Связи Бельгии с Россией

Важнейшим событием в контактах с Бельгией явился визит в эту страну в декабре 1993 года Президента РФ Б. Н. Ельцина. Подписанный межгосударственный документ Договор о согласии и сотрудничестве Бельгия ратифицировала в июне 1997 года, Россия – в декабре 1997 г. В соответствии с положениями Договора (он вступил в силу 22 января 1998г.) 19-21 февраля 1998г. состоялся ответный визит в Россию Короля бельгийцев Альберта II, Королевы Паолы и наследного принца Филиппа.

На содержании российско-бельгийских отношений все больше сказывается членство Бельгии в Европейском Союзе, делегирование значительного круга вопросов наднациональным структурам ЕС. Ряд модификаций в российско-бельгийских отношениях связан с новыми внутренними реалиями Бельгии. В результате завершения длительного (с 1970 г.) процесса федерализации страны значительную автономию, в т. ч. в области внешних связей, получили субъекты федерации (сообщества и регионы). Это привело к заметному усилению региональных акцентов в двусторонних связях.

Продолжается работа по расширению и совершенствованию договорно-правовой базы двусторонних отношений. Кроме Договора о согласии и сотрудничестве в ходе визита Б. Н. Ельцина в Брюссель было подписано Соглашение о сотрудничестве в области воздушного сообщения. В июне 1995 г. в ходе II сессии Смешанной комиссии Россия-БЛЭС подписано соглашение об избежании двойного налогообложения (российская сторона ратифицировала его в декабре 1996 г., задержка за бельгийцами). Продолжается работа над Соглашением о сотрудничестве правоохранительных органов (в конце января 1998г. в Москве состоялись межведомственные консультации экспертов, следующий раунд – в Брюсселе в январе 1999г.).

Новая «сверка часов» на высоком уровне была проведена в ходе визита в Бельгию Председателя Правительства РФ (17-19 июля 1997 г.). Визит позволил наметить новые ориентиры развития российско-бельгийских отношений, подтвердил наличие значительных резервов для наращивания двустороннего сотрудничества. 7-9 сентября 1997г. состоялся официальный визит министра иностранных дел Бельгии Э. Дерейке в Москву, заместитель Председателя Правительства России Р. Г. Абдулатипов провел в феврале 1998 г. в Брюсселе ряд встреч, в том числе с премьер-министром Бельгии Ж.-Л. Декане и мининдел Э. Дерейке, с целью обмена опытом федерализации государственного устройства наших двух стран.

В октябре 1997 г. состоялся официальный визит в Москву министра обороны Бельгии Ж.-П.Понеселе. Посещавшие Бельгию по линии НАТО российские военные делегации встречались также и с бельгийским военным руководством. Подразделение российских миротворцев из состава контингента ООН в Восточной Славонии приняло 21 июля 1997 г. участие в военном параде в Брюсселе по случаю национального праздника Бельгии.

Товарооборот между Россией и Бельгией в 1997 году по данным ГТК составил 1,65 млрд.долл. (в 1995, 1996 и 1998 гг. – более 2 млрд. долл. при всегда положительном для нас сальдо). При этом российский экспорт в Бельгию более чем на 60% (по стоимости) состоит из алмазов и бриллиантов, значительна доля нефти и нефтепродуктов (в первом полугодии 1997 года их поставлено почти втрое больше, чем за весь 1996 год). Если по этим товарам, а также цветным металлам и химикатам Россия пока удерживается в Бельгии, то российский лес, черные металлы, а также автомашины, бытовая техника, оптика, станки (из-за технической отсталости) и текстиль (из-за экспортных квот ЕС) уходят с местного рынка. Основными товарами российского импорта из Бельгии остаются продовольствие (40%), ковры и текстиль (17%) и машино-технические изделия, в основном запчасти (10%), которым взаимно предоставляется режим наибольшего благоприятствования в торговле. Россия больше не рассматривается как страна с государственной системой торговли, предполагается динамичное развитие связей по мере прогрессивного преобразования российской экономики, включая возможность переговоров о создании зоны свободной торговли. Бельгийцы рассчитывали завершить в 1998 г. процесс ратификации российско-бельгийской Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 июня 1995 г. (Россия ратифицировала ее в декабре 1996 г.) и ставят вопрос о скорейшем заключении Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (в ноябре 1997 г. они передали свой проект соглашения, который находится в настоящее время на рассмотрении в Минэкономики РФ). Разрабатываются документы на межотраслевом и межведомственном уровне: за последние два года подписаны соглашения в области ветеринарии и технологии производства, хранения и реализации овощей и фруктов, программа сотрудничества в области здравоохранения, изучается возможность заключения соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с легализацией преступных доходов и др.

