Иноинвестиции США. Вто. Международный банк реконструкции и развития.

Система регулирования и привлечения иностранного капитала. США занимают первое место в мире по объему капиталовложений, ежегодно направляемых в страну иноинвесторами.

По оценкам зарубежных экономистов, привлекательность американского рынка объясняется в первую очередь тем, что инвестиционная политика правительства США, поощрающая возможность создания стратегических альянсов с американским компаниями в наиболее перспективных отраслях национальной экономики, фактически не претерпела никаких изменений за последние несколько десятилетий и относится к числу наиболее прогрессивных.

Действующий инвестиционный режим характеризует высокая степень открытости: иностранным инвесторам в большинстве случаев предоставляются равные с национальными производителями права относительно создания, регистрации и деятельности компаний, уплаты налогов, ведения делопроизводства и т.п., на них распространяются также аналогичные ограничения, предусмотренные американским законодательством для граждан США. Интересы иностранцев не ущемляются при разрешении спорных вопросов: фактически отсутствуют ограничения на перевод капиталов и прибыли за границу, в отдельных случаях предоставляется более льготный режим налогообложения и кредитования, и что наиболее важно - в стране существуют конкретные гарантии от экспроприации.

Основным законом, гарантирующим права иноинвесторов, является конституция США, принципиальные положения которой в отношении экономической свободы в полной мере распространяются на юридических и физических лиц из других государств, имеющих намерение либо уже участвующих в создании на территории страны предприятий с привлечением собственного либо заемного капиталов.

В США фактически отсутствует единый закон, которым бы руководствовались федеральное правительство и органы управления штатов на местах при организации своей работы по привлечению иноинвестиций в страну. Каждый американский штат, в силу своего территориального расположения, природных и людских ресурсов, самостоятельно разрабатывает и принимает соответствующие законы, а также иные регламентирующие акты по работе с иноинвесторами. Причем принятие ими законодательных актов, предоставляющих преференциальные условия национальным компаниям на уровне штата, в определенной степени ограничены специальным положением конституции США под названием Inter-state Commerce Clause.

Кроме того, практически в каждом федеральном законе, регламентирующем развитие отраслей национальной экономики, имеются соответствующие положения, которые в обязательном порядке касаются вопросов целесообразности и возможности привлечения внутренних и иностранных инвестиций.

Несмотря на то, что действующие законы направлены на создание как в целом по стране, так и на уровне отдельного штата благоприятного инвестиционного климата, определенные ограничения в отношении участия иноинвесторов в тех или иных проектах существуют, но они, как правило, касаются вопросов, когда идет речь о защите или предотвращении попыток нанесения ущерба безопасности страны в ряде отраслей национальной экономики:

Атомная энергетика. Имеются ограничения на участие инокомпаний в проектах, связанных с производством и переработкой плутония, эксплуатацией ядерных реакторов и захоронением отходов (Atomic Act, 1954).

Предоставление таможенных услуг. Лицензию для работы в качестве таможенного брокера иностранец может получить только в том случае, если его партнер является американским гражданином и уже имеет подобного рода документ, разрешающий ему работу в этой области (Tariff Act, 1930).

Телевидение и радиовещание. Иностранное участие в компании не должно превышать 20% (Communication Act 1934). Аналогичные ограничения распространяются на предприятия в сфере спутниковой передачи информации (Communication Satellite Act 1962).

Программы в области передовых технологий. Иноинвестор должен доказать, что создаваемая им компания будет выпускать продукцию, которая даст экономическую выгоду США и выделяемые им на эти цели средства пойдут на проведение научно-исследовательских работ и производство того или иного продукта (American Technology Pre-eminence Act, 1991).

Сельскохозяйственное производство. Компании с иноучастием не могут получать специальную финпомощь и дотации при производстве и переработке сельхозпродукции.

Рыбная промышленность. Иностранцы не имеют права владеть контрольным пакетом акций компании, располагающей своими собственными рыболовецкими судами (Anti-Reflagging Act, 1987).

Банковская и биржевая деятельность. Федеральный резервный банк США имеет право отказать любому зарубежному финучреждению в просьбе начать работу на американском финансовом и фондовом рынке, в случае если иностранное правительство не предоставляет адекватных условий компаниям и фирмам США (Рrimary Dealers Act, 1988).

