Макроэкономика Бельгии

Прирост внутреннего валового продукта в 1998 году ожидался в размере 2,7%,т. е. на уровне достаточно близком к рекордному показателю последних лет – 2,9% в 1997 году. В последующие годы прирост ВВП также сохранится на относительно высоком уровне, хотя и будет иметь естественную тенденцию к снижению (2,4% в 1999 г., 2,6% в – 2000 г.). Уровень производства ВВП в большой мере будет зависеть от степени готовности страны противостоять растущей конкуренции внутри ЕС. В качестве основного двигателя экономического роста начинает выступать повышенный внутренний спрос. Личное потребление, уже достигшее в 1997 году наивысшего показателя за последнее десятилетие (2,1%), в 1998 году еще больше возрасло (2,3%). Этому способствуют продолжающееся улучшение положения на рынке труда, крайне низкая инфляция, умеренный рост заработной платы – факторы, усиливающие доверие потребителей и повышающие реальные доходы населения. Благоприятная конъюнктура на внутреннем рынке затронула одновременно и промышленный сектор, и сферу услуг. В этой связи в 1998 году несомненен дальнейший рост валовых капиталовложений (до 6,6%), в т. ч. промышленных инвестиций (на 6,3%).

Бельгийцам удастся продолжать последовательную линию на дальнейшее снижение дефицита госбюджета (с 2% от ВВП в 1997 г. до 1,6% в 1998 г. и 1,3% в 1999 г.) благодаря растущему первичному активному сальдо бюджета (т. е. положительной разнице между государственными доходами и расходами, которая в 1998-99 гг. составит 6% от ВВП) вплоть до полной ликвидации дефицита к 2004 году. Это позволит ускорить темпы решения главной финансовой проблемы страны – погашения гигантского государственного долга, который должен был снизиться в 1998 году до 118,5% от ВВП (122,2% в 1997 г.). Многие подвергают сомнению заявления правительственных экономистов о возможности доведения госдолга до 60% ранее 2020 года. Реальная заработная плата в частном секторе увеличилась к 1999 году на 1,3%. Инфляция в 1998 году, во многом по причине крайне низких цен на энергоносители, не должна превысить 1,1% и лишь немного увеличится (до 1,3%) в 1999 году. Это увеличение приведет к некоторому росту процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным кредитам.

Об отношении в Бельгии к введению евро. Накал дискуссий среди бельгийцев вокруг темы евро от проблемы выполнения Бельгией маастрихтских условий смещается к вопросам участия в валютном союзе, доли и значения новой валюты в жизни бельгийцев. Разумеется, рекомендации Европейской комиссии и Европейского валютного института по составу ЕВС встречены в стране с удовлетворением и не только в кругах правящей элиты. Вердикт Еврокомиссии – это одновременно признание и вознаграждение за жертвы, принесенные за пять лет бельгийцами, имея в виду предпринимавшиеся в Бельгии меры по затягиванию поясов в целях приведения основных макроэкономических показателей в соответствие критериям, необходимым для перевода страны на евро. Бельгия (как и многие другие ее партнеры по ЕС) осуществила то, во что еще год назад было трудно поверить: дефицит госбюджета удалось снизить с 6,1% в 1993 году до 2,4% в 1997 году (в 1998 году он ожидался в 1,9%).