Торгово-политические отношения с Бельгией характеризуются благоприятным, в целом, отношением бельгийского правительства к развитию торговли с Россией и отсутствием специальных бельгийских ограничений на импорт из нашей страны. Однако ряд российских товаров подпадает под ограничения ЕС (квоты на металл и текстиль, антидемпинговые процедуры в отношении удобрений и соединений из металлов, переход стран ЕС на низкосернистое дизтопливо). Неблагоприятной для российского экспорта в Бельгию остается и конъюнктура мирового рынка сырьевых товаров (алмазы, нефть, цветные металлы). С другой стороны, бельгийцы крайне болезненно восприняли решение российского правительства о введении квот на импорт ковровых изделий из стран ЕС (обеспокоенность была высказана и в ходе визита короля Альберта II в Россию), что, по их утверждению, якобы может напрямую затронуть 13 тысяч рабочих бельгийской ковровой промышленности (на практике, до 90% ковровых изделий из Бельгии ввозится в Россию «неорганизованными» экспортерами, фактически нелегально, выпадая из системы воздействия официальных ограничительных мер).

Россия занимает 13-е место среди экспортеров в Бельгию (0,8% бельгийского импорта) и является 15-ым импортером бельгийской продукции (0,8% экспорта из Бельгии). Товарооборот между двумя странами неуклонно растет и в 1997 г., по бельгийским оценкам, превысил 2,9 млрд.долл. (по бельгийским данным, в 1995 г. – 2,42 млрд., в 1996 г. – 2,63 млрд.). Уместно отметить большую разницу между российской и бельгийской статистикой двусторонней торговли. Данные Госкомстата России, исключая т.н. «неорганизованную» торговлю, значительно занижают объем российского импорта из Бельгии. Так, в 1994-96 гг. из нашей статистики были исключены соответственно 122, 187 и 664 млн.долл. В результате, в 1996 г. у России образовалось мнимое положительное сальдо в размере более 700 млн.долл., тогда как по бельгийской статистике оно оказалось отрицательным (в 39 млн.долл.). Судя по данным ГТК РФ, аналогичная ситуация скложилась и при подведении итогов за 1997 год.

Структура взаимной торговли продолжает отражать нынешнее состояние российской экономики. Остается сырьевая направленность нашего экспорта в Бельгию (основные экспортные товары – алмазы, энергоносители, цветные и черные металлы, химическая продукция и пиломатериалы; доля машин и оборудования – чуть более 1%), и, следовательно, сохраняется его зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка. Например, вызванное финансовым кризисом в странах ЮВА сокращение бельгийских поставок алмазов в Индию, Таиланд, Гонконг и бриллиантов в Японию неблагоприятно отразилось на нашем экспорте этих товаров в Бельгию, который уменьшился в 1997 г. на 250 млн. долл. Крайне низкими оставались цены на цветные металлы, в результате чего доходы от их продажи (медь, никель, алюминий, олово) в 1997 г. в целом оставались на уровне предыдущего года (160 млн.долл.). Не изменились поставки черных металлов (40 млн.долл.) и пиломатериалов (20 млн.долл.). Несколько сократился экспорт химической продукции (103 млн.долл.), в том числе удобрений (50 млн.долл.). Вместе с тем, несмотря на постоянное в течение 1997 года снижение цен на энергоносители, поставки сырой нефти увеличились более чем в 8 раз (670 тыс. т. на 100 млн.долл. против 81 тыс. т. на 12,8 млн.долл. в 1996 г.), а нефтепродуктов – в 2,3 раза (1780 тыс. т. на 270 млн.долл. против 763 тыс. т. на 104 млн.долл.). Отмечается рост экспорта текстильных изделий (15 млн.долл.). На 22 млн.долл. поставлено продовольствия, из которых 18 млн.долл. приходится на семена подсолнечника (Россия стала главным поставщиком этого продукта в Бельгию), остальное – рыбные и крабовые консервы, икра, ликеро-водочные изделия. Машино-технических и промышленных товаров продано на 21 млн.долл., в т.ч. 350 автомобилей, на 220 тыс.долл. – металлообрабатывающих станков, а также запчасти к ранее поставленной автомобильной и другой технике.