Действующие законодательные акты также частично ограничивают участие инокапитала при создании акционерных компаний в сфере воздушного и морского транспорта (Federal Aviation Act 1958 ; Merchant Marine Act 1920) и фактически полностью - в области разработки и производства военной техники и вооружений (Defence Production Act; Defence Conversion, Reinvestment and Transition Act 1992).

В американских инвестиционных кругах отмечают, что преимуществом США по сравнению с другими странами является то, что работа по привлечению иноинвестиций строится каждым отдельным штатом самостоятельно, на основании долгосрочных и краткосрочных программ, разработанных с учетом местных особенностей и потребностей и в соответствии с местным законодательством.

Все американские штаты имеют свои собственные программы по привлечению инвестиций как отечественных, так и иностранных, поскольку по сложившейся практике федеральное правительство играет пассивную роль при определении экономического развития того или иного региона страны. Руководство местных администраций самостоятельно определяет перспективные направления промразвития за счет как государственных, так и привлеченных средств.

Реализация инвестиционных программ на уровне отдельного штата, как правило, находится под непосредственным контролем со стороны местного агентства по экономическому развитию (Economic Development Agency, SDA), которое возглавляет один из руководителей местной администрации, непосредственно подчиняющийся губернатору.

Все штаты рассматривают инвестиции в качестве основополагающего фактора, позволяющего добиться более быстрого экономического развития региона, причем большинство штатов в своих программах отдают предпочтение именно иноинвестициям. Для создания более привлекательного инвестиционного климата SDA ежегодно обновляет и улучшает существующие программы, отдавая предпочтение тем отраслям, которые в короткие сроки могут оживить экономику.

Программы по привлечению иноинвестиций предусматривают направление потенциальным инвесторам соответствующих предложений по почте, а также широкое участие представителей штата в торговых ярмарках, задействование американских зарубежных дипломатических и торгово-экономических представительств и служб, СМИ, радио и телевидения.

Направляемое либо распространяемое среди заинтересованных лиц краткое описание программы в большинстве случаев включает в себя информацию о проекте, перечень предоставляемых льгот, возможную схему финансирования, а также контактные телефоны. Как правило, в число преимуществ, предлагаемых отдельными штатами входит: льготный налоговый режим, кредитная линия на покупку земли, частичное либо полное финансирование закупки необходимого оборудовония, участие в обучении персонала, льготные кредиты, создание инфраструктуры и т.п.

Помимо этого, 31 штат имеет своих собственных представителей в ряде зарубежных государств (Япония, Германия, Великобритания, Корея, Тайвань), которые активно работают по распространению информации о потенциальных возможностях того или иного региона США.

Детальная же информация о конкретных программах, предлагаемых штатами, содержится в специальном справочнике Directory of Incentives for Business Investment and Development, издаваемом национальной ассоциацией агентств по развитию штатов ( National Association of State Development Agencies, NASDA).

Американская торговая палата, объединяющая свыше 200 тыс. компаний и местных торговых палат, также активно работает в направлении привлечения иноинвестиций. Все большее значение по распространению информации об инвестиционных возможностях штатов приобретает деятельность совместных с зарубежными государствами торговых палат, преследующих цели улучшения экономического и инвестиционного взаимодействия между представителями частного бизнеса заинтересованных стран.

По существующей в США практике, при проведении переговорного процесса, связанного с инвестированием средств, предпочтение и более льготные условия отдаются юридическим и физическим лицам из тех стран, с которыми США имеют двусторонние соглашения, предусматривающие защиту иноинвестиций, а именно: Договоры о дружбе, торговле и навигации (Treaties of Friendship, Commerce and Navigation, FCN), которые уже подписаны на 1 янв. 1999 г. с 47 государствами, а также двусторонние соглашения по инвестициям (Bilateral Investment Treaties, BIT), имеющиеся у США с 37 странами.

На объем привлекаемых в страну иностранных капвложений благоприятно влияет также то обстоятельство, что США являются полноправными членами ВТО, ОЭСР, Международного центра по разрешению инвестиционных споров и др., в рамках которых имеется возможность эффективно урегулировать вопросы инвестиционного сотрудничества американских компаний с их зарубежными партнерами.

О некоторых тенденциях российско-американского инвестиционного сотрудничества. Анализ деятельности инвесторов США на российском рынке в 1997-98 гг. показывает, что с середины 1997 г. большинство из инвестиционных фондов США, специализирующихся на прямых капиталовложениях в экономику России, снизили свою активность.

