В области черной металлургии Норвегия в системе мирового разделения труда специализируется, в основном, на производстве ферросплавов, а в в области цветной металлургии - на производстве алюминия, никеля, меди и цинка. По производству алюминия в Западной Европе Норвегия находится на первом месте, в мире - на седьмом.
К числу основных металлургических компаний относятся \"Ношк Гидро\", \"Элкем\", \"Фесиль\" .
Химическая промышленность Норвегии располагает значительными по масштабам страны мощностями по производству широкой гаммы химических и нефтехимических продуктов. Это позволяет ей экспортировать азотные удобрения, взрывчатые вещества промышленного назначения, альгинаты, краски, лаки, в производстве которых страна занимает ведущие позиции не только в Европе, но и в мире.
Наиболее крупные компании этой отрасли промышленности - \"Ношк Гидро\", \"Дино Индустриер\", \"Ютун\". Концерн \"Никомед\" специализируется на разработке и выпуске контрастирующих веществ для рентгенодиагностики.
Горнодобывающая отрасль. Ее основной продукцией являются руды черных и цветных металлов, а также нерудные ископаемые - известняк, кварц, нефелин, оливин.
Целлюлозно-бумажная промышленность. Ее основу составляют дешевая энергия, получаемая на базе использования гидроресурсов, и значительные запасы сырья. Норвежские компании, к наиболее крупным из которых относятся \"Ношке Скут\", \"Боррегорд\", \"Петерсон\", производят различные сорта целлюлозы, газетную, журнальную и упаковочную бумагу, картон, облицовочные панели, паркет и многое другое.
Машиностроение. Для достижения высокого качества выпускаемой продукции норвежские фирмы осуществляют свою деятельность на основе глубоких кооперационных связей с компаниями других стран. Крупнейшим норвежским машиностроительным концерном является \"Квернер\" . Этот же концерн является крупнейшей судостроительной компанией в Европе, имея собственные верфи, помимо Норвегии, также в Финляндии, Шотландии, Германии. Кроме того, \"Квернеру\" принадлежат 65% акций Выборгского судостроительного завода в Ленинградской области.
К важнейшим отраслям норвежского машиностроения относятся производство оборудования для освоения шельфа, судостроение, прежде всего строительство рыболовных траулеров, производство разнообразного судового оборудования, в частности, морской электроники, рыбопромыслового оборудования.
Рыбное хозяйство. В его состав входят рыболовный флот, рыбоперерабатывающий комплекс и предприятия, занимающиеся рыборазведением (главным образом, атлантического лосося). Около 90% рыбопродукции Норвегии экспортируется.
Торговый флот и судоходство. Доля судоходства в экспортных доходах страны традиционно составляет около 20%. По тоннажу принадлежащего Норвегии торгового флота под норвежским и иностранными флагами, страна занимает 4 место в мире и имеет среди традиционных судоходных держав наивысшую долю флота под собственным флагом.
Сельскохозяйственное производство является высокоразвитым и ориентировано, прежде всего, на обеспечение внутренних потребностей страны в продуктах питания. Его основу составляет животноводство, полностью покрывающее потребности населения страны в мясе, молоке и молочных продуктах. В силу климатических особенностей производство зерновых лишь на 40% покрывает потребности внутреннего рынка. В то же время, значительная часть овощей и фруктов, несмотря на сложные условия северной страны, выращивается норвежскими крестьянами. Более того, Норвегия в последние годы во все возрастающих объемах экспортирует, например, черешню и клубнику в страны Западной Европы.
Экспорт.
Отличительной особенностью норвежской экономики является высокая доля в валовом национальном продукте внешней торговли, которая составляет порядка 40% ВНП. В 1997г. товарооборот Норвегии превысил 587 млрд. норвежских крон, при этом объемы экспорта возросли до 337 млрд. норвежских крон, а импорта - до 250 млрд. крон. Крупнейшими торговыми партнерами Норвегии являются страны Евросоюза (Великобритания, ФРГ, Швеция, Нидерланды и Франция). На американском континенте основные торговые партнеры - США и Канада, а среди азиатских стран лидируют Япония и Китай. Вместе с тем, основная масса товаропотоков приходится на европейские страны: удельный вес 15 стран-членов ЕС составляет без малого 75%. В 1997 г. продолжился рост товарооборота между Россией и Норвегией, который достиг рекордной для последних лет отметки в 7,3 млрд. крон.
