \"Онэксимбанк\" и некоторых других, теперь фактически не признаются. АКБ занял выжидательную позицию.