По данным минторга США, <ветеранами> сотрудничества с Россией (регистрация с 1995 г. и ранее) являются следующие специализированные фонды: US-Russia Investment Fund, Agribusiness Partners Fund, AIG Brunswick Hellennium Fund, Defence Enterprises Fund и другие с общим объемом привлеченных средств более 1 млрд.долл. Предполагалось, что эти фонды будут сотрудничать с российскими партнерами в разработке месторождений нефти и газа, инвестировать капитал в связь и энергетику, переработку с/х сырья, высокие технологии, участвовать в конверсии оборонных предприятий РФ. Итоги 1997 г. и первого полугодия 1998 г. показывают, что рост долгосрочных инвестиций в указанные сектора российской экономики был незначительным. По оценке US-Russia Investment Fund, инвесторы США почти не осуществляют прямые инвестиции в обрабатывающую промышленность и высокотехнологичные отрасли России. Так, в машиностроении их доля не превышает 6-7%. Они предпочитают быстроокупаемые проекты в отраслях, продукция которых пользуется спросом населения России, и инвестируют капитал в основном в отрасли с низкой степенью обработки (добыча полезных ископаемых) или в экологически <грязные> производства, продукцию которых можно экспортировать.

Представляется, что с учетом негативной эволюции ситуации в России специальные инвестиционные фонды, а также частные компании будут воздерживаться от значительных инвестиций в российскую промышленность. Исключение могут составить ведущие нефтяные компании (Mobil, Еххоn, Техасо), а также Coca-Cola, Nabisco, Procter and Gamble и ряд других, которые заинтересованы в реализации новых проектов в России или расширении действующих производств. Для последних недавние кризисные события в российских финансах (в частности, девальвация де-факто рубля) могут обернуться, как ни парадоксально, немалыми выгодами, поскольку они имеют значительный персонал в России, получающий зарплату в рублях. Так, <Кока-кола>, вложившая в Россию 650 млн.долл. в 12 предприятий с числом занятых 7 тыс.чел., а также осуществляющая закупки многих компонентов на российском рынке, рассчитывает на снижение издержек производства. Аналогичные прогнозы делает руководство компании <Пепсико> . <Набиско>, которая вложила в табачные фабрики в РФ свыше 280 млн.долл., не намерена отказываться от своих планов инвестирования еще 120 млн.долл. в расширение мощностей сигаретной фабрики в Санкт-Петербурге.

Большинство инвесторов США оценивают инвестиционный климат в России как не очень благоприятный. Представители малого и среднего бизнеса США полагают, что увеличение объемов их инвестиций в России затруднено из-за проблем, возникающих при получении разрешений ОПИК на реализацию проектов, связанных с передачей российской стороне новых технологий, или инвестициями в отрасли с высокой степенью обработки в РФ.

Страховые фонды частично переориентировались с прямых инвестиций на приобретение пакетов акций приватизированных предприятий. Как правило, инвесторы США устанавливают контроль над предприятием и затем приступают к выполнению программы его модернизации с привлечением средств инвесторов из третьих стран.

Для большинства компаний США, осуществляющих портфельные инвестиции, были свойственны значительные колебания в тактике действий на российском фондовом рынке. По оценкам американских экспертов, в 1997 г. основными инвесторами в экономику РФ были частные фонды и инвестиционные компании США, которым были выгодны условия доступа на рынок российских ценных бумаг, где они получили значительные прибыли, осуществляя спекулятивные операции. В июне-сент. 1997 г. на фондовом рынке России наблюдался бум, неадекватный состоянию промышленности РФ. Так, отмечался повышенный спрос на акции компаний, имеющих значительные долговые обязательства.

При появлении признаков кризиса большинство компаний США, допущенных на российский рынок, покинуло его. В первом полугодии 1998 г. при обострении кризисных явлений в экономике РФ западные инвесторы перешли на более выгодный и представлявшийся надежным рынок ГКО, а затем вывели большую часть своих капиталов из страны. Исключение составили некоторые инвестиционные фонды (такие, как Paine Webber Russia Partners Fund, First Russia-NIS Regional Fund, Optima Opportunity Fund, Croesus Russia Fund и др.), портфельные инвестиции которых были гарантированы ОПИК. По оценкам, общий объем средств, инвестированных данными фондами в акции российских предприятий, составляет более 500 млн.долл.

