Государственное устройство и макроэкономика Франции

Франция - республика. Действует конституция Пятой республики - \"Конституция Республики и Сообщества\" от 28 сентября 1958 г. с изменениями, внесенными в 1962 г., 1963 г., 1974 г., 1976 г., 1985 г., 1986 г., 1992 г., 1993 г. и 1995 г. Глава государства - президент, избираемый всеобщим прямым голосованием сроком на 7 лет. Президент избирается абсолютным большинством голосов. Если это большинство не достигнуто в первом туре голосования, проводится второй тур. Президент назначает премьер-министра и министров без утверждения их парламентом, имеет право распускать Национальное собрание после предварительных консультаций с председателем Национального собрания и назначать новые выборы, может принимать любые чрезвычайные меры, которые \"диктуются обстоятельствами\". Возглавляет Высший совет магистратуры.

Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается по мажоритарной системе в 2 тура сроком на 5 лет. Состоит из 557 членов: 555 членов избираются в 555 избирательных округах в метрополии и 22 члена - в заморских департаментах. Сенат избирается путем косвенного голосования по мажоритарной системе сроком на 9 лет. Каждые 3 года состав Сената обновляется на одну треть. Сенаторы избираются не всеобщим голосованием, а лишь голосами выборщиков-депутатов, членов областных и генеральных советов департаментов, а также муниципальных советов. Согласно конституции председателю Национального собрания предоставлено право обращаться в Конституционный суд.

По конституции 1958 г. создан Конституционный совет - высший орган, осуществляющий контроль за соблюдением конституции. В совет входят 9 членов, назначаемых на 9 лет (их мандат не возобновляется), и все бывшие президенты республики пожизненно. Конституционный совет обновляется на одну треть каждые 3 года. Три члена совета назначаются президентом, трое - председателем Сената и трое - председателем Национального собрания. Председатель Конституционного совета назначается президентом из числа членов совета и формально является восьмым лицом в государственной иерархии. Конституционный совет осуществляет контроль за выборами президента, депутатов и сенаторов, следит за правильностью проведения референдумов и объявляет их результаты. Решения Конституционного совета никакому обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех государственных властей, административных и судебных органов. Запросы в этот орган могут направлять президент, премьер-министр, председатели обеих палат парламента, а также группа депутатов, насчитывающая не менее 60 человек.

Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом Министров (правительство). Президент назначает премьер-министра и по его представлению - министров. Член парламента не может быть одновременно членом правительства. Правительству не нужен вотум доверия, однако оно может быть отправлено в отставку посредством вотума недоверия, объявленного большинством в Национальной ассамблее.

В марте 1982 г. принят закон о децентрализации, согласно которому Франция делится на 95 департаментов, 22 области и особую административную единицу Корсику. Закон наделяет исполнительной властью председателей генеральных советов в департаментах и региональных советов в областях. Закон о статусе Корсики, принятый в ноябре 1990 г., предусматривает создание в Корсике законодательного и исполнительного органов, которым переданы функции, исполнявшиеся ранее центральными административными органами.

Макроэкономика.

Французская экономика продолжает играть одну из ведущих ролей в мировом хозяйстве. По размеру ВВП Франция стабильно занимает 4 место в мире (пятое при подсчете ВВП с учетом паритета покупательной способности).

По итогам 1997 г. наблюдается позитивное изменение практически всех макроэкономических показателей. Так ВВП в стоимостном выражении, по оценкам Минэкономики, увеличился реально в 1997 г. на 2,2% (с учетом дефлятора) и превысил 8,1 трлн. фр. в текущих ценах (7,8 трлн. фр. в 1996 г.).

Разрастающийся кризис на азиатских рынках не оказал заметного сдерживающего воздействия на благоприятную экономическую конъюнктуру во Франции, хотя и привел к снижению на 0,3-0,5% прироста ВВП в годовом исчислении. К счастью для французской экономики, доля Азии является незначительной во внешнеторговых обменах Франции (около 8% в экспорте и немногим более 9% в импорте).