Основными товарами российского импорта из Бельгии остаются продовольствие, текстиль, химическая продукция и пластмассы, машино-технические изделия (в т.ч. автомобили), фармацевтические товары. На происшедшие в 1997 г. изменения в закупках некоторых категорий товаров повлияла ценовая конъюнктура, а также налоговая политика российского правительства и благоприятные изменения в политико-экономической ситуации в России. При заметном росте закупок продовольствия (500 млн.долл.), в т.ч. мяса, рыбы, плодоовощной продукции, мучных изделий, жиров, значительно сократился ввоз спиртных напитков. Уменьшились закупки текстильных изделий (230 млн.долл.), включая ковры и напольные покрытия. Увеличился ввоз бельгийской химической продукции (150 млн.долл.), в т.ч. фармацевтических товаров (73 млн.долл.), пластмасс (130 млн.долл.), а также машин и оборудования (235 млн.долл.). Причем импорт машинотехнических изделий достиг беспрецедентно высокого за последнее десятилетие уровня. Кроме легковых автомобилей (80 млн.долл.) и установок для пивоваренных заводов (15 млн.долл.) в нем велика доля оборудования, поставляемого в качестве бельгийских инвестиций в российские акционерные предприятия.

Неурегулированность проблемы задолженности российских организаций бельгийским фирмам – один из факторов, в определенной степени сдерживающих дальнейшее развитие торгово-экономических отношений России с Бельгией. На межправительственном уровне Бельгия кредитов России не предоставляла. Общая сумма задолженности российских организаций составляет порядка 560 млн. долларов, в т.ч. по банковским, финансовым и коммерческим кредитам – 400 млн.долларов, и по незастрахованной коммерческой задолженности бельгийским фирмам за произведенные в 1990-91 гг. поставки различных товаров – 160 млн.долларов. С подписанием в 1996 году соглашения с Парижским клубом и в октябре 1997 г. соглашения с Лондонским клубом задолженность по гарантированным банковским и коммерческим кредитам консолидирована, а по незастрахованной коммерческой задолженности Минторг России и Внешэкономбанк ведут переговоры с уполномоченным бельгийскими кредиторами Национальным страховым агентство «Дюкруар» по выверке соответствующих счетов.

Принимаемые меры по улучшению климата доверия привели к тому, что агентство «Дюкруар» после почти пятилетнего перерыва возобновило страхование от политических и коммерческих рисков краткосрочных (до одного года) экспортных кредитов и прямых инвестиций в российскую экономику под гарантию Правительства РФ или первоклассного российского банка. В качестве первого шага в этом направлении один из крупнейших банков Бельгии «Женераль де Банк» в августе 1996 г. предоставил банку «Российский кредит» под гарантию «Дюкруар» кредитную линию в размере 300 млн.бельг.фр. (около 10 млн.долл.) на финансирование экспорта из Бельгии в Россию продукции машиностроения. В сентябре 1996 г. такая же кредитная линия была открыта «Онэксим Банку».

Подвижки в решении проблемы задолженности пока не дали бельгийцам оснований окончательно разблокировать кредитование и страхование товарных поставок и капиталовложений в Россию. Они ограничиваются «селективным» страхованием небольших краткосрочных и среднесрочных кредитов под гарантии российского правительства или «первоклассных» банков. В 1997 году более 20 российских банков получили краткосрочные кредиты, в т.ч. на поставки из Бельгии машин и оборудования. Общая сумма кредитов, которые могут быть застрахованы агентством «Дюкруар», увеличена с 4,6 млрд. до 15 млрд. бельг. фр. (400 млн.долл.).