Развитие внешней торговли Норвегии характеризуется положительной динамикой, как в отношении экспортных поставок (рост в1997 г. - 5,3%), так и импортных закупок (увеличение на 9%). В результате опережающего роста импорта положительное сальдо внешней торговли несколько сократилось: с 90,4 млрд. крон в 1996г. до 87 млрд. крон в 1997г. Основу норвежского экспорта составляют сырая нефть и природный газ, на которые приходится более 50% его совокупного стоимостного объема. Другой важной укрупненной товарной группой являются полуфабрикаты (по номенклатуре SITC - \"первично обработанные товары\" ), где доминируют цветные металлы (6,8%), черные металлы (3%), продукция целлюлозно-бумажной промышленности (3%).
Норвегия является достаточно крупным поставщиком на внешние рынки химических товаров, на долю которых, включая минеральные удобрения, фармацевтическую продукцию, пластмассы и сырье для их производства, приходится около 6%. В товарной группе <продукты питания и живые животные> почти 90% приходится на рыбу и морепродукты. В экспорте машин, оборудования и транспортных средств преобладают поставки судов (пассажирские суда и паромы, танкеры, балкеры, рыболовные суда, буксиры, спасательные суда и др. - около 16%), судового оборудования, некоторых видов сельхозоборудования, оборудования для некоторых отраслей промышленности (порядка 28%), энергосилового и подъемного оборудования, буровых установок, электронно-вычислительной техники, а также электротехнической продукции. Лидирующие места в экспорте готовой продукции занимают научно-исследовательская аппаратура, различные приборы и аппараты.
Норвежский импорт по сравнению с экспортом более диверсифицирован (почти в два раза больше товарных позиций), что объясняется исторически обусловленными тенденциями развития экономики Норвегии, вынужденной покрывать свои потребности в машинах и оборудовании (почти 42% ввоза в страну), отдельных видах сырья и полуфабрикатах (24%) и различных готовых изделиях (одежда, обувь, научно-исследовательская аппаратура и др. ). Обеспечивая себя важнейшими продуктами питания (мясо, молоко, картофель и некоторые другие виды сельскохозпродукции), Норвегия в силу природных и климатических условий вынуждена закупать в больших объемах зерновые.
Для норвежского экспорта характерен высокий удельный вес в нем энергоносителей, сырья и полуфабрикатов при относительно небольшой доле машинотехнической продукции и готовых изделий (в 1997г. около 14,5%). Обратная картина традиционно складывается в отношении импорта: в 1997г. на закупки машин, оборудования, транспортных средств и готовых изделий пришлось почти 60%. По этим характеристикам - соотношений машинотехнической продукции и товаров топливно-сырьевой группы в экспорте и импорте - Норвегия находится в одной группе с такими развитыми странами как Австралия и Канада и, в известной степени, с Россией, зависящей от вывоза за рубеж, прежде всего, энергоносителей и сырья.
При этом машиностроительный сектор норвежской экономики традиционно ориентирован на производство отдельных узлов и комплектующих деталей для крупных концернов, с которыми норвежские фирмы сотрудничают в рамках производственной кооперации. В самой же стране выпуск конечной промышленной продукции и, следовательно, ее экспорт, невелики и сосредоточены на достаточно узкой номенклатуре товаров. К одной из основных особенностей норвежской экономики следует отнести ее способность \"прокачивать\" через себя большие объемы сырья и полуфабрикатов (древесина, рыба, цветные металлы, сырье для производства минеральных удобрений и др. ), производя из них либо готовую продукцию, либо комплектующие изделия, либо облагороженные полуфабрикаты с достаточно высокой долей добавленной стоимости. Наряду с нефтегазодобычей именно этот сектор реального производства составляет основу ее специализации в рамках международного разделения труда.