Именно стремительный рост французского экспорта (почти 12% по итогам 1997 г.) считается одной из основных причин продолжающегося экономического подъема. Французской экспортной экспансии содействовали благоприятная международная конъюнктура (до начала кризиса на азиатских рынках) и выгодный курс национальной валюты.

Определенные надежды связаны с дальнейшим увеличением личного потребления во Франции (за 1997 г. на 1%). Эта динамика вызвана, с одной стороны, созданием для населения более благоприятных условий для развития потребительского кредита, а с другой - ужесточением налогового режима в отношении сбережений населения, что ведет к стагнации нормы сбережения (на уровне около 14%). Кроме того, на увеличение реальной покупательной способности населения (рост на 2% в 1997 г.) повлияло снижение ставок подоходного налога (при правительстве А. Жюппе) и замедление темпов инфляции (1,1% за 1997 г.), а также годовое повышение почти на 2,8% общей массы заработной платы (при активном участии правительства Л. Жоспена).

Французская экономика по-прежнему остро нуждается в резком стимулировании инвестиций, прежде всего, в области информационных технологий, что позволит заметно увеличить потребление на внутреннем рынке, а также повысить норму прибыли предприятий.

В 1997 г. вложения населения в различные виды ценных бумаг превысили 15,6 трлн. фр. или почти два годовых объема ВВП. Ликвидные сбережения (различные платежные средства, зарубежные счета, банковские вклады до востребования, вложения в ценные краткосрочные бумаги) остались фактически неизменными и составляли почти 3,7 трлн. фр. или около 24% всех вложений. На так называемые блокированные сбережения (банковские срочные вклады, целевые вклады по страхованию жизни, страховые премии от различных рисков, блокированные банковские счета) приходилось более 34% всех вложений населения, что составляло 5,4 трлн. фр. (годовой прирост на 645 млрд. франков). Доля различных облигаций, акций, паев инвестиционных фондов достигала 42% и составляла в цифровом выражении 6,5 трлн. фр. (годовое снижение на 105 млрд. франков). Эти цифры подтверждают весомый инвестиционный потенциал личных сбережений во Франции и их огромное значение для экономики страны. Благодаря таким личным сбережениям населения, аккумулированным в различных формах вложений, Франция остается чистым экспортером капитала.

В 1997 г. положительное сальдо текущего платежного баланса превысило 220 млрд. фр. и будет рекордным за последние 5 лет.

С тем, чтобы сохранить в силе наметившуюся тенденцию к дальнейшему сокращению дефицита госбюджета правительство предполагает по иному расставить акценты в налогообложении. Усиливается налоговое бремя предприятий. В счет дополнительных налогов они внесли в бюджет в 1998 г. свыше 30 млрд. фр. Такие дополнительные издержки предприятий неблагоприятно воздействуют на макроэкономическую ситуацию, хотя уровень налогообложения чистой прибыли предприятий (порядка 15%) остается вполне приемлемым.

Резкое сокращение по инициативе правительства различных налоговых льгот ударило по интересам среднего класса, которому придется вносить основную социальную плату за соответствие французских макроэкономических показателей критериям членства в ЕС.

Вместо подоходного налога основным прямым налогом 1998 г. становятся так называемые отчисления всеобщего характера на социальные нужды (введены в 1991 г.). Эти отчисления отныне производятся в пользу государства с любых видов дохода, включая сберегательные счета и проценты по ним, пособия по безработице, доходы по договорам страхования жизни и т. д.

Уровень обязательных отчислений по отношению к ВВП остается во Франции довольно значительным (46% в 1997 г.) и сохраняет тенденцию к повышению, чему способствует нынешний курс правительства в налоговой сфере.

Государство продолжает активно наращивать свой внутренний долг. В 1997 г. он составил 58,3% от ВВП по сравнению с 55,7% в 1996 г. В 1998 г. сумма аккумулированного государственного долга достигла почти 80 тыс. фр. на душу населения.

С целью резко сократить нынешний уровень безработицы правительство добилось в законодательном порядке снижения с 1 января 2000 г. до 35 часов официальной продолжительности рабочей недели в частном секторе при сохранении действующей ставки зарплаты.

