Макроэкономика Камеруна

В Центральноафриканском регионе Камерун - одна из наиболее развитых стран, на долю которой приходится 51% продукции, произведенной в нем.

Из разведанных полезных ископаемых выделяются месторождения бокситов, железной руды и природного газа. В прибрежной и шельфовой зоне Камеруна добывается нефть. Имеются запасы рубина, касситерита, вольфрама, молибдена, проявления меди, марганца, свинца, цинка, никеля, фосфоритов и урана. Есть также драгоценные камни (алмазы, сапфиры) и металлы (золото, платина).

Климат Камеруна на крайнем севере жаркий и сухой (сухой сезон длится от 7 до 8 мес. в году). Среднегодовая температура - выше 28°С (максимум - 38°С, минимум - 16°С), годовая сумма выпадения осадков - менее 600 мм. В центральной части страны климат экваториально-муссонный с дождливым летним (апр.-май - сент.-окт.) и сухим зимним сезонами. На юге - экваториальной, постоянно влажный. Среднегодовая температура - 22,2°С (макс. - 33°С, мин. - 22°С). Годовое количество осадков - до 4 тыс.мм. На юго-западе страны на побережье в районе Лимбе выпадает до 10 тыс.мм. осадков в год.

Одной из основных отраслей экономики является сельское хозяйство. В нем занято около 72% трудоспособного населения и создается около трети ВВП. Страна полностью удовлетворяет свои потребности в основных продуктах питания за счет собственного производства. Значительное место в сельскохозяйственном производстве занимают экспортные культуры: какао, кофе, бананы, каучук и хлопок. Ежегодно заготавливается более 3 млн.куб.м. древесины ценных пород, основными потребителями которой являются страны Западной Европы.

В промышленности ведущее место принадлежит нефте и газодобыче. Добыча нефти в 1998 г. составила 5,5 млн.т. Имеется крупный алюминиевый комплекс (перерабатывает бокситы из Гвинеи), НПЗ и два цементных завода, химкомбинат, текстильная фабрика, ряд предприятий по переработке сельхозпродукции и древесины, крупные табачные и пивоваренные производства.

На экспорт ежегодно поставляется до 20% создаваемого в стране валового продукта. Основными экспортными товарами являются нефть, древесина, какао, кофе, бананы, каучук, алюминий. В импорте преобладают различного рода оборудование, металлы и металлоизделия, стройматериалы, автомобили, тракторы и минеральные удобрения.

Так, в 1997-98 гг. в стране было произведено какао - 145 тыс.т., бананов - 220 тыс.т., кофе - 75 тыс.т., хлопка - 194 тыс.т., каучука - 59 тыс.т., пальмового масла - 108 тыс.т.

Основные торговые партнеры - страны ЕС, из которых ведущее место принадлежит Франции, Италии, Испании, а также США и Японии. Из африканских стран наиболее активно торговые связи развиваются с Марокко, Нигерией, Габоном, РЭГ.

На протяжении 80-х гг. Камерун переживал затяжной экономический кризис, углубленный последствиями девальвации франка КФА, проведенной по инициативе Франции в 1994 г.

В последнее время ситуация в экономике страны несколько стабилизировалась. Проводимые с авг. 1997 г. реформы в рамках разработанной МВФ Программы расширенных структурных преобразований (ЕСАФ) дали положительные результаты: темпы ежегодного роста ВВП стабилизировались на 5%, инфляция снизилась до 3%, увеличились объемы промпроизводства, на протяжении последних двух лет сохраняется положительный торговый баланс. Стремясь к неукоснительному соблюдению требований МВФ, камерунское руководство акцентирует свои усилия на оздоровление системы госфинансов, регулярном погашении внешней и внутренней задолженности, банковской реструктуризации, дальнейшей либерализации экономики и т.п. Международные финансовые институты и доноры постепенно восстанавливают доверие к Камеруну: в 1997-98 гг. значительная часть его внешнего долга в рамках Парижского клуба была реструктуризирована, около половины - списана; одобрено финансирование второй фазы ЕСАФ. По данным из американских источников, внешний долг Камеруна составлял на конец 1998 г. 6,5 млрд.долл.

