По мнению министра туризма Замбии А.Чипавы, эта отрасль «должна превратиться во второй по значимости (после меди) источник пополнения казны, тем более, что по природной красоте Замбия выглядит привлекательнее соседних стран».
По прогнозам Международной туристической организации посещаемость африканских стран южнее Сахары в ближайшие десять лет возрастет на 15%, и, таким образом, туризм в этой части планеты может выйти на уровень 36 млн.чел. в год. Замбия надеется получить свою долю от доходного рынка туристических услуг.
Около 30% территории республики занимают 19 национальных парков и 32 охотничьи зоны. Среди них – всемирно известные Livingstone & Mоsi-оа-Tunya National Park, Siavonga, Kafue National Park, Lower Zambezi National Park, South Luangwa National Park. Для любителей рыбной ловли и спуска на надувных плотах интерес представляют 230 тыс.км. речной системы.
Одними из главных достопримечательностей Замбии являются более 20 водопадов (наиболее известный – Виктория), 4 озера ( в том числе оз. Танганьика), четвертое в мире по величине искусственное озеро Кариба. На территории страны обитают 500 разновидностей птиц, 35 видов крупных млекопитающих (среди них – «большая африканская пятерка»).
Географическое положение и политическая стабильность выгодно отличают Замбию, как промежуточный пункт для путешествующих между Восточной Африкой и югом континента, где туризм переживает период расцвета.
Основным органом, контролирующим туристический бизнес в стране, является Замбийский национальный совет по туризму (Zambia National Tourist Board). В 1998 г. Замбию посетили 95 тыс. туристов ( из них: 35 тыс. – из региона Африки; 38 тыс. – Европы; 13 тыс. —Азии и Океании и 9 тыс. – из Америки). Это почти в три раза больше аналогичных показателей за 1995 г. В 1997 г., благодаря строительству новых гостиниц и пансионов, было создано дополнительно 628 рабочих мест, а в 1998 – еще 714. Доходы от туристической отрасли составили: 75,5 млн.долл. в 1997 г. и 74,7млн. – в 1998 г. И это с учетом того, что инвестиции в данный сектор равняются лишь 7,6 млн. и 7,7 млн. за 1997 и 1998 гг.
Эти цифры значительно уступают данным по ЮАР и Зимбабве, куда приезжают в среднем около 1 млн. и 700 тыс. туристов, соответственно. Причина— отсутствие необходимой инфраструктуры. Имеющиеся на сегодняшний день дороги, аэропорты. взлетно-посадочные полосы для маломестных туристических самолетов, гостиницы находятся, за редким исключением, в неудовлетворительном состоянии. Характерными для Замбии являются низкий уровень безопасности туристов, ограниченность международного воздушного сообщения (из Европу в Лусаку летают только самолеты компании British Airways).
Качественный, насыщенный туристический отдых в Замбии – достаточно дорогое удовольствие, которое могут позволить себе в подавляющем большинстве случаев только очень состоятельные любители охоты и рыбалки из Великобритании, ЮАР, Зап. Европы, США и Скандинавии. Популярный вид туризма «с рюкзаком», набирающий обороты в южноафриканском регионе, пока «обходит» Замбию стороной.
Правительство Ф.Чилубы сразу после прихода к власти попыталось изменить ситуацию в туристической отрасли за счет передачи ее в руки частным предпринимателям и широкого привлечения иноинвестиций.
С 1993 г. началось активное привлечение серьезных инвесторов в эту сферу. За пять лет (1993-97 гг.) было выдано 160 инвестиционных сертификатов. В 1998 г. лицензии на проведение туристической деятельности получили 17 зарубежных компаний, 20 замбийских и 12 совместных. Туристический сектор в 1999 г. должен получить 57,5 млн.долл. на реализацию пяти крупных проектов, что в свою очередь позволит создать 896 рабочих мест. Что касается выдачи лицензий, то на этот год намечена регистрация 156 новых фирм на туристическом рынке Замбии.
