Объем товарооборота в торговле между Россией и Финляндией составил в 1997 г. около 5, 4 млрд. долл., в том числе, российский экспорт – около 2,4 млрд. долл. и российский импорт – около 2,7 млрд. долл. С 1993 по 1997 гг. объем товарооборота вырос в 2,3 paза: российский экспорт – более чем в 1,6 раза и импорт – в 4 раза. В 1997г. товарооборот, подсчитанный в долларах, вырос на 3,7% и посчитанный в финских марках – на 29,4%. Во внешней торговле Финляндии Россия занимает четвертое место с долей 7,4%. По результатам 1997г. сальдо торгового баланса соствило около 300 млн. долл. в пользу Финляндии. С 1990 по 1995 гг. сальдо оставалось положительным для России (до 1990г. – отрицательным). Наличие в настоящее время отрицательного сальдо для России объясняется, в первую очередь, высокой долей сырьевых товаров в российском экспорте и невозможностью дальнейшего увеличения их поставок. Так, доля сырьевых товаров составляет в настоящее время 77,7%, из которых 31,8% приходится на нефть и нефтепродукты, 13,7% – на природный газ, 11% – на древесное сырье, 7,7% – на руды и металлы. Доля готовых товаров составляет 22,3%. В российском импорте из Финляндии доля машин, оборудования и транспортных средств – 31%, пищевые продукты – 13,5%, химтовары – 11,5%, бумага и картон – 8,5%. Доля сырьевых товаров составляет 30,7%. Финляндия пока не предоставляет России существенных кредитов. Однако, межбанковские отношения между странами динамично развиваются. Финский банк «Мерита» – один из крупнейших в Скандинавии банков – активно работает на российском рынке, имеет хороший опыт работы с российскими банками по рублевым операциям. Иностранные платежи в рублях стали возможными в конце лета 1996 года, когда Центробанк России провел либерализацию по валютному контролю. «Мерита банк» был первым западным банком, который открыл корреспондентские рублевые счета с российскими банками через Международный Московский банк (ММБ). Одним из преимуществ рублевых платежей перед валютными является отсутствие для российских клиентов необходимости в оформлении паспортов экспортно-импортных сделок в российских банках, т. к. эти сделки являются предметом валютного контроля. Некоторые российские компании никогда не имели валютных счетов и, таким образом, не могли покупать валюту для торговых платежей. Возможность проведения рублевых платежей устраняет это препятствие. Рублевые расчеты также более дешевы для российской стороны, т. к. не взимается комиссионный сбор за покупку валюты. \"Мерита банк» может также производить платежное обслуживание в «мягких валютах» СНГ, таких как украинская гривна, белорусский рубль, казахский тенге и узбекский сом, также через Международный Московский банк. Кроме платежного обслуживания, финские банки постоянно расширяют свое присутствие на российском рынке межбанковских кредитов. В 1997 году общая сумма кредитов российским банкам составила около 150 млн. фмк (28 млн. долл.). Заемщиками банка «Мерита» стали Росвнешторгбанк, «Торибанк», «Промстройбанк», ММБ. Кредиты в долларах предоставляются на срок до 12 месяце по ставкам LIBOR плюс 3,5-5,5% в зависимости от суммы кредита и банка. Банк «Мерита» постоянно акцептует векселя и выдает подтверждения аккредитивов 120 российским импортным организациям на сроки от 1 до 6 месяцев на сумму, ограниченную 30-40 млн. фмк (5-7 млн. долл.).
