О маврикийско-британских отношениях. В 1998 г. Великобритания оставалась основным импортером Порт-Луи – маврикийский экспорт в Лондон составил 340 млн.фт.ст. Основными статьями экспорта были сахар и текстиль (90% от общего объема экспорта этих товаров). Великобритания импортировала 500 тыс.т. маврикийского сахара, что составляет 85% от общего объема квотированных поставок Порт-Луи в страны ЕС.
Британский экспорт на Маврикий был многократно меньшим и составлял в 1998 г. 69 млн.фт.ст., что побуждало англичан ставить вопрос о необходимости устранения дисбаланса торговых связей. Среди ввозимых в страну британских товаров были продукты питания, текстиль, автомобили, станки, сельхозтехника, телекоммуникационное, банковское и офисное оборудование. И сфера финансово-экономических услуг, оказываемых Маврикию Великобританией.
Двусторонние экономические связи поддерживались на прежнем уровне. В Порт-Луи действовало 20 СП и маврикийских фирм, торгующих с Великобританией (фин. услуги, текстиль, с/х машиностроение, электроника, фармацевтика, нефтепродукты, авиационное сообщение и др.). Британские инвестиции в маврикийскую экономику оставались скромными и оценивались в 70 млн.фт.ст. Правда, за последние несколько месяцев двустороннее сотрудничество в этой области несколько конкретизировалось – на Маврикии было зарегистрировано шесть совместных инвестиционных фондов и подписано соглашение с Африканским инвестиционным фондом Британского Содружества о выделении Порт-Луи по проектам фонда 5 млн.долл.
Великобритания по-прежнему предпочитала концентрировать усилия на оказании Маврикию экспертно-консультационных услуг. Британские советники оказывали помощь правительству в проведении реформ в таких сферах, как приватизация, образование, судебно-юридическая система, военно-полицейские силы, госслужба.
В 1998 г. премьер-министр Н.Рамгулам совершил один официальный и несколько неофициальных визитов в Великобританию. Заметным событием двусторонних отношений в 1998 г. стал официальный визит на Маврикий члена королевской семьи Великобритании принцессы Анны, которая провела ряд встреч с руководством страны, представителями деловых кругов и общественных организаций. Визит был приурочен к торжествам по случаю 30-летия независимости Маврикия, которое англичане называли «30-летием установления двусторонних отношений между Великобританией и получившим независимость от своей метрополии Маврикием». В связи с этим событием британское правительство объявило об аннулировании маврикийского долга на 1,5 млн.долл.
В 1998 г. в Порт-Луи был приглашен на должность специального советника канцелярии премьер-министра офицер британской полиции в отставке Д.Шэтток, на которого была возложена реформа местных военно-полицейских сил, основные направления которой были обнародованы Н.Рамгуламом в нояб. 1998 г.
В фев. 1999 г. на Маврикии находилась с визитом делегация ТПП Бирмингема. Британские предприниматели, посетовав на бюрократизм и медлительность маврикийской администрации, поставили вопрос о необходимости устранения дисбаланса в двусторонних торговых связях и заявили о намерении шире использовать возможности Маврикия как регионального финансово-торгового центра.
В 1998 г. Порт-Луи придал новое звучание проблеме восстановления маврикийского суверенитета над архипелагом Чагос, однако до сих пор Лондон избегает официально высказывать свою позицию по этому вопросу. Маврикийцы участвовали в работе Лондонской конференции по развитию зависимых территорий Великобритании, в ходе которой затрагивалась и проблема Чагоса. В конце 1998 г. на Маврикии был создан «Комитет по борьбе за деколонизацию и демилитаризацию Индийского океана», который сделал основной акцент на борьбе за ликвидацию американской военной базы на Диего-Гарсия. Комитет выступил с предложением передать рассмотрение вопроса о суверенитете над архипелагом Чагос на рассмотрение Международного суда в Гааге. Во второй половине 1998 г. в проблеме Чагоса появился еще один новый момент. Н.Рамгулам, выступая на 53-й сессии ГА ООН, заявил о необходимости восстановления прав депортированных жителей архипелага, включая их право на возвращение на родину.
О маврикийской реакции на ход переговоров АКТ-ЕС. Результаты прошедшей в конце июля 1999 г. в Брюсселе встречи совета министров стран АКТ-ЕС по выработке конвенции Ломе-У были восприняты в Порт-Луи с озабоченностью. Обострившиеся в ходе второго раунда переговоров разногласия не позволили участникам выйти на согласованные решения. По мнению маврикийцев, переговоры зашли в тупик в основном из-за неконструктивной позиции ЕС. Во-первых, по срокам переходного периода для стран АКТ от действующей системы односторонних преференций к либерализации торговых связей на принципах ВТО. Во-вторых, по условиям предоставления помощи странам АКТ, в частности из-за стремления европейцев ввести по сути политическое требование о «правильном руководстве» страной (good governance).
Маврикий вместе с другими странами АКТ, исходя из современного уровня их экономического и социального развития, рассматривал предлагаемый ЕС пятилетний срок продления преференций явно недостаточным. Выступление главы маврикийской делегации, мининдел К.Пюрияга, практически полностью было посвящено обоснованию необходимости предоставления 10-летнего переходного периода. К.Пюрияг доказывал реальность получения у ВТО согласия на продление преференций на этот срок в силу чрезвычайности обстоятельств (две трети стран АКТ являются либо слаборазвитыми странами, либо малыми странами с уязвимой экономикой). Министр подчеркнул, что 10 лет не хватило даже промышленно развитой Германии для завершения экономической интеграции ГДР.
К.Пюрияг напомнил, что в ходе предыдущих переговоров страны АКТ уже сделали ряд принципиальных уступок, в том числе взяли на себя обязательства по совместимости Ломе-У с требованиями ВТО и приведению новой конвенции в соответствие с действующими правилами либерализации мировой торговли.
В связи с предлагаемой европейцами схемой создания зон свободной торговли ЕС (так называемые Соглашения о региональном экономическом сотрудничестве) с уже имеющимися в АКТ отдельными региональными группами К.Пюрияг обратил внимание на серьезные недоработки предлагаемого механизма их реализации и невозможность формирования необходимых для этого структур за пятилетний период. Для разблокирования вопроса по срокам вступления в силу новых соглашений маврикийцы предложили начать переговоры по их согласованию не в 2006 г., как ранее хотели страны АКТ, а на год раньше, с тем чтобы к 2008 г. сформировать новые региональные структуры сотрудничества, а сами договоренности вступили бы в силу в 2010 г. Помимо этого, К.Пюрияг высказался за создание в 2000 г. совместного комитета АКТ-ЕС для лоббирования условий Ломе-У в ВТО и осуществления контроля за ходом экономических преобразований в странах АКТ.
В связи с предложением ЕС об обязательности включения в новую конвенцию требования о «правильном руководстве» страной Маврикий поддерживал позицию стран АКТ, которые,в принципе не возражая против введения этого политического пункта, сочли первоначальные формулировки слишком расплывчатыми и дающими возможность ЕС в любой момент произвольно приостановить оказание помощи. Тем не менее в Брюсселе была достигнута договоренность о добавлении этого политического положения к трем уже имеющимся в Ломе-1У – соблюдение прав человека, развитие демократических принципов и создание правового государства. Предусматривается, что этот вопрос будет включен в две декларации (АКТ и ЕС) по аналогии с Соглашением ЮАР-ЕС. Европейцы уже представили свой вариант текста, в то время как АКТ рассчитывает в ближайшее время выработать собственные предложения по этому вопросу.