Переход к 35 часовой рабочей неделе должен по замыслу правительства носить гибкий характер и не подрывать экономику. Подобная перспектива не встречает поддержки патроната, новый руководитель которого Э. А. Сейер резко выступает против экономически безответственного, с его точки зрения, шага правительства. Объективно говоря, на этот счет имеются достаточные основания. Французская экономика фактически разоружается таким образом перед лицом основных конкурентов в преддверии перехода к евро.

Серьезное внимание правительство Л. Жоспена уделяло повышению жизненного уровня населения. Одним из первых шагов явилось повышение на 4% (до 6663 фр. в месяц) минимальной гарантированной зарплаты, которую сейчас получает каждый десятый работающий во Франции.

Тем не менее во Франции продолжает оставаться острой ситуация с обездоленной частью общества. Почти 10% населения, в основном иммигранты, живут за чертой бедности. Борьба с крайней бедностью является одним из ключевых программных положений правительства в социальной сфере. Одной из главных причин бедности наряду с безработицей и социальной маргинализацией является увеличение до 3 млн. числа работающих с низкими доходами (менее 5 тыс. франков <чистыми> в месяц).

Головной болью правительства остается крупный дефицит бюджета системы социального страхования (почти 38 млрд. франков в 1997 г.). В этой связи правительством были разработаны меры по сокращению дефицита в 1998 г. до 12 млрд. франков и достижения сбалансированного бюджета к 1999 г.

Политика государства в денежно-кредитной сфере в 1997 г. определялась необходимостью сохранения сильной национальной валюты в качестве главного условия успешного перехода к сильной единой валюте в рамках ЕВЭС. Это подразумевало жесткий контроль со стороны Банка Франции за стабильностью франка на внешних рынках, а также контроль агрегатов денежноймассы. Банк Франции при этом исходил из того, чтобы общий годовой прирост совокупной денежной массы не превышал 5% (с учетом максимально допустимой годовой инфляции в 2% и ожидаемого реального прироста объема ВВП на 3%).

В целом эти параметры были выдержаны. Прирост совокупной денежной массы не превысил в 1997 г. 1,5% (при инфляции в 1,1% и реальном росте ВВП на 2,2%). Банк Франции проводил линию на укрепление франка по отношению к немецкой марке. С этой целью было осуществлено повышение ставки рефинансирования с 3,1% до 3,3% годовых. Таким образом, эта процентная ставка Банка Франции сравнялась с основной процентной ставкой Бундесбанка. С точки зрения будущей сильной единой валюты этот шаг Франции представляется оправданным. Но эта мера совершенно не вписывается в требования макроэкономической конъюнктуры во Франции, которая предполагает наоборот удешевление кредитных ресурсов.

В результате указанных действий Банка Франции произошло повышение кредитных ставок коммерческих банков. Так, базовая банковская процентная ставка возросла с 6,3 до 6,55% годовых. Эта ставка служит ориентиром при выдаче примерно 15% общей суммы краткосрочных кредитов предприятий. Что касается частных лиц, то по такой ставке им представляется около 4% суммы кредитов на приобретение машин и оборудования.

Капитал. В конце 1997 г. реальная ставка кредитования (с учетом дефлятора) в экономике Франции пре-высила 4,4%. Ставка предложения краткосрочных кредитов (на срок до 3 месяцев) на рынке межбанковских кредитов в Париже (\"Либор> ) возросла до 3,67% годовых.

Одновременно с повышением банковских кредитных ставок произошло снижение доходности ценных государственных бумаг. По 10-летним гособлигациям доходность сократилась до 5,37% годовых (4,1% в реальном исчислении), а по трехмесячным гособлигациям она упала до 3,64% годовых (2% в реальном выражении). С точки зрения казначейства эта тенденция является довольно благоприятной. Именно поэтому Минфином было принято решение о выпуске с 1998 г. гособлигаций, доходность которых будет индексирована с учетом инфляции.

В 1998 году продолжился стабильный рост объема ВВП (на 2,6-2,8% в постоянных ценах). Номинальный ВВП может превысить в 1998 г. 8,5 трлн. фр. Причем на этот раз три четверти прироста должны быть обеспечены за счет увеличения внутреннего спроса.

