В структуре ВВП на производственные отрасли приходится 49,9% (в т.ч. сельское хозяйство - 17,3%, промышленность - 25,2%, строительство - 7,4%), инфраструктура и производительные услуги - 35,2%, социальные услуги - 14,9%. С 1996 г. правительство АРЕ предпринимает меры по ускорению приватизации госсобственности.
Относительно стабильное финансово-экономическое положение АРЕ, последовательное осуществление структурной реформы экономики создают благоприятный климат для притока инвестиций (объем капвложений из-за рубежа в 1997 г. составил 14,8 млрд.долл.). Египтяне заинтересованы в налаживании различных форм кооперации с зарубежными партнерами, в т.ч. путем создания производств на основе передовых технологий.
В стране реализуется ряд крупномасштабных экономических проектов (многопрофильная программа \"Новая долина\", освоение Синая, развитие газового и энергетического комплексов, создание экономической зоны в сев.-зап. части побережья Суэцкого залива, сооружение крупного морского терминала к востоку от Порт-Саида, освоение железорудного месторождения и строительство меткомбината вблизи Асуана и др.).
Сельское хозяйство. Площадь обрабатываемых земель - 3,4 млн.га. Климатические условия позволяют собирать два урожая в год. Пригодные для с/х обработки земли составляют менее 4% территории АРЕ. Почти вся земля находится в частном владении - 3 млн.наделов. Собственным производством Египет удовлетворяет не более 40% потребностей в продовольствии. Освоение земель - в среднем 70-80 тыс.га в год.
Производство сырья и промтоваров: фосфаты - 1,45 млн.т., сталь - 2,3 млн.т., алюминий - 170 тыс.т., нефтепродукты - 25 млн.т., цемент - 21,6 млн.т., х/б пряжа - 325 тыс.т., ткани х/б - 1540 млн.м., легковые автомобили (сборка) - 36,7 тыс.шт., грузовики - 13,9 тыс.шт., стиральные машины - 316 тыс.шт., холодильники - 495 тыс.шт., газовые плиты - 80 тыс.шт. Ряд крупных производств создан в новых индустриальных городах, расположенных к северу от Каира (гг. Садат, 6 Октября, 10 Рамадан и др.).
С мая 1991 г. осуществляется одобренная МВФ программа стабилизации финансов и экономики АРЕ в целом. Обеспечены устойчивость и внутренняя конвертируемость египетского фунта. Уровень инфляции в 1998 г. составил, по официальным оценкам, порядка 4-4,3%. Платежный баланс был сведен с дефицитом в 2,1 млрд.долл. (в 1997г. - положительным сальдо в 1,9 млрд.долл.). В 1998 г. на 15% по сравнению с предыдущим годом вырос внутренний долг, составив 50,2 млрд. долл. Валютные резервы превысили 20 млрд.долл. Объем внешней задолженности АРЕ в 1998 г. составил 27,4 млрд.долл. (25 млрд.долл. в 1997 г.). Основные источники поступления валюты: частные денежные переводы из-за границы - 3 млрд. долл., доходы от туризма - 2,9 млрд.долл. (3,5 млрд.долл. в 1997 г.), поступления от Суэцкого канала - 1,7 млрд.долл. (1,8 млрд.долл. в 1997г.), нефтеэкспорт - 0,8 млрд.долл. (1,4 млрд.долл. в 1997 г.).
Объем внешнеторгового оборота в 1998 г. составил 18,5 млрд.долл., в т.ч. экспорт - 3; импорт - 15,5 млрд.долл., дефицит - 12,5 млрд.долл. (в 1997 г. соответственно - 17,6 млрд.долл., 3,9 млрд. долл., 13,7 млрд.долл. и 9,8 млрд.долл. Основные партнеры - США, страны ЕС (ФРГ, Франция, Италия). Экспортные поступления покрывают лишь 19,3% расходов на импорту).