Среди факторов, продолжающих негативно влиять на динамику экономического развития страны, можно выделить, прежде всего, неблагоприятную мировую конъюнктуру (снижение цен на нефть, ощутимый <удар> азиатского финансового кризиса по экспорту древесины и каучука), снижение рентабельности и объемов сельскохозяйственного производства, сильную зависимость от рынков сбыта, по-прежнему острый дефицит капиталовложений.

Камерун обладает достаточно развитой, по сравнению с центральноафриканскими странами, транспортной инфраструктурой. Ведущая роль принадлежит морскому транспорту. Более 95% всей внешней торговли проходит через морские порты Дуалы, Криби и Лимбе.

Страна располагает сетью современных аэропортов, три из которых в Яунде, Дуале и Гаруа - международного класса.

Общая протяженность автомобильных дорог - около 65 тыс.км., железных дорог - 1 172 км.

Вооруженные силы. Насчитывают 17 тыс.чел. (сухопутные войска - 15 тыс., ВМС - 1,2 тыс., ВВС - 0,8 тыс.). Подчиненная непосредственно главе государства президентская гвардия - 1,5 тыс. Комплектуются на основе добровольности.

Численность жандармерии и полиции - 15 тыс.чел. Сотрудничество в военной области, а также по линии сил правопорядка, осуществляется с Францией, США, Израилем, Германией.

Бюджет республики Камерун 1999/2000 ф.г. 29 июня 1999 г. Национальное Собрание Камеруна приняло бюджет страны на 1999/2000 ф.г. (начинается с 1 июля). Бюджет разработан в тесном взаимодействии с бреттонвудскими институтами и призван завершить выполнение Камеруном 3-летней Программы структурных преобразований (ЕСАФ) под руководством МВФ и МБРР.

Структура бюджета в сравнении с прошлым годом не претерпела серьезных изменений, отражает стремление страны развиваться в духе постепенной макроэкономической эволюции.

Объем бюджета несколько вырос в сравнении с прошлым годом с 1230 до 1297 млрд.фр. КФА (5,5%). Здесь и далее данные приводятся во франках КФА (100 фр.КФА = 1 фр.фр.). Рост ВВП заложен на уровне 4,8%, инфляция - 2,1%, дефицит бюджета - 3,5%.

В бюджете 1998/99 г. рост ВВП планировался на уровне 5,2%, но в итоге составил 4,4%. Снижение темпов роста руководство Камеруна объясняет конъюнктурой мирового рынка, азиатским и даже российским кризисами.

Расходная часть бюджета включает: министерские статьи - 460 млрд (420,386 - 1998/99 г.). Из них расходы на содержание аппарата - 296 млрд. (279 - 1998/99 г.), расходы по поддержанию инфраструктуры министерств и ведомств - 164 млрд (141 - 1998/99 г.); общие расходы и трансферты - 105 млрд. (114 - 1998/99 г.). Из них внутренний долг по выплатам - 55 млрд. (54 - 1998/99 г.), участие государства - 23 млрд. (29 - 1998/99 г.), общие расходы - 27 млрд. (31-1998/99 г.); государственные инвестиции - 295 млрд. (229 -1998/99 г.); обслуживание долгов - 415 млрд. (408 - 1998/99 г.). Обслуживание внешнего долга - 310 млрд. (318 - 1998/99 г.), (182 - основной долг, 128 - проценты); обслуживание внутреннего долга - 105 млрд. (89,3 - 1998/99 г.), (86 - основной долг, 19 - проценты); расходы по отдельному, дополнительному бюджету почт и телекоммуникаций 22 млрд. (58 - 1998/99 г.).

