В соответствии с 20-й поправкой к конституции США, вступившей в силу в 1933 г., срок полномочий президента и вице-президента истекает в полдень 20 янв. следующего за выборами года. В этот день в 12.00 проводится церемония инаугурации нового президента США, на которой формально происходит передача президентской власти и полномочий. Этому торжественному акту предшествует длительная организационно-техническая подготовка – переходный период, который начинается сразу после президентских выборов в начале ноября.
Процедура передачи власти от действующего новоизбранному президенту достаточно подробно расписана в американском законодательстве – прежде всего в Законе 1963 г. о передаче президентской власти, а ее отдельные аспекты – в последующих поправках и дополнениях к нему.
Еще задолго до выборов кандидаты начинают готовиться к своей возможной победе. Из состава аппаратов своих избирательных кампаний они выделяют специалистов для разработки схемы переходной команды, которая должна приступить к работе сразу же после выборов. В функции этих специалистов входит также подготовка рекомендаций по потенциальным «политическим назначениям» на руководящие посты в администрации и федеральные ведомства (до 3 тыс.чел.). Цель этих назначений – расставить на ключевых должностях близких в политическом, а зачастую и в личном плане людей, которые будут осуществлять на практике установки нового президента. Часть «политических назначений» – расплата президента с теми или иными спонсорами за весомую поддержку (прежде всего в финансовом плане) своей кандидатуры на выборах.
Во главе переходной команды встает один из руководителей избирательной кампании победившего кандидата, а костяк ее формируется из сотрудников предвыборного штаба нового президента. В дальнейшем ее кадровый состав может быть значительно расширен. В рамках команды создаются подразделения, ведающие кадровыми вопросами, юридический отдел, а также многочисленные рабочие группы, специальные комиссии, «переходные группы» для всех федеральных учреждений, включая госдепартамент, Пентагон, минфин и другие ведомства. Последние занимаются подготовкой рекомендаций о кадровых перестановках, которые затем передаются в форме докладов назначенным новоизбранным президентом руководителям этих учреждений. Хотя такие доклады не имеют обязательной силы, они, как правило, принимаются к исполнению.
Ко дню инаугурации президент успевает объявить о назначении лишь нескольких десятков ключевых фигур в своей администрации. Остальные назначения нередко растягиваются на весь первый год пребывания нового главы государства у власти. Сам президент производит за этот срок порядка 450-500 основных назначений; прочие же делаются им по рекомендации вновь назначенных им министров и глав ведомств, которые, в свою очередь, за редким исключением, следуют рекомендациям «переходных групп» .
В течение переходного периода президент получает порядка 50-60 тыс. прошений о приеме на работу, из которых он в состоянии удовлетворить лишь незначительную часть. Поэтому его действия и действия его переходной команды по подбору кандидатур для назначения на руководящие должности (сделанные президентом «политические назначения» для вступления в силу еще подлежат утверждению сенатом) имеют важное значение для последующей эффективности работы его администрации. В процессе подбора кадров президент старается достичь оптимального сочетания чисто политических назначений с назначением лиц, имеющих достаточный профессиональный опыт и соответствующие деловые качества. При нарушении этого баланса администрации грозит либо «пробуксовывание» вследствие слабой компетентности ведущих назначенцев, либо – при перекосе в другую сторону – недовольство со стороны влиятельных группировок, поддерживавших президента в ходе его избирательной кампании, но не нашедших адекватного, по их мнению, представительства в новой администрации.
Важную роль в переходном процессе играет Управление общих служб (General Services Administration), имеющее статус независимого федерального ведомства. На него возложены задачи материально-технического обеспечения деятельности переходной команды. По указанию вновь избранного президента управление распоряжается федеральными средствами, выделенными на нужды последнего, а также следит за частными поступлениями в кассу вновь избранного президента. В целом на расходы по передаче полномочий законом предусмотрено выделение из госбюджета 3,5 млн.долл. новоизбранному президенту и 1,5 млн.долл. – уходящей администрации. Если же новый президент был вице-президентом предыдущей администрации, то ему выделяется 1,25 млн.долл.
Канцелярия вновь избранного президента обязана регулярно представлять в управление списки всех сотрудников переходных команд – как основной, так и ведомственных.
На руководителя Управления общих служб возложен контроль за выполнением положений Закона о передаче президентской власти. На практике этим занимается главный инспектор управления.