В 1995г. парламент АРЕ ратифицировал членство Египта в ВТО. С 1974 г. египетское руководство проводит политику \"открытых дверей\" и либерализации экономики, заключающуюся в широком привлечении иноинвестиций, а во внутреннем плане - cоздании условий для преимущественного развития частного капитала при сохранении сложившегося в стране госсектора. Основные принципы этой политики были сформулированы бывшим в то время президентом АРЕ А.Садатом: \"Экономика должна стоять не на одной гипертрофированной, а на двух крепких ногах - государственном и частном секторах\".
Осуществление программы структурных преобразований в АРЕ в 90-х гг. получило широкую поддержку со стороны многочисленных международных и региональных организаций, таких как МВФ, МБРР, Парижский клуб, Африканский банк развития, а также отдельных стран-доноров, и в первую очередь США и стран-членов ЕС.
В результате проводившихся с 1991 г. переговоров в рамках Парижского клуба и с отдельными странами-кредиторами Египту удалось добиться поэтапного списания 24,5 млрд. долл. внешней задолженности и переноса срока погашения оставшейся ее части в рамках Парижского клуба на 25 лет. В результате была решена весьма остро стоявшая проблема обслуживания внешнего долга, составляющего в настоящее время всего около 30 млрд. долл.
Экономические реформы в АРЕ в 90-х гг. осуществлялись в рамках выполнения трех согласованных с МВФ программ, последняя из которых завершилась в сент. 1998 г. Относительно высокие темпы экономического развития, которые Египту удалось сохранить, несмотря на усилившуюся международную финансовую нестабильность, позволили ему отказаться от заключения нового соглашения с МВФ. Однако, как заявило египетское руководство, курс на продолжение начатых в 1991 г. реформ будет продолжен, также как консультации с этой международной организацией.
Процесс приватизации госпредприятий, активизировавшийся с 1996 г., осуществляется в трех формах продажи акций: на фондовой бирже, стратегическому инвестору или коллективу предприятия. Успехи в осуществлении приватизации обусловлены тем, что все без исключения предприятия были приватизированы лишь после их тщательной подготовки к этому.
Реализация отдельных проектов в области промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, финансов, туризма, а с распространением системы БОТ и ее разновидностей и в области транспорта и энергетики все больше переходит из сферы деятельности госорганов в сферу деятельности частных компаний. Функции государства в области экономического развития все более сосредотачиваются на выработке его основных направлений и планов социально-экономического развития (ежегодных, пятилетних и двадцатилетних), а также разработке крупных национальных проектов, таких как освоение Южной Долины, создание технопарка неподалеку от Исмаилии, строительство крупного контейнерного порта Шарк эль-Тафрия около Порт-Саида.
Важным направлением экономической политики является стимулирование накоплений и инвестиций. В этих целях осуществляется дальнейшая либерализация банковской и страховой систем, усиливающая конкурентную борьбу в этих сферах, в частности за счет предоставления более широких возможностей для иностранного капитала. Следующим шагом на этом пути должна стать реформа пенсионной системы и налогового законодательства.
Темпы прироста внутренних накоплений опережают темпы прироста инвестиций, в результате чего доля иноинвестиций в их общем объеме, составляющая около 5%, постоянно сокращается. К 2006 г. объем внутренних накоплений сравняется с величиной инвестиций. Стабильный курс египетского фунта поддерживается с 1991 г. Эти и другие меры руководства страны позволят довести удельный вес инвестиций в структуре расходов ВВП к 2016 г., когда должна быть завершена 20-летняя программа социально-экономического развития, до 26%.
Взвешенная политика проводится в социальной сфере. Примером может служить позиция египетского руководства в отношении отмены дотаций на товары первой необходимости (хлеб, рис, сахар), одного из главных условий МБРР и МВФ для финансирования проводимых в стране экономических реформ; отмена дотаций приведет к социальным потрясениям. Также сдержанно, по причине опасений появления массовой безработицы, египетское руководство подходит к вопросам приватизации, хотя и рассматривает ее как одно из важнейших направлений своей внутренней политики. Практическое ее осуществление было начато в 1994 г. и по состоянию на окт. 1998 г. приватизировано всего 118 госкомпаний (37,5% общего числа), из которых более 50% акций было продано лишь по 71 компании.