Доходная часть бюджета включает: налоговые поступления: 753 млрд. (702 - 1998/99 г.). Косвенные налоги и сопутствующие сборы - 440 млрд. (387 - 1998/99 г.), поступления от сборов за регистрацию, попечительство, гербовые сборы - 26 млрд. (18 млрд. - 1998/99 г.). Таможенные сборы - 287 млрд. (296 - 1998/99 г.); неналоговые поступления - 223 млрд. (201 - 1998/99 г.). Из них: поступления из нефтяного сектора 130 (140 - 1998/99 г.), поступления от приватизации - 40 млрд. (статья в бюджете 1998/99 г. отсутствует), поступления по госсобственности - 24 млрд. (20 - 1998/99 г.), прочие - 28,6 млрд; внешние заимствования - 289 млрд (188 - 1998/99 г.). Невосстанавливаемые авансы - 10 млрд. (22 млрд. - 1998/999 г.); доходы по отдельному, дополнительному бюджету почт и телекоммуникаций - 22 млрд. (58 - 1998/99 г.).

Нынешний бюджет социально ориентирован. Наибольшие суммы (включая средства на инвестирование) заложены в деятельность таких министерств как: минобразования - 112 млрд. (102 млрд. - 1998/99 г.); минздрав - 40 млрд. (38 млрд. - 1998/99 г.); министерство общественных работ - 50 млрд. (40 млрд. - 1998/99 г.);

Камерун по-прежнему намерен выделять значительные средства на оборону. Бюджет минобороны - 91 млрд. ( 86 млрд. - 1998/99 г.), из них 4 млрд - на инвестиции.

Значителен бюджет МВД - 35 млрд (31 млрд - 1998/99 г.). По традиции важное место в бюджете отводится финансированию аппарата президента - 20 млрд. (15 млрд. - 1998/99 г.). К числу наиболее крупных также относятся бюджеты: министерства экономики и финансов - 24 млрд.; министерства территориальной администрации - 20 млрд.; минсельхоза - 23 млрд.

Нынешний бюджет вполне реалистичен. Он закрепляет общие тенденции развития национальной экономики прошлого года, отражает политику государства на поддержание экономического роста и стабильности в стране.

Государство предполагает сохранить собираемость налогов на прежнем уровне за счет дальнейшей замены налога с оборота на НДС, расширения налоговой базы, улучшения собираемости в <неформальном> секторе экономики, усиления налогового контроля и дисциплины, более четкой регламентации и упрощения процедуры налогообложения.

Правительство намерено продолжить т.н. <фискальную паузу>, т.е. налоги не повышаются и не вводятся новые налоги. В бюджет заложено дальнейшее снижение поступлений из нефтяного сектора. Учитывая падение мировых цен, и стремясь повысить конкурентоспособность собственного экспорта, планируется не облагать таможенными сборами вывоз отечественного какао, кофе, хлопка, каучука, сахара, пальмового масла и бананов. От НДС освобождается сельскохозяйственная техника и орудия лова.

Подобные меры правительства получили понимание и одобрение со стороны камерунских предпринимателей. Бюджет активно поддержало авторитетное <Объединение предпринимателей Камеруна> (ЖИКАМ).

Приоритетной статьей бюджета по-прежнему является обслуживание внешнего долга. На эти цели предполагается израсходовать 23,45% доходной части бюджета. Правительство Камеруна обоснованно полагает, что планомерно осуществляемая программа реформ вернула доверие к Камеруну со стороны мировых финансовых кредиторов, и в этих условиях вполне резонно делать ставку на заимствования извне для <разгона> национальной экономики. Сумма запланированных заимствований - 285 млрд. фр. КФА включает: финансирование в рамках Программы структурных преобразований (ЕСАФ) - 134 млрд. (124 млрд. - займы, 10 млрд. - субсидии ЕС); финансирование проектов в рамках статьи госинвестиций - 165 млрд.

Предполагается получить в госказну 40 млрд. от приватизации системы электроснабжения (СОНЕЛЬ) и водоснабжения (СНЕК), авиакомпании \"Камэр\" и КДК - крупнейшего предприятия агропрома.

Тяжелым бременем на страну ложится внутренний долг. На его погашение в бюджете планируется затратить 105 млрд. (89 млрд. - 1998/99 г.). Правительство вынуждено принять непростое решение и не повышать зарплату госслужащим. Однако предусматривается погашение задолженности по зарплате, повышение заработной платы дипломатов.

Наиболее слабым звеном бюджета по-прежнему остается исполнение статьи государственных инвестиций. В 1998/99 г. она реализована лишь на 60%. Как вполне обоснованная, звучит критика оппозиции, что ни в прошлогоднем, ни в нынешнем бюджете направление инвестиций четко не прописано.