Рублевые кредиты банком в настоящее время не предоставляются, однако «Мерита» изучает возможность осуществления займов в рублях. Второй по величине в Финляндии банк – «Постипанкки» в 1997 г. значительно увеличил, практически с нуля в 1995 году, работу по платежам за коммерческие поставки и по кредитам на межбанковском рынке России. Через банк платежи по аккредитивам осуществлялись через 13 российских банков на сумму около 10 млн. фмк. Кредитные линии были представлены 4 банкам Москвы и Санкт-Петербурга на сумму несколько десятков млн. фмк. Расчеты с банками стран СНГ не производятся в связи с большим, по оценке банка, риском. Банк ведет операции в следующих отраслях: энергетика; нефтяная и нефтеперерабатывающая; cтроительство; целлюлозно-бумажная промышленность. » остипанкки» до настоящего времени не предоставлял финансирования инвестиционных проектов с длительными сроками исполнения. По оценке банка, в предлагаемых проектах для России еше имеется большая доля риска невозврата платежей. Отмечено, что одним из крупных проектов, осуществляемых через банк, является строительство гольфклуба в Нахабино, заказчик УПДК, срок строительства – 2 года. Активизации деятельности финских банков в России способствует укрепление доверия к российским органигациям, основой которого является расширение работы с Россией Финского центра госгарантий (ЦГГ). Общая сумма предоставляемых ЦГГ гарантий – 47 млрд. фмк. Сумма гарантий, предоставленных в 1997 году финским экспортерам при поставках в Россию – 1057 млн. фмк. Гарантирование краткосрочных (1-3 мес.) кредитов для поставок в РФ – постоянно на сумму около 70 млн. фмк или 480-500 млн. фмк в год. Сумма предоставленных ЦГГ гарантий долгосрочных (до 11 лет) кредитов для России – около 600 млн. фмк. Центр гарантий предоставил гарантии кредитов в торговле с Россией 61 финскому экспортеру и 141 российскому импортеру. Гарантии по краткосрочным кредитам предоставляются при поставке: товаров народного потребления, пищевых продуктов, бумаги, лeкapcтв и др. Гарантии по долгосрочным кредитам для поставки в Россию инвестиционных товаров предоставляются в следующих отраслях: энергетика; дoбычa и переработка нефти; целлюлозно-бумажная; строительство. Подписание в Москве 27 ноября 1997 года Меморандума о взаимопонимании и предоставлении гарантий под контргарантии Правительства Российской Федерации и Меморандума о взаимопонимании и предоставлении гарантий под комфортное письмо Правительства РФ создает основу для увеличения сумм предоставляемых на финансирование проектов в России гарантий до 3-3,5 млрд. фмк (600-700 млн. долл.).
Однако, реализация Меморандума по предоставлению России кредитов под гарантию Правительства РФ на инвестиционные товары пока невозможна в связи с отсутствием между Внешэкономбанком и Центром госгарантий рамочного соглашения, определяющего гарантийный механизм финансирования. Подписание Россией 6 октября 1997 года соглашения с Лондонским клубом кредиторов, вступление 17 сентября 1997 года в международную экономическую организацию – Парижский клуб, а также подписание 6 ноября 1997 года в рамках Парижского клуба двустороннего российско-финляндского соглашения о реструктуризации государственной задолженности значительно улучшают условия торговли между двумя странами. Однако, требует ускорения завершение подписания межбанковских соглашений о реструктуризации задолженности в рамках Лондонского клуба, а также окончательное согласование суммы коммерческой задолженности российских организаций. В российско-финляндских двусторонних торгово-экономических отношениях стороны руководствуются действующим Соглашением между Правительством РФ и Правительством Финляндии о торговле и экономическом сотрудничестве, а также подписанным в 1994г. между ЕС и РФ Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, в котором в отношении торговли России с членами данного Союза зафиксировано взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Министерство экономики РФ с участием заинтересованных министерств, организаций и Торгового представительства России в Финляндии подготовило в 1996 году перечень пилотных проектов инвестиционнoro сотрудничества. Указанный перечень, в который вошло 29 проектов, уточнен с финской стороной на 3-ем заседании рабочей группы по инвестиционному сотрудничеству МПК 31 октября 1997 г. в Москве.