В результате египетскому руководству удалось обеспечить относительную стабильность обстановки в стране. Ускоренными темпами начали развиваться отрасли, производящие товары широкого потребления (продукты питания, готовая одежда, обувь, бытовая химия и др.), а также услуг, особенно туризм.
Темп прироста ВВП в 1997/98 ф.г. (с 1 июля по 30 июня) возрос на 5,7%, в то время как в 1996/97 ф.г. он составлял 5,3%, а в 1995/96 ф.г. - 4,9%. Опережающими темпами развивались сфера услуг (4,8%), особенно финансы и страхование (10%), транспорт и связь (6,8%), и торговля (6,2%). Темпы роста в производственных отраслях в 1997/98 ф.г. составили в целом 4,7%. Все это делает Египет более привлекательным для вложений капиталов. В 1997/98 ф.г. в АРЕ было зарегистрировано 3,6 тыс. новых компаний с уставным капиталом 20,4 млрд.ф., в том числе 1,7 тыс. компаний с иностранным участием. Число обанкротившихся компаний сократилось с 1,9 тыс. до 1,2 тыс.
По плану социально-экономического развития на 1998/99 ф.г., темп прироста ВВП намечено увеличить до 6,2%, объем валовых инвестиций - до 66 млрд.ф., из которых на иностранное финансирование придется всего 5%.
За период с 1995/96 по 1997/98 ф.г. ВВП в текущих ценах вырос с 67,3 до 80,2 млрд.долл., а в расчете на душу населения эти показатели составили 1140 и 1310 долл. Основными источниками инвалютных поступлений АРЕ по-прежнему остаются доходы от туризма, частные переводы египетских граждан, работающих за границей, доходы от эксплуатации Суэцкого канала и поступления от экспорта нефти и газа.
В 1997/98 ф.г. эти источники несколько оскудели. Под влиянием террористических актов в Луксоре и Каире ниже ожидавшихся оказались поступления от туризма (в 1996/97 ф.г. - 3,6 млрд. долл.). Доходы от эксплуатации Суэцкого канала снизились с 1,9 до 1,8 млрд.долл. в связи с сокращением количества проходящих по каналу судов и возрастающей конкуренцией танкерному флоту со стороны нефте- и газопроводов. Ситуация в районе Персидского залива не позволит в полной мере использовать возможности притока избыточной рабочей силы из АРЕ, хотя поступления от переводов средств египетскими рабочими из-за границы составляют порядка 3,4 млрд.долл. в год. Официальный уровень безработицы в АРЕ в 8,5% занижен и оценивается в 15-20%.
О плане экономического и социального развития на 1999/2000 ф.г. В рамках осуществления пятилетнего плана (на 1997/98-2001/02 гг.) Народное собрание в апр. 1999 г. одобрило план экономического и социального развития на 1999/2000 ф.г. (начался 1 июля).
Темпы прироста ВВП предусматривается довести до 6,8%, против 6,2% в 1998/99 ф.г. Объем ВВП должен вырасти до 286,6 млрд.егип.ф., при этом 74,7% ВВП предусматривается произвести в частном секторе (ранее на его долю приходилось около 70%).
Удельный вес производительных отраслей хозяйства в ВВП составит 49,9%, или 143 млрд.ф., что на 9,7 млрд.ф. выше уровня предыдущего ф.г.
Среднегодовой темп прироста в производительных отраслях хозяйства ожидается в 7,3%, в сфере услуг - 6,8%, в соцобслуживании - 5,2%. На 8,6% предусматривается увеличить производство в ткацкой промышленности, на 12,9% - в химической, на 11% - в горнодобывающей. Темпы прироста с/х продукции предусмотрены в 3,8%, в нефтяном и газовом секторе - 8% (в основном за счет увеличения добычи газа), в энергетике - 7,7%.