Усилия инвесторов предполагается концентрировать в следующих направлениях: развитие национальных парков: Kafue, (один из крупнейших в мире 22,5 тыс.кв.км.), Lower Zambezi и т.д. Развитие инфраструктуры г. Ливингстон – «туристической столицы Африки» (водопад Виктория и Национальный парк Mоsi-оа-Tunya); развитие инфраструктуры г. Лусаки (совершенствование существующих и строительство новых недорогих гостиниц по европейским стандартам); Северо-Восточный район озер Танганьика, Мверу, Мверу Вантипа и реки Луангва, национальные парки Nsumbu, Luangwa (North, South), Lusenga и т.д.; западный район бассейна реки Замбези – национальные парки West Lunga, Liuwa, Sioma Ngweri; район искусственного озера Кариба, привлекающего туристов благодаря своей красоте и близости к транспортным магистралям.
Для каждого из вышеперечисленных регионов составляется бизнес-план, где подчеркивается необходимость диверсифицировать туризм в Замбии: развивать производство сувениров и пропагандировать культурное наследие народов страны.
Большинство частных предпринимателей как в Замбии, так и за рубежом прогнозируют основное направление диверсификации в другом: освоении охотничьих угодий. Подсчитано, что при правильной стратегии развития заповедников поголовье диких животных можно увеличить на 20-30% в ближайшие 5 лет. Это привлечет в страну больше туристов и профессиональных охотников и, соответственно, принесет государству ощутимые доходы в валюте.
Главным препятствием данному процессу является достаточно распространенное в Замбии браконьерство, которое весьма отрицательно сказывается на общем состоянии безопасности в заповедниках. Бывают случаи нападения на туристов, которые застают браконьеров на месте преступления, порою с трагическими последствиями. Служба егерей крайне немногочисленна и плохо вооружена, хотя в последнее время и была усилена военнослужащими замбийской армии.
По данным Всемирного фонда охраны природы, за последние 20 лет браконьеры уничтожили в Замбии 60% поголовья слонов и 90% носорогов. От 100 тыс. голов диких животных, обитавших в заповедниках страны в 1973 г., теперь осталось немногим более 20 тыс. Фонд осуществляет в стране ряд проектов, которые по масштабу занимают второе место в Африке (после Мадагаскара). Это создание систем управления заповедниками – Administrative design for Game Management Areas, общеобразовательная программа по охране окружающей среды – Zambia Enviromental Education Programme и т.д. С момента получения страной независимости Фонд осуществил в Замбии 80 различных проектов по природоохранной деятельности и защите животных.
Кроме вышеперечисленных проблем имеется масса более мелких, но не менее актуальных. Например, недоработки в сфере маркетинга. Только 120 тыс.долл. из 1 млн., выделяемого на нужды Совета по туризму, идут на эти цели. Этим вызвана крайне малочисленная и низкоэффективная презентация замбийских туристических возможностей за рубежом, концентрирующая усилия лишь на европейских странах и оставляющая без внимания остальной туристический рынок. Для решения этой проблемы планируется использовать преимущества совместных с соседями маркетинговых инициатив, которые, как предполагается, будут предприниматься Региональной туристической организацией Юга Африки (RETOSA), функционирующей в рамках САДК.
В 1997 г. правительством была принята «единая туристическая политика», на рассмотрении находится вопрос о создании Фонда развития туризма, в который будут поступать отчисления от НДС, подготовлен проект нового закона о туризме – Hospitality Act, призванного заменить Tourism Act 1979 и Hotels Act 1987 и определить финансирование Совета по туризму и National Parks and Wildlife Services в качестве самостоятельных организаций, выведенных из подчинения министерству туризма. В перспективе Совет будет заниматься маркетингом и финансироваться Фондом развития туризма, а NPWS, как и раньше, будет отвечать за парки и охотничьи угодья и перейдет на самоокупаемость.