Усыновление в США

О международном усыновлении. В течение последних пяти лет отмечается постоянный рост числа усыновлений, совершаемых американцами за границей (1992 г. – 6472, 1993 г. – 7377, 1996 г. – 11370, 1997 – 13500). В американских детских домах находится 450 тыс. детей, и на содержание каждого ребенка государство ежегодно тратит около 15 тыс.долл. Усыновлению подлежит не более 100 тыс., а реально каждый год усыновляется менее 30 тыс. детей. При этом на их место в течение года приходит 35-40 тыс. сирот. В соответствии с утвержденной президентом программой поддержки усыновления число усыновляемых к 2002 г. должно возрасти вдвое. Более активный выход на «внешний рынок» связан прежде всего со стабильным уменьшением количества детей, которые усыновляются в самих США, что объясняется несравнимо большими возможностями усыновления практически здорового ребенка в возрасте до 3-х лет и относительно простотой процедурой усыновления в других странах, по сравнению с правилами в США. Эти правила устанавливаются законами и подзаконными актами соответствующих штатов, а также унифицированным законом об усыновлении (Uniform Adoption Act), одобренным в 1994 г. межштатным консультативным органом – Национальной конференцией за единообразие законов штатов (National Conference of Uniform State Laws) – и федеральным законом об иммиграции и гражданстве.

В США не существует какого-либо общефедерального органа, регулирующего национальное и международное усыновление. Вопросы, связанные с усыновлением, решаются в основном на уровне штатов и графств, где ими занимаются местные управления (администрации) по социальным вопросам, в рамках которых действуют специальные отделы по делам семьи, правам ребенка и т.п. В ведение последних входит как оказание помощи в усыновлении детей-сирот, так и лицензирование коммерческих и бесприбыльных агентств, занимающихся этой проблематикой. Лицензия обычно выдается на один год, и ее имеют 4 тыс. таких организации. Вследствие различий в законодательстве штатов предъявляемые контрольными органами требования к агентствам также могут иметь существенные различия. Как правило, они не отличаются особой жесткостью, однако многие солидные агентства, в том числе чисто коммерческие, сами весьма дорожат своей репутацией, нанимают на работу квалифицированных специалистов и требуют от своих служащих строгого соблюдения местного и иностранного законодательства. Негосударственные агентства ежегодно проходят перерегистрацию в контролирующих органах штатов и графств, которые обязаны осуществлять периодическую проверку их деятельности. Выявление фактов нарушения законов, финансовой и налоговой дисциплины ведет к лишению лицензии.

В соответствии с решением конгресса функционирует единственная действующая на общефедеральном уровне госорганизация, оказывающая исключительно информационную помощь в усыновлении – Национальная информационная палата по усыновлению (National Adoption Information Clearinghouse), которая издает и распространяет различные брошюры, буклеты и другие материалы, а также рекомендует, в какие агентства можно обратиться за помощью.

В консульской службе госдепа имеется отдел по проблемам детей (Children\"s Issues), занимающийся в том числе оказанием помощи американским гражданам в международном усыновлении. Любой интересующийся данным вопросом может обратиться (по телефону, факсимильной связи или Интернета) и получить информацию о возможности международного усыновления в различных странах и процедуре получения американских виз для усыновляемых детей. Госдеп также оказывает через американские посольства содействие в получении информации о конкретных делах по усыновлению, а в необходимых случаях предпринимает шаги с целью гарантировать беспристрастность, объективность и отсутствие дискриминации по отношению к гражданам США. При этом подчеркивается, что ни при каких обстоятельствах госдеп и американские загранпредставительства не могут выполнять следующие функции: подбирать детей для усыновления; принимать иное непосредственное участие в процессе усыновления за рубежом; представлять усыновителей в суде; гарантировать выдачу въездной визы усыновляемому ребенку.