К числу приоритетных проектов программы относятся сооружение магистрального нефтепровода в рамках Балтийской трубопроводной системы, строительство газопровода в Европу по территории Финляндии, а также реконструкция автомобильной и железной дорог Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва, строителъство Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге, а также автосборочного завода в Ленинградской области. В настоящее время обьекты, вошедшие в перечень, находятся на различных стадиях проработки и реализации. Ход реализации перечня регулярно рассматривается на заседаниях рабочей группы по инвестиционному сотрудничеству МПК (координатор – Минэкономики РФ). Основной проблемой для большинства проектов является определение источников финансирования, в том числе возможность привлечения международных финансовых институтов. Объем прямых инвестиций Финляндии в российскую экономку в 1997 году составил 520 млн. фмк (100 млн. долл.). По сравнению с 1996 годом объем инвестиций вырос на 54,7%. В эту сумму вошли одобренные Правительством Финляндии на 1997 год бюджетные ассигнования на поддержку проектов, согласованных в рамках Межправительственной группы развития сотрудничества сопредельных регионов. В этой связи чреввычайно важным для развития инвестиционного сотрудничества между Россией и Финляндией является успешная ратификация подписанных в мае 1996 года Межправительственного Меморандума о развитиии сотрудничества в области осуществления инвестиций и проектов, Соглашения об избежании двойного налогообложения, Протокола к соглашению от 09. 02. 96 о содействии осуществлению и защите капиталовложений.
В связи с присоединением Финляндии 19 декабря 1996 года к «шенгенскому соглашению», восточная граница страны стала протяженной внешней границей территории стран-членов Шенгенского соглашения и контроль за границей усилен. Управление пограничной службы Финляндии планирует направить иа восточную границу дополнительные силы. Приграничье. Юридической основой финляндско-российского сотрудничества в сопредельных регионах является Межправительственное соглашение о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, заключенное 20 января 1992 г.. Организационная структура сотрудничества включает в себя действующую на основе Соглашения Межправительственную Группу развития сотрудничества сопредельных регионов. Ежегодно проводится работа по определению перечня реализуемых при поддержке финляндского бюджетного финансирования совместных проектов для вышеуказанных российских регионов. Осуществляемые в рамках сопредельного сотрудничества проекты охватывают самые разнообразные сферы – экологию, сельское хозяйство, повышение уровня безопасности атомных электростанций, обучение специалистов. Главным аспектов в деятельности данной структуры является оптимальное сочетание государственной координации и поддержки региональных интересов при реализации согласованных совместных проектов. Данное направление сотрудничества органично вписывается в проблематику «Россия-Финляндия-ЕС» .
Членство Финляндии в ЕС придает сложившемуся региональному взаимодействию обшевропейский характер, значительно расширяет возможности сторон. Практически решен вопрос о координации программ ЕС ТАСИС и ИНТЕРЕГ и некоторых согласованных совместных проектов, реализация которых находится на стадии утверждения соответствующими органами сопредельного сотрудничества. Исходя из принципов работы, принятых в странах-членах ЕС, существенно повышается роль органов коммунального самоуправления, что, в свою очередь, позволит оптимально использовать средства ЕС, поступающие как по линии программы ТАСИС для российского приграничья, так и по линии программы ИНТЕРЕГ для создания инфраструктуры сотрудничества с Россией на территории Финляндии. Координаторами работы по сотрудничеству сопредельных регионов выступают Министерства иностранных дел Финляндии и России.
Кроме того, в рамках Межправительственной Российско-Финляндской комиссии по экономическому сотрудничеству действуют рабочие группы по сотрудничеству между Финляндией и рядом субъектов РФ: Республикой Башкортостан, Республикой Коми, Ненецким автономным округом. Членами МПК являются также главы Администраций Архангельской, Ленинградской и Мурманской областей, г. Санкт-Петербурга. В течение последних двух лет Министерством торговли и промышленности Финляндии подписаны меморандумы о сотрудничестве с Нижегородской областью, Татарстаном, Самарой, готовится договор со Свердловской областью.