Переходный период считается завершенным после инаугурации, на которой новоизбранный президент принимает присягу (ее текст: «Я торжественно клянусь, что буду добросовестно исполнять должность президента Соединенных Штатов и в полную меру своих сил буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов» ) и «входит во власть» . Церемония инаугурации также включает инаугурационную речь президента и ряд сопутствующих мероприятий. Содержание речи президента, равно как и время, место проведения и состав участников данных мероприятий, специально не оговаривается, но складывается в соответствии с устоявшимися традициями и практикой.
Инаугурация происходит в западном крыле Капитолия в присутствии приглашенных, включая послов либо поверенных в делах иностранных государств, аккредитованных в Вашингтоне. Поскольку церемония инаугурации рассматривается в США как внутриполитическое событие, направление приглашений членам руководства других государств не предусматривается. В случае же поступления от последних пожеланий присутствовать на церемонии, их просьбы рассматриваются в особом порядке инаугурационным комитетом, который создается специально для подготовки и проведения мероприятия. После принятия присяги президент обращается к присутствующим с инаугурационной речью. В числе последующих мероприятий предусматривается парад перед Белым домом, а также балы и приемы, участникам которых направляются пригласительные билеты (для американских граждан – платные).
Президентская избирательная кампания 2000 года или как это было...
Согласно американской Конституции, очередные президентские выборы в США состоялись 7 нояб. 2000 г. Как мы уже все знаем, победителем на этих выборах стал Джордж Буш младший. Интересно взглянуть на ход предвыюорной кампании через призму ее подготовки. Итак. Представьте себе, что Вы очутились в самом конце 2000г. Как все происходило... Проходит первый этап избирательной кампании, в ходе которого должен определиться круг участников президентской гонки от двух основных политических партий – демократической и республиканской.
Еще в конце 1997 г. Президент Б.Клинтон официально объявил Вице-президента США А.Гора своим преемником. Сегодня он по существу является безальтернативным претендентом на президентский пост от демократической партии. Согласно опросам, А.Гора поддерживают 52% потенциальных избирателей-демократов. Его главный конкурент в партии, лидер левых демократов Р. Гепхардт, отказался от выдвижения своей кандидатуры в Президенты, объявив о намерении добиваться поста спикера Палаты представителей после выборов в Конгресс в 2000 г. Другие потенциальные участники президентской гонки – известный негритянский деятель Дж.Джексон и сенатор Дж.Керри решили также не испытывать судьбу. Заявивший недавно о своих планах баллотироваться в Президенты бывший сенатор-демократ Б.Брэдли серьезной конкуренции А.Гору пока составить не может.
Будучи действующим Вице-президентом, А.Гор располагает целым рядом бесспорных преимуществ. На его стороне возможности партийного аппарата и финансовые ресурсы основных «доноров» демократической партии, в том числе из крупного американского бизнеса, ориентированного на глобализацию экономики и новые информационные технологии. В активе Вице-президента и достижения администрации в социально-экономической сфере.
Уже на этом этапе ясно, что в основу предвыборной платформы А.Гора будут поставлены вопросы укрепления экономики, реформы системы социального страхования, здравоохранения и образования. Главная задача, которая стоит перед Вице-президентом, – сохраняя лояльность Б.Клинтону, выйти из его тени и обрести собственный голос в формулировании повестки дня для демократов на период после нынешнего Президента США.
Предвыборная команда А.Гора делает ставку и на формирование гго имиджа «честного политика» и «безупречного семьянина». Именно в этой части его восприятие избирателями по сравнению с Б.Клинтоном наиболее выигрышно. В то же время к числу его слабых мест относят недостаточную гибкость, слабую харизму и определенную скованность в общении с широкой аудиторией (согласно опросам, 39% американцев имеют негативное впечатление о нем). В последнее время, правда, в этом плане ему удалось несколько подкорректировать свой имидж, однако до клинтоновского умения заряжать аудиторию ему пока далеко.
Негативный эффект для президентских перспектив А.Гора могут иметь ставшие известными факты его причастности к незаконным методам финансирования избирательной кампании демократов на президентских выборах 1996 г. Политические противники А.Гора, несомненно, попытаются извлечь максимум для подрыва его позиций и из скандалов вокруг Б.Клинтона, хотя пока, согласно опросам, большинство американцев отмечают, что это не повлияет на их выбор в 2000 г.
В списке претендентов от республиканской партии фигурирует более десятка политических деятелей. Наибольшей поддержкой пользуется сын бывшего Президента США, губернатор Техаса Дж.Буш, имеющий репутацию прагматика (за него высказывается 52% республиканцев). В начале марта 1999 г. он предпринял первый формальный шаг на пути к президентству – объявил о создании комитета по изучению возможности выдвижения своей кандидатуры. Именно на него партийное руководство, обеспокоенное перспективой жесткой борьбы между республиканскими претендентами, делает основную ставку как на «примирительную» фигуру.