Последнее обстоятельство обуславливается тем, что в соответствии с законом об иммиграции и гражданстве для получения разрешения на въезд усыновленного ребенка в США необходимо согласие Службы иммиграции и натурализации (СИН) и соблюдение ряда формальностей. Заявитель должен подать в отделение СИН по месту жительства заполненный бланк ходатайства формы I-600 (так называемая «сиротская петиция» ), в котором указываются данные приемных родителей-американцев и самого ребенка. Помимо этого, ходатайствующие представляют утвержденное отвечающим за усыновление органом соцобеспечения штата заключение об условиях жизни и добропорядочности усыновителей. Заключение действительно в течение года с момента утверждения. Если в течение года усыновление не осуществлено, то необходимо представить дополнение, в котором отражаются произошедшие за это время изменения. В заключении должно быть документально подтверждено, что заявители никогда не находились под судом, следствием или арестом, не получали ранее отказа в усыновлении, не допускали актов насилия в отношении членов семьи (в особенности детей), не злоупотребляют алкоголем, не употребляют наркотики и т.п.

В СИН представляются также отпечатки пальцев ходатайствующих, которые затем проверяются ФБР по криминальным учетам. Только после этого СИН дает разрешение на въезд ребенка и уведомляет об этом соответствующее американское консульство, которое в дальнейшем оформляет на него иммиграционную визу категории IR-3 (по законам шт. Айова, Вирджиния и Род-Айленд усыновление считается юридически завершенным только после решения американского суда. В этих случаях консульства выдают детям визы категории IR-4). Все материалы на ребенка направляются из местного отделения СИН в Национальный визовой центр (шт. Нью-Гемпшир), где информация вводится в компьютерный учет, делу присваивается специальный номер, о чем наряду с повторным разрешением на выдачу иммиграционной визы уведомляется американское консульство за границей. Выехав в нужную страну, усыновители проводят усыновление ребенка и получают на него визу в консульском загранучреждении США.

Однако это идеальный вариант. Во многих случаях будущие усыновители выезжают из США, когда конкретный ребенок для усыновления еще не определен или усыновление подобранных агентствами детей по каким-либо причинам срывается. В первом случае заявители заполняют ходатайство формы I-600A, в котором не указываются установочные данные конкретного ребенка, а во втором – ходатайство формы I-600 заполняется за границей после подбора ребенка и направляется заявителями в СИН самостоятельно или через американское загранпредставительство. При этом, если усыновление проводится семейной парой, а в страну выехал только один из родителей, он не имеет права подписывать форму I-600 за обоих даже при наличии на это соответствующей доверенности. Указанная форма направляется по почте в США, где на нее ставится недостающая подпись, после чего ходатайство подается в СИН для осуществления установленной процедуры.

Для получения виз IR-3 или IR-4 ходатайствующие связываются с консульством, где им назначают дату собеседования, на которое необходимо прибыть с усыновленным ребенком. При этом требуется представить следующие документы: американские загранпаспорта приемных родителей (родителя) и национальный загранпаспорт усыновленного ребенка; уведомление СИН об удовлетворении ходатайства I-600 или I-600A; разрешение компетентных органов страны пребывания на международное усыновление; свидетельство о рождении ребенка; медсертификат о состоянии здоровья ребенка, подписанный уполномоченным консульством врачом; заполненную и подписанную усыновителем(ями) визовую анкету формы OF-230 и паспортные фотографии ребенка.

При наличии должным образом оформленных документов в большинстве случаев консул заверяет визовую анкету и в течение 24 часов выдает соответствующую иммиграционную визу. Однако он имеет право потребовать у ходатайствующих представить дополнительные документы, подтверждающие, что ребенок является сиротой, что местными властями ему разрешен выезд из страны, что усыновление оформлено с соблюдением всех требований законодательства и т.д. Если и в этом случае консул не сочтет возможным принять положительное решение, то дело направляется на дополнительное рассмотрение СИН и (или) оформляется запрос в компетентные органы страны пребывания.

В таких ситуациях окончательное решение о выдаче или отказе в иммиграционной визе принимает СИН. В исключительных и редко встречающихся на практике случаях СИН не идет на выдачу иммиграционной визы, но разрешает из гуманитарных соображений «условно-временный въезд» (humanitarian parole) в США, где вопрос об иммиграционном статусе и пребывании ребенка в стране решается окончательно.