Маастрихтским критериям соответствуют и другие показатели кроме одного – огромного размера государственного долга. У бельгийцев есть «неоспоримые аргументы» в ответ на озабоченности, содержащиеся в докладах Еврокомиссии, ЕВИ и Бундесбанка ФРГ в связи с гигантским госдолгом Бельгии (а также Италии). Во-первых, Бельгия последовательно и уверенно его погашает: за пять лет госдолг снизился со 137% от ВВП до 122,2% и, учитывая обязательство бельгийского правительства (оформленное письмом министра финансов в Еврокомиссию) поддерживать в предстоящие годы высокий уровень первичного активного сальдо бюджета (6%), ритм погашения будет автоматически ускоряться. Будут применяться и другие меры: так, в марте 1998 г. было объявлено о новой продаже золота (300 тонн), выручка от которого пойдет на цели погашения долга. Кроме того, основными кредиторами бельгийского правительства являются бельгийские банки и частные лица, а само бельгийское государство, в свою очередь также выступает крупным кредитором в отношении иностранных должников. Все это, утверждают бельгийцы, свидетельствует о том, что госдолг Бельгии не может представлять собой угрозу для стабильности финансовых рынков Европы.
Основные доводы сторонников участия Бельгии в евро сводятся к следующему:

в финансовом плане, с созданием валютного союза Европа становится крупнейшим в мире финансовым рынком, благодаря чему она сможет, наконец, занять достойное место в мировой финансовой системе. Евро составит конкуренцию американскому доллару, постепенно получит статус международной резервной валюты, обеспечив переход к более симметричному мировому валютному устройству. Определяемая ныне одной Германией европейская валютная политика станет скоординированной и, следовательно, более стабильной. Стабилизации будет способствовать и ослабление влияния на финансовое положение в европейских странах валютной политики и валютных рынков США;
в экономическом плане, отсутствие валютно-обменных операций приведет к увеличению прибыльности коммерческих сделок, особенно для мелких и средних предприятий (96% всех промышленных предприятий Бельгии). Исчезнут попытки повысить конкурентоспособность за счет снижения курсов национальных валют, конкуренция «отточится», станет «более справедливой» ;
с политической точки зрения, валютный союз, ускоряя процесс интеграции Европы и повышения конкурентоспособности ее экономики, усилит политический вес Евросоюза, позволит уравновесить соотношение сил между Европой и США, что укрепит стабильность и мир в евроатлантическом пространстве. Существенно изменятся методы проведения экономической политики европейских государств, возрастут координация и взаимный контроль, позволяющие уменьшить возможность совершения странами -участницами крупных ошибок. Однако, подчеркивают бельгийцы, достигнутые результаты должны быть дополнены реформами руководящих органов ЕС, особенно в сфере принятия решений (квалифицированным большинством), и политической интеграцией;
в социальном плане, валютный союз и дальнейшая политическая интеграция, с одной стороны, потребуют осуществления социальных реформ, а с другой, позволят сохранить основы существующей в Бельгии системы социальной защиты и, следовательно, будут противостоять усилению социального неолиберализма.

Достаточно громко звучат голоса и евроскептиков, цитирующих слова известного американского экономиста М. Фридмана о том, что евро сделает Европу менее процветающей (согласно опросу общественного мнения, более 30% бельгийцев не одобряют присоединение к новой валюте). Поскольку евровалюта вводится в период наивысшего подъема европейской экономики, считают они, нет гарантий, что впоследствии удастся поддерживать стабильность евро, а значит, стабильность зарплат и цен. Уже сам факт отказа Бельгии от своей национальной валюты – одной из наиболее прочной в Европе – расценивается как ущерб для бельгийцев. Не исключается отток капиталов из страны, подчеркиваются трудности адаптации к новой денежной единице. Однако наиболее серьезные опасения имеют социальное звучание: бельгийцы обеспокоены отсутствием гарантий для сохранения и увеличения занятости, возможностью попыток усиления конкурентоспособности экономики за счет зарплат и социального сектора, дополнительных расходов в переходный период.

