Проблема беженцев для Кении
Проблема беженцев стала актуальной для Кении с начала 90-х гг., когда после возникновения внутренних конфликтов в Сомали и Эфиопии страну наводнили 420 тыс. перемещенных лиц из этих двух стран. Являясь членом ОАЕ, Кения предоставила возможность для их размещения на своей территории, где на средства Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) были оборудованы и начали функционировать 15 лагерей, в основном в Прибрежной и Северо-Восточной провинциях. Позднее в связи с наплывом беженцев из РВО были открыты еще 2 лагеря в окрестностях Найроби. Основную массу беженцев составляют сомалийцы, суданцы, эфиопы, руандийцы, конголезцы и бурундийцы. Правовой статус беженцев в Кении регулируется Конвенцией ОАЕ по специальным аспектам проблемы беженцев в Африке, в которую вошли основные положения Конвенции ООН 1951 г. по статусу беженцев.
Несмотря на определенные преимущества, которые Кения получает от присутствия на своей территории лагерей беженцев (участие в распределении продовольствия, закупки кенийских товаров для лагерей на средства ООН, создание дополнительных рабочих мест в связи с обустройством и обслуживанием лагерей, повышение международного престижа руководства Кении), наличие на ее территории значительного числа обездоленных иностранцев создает и ряд серьезных проблем.
Прежде всего недовольство правительства вызывает растущая вовлеченность беженцев в преступную деятельность. Именно с появлением беженцев кенийские власти связывают увеличение количества таких преступлений как ограбления, кражи, угоны автомашин, незаконное распространение и потребление наркотиков, контрабанда оружием. 9 нояб. 1998 г., выступая на церемонии сбора средств жертвам взрыва 7 авг., президент Д.Мои призвал Верховного комиссара ООН по делам беженцев принять меры к перемещению всех беженцев с территории Кении. Такое обращение было связано с продолжающимися обвинениями в адрес его страны по поводу роста уровня преступности, причиной которого, по мнению кенийцев, являются перемещенные на территорию Кении иностранцы. Кроме того, бесконтрольно покидая лагеря, беженцы просачиваются в крупные населенные пункты и создают конкуренцию кенийцам на рынке дешевой рабочей силы. С учетом растущей безработицы эти факты воспринимаются местным населением достаточно болезненно. В лагерях, где находится большое скопление людей, нередко наблюдаются вспышки эпидемий опасных заболеваний. Кенийцы считают, что именно беженцы более всего способствуют распространению ВИЧ-инфекции среди местного населения, требуя высылки инфицированных иностранцев из страны, особенно в случае задержания беженцев за пределами лагерей.
Руководство Кении совместно с УВКБ активно ведет работу по принудительной репатриации беженцев. Несмотря на имеющиеся в этой связи проблемы, к концу 1998 г. число беженцев удалось сократить до 174 тыс. Для сравнения количество беженцев в Гвинее составляет – 470 тыс., Судане – 390 тыс., Танзании – 330 тыс., Эфиопии – 317 тыс. В настоящее время в Кении беженцы сосредоточены в трех лагерях в Северо-Восточной пров. в районе Дадаад (106 тыс.) и в пров. Рифт Вэлли в лагере Какума (68 тыс.чел.). Были закрыты лагеря в окрестностях Найроби, в Прибрежной пров. и значительная часть лагерей в Северо-Восточной пров. Только в дек. 1998 г. в Эфиопию (район Мойале) было депортировано 2661 чел., и еще 2382 чел. в 1 кв. 1999 г. Помимо программы возвращения беженцев на родину активно используются возможности их расселения в третьи страны. Например, в янв. – мае 1998 г. были отправлены группы беженцев в США – 383, Австралию – 283, Канаду – 145, Данию – 108, Новую Зеландию – 81, Норвегию – 63. О решении принять беженцев объявили также правительства Бенина – 240 каждые 2 года и Буркина Фасо – 100 ежегодно.
О гуманитарной деятельности международных организаций (МО) в Восточной Африке и в зоне конфликта.В обеспечении гуманитарной помощи населению района Великих озер активно участвуют следующие МО, имеющие свои представительства в Найроби: Всемирная продовольственная Программа (ВПП), ЮНИСЕФ, УВКБ, ВОЗ, ФАО, Международная Федерация Красного Креста (МФКК), ПРООН.
В Найроби базируется и ряд мелких неправительственных организаций, проводящих мониторинг гуманитарной обстановки, а также обеспечивающих помощь в рамках своих целевых программ: Лютеранская всемирная федерация, «Интермон», «Мерлин» (Великобритания), «Уорлд Вижин», Фонд безопасности детей (Великобритания), «Христианская помощь», Международный комитет спасения и др.