Объем инвестиций в экономику страны предусматривается в 71,2 млрд.ф. (66 млрд.ф. в прошлом году), причем 68,4% этой суммы - за счет капиталовложений частного сектора. Основной поток инвестиций предполагается направить на развитие Верхнего Египта - 22,9%, Синая и зоны Суэцкого канала - 20,4%, Большого Каира - 16,9%. На нужды образования предусмотрено 2,5 млрд.ф., здравоохранения - 1,7 млрд.ф. На 11,3% - сократить объем импорта и увеличить на 12,3% объем экспорта. Предусматривается обеспечить дополнительно 535 тыс. рабочих мест. Для увеличения плановых показателей предусмотрено: продолжение экономических реформ и корректировка программ на местах; повышение уровня производства и качества услуг; обеспечение работой лиц с высшим образованием; создание более благоприятного инвестиционного климата для привлечения в страну иностранного капитала; размещение населения в новых районах с созданием льготных условий для проживания; соблюдение социальной справедливости в распределении национального дохода и обеспечении субсидий для лиц с низкими доходами; поощрение мелких и средних предприятий частного сектора; активное использование госпланирования для развития крупных проектов; снижение уровня инфляции.
Финансы
Главной заботой для правительства в 1999 г. стал \"закачавшийся\" курс египетского фунта. Стоимость доллара на местном валютном рынке повысилась в фев.-марте до 3,485 ф. (при официальной цене 3,40 в течение нескольких лет). Возникла нехватка иностранной валюты, что еще более усилило ажиотажный спрос на нее. Египетский фунт сталкивается с подобными проблемами уже второй раз за короткий срок. Предыдущий кризис возник в ноябре-декабре 1998 г. Тогда правительству удалось справиться с ним, \"выбросив\" на валютный рынок 500 млн. долл. из запасов ЦБ.
В качестве одной из основных причин этих трудностей называют крупный дефицит внешней торговли. В 1998 г. он возрос до 12,5 млрд. долл. (на 2,7 млрд. больше, чем в 1997 г.) в условиях \"разбухания\" импорта и сокращения экспорта. В связи с кризисом в ЮВА и ряде других регионов мировые цены на значительное число товаров заметно снизились, и египетские бизнесмены стали закупать их <впрок>, в расчете на выгодную перепродажу в дальнейшем, вследствие этого импорт сигарет в 1998 г. увеличился на 30%, бумаги - на 45%, красителей - на 23%, автомобилей - на 73%, различных товаров ширпотреба - на 13% и т.д. Стремясь поддержать курс местной валюты, официальный Каир принял ряд срочных мер по ограничению импорта. Теперь заявки на приобретение иностранной валюты от египетских компаний, занимающихся закупками за рубежом, рассматриваются банками более жестко и нередко встречают отказ (особенно когда речь идет о ввозе потребительских товаров). Импортеры обязаны также оплачивать сразу в египетских фунтах всю стоимость валютного аккредитива вместо 10%, как было прежде. Введены ограничения на продажу иностранной валюты египетским гражданам в госкомбанках: максимальная сумма составляет 1 тыс.долл. (или их эквивалент в других валютных единицах) в одни руки. Те, кто выезжает за рубеж и нуждается в большем количестве валюты, должны приобретать дорожные чеки.
Эволюция финсектора Египта в рамках осуществляемых экономических реформ уже позволила привлечь серьезных иностранных инвесторов. Так, значительным прогрессом можно считать недавнее решение \"Флемингс\" (Великобритания) открыть отделение в Каире посредством создания в марте 1999 г. СП совместно с местным торговым банком \"Коммерческая международная инвестиционная компания\" (КМИК). \"Флемингс\" намерен распространить деятельность нового СП на весь арабский регион. Новое СП \"Флемингс-КМИК\" увеличит шансы Египта на роль регионального центра финансовых услуг.