Внешняя торговля. Ее объем в 1997 г.увеличился по сравнению с предшествующим годом на 442,8 млрд. бельг. франков (12 млрд. долл.). Экспорт в целом возрос на 11,4% по стоимости и на 6,8% по объему, в т. ч. в страны ЕС (73,8% бельгийского экспорта) на 8,9%. Среди этих стран наиболее внушительным было увеличение поставок в Великобританию (на 24,5%, что связывают с экономическим оживлением в этой стране и ростом курса фунта стерлинга) и Швецию (17,2%), в то время как в Германию (первый экономический партнер Бельгии) экспорт увеличился лишь на 3,8%. Резко выросли поставки в США (33%) и Канаду (32%). В европейские страны-нечлены ЕС рост составил 23,8%, в т. ч. в Венгрию – 60%, Россию – 37%, Польшу – 36%. В азиатские страны – 16,6%. По товарным группам наибольший рост продаж коснулся пластмасс (на 14,9%), бриллиантов, машин и оборудования, химических товаров, в то время как увеличение экспорта металлов, текстиля, средств транспорта было менее заметным, чем в предыдущие годы.

Импорт в Бельгию увеличился на 9,5% по стоимости и на 4,9% в количественном отношении. Закупки товаров в странах ЕС (73% импорта) возросли на 7,3%, особенно из Ирландии (на 33,5%) и Португалии (на 17,1%). Наибольший рост поставок зафиксирован из Гонконга (на 54,5%), Австралии (на 44%) и Индонезии (на 36%). По мнению руководства представляющей патронат Федерации предприятий Бельгии, опубликованные данные указывают лишь на то, что экономический рост страны в 1997 году спровоцирован в большой степени экспортом, увеличение которого стало не признаком повышения конкурентоспособности бельгийской промышленности путем снижения стоимости рабочей силы (одна из важнейших задач провозглашенных правительством), а произошло благодаря повышению курса американского доллара. Внешнеэкономические успехи Бельгии вписываются в общее оживление мировой торговли, вызванное, в частности, ростом числа соглашений о свободной торговле под эгидой ГАТТ-ВТО (указывается в этой связи, что Франция и ФРГ также имеют рекордные показатели). Обращая внимание на чрезмерную концентрацию бельгийского экспорта на страны ЕС, особенно на соседние страны (ФРГ, Франция, Нидерланды и Великобритания), бельгийские экономисты подчеркивают, что возможный экономический спад в Европе будет иметь крайне тяжелые последствия для Бельгии. Делается вывод о необходимости более упорных усилий по диверсификации внешней торговли. В 1997 г. 74% бельгийского товарооборота приходилось на страны ЕС, на другие государства Европы – менее 7%, Азии – 10%, Северной и Южной Америки – 6%, Африки – 2%. На Россию падает лишь 0,8% экспорта и 0,8% импорта Бельгии.

Налог на добавленную стоимость. В продажную цену товаров в Бельгии включен налог на добавленную стоимость (французская аббревиатура – TVA, нидерландская – BTW). НДС составляет 6 или 21% в зависимости от вида товара, а именно: 6% налогом облагаются продукты питания (кроме вина, пива, соков, воды и крепких спиртных напитков), цветы, книжная продукция, лекарства и подобные средства для внутреннего приема, налог в размере 21% установлен на промышленные товары всех видов, лекарственные и подобные средства для наружного применения, вино, пиво, соки-воды и крепкие спиртные напитки.

В то же время в стране действует система освобождения от уплаты НДС. Если покупатель не является гражданином одной из стран ЕС и совершил в один день в конкретном магазине покупку товаров на сумму более 5001 бельг. фр. (132 долл.), а затем в течение трех месяцев со дня покупки вывез данные товары за пределы ЕС. Во время совершения покупки необходимо оформить Tax free cheque. Сеть магазинов, выдающих эти чеки, насчитывает более 100 тыс. в Европе. Tax free cheque оформляется обычно в клиентской службе магазина при предъявлении чека совершенной покупки и паспорта покупателя.

