Образование в Швеции

В 1962 году шведским парламентом был утвержден закон об обязательном девятилетнем общем образовании. В общеобразовательную школу принимаются дети в возрасте 7 лет. Около 95% оканчивающих школу-девятилетку продолжают затем свое образование в гимназиях, где имеется возможность выбора 16 различных специализаций: по гуманитарным, техническим, экономическим наукам и по ремесленно-прикладным отраслям. Продолжительность обучения в гимназии 3 года. Ее успешное окончание дает ученику право поступления в высшее учебное заведение.

Шведская общеобразовательная школа (было 9 классов, а с осени 1998 г. перешли на 10-летнее школьное образование, т. е. в первый класс идут с 6 лет), разделена на три так называемые стадии обучения по три класса. Первые шесть лет все дети изучают одни и те же предметы, а с седьмого класса начинается профориентационное обучение. Каждому ученику предоставляется возможность выбрать один из курсов по техническим наукам - углубленное изучение физики, математики, химии; по экономике - социальное обеспечение, медицинское обслуживание, служба сервиса; по искусству - изучение иностранных языков, рисование, игра на музыкальных инструментах.

Примерно две трети учащихся в 7 классе выбирают для дополнительного изучения иностранный язык (французский, немецкий). Английский язык начинают изучать в школе со второго-третьего класса.

В общеобразовательных школах, в которых учатся 98% всех детей школьного возраста (остальные - в частных школах), выпускные экзамены не сдаются. Контрольные работы являются неотъемлемой частью школьного процесса, но им в конце семестра не придается особого значения. Учащиеся каждый год переходят в следующий класс. Второгодников нет, но по желанию (учитывая особые обстоятельства) учащемуся может быть разрешено остаться на второй год.

Обучение в шведской общеобразовательной школе и гимназии бесплатное. Практика предоставления родителями добровольных денежных взносов или пособий школе или гимназии отсутствует. Вместе с тем руководству разрешено принимать инвентарь или оборудование от какой-либо фирмы или предприятия, если те захотят предоставить их в пользование бесплатно.

Руководство школы или гимназии имеет полное право сдавать в аренду школьные помещения или используемое в школе оборудование (например, компьютерные классы) с тем, чтобы применить полученные от этого денежные средства для нужд учебного заведения. Контроль за использованием таких средств осуществляется муниципальными и коммунальными органами власти.

В гимназиях есть возможность выбора 16 направлений обучения и значительного количества специальных курсов, большинство из которых близки этим направлениям. Обучение по основным направлениям осуществляется по трехлетней программе, в то время как продолжительность специальных курсов варьируется от нескольких недель до нескольких месяцев.

В среднем порядка 95% молодых людей после общеобразовательной школы поступают в гимназию. Как и общеобразовательная школа гимназия не предусматривает выпускного экзамена. Хотя некоторые учащиеся прерывают учебу преждевременно, большинство из них возвращаются в гимназию для завершения образования. Многие учащиеся, которые не идут в гимназию сразу после окончания начальной школы, делают это после 2-3-х лет работы.

Муниципальные и коммунальные власти пытаются поддерживать контакт с теми учащимися, которые не смогли продолжить учебу в гимназии и не работают. Такого рода деятельность поручается им правительством и они должны следить за учащимися по крайней мере 2 года после того, как те окончили общеобразовательную школу.

Решением парламента от 1980 г. было предусмотрено увеличение ответственности местных комитетов образования за тех подростков, которые после 9-летней школы не пошли учиться в гимназию и не имеют постоянной работы. Для них предусматриваются подготовительные курсы и обязательное обучение с целью заинтересовать их в получении образования в гимназии - обучение по системе ученичества или вечернее обучение одновременно с оплачиваемой работой. Правительством и местными властями принимаются другие меры по обеспечению окончивших школу учебой или работой.

Промышленность заинтересована в получении квалифицированной рабочей силы, поэтому предприятия предоставляют ежегодно места для прохождения трудовой практики учащимся гимназий. Хорошо зарекомендовавшие себя могут рассчитывать на получение работы на этом предприятии. Эта система характерна также для государственных учреждений и частных компаний.

В шведской школе очень широко используются в процессе обучения достижения науки и техники. В школах и гимназиях введено специальное обучение всех учащихся на компьютерах. В большинстве из них созданы базовые классы по обучению работы на компьютере. Для школ, которые не в состоянии по материальным причинам создать такие классы, - особенно это касается школ в сельской местности, - созданы специальные передвижные ЭВМ, которые по заранее разработанному графику посещают эти школы.

В каждой школе и гимназии создана телевизионная сеть для процесса обучения. Широко используются учебные видеофильмы, кинофильмы, диафильмы, магнитофоны и т.п. Так как в школах широко изучается иностранный язык (в основном английский), то в них созданы хорошо оснащенные лингафонные кабинеты.