Основную конкуренцию \"Флемингс-КМИК\" составляет \"И.Эф.Джи.-Гермес\", реализующая крупные инвестиционные проекты в арабском мире. Эта группа обеспечила финансирование работ в сфере строительства, проводимых египетской группой \"Ораском\", путем привлечения европейских, американских и заливных инвесторов. \"И.Ф.Джи.-Гермес\" готовится сыграть подобную же роль в реализации проекта в сфере металлургии, осуществляемого промышленной группой \"Эз\", а также консультировать египетское правительство при приватизации семи электрических компаний (крупнейшая сделка в Египте подобного рода). Б.Гали надеется, что объем сделок на финансовом рынке АРЕ должен значительно возрасти в ближайшие несколько месяцев в связи с рядом инициатив правительства. Одна из них - это закон о центральном казначействе, который позволит упорядочить процедуры клиринга, расчета и регистрации, что в свою очередь ускорит процесс заключения банковских сделок, приведет к полной прозрачности операций и станет важным механизмом эффективного рыночного управления. Еще одна инициатива связана с созданием структурированного фондового рынка. Правительством уже установлен критерий в отношении выпуска корпоративных облигаций: эмитент должен получить оценку кредитоспособности от уважаемого агентства. Правительство разрабатывает систему лицензирования первичных и вторичных сделок по облигациям. Развитие фондового рынка должно помочь Египту быстрее модернизировать учет хозяйственной деятельности и распространить международные стандарты этой процедуры не только на банки и компании, но и на сферу страхования.
Инвестиции
На международной экономической конференции по Бл. Востоку и Сев. Африке (Каир, МЕНА-96) были впервые обнародованы крупные инвестиционные проекты, рассчитанные на освоение 118 млрд.долл. в течение 40 и более лет - урбанизация Синая, а также развитие Верхнего и Среднего Египта (освоение территории губернаторства Новая Долина или проект канала \"Тошка\"). При этом учитывается, что население страны, составлявшее в 1996 г. 63,5 млн.чел., должно увеличиться к 2017 г. до 80 млн.чел.
Основные инвестиции в развитие египетской экономики направляются в с/х и ирригацию (проект \"Тошка\" с освоением более 200 тыс. га пустынных земель, строительство канала Ас-Салям и с/х освоение Сев. Синая), в энергетику (строительство новых ТЭС и ЛЭП), в транспортное строительство (автодороги, мосты, аэропорты, морпорты, трубопроводы, в нефте- и газодобычу, геологоразведку, телекоммуникационные сети, а также в развитие среднего и малого бизнеса, индустрию туризма. Проект прокладки канала и орошения земель в районе Тошка является самым грандиозным общенациональным проектом Египта, по значению приравненным к высотной Асуанской плотине. Президент Х.Мубарак на месте закладки насосной станции 9 января 1997 г. заявил, что \"выполнение этого проекта позволит Египту достойно войти в XXI век и обеспечить египтянам лучшую жизнь\". Предусматривается прорыть в песках канал длиной 350 км. (1 этап), соорудить насосную станцию (18 основных и 3 резервных агрегата, позволяющие осуществить подъем воды на высоту 53 м.), протянуть ЛЭП-220 от Асуанской ГЭС до насосного комплекса. Канал отсечет к западу от Нила 500 тыс.федданов песчаной земли, на которую затем будет уложен слой ила из озера Насер.
В процессе реализации проекта, который будет осуществляться в несколько этапов, должно быть вовлечено в с/х оборот 2,2 млн. федданов земли, сооружено 25 индустриальных зон, создана разветвленная инфраструктура. Финансирование освоения Новой Долины будет осуществляться совместными усилиями как местного, так и иностранного капитала. Правительство предполагает взять на себя 20 % всех расходов, а остальное должно приходиться на долю деловых кругов. Инвесторам предоставляются льготы, в частности освобождение от всех налогов до 20 лет.