При выезде за пределы ЕС покупатель должен предъявить таможенным властям свои покупки для получения печати таможни на Tax free cheque. При выезде покупатель может предъявить таможне чеки на покупки, совершенные в нескольких странах ЕС. Проштампованный таможней Tax free cheque либо направляется из аэропорта почтой в магазин, где была совершена покупка, либо передается доверенному лицу покупателя, находящемуся в Бельгии. При оформлении Tax free предлагается несколько вариантов возмещения уплаченной суммы НДС: получение денег в аэропорту при вылете за пределы ЕС (что невыгодно, так как при этом из причитающейся покупателю суммы НДС вычитается так называемый «административный сбор», что составляет около 30% НДС), перевод денег на банковский счет покупателя (что тоже в некоторых случаях может несколько уменьшить возвращаемую сумму – речь идет, в первую очередь, о местонахождении банка – получателя и наличии у него корреспондентских связей с банком-отправителем), получение денег непосредственно в магазине покупателем или его доверенным лицом при предъявлении паспорта или карточки-удостоверения личности и проштампованного таможней Tax free cheque (или счета) или направление чека на сумму НДС на почтовый адрес покупателя. В банковском отделении аэропорта НДС может быть выплачен в валюте по выбору покупателя, в остальных случаях – только в бельгийских франках.

Сотрудники дипломатических представительств, имеющие дипломатические паспорта, имеют право на пользование льготами по возврату НДС без выезда из ЕС при покупке товаров для личного пользования на сумму более 12100 бельг. фр., включая НДС. Возврат НДС возможен не только с покупок товаров, но и с оказанных услуг (ремонт автомашин, услуги ветеринара и пр.). Согласно бельгийскому законодательству покупка товаров на указанную сумму должна быть совершена в один день и только в одном магазине или в одном его филиале. Однако указанное требование соблюдается не всеми фирмами (особенно это относится к небольшим магазинам). Некоторые владельцы магазинов в нарушение законодательства допускают «накапливание» покупок, т. е. для получения возможности возмещения НДС покупатель должен совершить покупки на требуемую сумму (12100 бельг. фр., т. е. 320 долл.) в течение 1, чаще 6, а иногда и 12 месяцев. Все зависит от длительности так называемого «бухгалтерского дня» магазина, т. е. периода бухгалтерской отчетности перед налоговыми службами.

Некоторые владельцы магазинов в нарушение действующего законодательства соглашаются на возмещение НДС с любой суммы. В официальный документ, предъявляемый покупателем-дипломатом, вписывают покупки других лиц, а сумму НДС с покупок недипломатов присваивают вместо перечисления ее государству.

Наряду с указанными выше льготами нужно принимать во внимание также и существование сети специальных магазинов безналоговой выписки, осуществляющих продажу сотрудникам диппредставительств, имеющим дипломатические паспорта, спиртных напитков и табачных изделий, электробытовой техники, одежды, посуды, парфюмерно-косметических товаров, конфет и пр. Оформление покупок в указанных магазинах осуществляется при предъявлении официального документа, так называемой формы № 136, заполненной и подписанной дипломатом и имеющей печать соответствующего диппредставительства. Совершение покупок в указанных магазинах дает возможность приобретения товаров с освобождением от уплаты НДС вне зависимости от суммы покупки. Однако на приобретение спиртных напитков крепче 22 градусов и сигарет (это не относится к курительному табаку) существуют годовые квоты: соответственно 90 литров крепких алкогольных напитков и 100 блоков сигарет на одно лицо. Существующая в Бельгии система возврата НДС, а также само ее применение лишает бельгийскую казну ежегодно значительных поступлений. Указанное становится абсолютно очевидным, если принять во внимание количество имеющихся в Брюсселе дипломатических представительств: почти 170 посольств, более 130 представительств при ЕС, около 180 представительств при НАТО (хотя отдельные посольства и выполняют одновременно и функции представительств при ЕС и НАТО). Более 3600 сотрудников НАТО также имеют дипломатические паспорта, льготами по освобождению от НДС пользуется и несколько тысяч сотрудников расположенных в Брюсселе международных организаций. Таким образом, общее число лиц, пользующихся льготами по освобождению от уплаты НДС, доходит до 50 тыс. человек.