Дж.Буш вступает в предвыборную борьбу под лозунгом «Консерватизм с человеческим лицом», имея в виду сочетание традиционных консервативных ценностей с пониманием важности социальной направленности экономики. К минусам Дж.Буша следует отнести некоторые темные пятна в его биографии, а также настороженное отношение к нему представителей правого крыла партии, соторые считают, что он проявляет некоторую «умеренность» в вопросах морали и нравственности. С учетом сохраняющегося большого влияния правых на политику партии Дж.Буш вынужден подыгрывать им во внешней политике. Видимо этим объясняется подбор его сответствующих консультантов, среди которых немало влиятельных деятелей из администрации Р.Рейгана, известных своей приверженностью жесткой линии в
Что касается косовского кризиса, то республиканский фаворит пока нe спешит ангажироваться, хотя поддержал идею проведения наземной операции в Югославии «при наличии решительного настроя на победу и ясной стратегии выхода» .
В качестве другого республиканского фаворита рассматривается Э.Доул, жена кандидата в президенты США от республиканской партии на прошлых выборах и бывший министр транспорта и министр труда в администрациях Р.Рейгана и Дж.Буша. По уровню поддержки среди однопартийцев она заметно уступает Дж.Бушу (за нее высказывается 18% сторонников партии). Вместе с тем, ее участие в президентской гонке объективно работает на укрепление позиций республиканцев в женском электорате, традиционно голосующем за кандидатов от демократов и части «независимых» избирателей. На выборы она идет с умеренной платформой. В области внутренней политики ратует за возврат к рейганомике, снижение налогов, делает акцент на реформирование социальной сферы, образования, здравоохранения. Вопросы морали пока обходит молчанием, что уже вызывает неприятие со стороны правоконсервативных кругов. Среди ее главных внешнеполитических приоритетов – укрепление национальной безопасности, в том числе за счет увеличения военных расходов, развертывания национальной системы ПРО.
В число умеренных консерваторов входит также ветеран прошлой избирательной кампании Л.Александер, бывший губернатор шт.Теннесси и министр образования в администрации Дж.Буша, а также сенатор от шт.Аризона Дж.Маккейн.
14 апр. 1999 г. в президентскую гонку официально вступил известный деятель правого фланга республиканской партии, бывший вице-президент США Д.Куэйл. Представляя группировку т.н. «социальных консерваторов», он заявил, что будет вести борьбу под лозунгом сохранения «семейных ценностей» . Придерживаясь весьма правых внешнеполитических позиций, в частности призывает к «большей жесткости и решительности» в отношении России, выступает за выход из Договора по ПРО.
Начал проявлять активность еще один потенциальный претендент правого фланга, газетный магнат и участник предыдущей президентской кампании С.Форбс. Пока на широкую поддержку в партии ему рассчитывать не приходится, однако его весьма внушительные финансовые возможности вызывают некоторую озабоченность лидеров республиканцев, стремящихся не допустить конкуренции в партии Дж.Бушу.
Свою кандидатуру намерен объявить другой ветеран президентской кампании, ультраконсервативный комментатор, политик популистского толка, выступающий с позиции «Америка – прежде всего», П.Бьюкенен. Известный своими изоляционистскими настроениями, он единственный из республиканских претендентов, кто возражал против натовской операции в Югославии. Считается, что предвыборные шансы П.Бюкеннена очень низкие.
Если не будет сюрпризов, основная борьба развернется между А.Гором и Дж.Бушем. Разумеется, рано строить какие-либо прогнозы относительно возможного исхода выборов – политическая конъюнктура может не раз поменяться. В целом инициативу удерживают демократы. На них работают такие факторы, как стабильное положение в экономике, благоприятный социальный фон, высокие рейтинги популярности Президента Б.Клинтона и его преемника А.Гора.
К тому же позиции республиканцев в последнее время оказались существенно ослабленными в результате непрекращающихся внутрипартийных разногласий, серьезного кризиса лидерства в партии, отсутствия привлекательной консолидированной платформы. Линия правых на подрыв авторитета Б.Клинтона привела к общему падению популярности республиканской партии.
Тем не менее шанс выиграть следующие выборы у республиканцев есть, если они смогут им эффективно распорядиться. В этом им сможет помочь нарастающее среди избирателей ощущение общей усталости от семилетнего правления демократов. Именно фактор «нового лица» является причиной того, что в некоторых опросах Дж.Буш и даже Э.Доул идут впереди А.Гора. Это, скорее всего, будет подталкивать Вице-президента к более активным шагам, в том числе на международной арене.