Приостановка операций на рынке ГКО-ОФЗ более всего сказалась на деятельности таких фондов, как <Морган Стэнли инститьюшнл эмерджинг маркетс дэт фанд>, <Скаддер эмерджинг маркетс инком фанд>, <Финикс эмерджинг маркетс бонд фанд>, <Эйм глобал хай-инком фанд> . Все они разместили около одной пятой своих активов на рынке гособлигаций России, а <Морган Стенли> инвестировал в российские долговые обязательства 27% своих активов. Тем не менее, по признанию управляющего фондом <Феникс>, при всей крайней рискованности российского рынка он остается потенциально высокоприбыльным. Если российское правительство сумеет стабилизировать финансы, рынок может возродиться. Все зависит от того, какими будут условия реструктуризации платежей по облигациям ГКО-ОФЗ для иноинвесторов.

Безусловно, девальвация де-факто оказала негативное психологическое воздействие на процесс принятия решений потенциальными инвесторами, многие из которых воспринимают ее в качестве напоминания о рисках, связанных с вложением капитала в РФ. И все же руководители инвестиционных банков США считают, что с 1999 г. нерезиденты начнут возвращаться на российский фондовый рынок. После азиатского кризиса западных инвесторов не беспокоит недооцененность акций, их больше интересуют характеристики эмитентов.

Фондовый рынок России имеет преимущества перед азиатскими и другими рынками стран с трансформируемой экономикой в связи с тем, что внутренний рынок РФ объемен и способен обеспечить спрос на производимые в стране товары. Ожидается, что иностранные инвесторы будут интересоваться акциями тех компаний, продукция которых потребляется в основном на внутреннем рынке России (РАО <ЕЭС>, РАО <Газпром>, <Связьинвест> и др.).

Эксперты США отмечают, что в России продолжают действовать крупные инвестиционные брокерские компании и банки США (Lehman Brothers, Paine Webber, Citibank, Chase Manhattan Bank, Merrill Lynch, Morgan Stanley, Dean Witter, CS First Boston, ING Bank, Goldman Sachs, Pioneer Group, Brunswick и др.), работающие преимущественно с гос. ценными бумагами. Правда, степень их вовлеченности в российские дела очень различна. У <Морган Стэнли>, как уже отмечалось выше (а также у <Си-Эс Ферст Бостон> и <Голдман Сакс> ), она очень велика. А крупнейшие американские банки сохранили относительный консерватизм в отношении экспансии в Россию. В связи с российским кризисом ФРС обнародовала некоторые данные: задолженность российских предприятий и организаций <Бэнк оф Америка> - 688 млн.долл. (из общей суммы иностранных обязательств в 33,9 млрд.долл.), у <Чейз Манхеттен> этот показатель значительно меньше - 1 млрд.долл., у <Ситикорп> - менее 500 млн.долл., у <Джи-Пи Морган> - <минимальный>.

ВТО.

К проблеме вступления в ВТО стран, образовавшихся на постсоветском пространстве. Вступление в ВТО является одним из главных приоритетов внешнеэкономической стратегии бывших советских республик и рассматривается ими как важное условие для полной интеграции а мировую экономику. Членство в данной организации, как считают американские эксперты, предоставляет этим странам следующие преимущества: оптимизация в преддверии вступления (в соответствии с предъявляемыми к кандидатам требованиями) экономической политики и укрепление национальных институтов, регулирующих внешнюю торговлю товарами и услугами; качественное улучшение доступа практически ко всем мировым рынкам товаров и услуг; доступ к уже апробированному на практике и показавшему свою эффективность механизму разрешения торговых споров.

Тем не менее, для этой группы государств - в отличие от стран ЦВЕ - процесс вступления в ВТО оказался особенно долгам и сложным, и ни для одной из них он еще не завершился.

По мнению экспертов вашингтонского Центра международных и стратегических исследований, ближе всего к цели подошли страны Балтии, Армения и Кыргызстан, которые должны были завершить подготовительный процесс в 1998 г. Во <втором эшелоне> - остальные страны СНГ, включая Россию и Украину; сроки их вступления в ВТО специалисты Центра предсказывать не берутся.