Принятые в 1996-97 гг. законы и нормативные акты явились логическим продолжением экономической реформы в АРЕ по созданию благоприятного климата для привлечения иноинвестиций и активизации национального капитала в инвестиционной сфере. Закон № 100/96 отменил монополию государства на строительство и эксплуатацию объектов энергетики и коммунального хозяйства, закон № 229/96 предоставил право инвесторам строить, содержать и эксплуатировать объекты общенациональной и региональной инфраструктуры (автодороги, мосты, аэро- и морпорты). 11 мая 1997 г. издан закон № 8 <О поощрении инвестиций и гарантиях инвесторам>. Компании, зарегистрированные в соответствии с этим законом, освобождаются от уплаты налога на корпорации на 5 лет (если они базируются в новых промзонах и отдаленных районах, то этот срок увеличивается до 10 лет, а за пределами долины Нила - до 20 лет). Льготы распространяются на компании: осваивающие пустынные территории с использованием современных методов ирригации; занимающиеся животноводством, птицеводством, рыболовством; промышленные и горнодобывающие; реализующие проекты жилищного строительства не менее чем на 50 домов; развивающие инфраструктуру, включая электро- и водоснабжение, канализацию, автодороги и связь; компании по перевозкам грузов в рефрижераторах; гостиницы, мотели, пансионаты, туристические городки; контейнерные терминалы, зернохранилища, склады-холодильники; компании, специализирующиеся на финансовом лизинге, на размещении ценных бумаг и т.д.
Закон №8/97 значительно расширил область правового регулирования в инвестиционной сфере, ввел дополнительные гарантии и стимулы, предоставляемые национальным и иностранным инвесторам, независимо от форм собственности, урегулировал вопросы функционирования СЭЗ. Режим свободной зоны, предоставляемый упомянутым законом и распространяемый на инвестиционные проекты, предусматривает освобождение инвестора от таможенных пошлин, других налогов и выплат на ввозимое в АРЕ оборудование, механизмы и транспортные средства (кроме личных автомобилей). При этом распределение доходов, осуществляемое инвестором после ввода объекта в эксплуатацию, не подпадает под действие налогового законодательства АРЕ.
Основными способами привлечения инвестиций в АРЕ стали схемы БOT (строить-управлять-извлекать прибыль), БOOT (строить-управлять-владеть-извлекать прибыль) и БOO (строить-управлять-владеть, Built-Operate-Ownership).
Закон 3/97 в полной мере закрепил и расширил действие этих схем в инвестиционной сфере. При этом, в соответствии с законом 89/98 <О тендерах>, основной формой получения заказа становится открытый (международный) тендер, предусматривающий процедуру предквалификации, полное и строгое выполнения тендерных требований по техническим и финансовым аспектам, а также внесение временного депозитного вклада в размере 2% стоимости проекта (Big Bond - гарантия участия). В случае выигрыша тендера инвестор обязан внести окончательный депозитный вклад Perfomance Bond - гарантия исполнения) в размере до 10% стоимости проекта. Однако на практике имеет место взимание в качестве депозитов не 10% от стоимости контракта, а фиксированных сумм от 150 до 350 тыс.долл. Таким образом, государство отказалось от монопольного права привлекать материальные и финансовые ресурсы в основные отрасли экономики страны, оставив за собой такое право лишь в сфере соцстраха, госаппарата и армии, а также Суэцкого канала.
Многочисленные западноевропейские, американские и японские фирмы, а также компании из Ю. Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии, Австралии и других стран активно предлагают свои услуги и капиталы на инвестиционном рынке Египта. Американская \"Амоко\" и итальянская \"Аджип\" доминируют на рынке нефтегазовой промышленности, строительства объектов нефтехимии. Французские фирмы, реализующие \"Программу Мубарак-Ширак\", ведут строительство метро в Каире и Александрии, участвуют в модернизации алюминиевых предприятий, создании системы телекоммуникаций. Немецкие компании по \"Программе Мубарак-Коль\" осуществляют проекты профтехобразования, являются ведущими фирмами и консультантами при строительстве объектов энергетики. Японские организации участвуют в строительстве объектов инфраструктуры, автосборочных производств, ирригации. Даже менее крупные фирмы из Дании, Люксембурга, Голландии, Бельгии, а также из Китая, Индии, Турции и других стран находят свою нишу на инвестиционном рынке Египта. Значительное место занимают также инвестиции соседних арабских стран в развитии туристического и гостиничного бизнеса в АРЕ.