Общая координация гуманитарной помощи осуществляется через Отделение координации гуманитарных вопросов (ОКГВ) в Вост. и Центр. Африке, базирующееся в Найроби. Общие оценочные затраты ОКГВ на 1999 г. – 2,5 млн.долл.
Международные организации имеют свои отделения в столицах всех пограничных государств (Киншаса, Бужумбура, Дар-эс-Салам, Кигали, Кампала, Лусака, Луанда), а также в узловых городах ДРК. Международные эксперты постоянно базируются в следующих городах ДРК: Гома – 7 чел., Букаву Кисангани – 2 чел., Лубумбаши – 1 чел., Мбуджимае – 1 чел., Мбандака – 1 чел.
ВПП имеет продовольственные базы в ДРК в г.г. Гома., Букаву, Калемае, Кисангани, Мбандаке, Киншаса. Доставка груза в ДРК осуществляется через Кампалу, Кигали, аэропорт в Локичоки (Кения), западное побережье ДРК. Общая запрашиваемая сумма в конце 1998 г. на операции ВПП в Вост. и Центр. Африке на 1999 г. составила 162 млн.долл., из них целевые средства на ликвидацию последствий конфликта в регионе – 12 млн.долл. В 1998 г. в регион по линии ВПП было доставлено 209 тыс.т. продовольствия для населения численностью 1,7 млн.чел. За первую половину 1999 г. соответственно 115 тыс.т. для 1,9 млн.чел.
Базы ЮНИСЕФ в ДРК расположены в г.г. Гоме, Букаву, Лубумбаши, Мбандаке. Оценочный запрос ЮНИСЕФ в 1998 г. на 1999 г. на весь регион Центр. и Вост. Африки составлял 25 млн.долл., из них для ДРК – 5 млн.долл. и на целевую ликвидацию последствий конфликта – 700 тыс.долл. В результате Косовского кризиса ЮНИСЕФ в Африке недополучил значительную сумму из ожидаемых поступлений. По оценкам ЮНИСЕФ, наиболее критическая ситуация сложилась сейчас не в зоне Великих озер, а на севере Анголы.
УВКБ занимается только лицами, имеющими официальный статус беженцев в стране пребывания (перемещенными в своей стране УВКБ не занимается). Комиссариат располагает 22 лагерями беженцев в зоне конфликта: 2 – в Руанде (беженцы из ДРК), 14 – в Танзании (ДРК, Бурунди, Руанда), 4 – в ДРК (Ангола, Конго-Бр.), 2 – в Конго-Браззавиль (Руанда). Общие финансовые затраты комиссариата в 1998 г. составили 118 млн.долл., за первое полугодие 1999 г. планировалось израсходовать 58 млн.долл. Дефицит фондов составляет 38 млн.долл.
ВОЗ осуществляет мониторинг эпидемиологической обстановки в регионе. Располагает своими базами в Букаву, Гома, Кисангами. Постоянных экспертов в зоне конфликта не имеет. Использует информацию о вспышках инфекционных заболеваний (холера, тиф) с мест и от УВКБ и оперативно реагирует, направляя требуемые вакцины и медикаменты.
ФАО занимается в регионе восстановлением сельского хозяйства, пострадавшего в результате конфликта, а также обеспечением сельхозорудиями и семенным фондом перемещенных внутри ДРК лиц. Общие оценочные потребности ФАО на 1999 г. составляли 17 млн.долл.
ПРООН осуществляет в регионе программу возвращения и реинтеграции беженцев (гл. образом в Бурунди) и перемещенными лицами (ДРК). Общие оценочные потребности на 1999 г. составляли 11,5 млн.долл.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются МО,оперирующие в зоне конфликта:
– Отмечаются многократные случаи мародерства и физического захвата имущества МО, особенно в районах Увиру, Букаву, Гома, Кисангани, Калемие. Оценки потерь имущества составляют 500 тыс.долл. Похищено 50 автомашин повышенной проходимости (18 возвращено в невосстанавливаемом состоянии). При этом случаи нападения отмечаются как со стороны повстанцев, так и правительственных войск.
– Попытки воюющих сторон использовать процесс выдачи разрешения на проход транспорта через контролируемую ими территорию, как фактор давления на противника, что вызывает значительную задержку груза. В частности, Танзания долгое время не разрешала без согласования с правительством ДРК располагать на своей территории базы и осуществлять гуманитарную помощь в районах ДРК, контролируемых повстанцами.
– Косовский кризис крайне негативно отразился на пополнении фондов донорами, а также отвлек внимание мировой общественности от конфликтов в Африке.
– Отсутствие логистики. Крайне низкий уровень организации связи между районами и городами региона задерживает поступление необходимой целевой гуманитарной помощи в кризисные районы.