Среди сложностей, с которыми сталкиваются данные страны, называют предшествующий приему в ВТО долговременный процесс выполнения ряда законодательных и политических требований, предъявляемых странам со <слабыми экономическими и законодательными институтами>, а также весьма затяжные переговоры с отдельными странами-членами ВТО по адаптации к конкретным коммерческим интересам каждой из них.

В процессе вступления в ВТО ключевыми решениями, которые стоят перед кандидатами, являются установление предельного уровня, к которому будут после вступления в организацию привязаны их внешнеторговые тарифы, определение степени их поддержки собственного сельского хозяйства и уровня обязательств по либерализации торговли услугами. В этой связи американцы обращают внимание на следующую деталь: некоторые страны, включая страны СНГ, при прохождении процедуры вступления в ВТО прибегают к тактике взятия на себя минимальных обязательств по либерализации собственного рынка - не более того, чем это требуется для вступления. В соответствии с этой тактикой кандидаты, не имея возможности выторговать для себя на стадии переговоров более благоприятные условия выхода на рынок конкретных стран-членов ВТО, вступив в организацию, начинают использовать свой потенциал по дальнейшей либерализации отдельных секторов национального рынка в качестве разменной монеты на последующих переговорах с теми же странами, но уже на равных правах, как член ВТО. Следуя этой тактике, ряд стран с переходной экономикой в своих тарифных предложениях заложили такую планку тарифов, которые намного превышают их же действующие тарифы, либо установили заниженный уровень обязательств в плане либерализации своего рынка услуг. Естественно, такая линия поведения вызывает противодействие стран-членов ВТО, и прохождение процедуры вступления такой страны-кандидата резко замедляется.

По подсчетам специалистов Центра международных и стратегических исследований, при нынешних темпах процесс приема в ВТО всех 26 стран, которые подали заявки и уже проходят процедуру вступления, растянется не менее, чем на 5-6 лет. Если к этому прибавить еще около 20 заявок в основном от наименее развитых стран, то до достижения цели всеобщего членства в ВТО остается не менее десятилетия. Многие местные эксперты полагают, что члены ВТО должны сами предпринять меры, чтобы ускорить прием кандидатов, поскольку в их интересах распространить сферу деятельности организации на новые страны и таким образом получить доступ на новые рынки.

О поправке Джексона-Вэника. При присоединении к ВТО бывших <коммунистических> стран для США возникает юридическая коллизия между требованием статьи 1 ГАТТ-1994 о безусловном режиме наибольшего благоприятствования (РНБ) между членами ВТО и положениями американского законодательства об условном РНБ для определенной группы стран, увязывающими его предоставление с обеспечением этими странами свободы эммиграции (поправка Джексона-Вэника). Для предоставления и последующего продления этим странам РНБ администрация обязана ежегодно направлять в конгресс соответствующие доклады о выполнении этими странами требования о свободе эммиграции. Так, 2 июля 1999 г. Президент Клинтон направил в Конгресс США очередной доклад, рекомендующий продление РНБ на один год в отношении стран бывшего СССР, включая Россию и Киргизию, ставшую членом ВТО в дек. 1998 г.

Данная коллизия может быть разрешена в законодательном порядке, путем принятия соответствующего положения, как, например, это было сделано в случае с Монголией, ставшей членом ВТО в янв. 1997 г. 25 июня 1999 г. конгресс принял <Закон о различных технических и торговых поправках>, в котором констатируется прогресс, достигнутый Монголией в проведении рыночных реформ, развитии демократии и соблюдения прав человека, а также желание этой страны полностью сотрудничать с США по всем торговым вопросам> в соответствии с ее обязательствами как члена ВТО (раздел 2424), и предоставляется право администрации официально отменить действие поправки Джексона-Вэника в отношении Монголии, что и было сделано решением Президента США от 1 июля 1999 г.

Вместе с тем американцы пока не спешат окончательно выводить из-под поправки Киргизию. Возможно, США намерены после присоединения к ВТО Грузии, Молдавии и, возможно, Армении, провести <пакетом> соответствующее решение конгресса в отношении четырех этих стран. В Тбилиси и Кишиневе работают группы американских советников, готовящих обе страны к вступлению в ВТО ускоренными темпами по киргизскому варианту. Россия (как и Китай) также столкнется с этой проблемой, поскольку никаких свидетельств со стороны конгресса отменить действие данной поправки в отношении нашей страны пока нет.