Бельгия является 12 иностранным инвестором в Россию, причем бельгийские инвестиции представляют собой в основном портфельные вложения в акции приватизируемых или смешанных предприятий. Хотя объем ее капиталовложений не может считаться значительным с учетом потенциальных возможностей бельгийцев (общая сумма бельгийских инвестиций в середине 1998 года оценивалась в 256 млн.долл.), в последнее время наблюдается несомненный рост интереса бельгийских деловых кругов к российскому инвестиционному рынку. Их крупнейшая инвестиционная операция 1997 года – приобретение компанией «Главербель» пакета акций (с перспективой участия до 75%) Борского стеклозавода (Нижегородская область). Крупнейшая в Бельгии промышленная группа «Трактебель» подписала с РАО ЕЭС России протокол о намерениях, предусматривающий финансовое участие бельгийцев в строительстве электростанций на территории нашей страны и выходе российской энергосистемы на рынок ЕС, содействие в работе с энергопотребителями.

Продолжает расширяться деятельность российско-бельгийских фирм в России и Бельгии. По данным, приведенным в ходе сессии Смешанной комиссии, бельгийский капитал участвует в 236 предприятиях на территории нашей страны. На российском рынке активно действуют такие крупные бельгийские компании, как «Алкатель-Белл» (создавшая СП по телефонизации ряда регионов России), «Комбелга» (создание сети мобильной связи), «Безикс» (строительство), «Янссен-Фармасетика» и «Мультифарма» (производство и реализация фармацевтических товаров) и др. Более 40 фирм (в т.ч. крупнейшие бельгийские банки «Женераль де банк» и «Кредитбанк» ) имеют в России свои филиалы или представительства (в 1997 г. открыл представительство в Москве химический концерн «Сольвей»).

В Бельгии также появляются новые компании с участием российского капитала. Сейчас здесь известны два десятка таких фирм, причем некоторые из них занимают заметное место на бельгийском рынке. Наиболее важными с точки зрения их места в общем объеме российско-бельгийских экономических связей являются «Русалмаз», «Смоленск-даймондз», «Кристалл-Интернешнл» (торговля алмазами и бриллиантами), «Юралс», «Нафта-Б» (торговля нефтепродуктами).

Важным потенциальным направлением экономического сотрудничества в специфических условиях России и Бельгии как федеративных государств являются связи на уровне регионов. Закрепляется географическая ориентация такого сотрудничества: франкоязычная часть Бельгии (Валлония и Брюссельский столичный регион) ориентируется в значительной мере на Москву и Московскую область, а в последнее время наметилась перспектива ее сотрудничества с Республикой Удмуртия; Фландрия делает ставку на развитие прямых связей с Северо-Западным регионом России.

В 1996 г. между Москвой и Брюссельским регионом был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве и Программа сотрудничества. В результате двух посещений Бельгии в течение 1997 года представителей Администрации Подмосковья достигнута договоренность о подписании Московской областью Протокола о сотрудничестве с Валлонией. В конкретном плане стороны прорабатывают вопрос о строительстве бельгийцами по периметру Москвы пяти мусороперерабатывающих заводов. Установлены контакты Подмосковья с Брюссельским регионом: проявлен интерес к сотрудничеству в агропромышленной сфере, в области подготовки управленческих кадров для малых и средних предприятий. В результате пребывания в Бельгии двух делегаций Удмуртии достигнута договоренность о сотрудничестве и обмене опытом этой российской автономии с Валлонией и Брюсселем в области разработки и производства новых конструкционных материалов, биотехнологий, высоких технологий по охране окружающей среды, металлургии, производству оборудования для бумажной промышленности.

Фландрия, со своей стороны, рассматривает возможность заключения соглашения о сотрудничестве с Санкт-Петербургом. Фламандцы серьезно изучают целесообразность поддержки российского экспорта в рамках программы «Фландрия – ворота на рынок Бенилюкса», проявляют интерес к Инвестиционной программе Санкт-Петербурга на 1998-2001 гг., особенно к таким проектам, как конверсия предприятий оборонной промышленности, ремонт корпусов судов, строительство фабрики по производству питания для больных диабетом, производство газоотопительных систем для жилья, к водному хозяйству, коммунальному строительству, экологическим проектам. Они предполагают распространить опыт сотрудничества с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью на Калининградскую и Мурманскую области, Республику Карелия, а также Нижегородскую область.