Эресундский университет. Скандинавские страны уделяют все большее внимание разработке совместных проектов, направленных на интеграцию во всех сферах, как экономики, так и науки. Для Швеции последние 3-4 года наибольший интерес представляют проекты сотрудничества с Данией в районе Эресунда. Проводившийся недавно опрос ведущих 500 бизнесменов страны показал, что подавляющее большинство из них считают именно этот регион самым перспективным и интересным как в коммерческом, так и в промышленном отношении. Особенно отмечается высокий научный потенциал региона. Для этого есть веские основания. Регион, который объединяет Копенгаген и Роскильде с датской стороны и Мальмё и Лунд - со шведской, занимает 4 место в Европе после Лондона, Парижа и Амстердама по объему научных исследований (измеренных по количеству научных публикаций в 1994-96 гг.). Со своими 3 млн. населения, регион занимает всего лишь 15 место среди городских регионов Европы. Огромный потенциал Эресунда - в науке, технике и медицине, что подтверждается не только количеством (7 тыс. исследователей и 120 тыс. студентов), но и качественным показателем - 60% медицинской промышленности Скандинавии сосредоточено в этом регионе.

10 октября 1997 года 11 высших учебных заведений Швеции и Дании заключили соглашение сроком на три года о совместной работе в рамках так называемого <Эресундского университета> . Со стороны Швеции в его работе принимают участие Лундский университет, Институт г. Мальмё и Шведский сельскохозяйственный университет в Альнарпе. От Дании помимо Копенгагенского и Роскильдского университетов участвуют 6 различных институтов. Эресундский университет открыт для участия и других учебных заведений.

Создание объединенного университета преследует следующие основные цели: повышение эффективности и качества образования, научных исследований; рост привлекательности объединенной университетской среды в сотрудничестве с иностранными университетами; создание ресурсов для промышленности и рынка рабочей силы в регионе; повышение конкурентоспособности и жизненного уровня населения региона. Уже при создании университета был выделены несколько совместных проектов. Академия \"Медикон Вэлли\" призвана наладить сотрудничество между научными учреждениями, производством и административными органами здравоохранения региона для полного использования потенциала в данной сфере; проект \"Зеландия и Сконе - до, во время и после Моста\" с задачами выяснения географических, экономических, правовых и экологических последствий строительства моста через пролив Эресунд; проект \"Виртуальный университет\" для координации и развития совместной деятельности современных информационных технологиях.

Высшим органом университета является Конференция ректоров, председателем которой поочередно один год является представитель датской или шведской стороны.

Межрегиональный проект программы Евросоюза \"Университетское взаимодействие\" . В августе1998 г. по линии Европейского фонда образования на базе Гётеборгского университета было проведено совещание и подведены итоги реализации одного из проектов \"Темпус-Тасис TJEP\" - \"Университетское администрирование в изменяющемся обществе\" . С российской стороны в упомянутом проекте участвовал Саратовский государственный технический университет (ректор Ю.В.Чеботаревский); в качестве западных межрегиональных партнеров Саратова выступали Гётеборгский и Кенсингтонский (Англия) университеты. В ходе технической проработки проекта к нему подключались Чалмерский технологический и Гилфордский (Англия) университеты.

К основным задачам \"саратовского\" проекта относилось следующее: а) реорганизация системы управления СГТУ - переход к практике передача административных прав на институтский, факультетский и кафедральный уровни, включая самостоятельное решение финансовых и кадровых вопросов; б) создание института с правомочиями юридического лица по доверенности университета как на базе уже опробованных социально-экономических направлений, так и нововведенных: социально-культурный сервис и туризм; культурология; экономика и социология труда; дизайн архитектурной среды; в) внедрение электронной системы управления и обслуживания общеуниверситетской библиотеки, интегрированной в Интернет; г) организация студенческого сервисного комплекса, объединяющего структуры медицины, культурного и спортивного досуга, общественного питания и бытового обслуживания; д) целевая подготовка специалистов для госучреждений и предприятий.

На средства Евросоюза Саратовским ГТУ было приобретено оборудование для компьютерной сети и электронной информационной финансово-экономической системы управления университетом на базе программного обеспечения\"Галактика\", \"1С\" и собственных научных разработок университета. Это позволило на треть уменьшить численность административного и управленческого аппарата университета, сократить номенклатуру проректоров до двух единиц. В рамках проекта значительное количество преподавателей и студентов объединений Университета направлялось на курсы повышения квалификации в названные университеты-партнеры, подключенные к Европейскому фонду образования ЕС.

Общая сумма субсидий, предоставленных Саратовскому университету на конец августа 1998 г. составила 1 млн. экю, в том числе 805 тыс. экю из средств Генерального директората XXI \"Образование, переподготовка и молодежь\" Евросоюза. Участники совещания в Гётеборге, с учетом успешно реализованного Саратовским университетом проекта ЕС высказывались в пользу дальнейшего приобщения российских высших учебных заведений к межрегиональной программе Евросоюза \"Университетское взаимодействие\".