Об американской позиции по повестке дня нового раунда МТП. 30 нояб.-3 дек. 1999 г. в Сиэтле (шт.Вашингтон) состоится министерская встреча ВТО, которая, как ожидается, определит повестку дня и таким образом даст старт новому раунду международных торговых переговоров (МТП) в рамках ВТО. Инициатива о проведении нового раунда MТП была выдвинута Б.Клинтоном на юбилейной сессии ВТО в Женеве в мае 1998 г.

При выработке своей позиции к новому раунду МТП США исходили из существующего глобального экономического контекста, на формирование которого оказал значительное влияние международный финансовый кризис. По мнению американцев, кризис, оказывая давление на национальную экономику ряда стран, толкает их на протекционистские меры по защите собственного рынка либо, в крайнем случае, на затягивание процесса либерализации режима доступа на свой рынок. Наряду с этим многие страны продолжают испытывать недовольство существующими торговыми барьерами, а в ряде развивающихся стран бытует мнение, что они выигрывают от либерализации значительно меньше, чем должны бы. Кроме того, существует озабоченность, что многие развивающиеся страны продвигаются к более открытой торговле и ускоренному развитию быстрее, чем добиваются построения у себя модели устойчивого развития и улучшения условий труда.

В итоге позиция США по повестке дня нового раунда МТП была сформирована из трех основных блоков: первоочередные вопросы, требующие ускоренного решения; приоритетные проблемы более долгосрочного плана; институциональные реформы, в т.ч. реформа ВТО.

К первой группе вопросов американцы относят следующие: либерализация режима, снижение субсидий и устранение барьеров в торговле с/х продукцией; либерализация и введение национального режима в торговле услугами; повышение открытости и транспарентности госзакупок; защита прав интеллектуальной собственности; определение новых сфер деятельности ВТО, например участие в создании стимулирующего частную конкуренцию регуляторного режима в международной торговле, прежде всего в торговле услугами; вовлеченность в борьбу со взяточничеством и коррупцией.

К вопросам <второй очереди>, для решения которых американцы не собираются устанавливать четких временных рамок, они относят заключение Соглашения по информационным технологиям-II, которое должно еще в большей степени обеспечить доступ всех стран к наиболее современным информационным технологиям, продолжение работы над проблемами электронной торговли, выработка гарантий транспарентности госзакупок, которые должны сократить возможность для взяточничества и коррупции, достижение консенсуса по рожденной в недрах АТЭС (с подачи американцев) инициативе по секторальной либерализации торговли.

Наконец, институциональные реформы видятся американцам в следующих измерениях: совершенствование режима благоприятствования торговле, которое можно было бы начать с реформы таможенного режима; развитие инфраструктурного потенциала в развивающихся странах, с тем чтобы обеспечить им доступ к основной инфраструктуре экономики XXI века - связи, информации, финансам, интеллектуальной собственности; сопряжение торговли с природоохранной политикой; либерализация торговли должна поощрять деятельность по охране чистоты воздушной и водной среды, защите природных ресурсов; взаимосвязь торговли с вопросами охраны труда; экономический рост должен сопровождаться устранением детского труда, соблюдением международных норм по охране труда; координация деятельности между ВТО и международными финансовыми организациями; реформа ВТО в направлении большей транспарентности самой организации, в т.ч. с целью получения поддержки ВТО со стороны широких общественных кругов.

МБРР.

Международный банк реконструкции и развития. Идея создания МБРР (International Bank for Reconstruction and Development - IBRD) начала реализовываться в июле 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в г.Бреттон-Вудс (США). МБРР начал работу 25 июня 1946 г. Штаб-квартира - г. Вашингтон, округ Колумбия, США. Президент Всемирного банка и МБРР - Джеймс Вульфенсон (James D.Wolfensohn, США). МБРР имеет статус специализированного учреждения ООН.

Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии территорий членов Банка; стимулирование развития производственных предприятий и ресурсов в менее развитых странах; оказание содействия частным иноинвестициям; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов; организация займов или их гарантий, предоставляемых в связи с международными займами через другие каналы; осуществление операций с должным учетом воздействия международных инвестиций на условия деловой активности, существующие на территориях его членов.