По мнению экспертов, бюджет 1998/99 г. выполнен на 80% что, в общем, совсем не плохо. Миссия МВФ, находившаяся в Яунде с рабочим визитом с 1 по 15 июля 1999 г., выразила удовлетворение исполнением бюджета 1998/99 г., а также тем, как осуществляется правительством экономическая и финансовая программа. Возглавлявший группу экспертов Фонда М.Кац заявил о возможности начала переговоров о выделении Камеруну в рамках Программы расширенных структурных преобразований третьего, последнего транша кредита объемом в 46 млрд.фр. КФА в 1999/2000 г.

К итогам работы миссии МБР и МВФ. 2-19 фев. 1999 г. в Камеруне находилась очередная совместная миссия Всемирного банка и МВФ. Перед ней ставились следующие задачи: анализ хода реализации Программы расширенных структурных преобразований (ЕСАФ), перспектив ее выполнения в 2000 г. и рассмотрение вопросов, связанных с обустройством 3-го кредита ЕСАФ, в частности, выполнение Камеруном условий предоставления в его рамках 2-го фиксированного транша.

В докладе МБРР и МВФ по итогам визита экономическая и финансовая эволюция Камеруна в целом была признана позитивной, общая тенденция по ЕСАФ - удовлетворительно стабильной, итоги первого семестра 1998/99 ф.г. - обнадеживающими. По словам представителя ВБ в Яунде Р.Ласея, <появилась уверенность в необратимости проводимых, хотя и медленно, реформ>.

Отмечалось, что на этот раз ход выполнения ЕСАФ рассматривался миссией с учетом негативных последствий мирового экономического кризиса. Для Камеруна в июне-дек. 1998 г. они выразились в снижении темпов экономического роста - с 5,2 до 4,4 %, росте инфляции - с 3 до 7,3% и бюджетного дефицита - с 2 до 3,6% ВВП.

В докладе с удовлетворением констатировалось, что несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру, за исключением просроченных выплат по внешнему долгу в сент. 1998 г., все основные макроэкономические показатели за указанный период соответствовали условиям программы МВФ. Как наиболее крупные достижения были отмечены введение с 1 янв. 1999 г. и доведение ежемесячных госдоходов до требуемого уровня в 57-60 млрд.фр. КФА. В докладе миссии внешний долг Камеруна на 30 июня 1998 г. оценивается следующим образом: по подсчетам <Автономной амортизационной кассы> Камеруна он составил 4392 млн.фр.КФА; по данным МВФ - 4600 млн.фр.КФА, а МБРР - 5186 млн.фр.КФА.

Критические замечания, высказывавшиеся экспертами миссии во время их пребывания в Яунде, в основном касались недостаточной расторопности камерунской стороны при выполнении большинства условий, обуславливающих предоставление 2-го фиксированного транша в рамках ЕСАФ. Первоначально открытие этого транша на 30 млн.долл. было запланировано на 31 дек. 1998 г. Фактически, правительство пока справилось только с одним из них, а именно - разработало и обнародовало в установленные сроки (до конца марта 1999 г.) программу национальной стратегии по борьбе с бедностью.

Камнем преткновения на пути выделения этого транша остается реформа портового хозяйства: до сих пор не опубликованы официальные постановления об учреждении единой портовой службы Камеруна и структур, призванных навести должный порядок и содействовать приватизации в этом секторе. С отставанием от графика осуществляются работы по реконструкции порта Дуала, в частности, углубление фарватера (с 6,5 до 8 м.), в первую очередь, из-за отсутствия инвестиций.

Крайне сложное положение остается в лесном секторе. Отсутствуют юридическая определенность и необходимая транспарентность в вопросах, связанных с распределением и перепродажей концессий, продажей с торгов древесины; независимая экологическая экспертиза; программа <транспарентного и рачительного> использования лесных доходов и т.д.