Таким образом, во Франции, как и других странах Западной Европы, остается стабильной благоприятная экономическая конъюнктура в отличие от других ведущих экономических регионов (в том числе США, где существуют серьезные предпосылки перегрева экономики).

Главным фактором экономического подъема становится, как уже отмечалось выше, внутренний спрос. В 1998 г. он возрастет почти на 3% (по сравнению с приростом в 1% в прошлом году), в том числе на промышленную продукцию - почти на 4%.

В 1998 году реальная покупательная способность населения возрастет на 2,6-2,8% и, таким образом, <подпитает> растущий внутренний спрос и в 1999 году.

Фактически на уровне 14% сохраняется норма сбережения населения (отношение его сбережений к реально располагаемому денежному доходу). При этом вложения населения в финансовые инструменты, на которые приходится половина всех сбережений, имеют тенденцию к сокращению. (В 1998 г. они могут сократиться на 50 млрд. фр.)

Для Франции характерной становится растущая роль нерезидентов на рынке корпоративных ценных бумаг. На долю нерезидентов приходятся почти 44% всех акций французских предприятий, котируемых на биржевом рынке. Именно нерезиденты оказывают серьезное воздействие на рынок акций, принуждая предприятия добиваться в первую очередь увеличения рентабельности активов, повышения дивидендов нередко в ущерб инвестиционной активности. Данный фактор таит потенциальную опасность для экономического роста и увеличения производственных инвестиций французских акционерных компаний.

Тем не менее, резиденты пока в состоянии оказывать благоприятное воздействие на экономическую конъюнктуру, в том числе и через рынок корпоративных ценных бумаг. Основными игроками среди резидентов на этом рынке являются частные лица (17,4% всех котируемых акций), паевые инвестиционные фонды (16%), сами акционерные компании (около 11%) и пенсионные фонды вместе со страховыми компаниями (9%).

Важным позитивным фактором макроэкономического характера становится низкий уровень инфляции. В 1997 г. она составила 1,1% и явилась самой низкой за последние 40 лет. Следует отметить, что цены на промышленные товары возросли лишь на 0,1%; услуги подорожали на 1,4%. Самым высоким (2,5%) был рост цен на продовольственные товары. Азиатский кризис ведет к снижению инфляции во Франции на 0,5% в годовом исчислении. Вполне вероятно, что в 1998 году под влиянием этого фактора уровень инфляции будет порядка 0,8-0,9%.

Низкий уровень инфляции несет опасность стагнационных процессов в экономике, но Франции эта перспектива пока не угрожает. В первую очередь ей препятствует начавшийся инвестиционный подъем. Он связан как с предельно высокой загрузкой производственных мощностей (87%), увеличением внутреннего потребления, продолжающимся экономическим ростом в странах ЕС (куда направляются две трети французского экспорта), так и с низким уровнем (меньше 5% годовых) процентных ставок по долгосрочным заимствованиям. Последнее обстоятельство способствовало тому, что общий объем банковских кредитов реальному сектору вырос в 1997 г. на 5,3%. При этом годовой объем эмиссии акций и облигаций предприятий сократился тоже на 5%.

Для Франции характерной остается тенденция к экспорту капитала, включая прямые инвестиции. За 1997 г. французские портфельные инвестиции за рубежом превысили 413,5 млрд. фр., в том числе 257,4 млрд. фр. на покупку облигаций. Французские резиденты приобрели на 158 млрд. фр. иностранных акций и других ценных бумаг, дающих право на участие в управлении. Что касается прямых зарубежных инвестиций французских резидентов, то они превысили в 1997 г. 181 млрд. фр. Фактически Франция наряду с Японией занимает сейчас лидирующее место в мире по размеру прямых зарубежных инвестиций.