Процессу активности зарубежных фирм способствуют достаточно привлекательные кредитно-финансовые условия, предоставляемые им в рамках реализации инвестиционных проектов: 40% - дар, 40% - т.н. \"мягкий\" кредит (17-20 лет рассрочка, 10 лет - льготные, 2,5-4% годовых) и 20% - бюджетное финансирование, а также возможность размещения части изготавливаемого технологического оборудования на египетских заводах.
Конференция \"Факторы развития египетской экономики и привлечение иноинвестиций\". В Александрии с 23 по 26 марта 1999 г. прошла международная конференция, организованная по инициативе Александрийской ассоциации бизнесменов cовместно с ЮНКТАД.
Основной темой было обсуждение отчета экспертов ЮНКТАД об условиях иноинвестиций в египетскую экономику. В 1999 г. рынок страны способен принять и разместить до 3 млрд.долл., имеются необходимые гарантии и благоприятный режим для инвесторов. С 1991 г. (начало экономических реформ) объем иноинвестиций значительно вырос: реализовано и реализуется около 5000 частных проектов, 100 млрд.ф., при этом доля иностранных капиталов составляет 50%. Наиболее крупными западными инвесторами в АРЕ являются США, Германия, Франция, Швейцария, Италия и Великобритания. Значительную часть инвестиций представляют арабские страны, прежде всего КСА, Кувейт,ОАЭ, Иордания и др. Однако в общемировом объеме инвестиций доля Египта и развивающихся стран в целом относительно мала: в 1998 г. из 100 млрд.долл. инвестиций в мире в Египет поступило 800 млн.долл. - 28% всех инвестиций в Африке. Египет входит в двадцатку наиболее крупных получателей иностранных инвестиций, 28 из 100 наиболее крупных мировых компаний работают на египетском рынке.
Участники конференции критиковали системы налогообложения и таможенных сборов АРЕ, закон об инвестициях. По мнению выступавших бизнесменов, государство должно предоставлять налоговые льготы не только в соответствии с месторасположением предприятий (имеются ввиду вновь осваиваемые районы), но и с учетом важности и перспективности отрасли, так как нередко трудовые и материальные ресурсы расположены в разных регионах. Необходимо также предоставление налоговых льгот как новым, так и расширяющим производство предприятиям. Среди негативных факторов выступающие выделили госмонополию на авиаперевозки и их обслуживание, что не только препятствует инвестициям, но и неблагоприятно сказывается на развитии экспорта и туризма. Аналогичная ситуация сохраняется в сфере морперевозок и нефтяной отрасли, допуск инвесторов в которые официально разрешен, но на практике не поощряется. Многочисленные критические высказывания участников конференции касались бюрократической системы и коррупции в органах власти. Среди итогов конференции - договор о создании \"Инвестиционного клуба\", объединяющего бизнесменов Александрии, экспертов ЮНКТАД и ЮНИДО, к которому в перспективе присоединятся представители международных организаций и бизнесмены из стран Средиземноморья, что позволит создать единую сеть информации о совместных финансовых проектах.
О порядке представительств и филиалов иностранных юридических лиц. Основными актами являются закон №159/1981 о компаниях и исполнительное регулирование к указанному закону, утвержденное декретом № 96/1982. Иностранная компания может быть непосредственно представлена в АРЕ в форме представительства филиала или отделения или АО.
I. Иностранным компаниям открывать свои представительства, научные и технические бюро или осуществлять свое \"представительство\" в иных формах, целью которых является изучение конъюнктуры рынка или подготовка операций по реализации проектов в отдельных сферах производства; запрещено заниматься посреднической (коммерческой) деятельностью, а также выполнять функции коммерческих агенств.