\"Последний случай с неудавшимся введением с 17 янв. 1999 г. запрета на экспорт из Камеруна необработанной древесины убедительно показал, - заметил представитель ПРООН А.Разауи, - что \"великолепные\" камерунские законы не действуют, мотивировка их принятия одна - угодить МВФ и создать впечатление безукоризненного выполнения его требований\". По убеждению ооновца, высказанного на презентации доклада, наведение порядка в лесном секторе, и прежде всего, прекращение хищнической эксплуатации лесов, возможно лишь в случае соответствующего решения, принятого уже на политическом уровне, для чего требуется организовать совместный демарш основных кредиторов Камеруна и в ультимативной форме заставить правительство выполнить свои обещания в этой области. (В принципе, западникам удалось добиться сдвига в этом направлении: на прошедшем 15-18 марта 1999 г. в Яунде центральноафриканском саммите по тропическим лесам страны ЦА, в т.ч. Камерун, взяли на себя политические обязательства по охране и цивилизованному использованию своих лесных богатств)

С приватизацией дело обстоит тоже не слишком гладко. В соответствии с условиями 2-го фиксированного транша, до конца марта 1999 г. камерунцам предстояло принять постановление о создании агентства по управлению системой электроснабжения, а в начале апреля -приступить к началу реализации программы по приватизации национальной электрической компании \"Сонел\". Примерно в эти же сроки должны были быть определены решения и по национальной телекоммуникационной сети, в т.ч. \"Камтел\" - государственной телефонной компании.

Представители ВБи МВФ признали наличие серьезных трудностей, тормозящих приватизацию некоторых гособъектов, например, таких как крупнейшая сельскохозяйственная компания \"Камерунская корпорация развития\" и водопроводная служба \"Снек\" (активное противодействие гендиректоров этих предприятий, отказ от аудита и т.п.). Теперь возврат к переговорам по большинству приватизационных досье реален не ранее конца 1999 г., что, в свою очередь, может привести к почти полугодовой отсрочке открытия нового целевого \"плавающего транша\" до июня 2000 г.

Сформулированные в отчете миссии критические замечания и выводы в адрес Камеруна, особенно в части ситуации со 2-ым фиксированным траншем, были выдержаны в довольно жестком тоне, свидетельствующем о твердом намерении МБРР и МВФ добиваться от Яунде четкого соблюдения условий режима финансирования. Однако, успешное завершение рассмотрения камерунского досье Советом директоров МВФ 6 апр. 1999 г. стало еще одним подтверждением, что для Фонда важно соблюдение главных согласованных принципов, частностями в отдельных случаях он может и поступиться, пойдя на определенные компромиссы. Как выяснилось, это относится, прежде всего, к доходной части камерунского бюджета, исполнение которой, вследствие известных объективных обстоятельств, серьезно затруднено. В связи с этим МБРР и МВФ проявляют готовность пересмотреть финансовый <потолок> помощи Камеруну, в т.ч. в случае появления проблем с обслуживанием внешнего долга.

Направленные Советом директоров МВФ в адрес камерунского правительства приветствия по поводу успешного хода выполнения программы ЕСАФ встречены в Яунде с нескрываемой радостью. По мнению камерунского руководства, подобная положительная реакция самым благоприятным образом скажется на экономическом имидже страны, перспективах ее развития. В официальных комментариях выражается надежда, что если удастся преодолеть последний этап ЕСАФ - с 1 июля 1999 г. по 1 июля 2000 г., - то \"жертвы, принесенные камерунским народом за время выполнения этой программы, окажутся не напрасными: в соответствии с имеющимися договоренностями с кредиторами, внешний долг Камеруна может быть сокращен на 50%, что, в свою очередь, должно отразиться как на повышении благосостояния населения, так и экономической ситуации в целом\" (\"Камерун Трибюн\", 12.04.99 г.).

Насколько реальным может быть подобный вариант развития событий - пока говорить рано. Однако, нынешняя позиция МВФ уже позволила президенту П.Бийе подписать 7 апр. 1999 г. декрет о начале реализации соглашения, заключенного 25 янв. 1999 г. между Камеруном и Международной Ассоциацией развития (AID) относительно дополнительного финансирования ЕСАФ в рамках 3-го реструктуризационного кредита на 7,84 млн.фр.КФА.