Членами МБРР по состоянию на 1998 ф.г. (с 1 июля 1997 г. по 30 июня 1998 г.) являются 181 страна, включая все наши бывшие союзные республики. Страны, подающие заявку на вступление в члены МБРР, должны сначала быть принятыми в родственную организацию МБРР -Международный валютный фонд (МВФ).

Уставной капитал Банка составляет около 191 млрд.долл. Он делится на 1,5 млн. акций, предоставляемых только по подписке. На 30 июня 1998 г. подписной капитал составил 186,436 млрд.долл. (98% уставного капитала). Минимальное число акций, на которое подписываются члены, определяется Банком. Он же определяет условия, на которых члены могут подписаться на акции акционерного капитала в добавление к своим минимальным подпискам.

Подписка России в капитале МБРР по состоянию на 30 июня 1998 г. - 44,7 тыс. акций (около 5,4 млрд.долл; оплачено акций на 334 млн.долл.) или 2,9% от их общего количества акций (45045 голосов или 2,83% от общего количества голосов (1 558 724) при принятии решений). Квота страны-члена в МБРР соответствует квоте в МВФ.

Высший орган МБРР - Совет управляющих. Каждая из стран-членов МБРР представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне министра. Исполнительный орган - Совет Директоров. Этот орган принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа, утверждает предоставление всех займов. Совет Директоров состоит из 24 членов, 5 из которых назначаются от стран, обладающих наибольшим числом акций, остальные избираются по особой процедуре. Президент МБРР является также председателем Совета Директоров.

Банк открыл около 90 региональных и страновых представительств, в том числе в РФ. Постпред МБРР в России - Майкл Картер (Michael Carter, США).

МБРР и Международная ассоциация развития (MAP) входят в ВБ (World Bank). Всемирный банк, Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) составляют группу Всемирного банка (World Bank Group).

Россия и Всемирный банк. РФ вступила в МБРР, а также в MAP, МФК и МАГИ, входящие в группу Всемирного банка, в июне 1992 г. Постановление Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 г. и Постановление Правительства РФ от 26 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 7 сент. 1992 г. участие России в МБРР поручено обеспечивать Минфину, Минэкономики, МВЭС, Банку России и МИД (однако на практике головными ведомствами являются Минфин, Минэкономики и МИД).

Управляющим от РФ в МБРР и МАГИ был Ю.Д.Маслюков (Указ Президента Российской Федерации от 1 дек. 1998 г.), зам. Управляющего - А.Г.Шаповальянц (Указ Президента РФ от 11 нояб. 1998 г.). Исполнительный директор от России А.Е.Бугров назначен Распоряжением Правительства РФ от 8 сент. 1998 г., замдиректора - Е.М.Мягков.

Кредитное сотрудничество МБРР с его членами строится на основе утверждаемой ежегодно для каждой страны стратегии содействия (Country Assistance Strategy), которая основывается на анализе текущей социально-экономической обстановки и потребностях в кредитных ресурсах, вытекающих из определяемых правительством страны приоритетов развития.

6 авг. 1992 г. Совет директоров МБРР одобрил решение о выделении России первого <реабилитационного> займа (rehabilitation loan) (600 млн.долл.), направленного на поддержку программы рыночных реформ. К настоящему времени он практически освоен. После решения МВФ выделить России вторую часть т.н. <системного> кредита (Systemic Transformation Facility) (1,5 млрд. долл.) стали возможными и переговоры по второму реабилитационному займу (600 млн.долл.).

За этим шагом последовало решение Совета директоров МБРР от 14 дек. 1993 г. об освобождении наших проектов от т.н. <негативного обязательства> (т.е. обязательства погашать задолженность по займам МБРР в приоритетном порядке).

В мае 1994 г. Совет Директоров МБРР одобрил (1 июля 1994 г. -30 июня 1995 г.) Стратегию Банка в отношении России на 1994/95 ф.г. Она, в частности, предусматривала, минимально необходимый объем кредитования в размере 1,5 млрд.долл. Кроме того, принципиальными вопросами являлись сокращение удельного веса связанных займов, предназначенных для закупок за границей и активизация сотрудничества в тех отраслях экономики, которые обычно не являются объектом крупных частных инвестиций (электро- и теплоэнергетика, дорожное строительство, транспортная инфраструктура и т.п.).

Утвержденная Советом Директоров МБРР 6 июня 1995 г