Усыновленные дети-иностранцы не становятся автоматически гражданами США, однако приемные родители имеют в соответствии с законом «Об иммиграции и гражданстве» право на их натурализацию в ускоренном порядке. Ускоренная натурализация возможна только в отношении лиц моложе 18 лет и при условии постоянного проживания родителей и ребенка в США. Для этого родители подают в местное отделение СИН ходатайство формы N-643, а на детей старше 14 лет также и заполненную форму FD-258 с отпечатками пальцев. По закону промежуточный ответ об удовлетворении или отказе в ходатайстве направляется заявителю в течение 60 дней с момента подачи прошения.

Американские власти исходят из того, что наличие большого неудовлетворенного «спроса на рынке усыновлений» неизбежно порождает различные злоупотребления со стороны части участвующих в этом процессе организаций и частных лиц. Минюст и другие компетентные органы предпринимают усилия по пресечению таких явлений путем лишения недобросовестных американских усыновительных агентств лицензий и даже привлечения виновных к уголовной ответственности. Госдеп неоднократно заявлял о своем резко отрицательном отношении к каким-либо нарушениям при оформлении международных усыновлений, так как такие факты могут привести к полному или частичному запрещению конкретной страной вывоза детей за границу.

Особую обеспокоенность госдепартамента, отдельных конгрессменов и в первую очередь самих усыновителей и посреднических агентств вызывают изменения в российском законодательстве, определяющем процедуру и порядок международного усыновления. В США высказываются опасения, что эти изменения могут привести если не к приостановке, то к значительным затруднениям в международном усыновлении из России. В этой связи госдеп, с одной стороны, оказывает давление на конгресс в плане скорейшей ратификации Гаагской конвенции об усыновлении от 22 мая 1993 г. (подписана США 31 марта 1994 г., однако до сих пор не ратифицирована, что связано с различиями в законодательстве отдельных штатов и необходимостью создания общефедерального координирующего органа, отвечающего за претворение Конвенции в жизнь и международное усыновление в целом), а с другой – предлагает самой России присоединиться к этому международному договору и в необходимых случаях регулировать возникающие проблемы путем заключения соответствующих двусторонних соглашений.

Такое повышенное внимание в США к проблеме усыновления вполне объяснимо с учетом того, что в последние годы наблюдался стабильный рост числа российских усыновлений (1991 г. – 0, 1992 г. – 324, 1993 г. – 746, 1994 г. – 1087, 1995 г. – 2178, 1996 г. – 2454, 1997 г. – 3816). В 1997 г. до одной трети усыновленных американцами за границей детей приходилось на Россию, которая за семь лет вышла с последнего на второе (после Китая) место по этому показателю. При этом местные специалисты обращают внимание на пример Украины, которая после соответствующих законодательных инициатив переместилась с занимавшегося ею девятого места (в 1993 г. с Украины в США было усыновлено 273 ребенка, из КНР – 330, из России – 746) на практически нулевое.

Существующая в США процедура усыновления американских и иностранных детей-сирот, не будучи идеальной, в целом соответствует стандартам и требованиям Гаагской конвенции, призванной всемерно защищать интересы усыновляемого ребенка.

Большой интерес американцев к международному усыновлению из России обусловлен различными факторами, но в первую очередь отсутствующей в США возможностью получения практически здоровых или больных излечимыми болезнями детей европейской расы в возрасте до трех лет.

В последние годы международное усыновление значительно коммерциализировалось и превратилось в довольно доходный бизнес: в условиях, когда усыновление больного ребенка в США обходится американцам в 10-20 тыс.долл., а за здорового они готовы заплатить до 100 тыс.долл. Сложившаяся в вопросе международного усыновления ситуация требует четкого и разумного правового регулирования и контроля. Это относится как к российскому законодательству, где требуется ликвидация «серых зон» и приведение законов в соответствие с существующими реалиями, так и к нашему участию в международных и двусторонних договорах с заинтересованными странами.