Представительство должно быть зарегистрировано в Управлении компаний. Требуется представить следующие данные: название иностранной компании, ее юридический статус, местонахождение за границей, ее цели, капитал, отделение в АРЕ, адрес в AРE (если есть отделение), форма представительства, цель открытия, временный или постоянный адрес, наличие финансовых средств на счетах представительства и источник финансирования, номера телефонов. К заявлению прилагаются: устав компании, заверенный нотариусом; перевод на арабский язык основных положений устава; решение иностранной компании об открытии представительства в АРЕ, назначении главы представительства, переведенное на арабский язык. Если глава представительства является иностранцем, то на него должны быть представлены следующие сведения: имя, написанное арабскими буквами, национальность, имя, написанное латинскими буквами, год и место рождения, вероисповедание, номер паспорта, место выдачи паспорта, дата выдачи, должность, дата приезда в АРЕ, срок пребывания, место работы в АРЕ, дата предыдущего приезда и убытия. Если глава представительства египтянин, то необходимо указать: имя из трех слов, национальность, вероисповедание, адрес, номер удостоверения, дату, место выдачи. Необходимо уплатить регистрационный сбор чеком на имя Управления компаний. Представительство обязано уведомить Управление компаний о всех изменениях, касающихся замены главы представительства, его адреса, адреса представительства, номера телефона и пр.
Управление компаний вправе осуществлять проверку деятельности представительств иностранных компаний и знакомиться с документацией и другими финансовыми документами представительства на предмет соответствия их требованиям законодательства.
Представительство ежегодно направляет в Управление компаний информацию о работниках отделения, их должности, сведения о зарплате.
В случае если иностранной компании требуется организовать сервисную сеть (по обслуживанию и продвижению своих товаров на рынке) на территории Египта, ей необходимо выбрать коммерческого агента и зарегистрировать свое представительство в рамках закона о коммерческих агенствах. Отказ компании от услуг агента может повлечь за собой отзыв регистрационного разрешения.
II. Иностранная компания может зарегистрировать свое отделение в АРЕ при условии, что она заключила контракт с египетским государственным или частным сектором.
Для того чтобы открыть отделение компании в АРЕ, требуется получение разрешения от Управления по инвестициям. Отделение должно быть также зарегистрировано в коммерческом реестре. До подачи заявки на регистрацию необходимо получить в одном из египетских банков свидетельство об открытии своего счета на сумму не менее 2500 ф. Сама заявка должна включать в себя данные: предмет деятельности; балансовый отчет о деятельности головной компании за последний год; решение органов управления компании об открытии в Египте своего отделения, назначении управляющего и образовании капитала, необходимого для функционирования отделения; копию контракта на совершение операций в АРЕ.
Регистрационное удостоверение (разрешение) действует в течение 5 лет. Отделение иностранной компании должно быть также зарегистрировано в регистре иностранных компаний, ведущемся в Управлении компаний.
Управление делами отделения иностранной компании осуществляется уполномоченным лицом, которое может быть как иностранцем, так и египтянином.
Если отделение иностранной компании подпадает под действие налогового законодательства АРЕ, необходимо также зарегистрироваться в налоговых органах и получить налоговую карточку. Лицо, занимающееся вопросами регистрации отделения, должно иметь доверенность своей компании, легализованную египетским консульством в соответствующей стране.
Отделение компании может начать функционировать только после завершения процедуры регистрации. В статье 170 закона 159/1981 указано на необходимость соблюдения количественных требований в отношении персонала отделения компании: египтяне должны составлять не менее 90% от общего числа занятых, и их зарплата должна быть не менее 80% от общего фонда зарплаты. Кроме того, египтяне должны занимать не менее 75% должностей административного и технического характера, и их зарплата не может быть меньше 70% от общего фонда зарплаты для данной категории работников. Иностранцы, вне зависимости от их должности в отделении компании, должны получить разрешение на работу в АРЕ в установленном порядке. Работники отделения компании вправе участвовать в распределении не менее 10% прибыли отделения и не более общего ежегодного размера выплат по платежным ведомостям.
К таким видам деятельности относятся, в частности, осуществление импорта, объявление торгов с участием правительственных учреждений и организаций госсектора. Однако если отделение иностранной компании изъявит желание осуществлять такого рода деятельность, то оно должно действовать через зарегистрированного в установленном порядке египетского агента.
При налогообложении отделений иностранных компаний учитываются два фактора. Первый