Состояние и перспективы торгово-экономического, валютно-финансового и инвестиционного сотрудничества двух стран, отношения с международными экономическими организациями, взаимосвязи на региональном и отраслевом уровне были проанализированы на состоявшейся 8 июля 1997 г. в Брюсселе (в преддверии визита В.С.Черномырдина) третьей сессии межправительственной Смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и БЛЭС (делегацию России на сессии возглавляла вновь назначенная председателем российской части комиссии министр здравоохранения РФ Т.Б.Дмитриева). На сессии российская сторона обратила внимание бельгийцев на необходимость качественного изменения структуры взаимной торговли и увеличения российского экспорта за счет машин, оборудования и других готовых изделий, поставила вопрос об оказании с их стороны содействия в устранении ограничений и антидемпинговых процедур, установленных ЕС. Бельгийская сторона высказала пожелание о скорейшем урегулировании российской задолженности, указала на проблемы, с которыми сталкиваются бельгийские поставщики на российских таможенных пунктах.

Среди совместных проектов – бельгийское участие в развитии системы российских скоростных железных дорог, модернизация Борского, Клинского и Солнечногорского стеклозаводов, совместное производство антибиотиков, лекарственных средств, медицинских препаратов, проведение научно-исследовательских работ и стажировок специалистов в данной области, строительство предприятий по производству гомеопатических препаратов в Москве и Санкт-Петербурге, поставки в Россию рентгеновского и другого медицинского оборудования, взаимные поставки оборудования и техсредств для промышленных и с/х объектов на условиях лизинга, участие бельгийских компаний в приватизации российских предприятий.

Бельгийцам был передан проект программы сотрудничества в области агропромышленного комплекса. Стороны договорились об активизации деятельности отраслевых рабочих групп (во исполнение решений сессии в декабре 1997 г. в Брюсселе состоялось заседание Рабочей группы по машинам и оборудованию, в январе 1998 г. в Москве – заседание комиссии по сотрудничеству в области здравоохранения и медицинской науки). Решено содействовать развитию связей между отраслевыми и территориальными экономическими ассоциациями, а также между регионами двух стран.

Очевидно, что роль Бельгии, располагающей мощным промышленным, финансовым, торговым и инвестиционным потенциалом, в качестве важного торгово-экономического партнера России далеко не исчерпана. Во-первых, интерес бельгийского бизнеса к российскому рынку, по мере создания более благоприятных правовых и иных условий для его деятельности, будет возрастать. Во-вторых, сохранятся и возможности массового сбыта в Бельгию (а через Бельгию в ЕС) российских энергетических и сырьевых товаров, которые еще долго будут преобладать в нашем экспорте. Вместе с тем, налицо и тот факт, что перспективы дальнейшего увеличения простого товарооборота осложняются: по-видимому, к своему естественному пределу подходит его количественный уровень (уже сейчас рост товарооборота имеет в значительной степени конъюнктурный характер). По импорту это объясняется относительным насыщением отечественного рынка закупаемыми в Бельгии потребительскими товарами (хотя спрос на зарубежную машинно-техническую продукцию по мере оздоровления российской экономики и будет увеличиваться). Экспорт российских базовых товаров, имеющих в Бельгии стабильный, ориентированный на производство спрос (топливно-энергетические товары, лес, удобрения, алмазы), также находится на высшем пределе своих возможностей. К тому же, инфраструктура торговли, товаропотоки все больше переходят в руки иностранных перевозчиков. При этом Россия практически не представлена на бельгийском рынке инжиниринга, телекоммуникаций, финансовых услуг.

PAO «Газпром» и бельгийская компания «Дистригаз» ведут переговоры по сотрудничеству в строительстве на территории Бельгии газопровода, связывающего действующие и проектируемые газотранспортные системы на континенте с газопроводом Интерконнектор, а также по вопросам поставки из России природного газа в объеме порядка 600 млн.куб.м. в год с возможным увеличением до 1,5 млрд.куб.м. в 2000-2005 гг.

В России созданы СП с участием бельгийских фирм, в том числе 74 предприятия в промышленности, 81 в – торговле и общественном питании, 14 – в транспорте и связи, 7 – в строительстве, 9 предприятий в области материально-технического снабжения и сбыта. Общий товарооборот этих предприятий в 1997 году оценивается в 450 млн. долл. (из них 380 млн. долл.- экспорт и 70 млн.долл. – импорт).