При этом Франция сохраняет инвестиционную привлекательность для иностранных партнеров. По объему прямых иностранных инвестиций в 1997 г. (122,5 млрд. фр.) Франция находится на 4 месте в мире после США, Великобритании, КНР. Нерезиденты вложили в 1997 году 257 млрд. фр. во французские ценные бумаги, в том числе 149 млрд. фр. - в акции и другие ассимилированные ценные бумаги. Причем наиболее активно нерезиденты вкладывали средства в эти бумаги после начала кризиса на фондовых рынках в Азии.

Именно благодаря иностранным инвесторам, во Франции будет обеспечен инвестиционный подъем, о котором говорилось выше. Так, например, только в 1997 году они создали во Франции более 24 тыс. рабочих мест в рамках 360 крупных инвестиционных проектов.

По данным Банка Франции на 1 января 1997 г. прямые накопленные иностранные инвестиции составляли 753,8 млрд. фр. Основные инвестиции (64%) поступили из стран ЕС. США занимали первое место среди инвесторов (152,3 млрд. франков или 20,2%). На долю России, которая занимает 16 место, приходились 3,1 млрд. фр. прямых инвестиций или 0,4% (всего из стран с переходной экономикой поступили в виде прямых инвестиций 3,8 млрд. фр.).

Основными сферами приложения прямых иностранных инвестиций во Франции являются различные холдинги (20,5%), кредитные учреждения (17,5%), в частности банковские (9,2%), химическая промышленность (12%).

Динамичный экспорт, рост объема покупок нерезидентами французских ценных бумаг, значительные поступления от иностранного туризма позволили увеличить в два раза положительное сальдо текущего платежного баланса. Оно составило почти 232 млрд. фр. Предполагалось, что в 1998 году данный показатель сократится до 200 млрд. фр. под влиянием азиатского кризиса.

Благоприятная экономическая конъюнктура 1997 года позволила создать дополнительно 160 тысяч рабочих мест. Кроме того, государство выделило средства для создания 40 тысяч рабочих мест специально для молодежи. В I квартале 1998 г. были дополнительно созданы 75 тыс. рабочих мест. Предполагалось, что в 1998 г. появятся 300 тысяч дополнительных рабочих мест, в том числе 100 тысяч - специально для молодежи. Таким образом, существовали реальные возможности сократить к концу 1998 года уровень безработицы с 12,5% до 11,8% от числа экономически активного населения.

Одним из ярких примеров успешного экономического развития в 1997 г. является рост почти на 4,5% объема промышленного производства. Этот результат является лучшим за последние 20 лет. Он является следствием позитивных изменений в экономике под влиянием проводимой правым большинством экономической политики в 1995-97 гг.

В машиностроении прирост производства превысил 8%, в том числе в автомобильной промышленности - 18,3%.

Тенденция к активному росту производства сохранялась и в 1998 году. Так, промышленное производство увеличится в годовом исчислении на 7,5%, в том числе производство машин и оборудования - на 9%. В автомобильной промышленности ожидается прирост производства на 16%, в авиастроении - на 9%, электронной промышленности - на 8%, информатике - на 4%.

Существуют, однако, отрасли, которые переживают структурный кризис. В частности, ожидается дальнейшее снижение объемов производства в легкой промышленности (на 2%), судостроении (на 2%), гражданском строительстве (на 1,6%), промышленности стройматериалов и ряде других секторов.

Благодаря заметным успехам в экономике, правительству удалось в 1997 году сократить на 80 млрд. фр. (до 244,5 млрд. фр.) дефицит госрасходов и выйти на уровень в 3% от ВВП, что соответствует критериям членства в Европейском валютном и экономическом союзе.

Бюджетный дефицит был сокращен в немалой степени за счет дополнительного налога на прибыль с предприятий, который принес в казну 21 млрд. фр. (ожидалось поступление 17 млрд. фр. в 1998 году).

Обязательные отчисления в пользу государства превысили 46,1% от ВВП (45,7% в 1996 г.). При этом сами государственные расходы сократились до 54,7% от ВВП (в 1996 г. - 55,2%). Внутренний государственный долг продолжал увеличиваться (рост в 1997 г. на 3,8%) и достиг 4639 млрд. франков или 58% ВВП. Предполагалось, что в 1998 году госдолг возрастет до 58,8% от ВВП.

Правительство тем не менее намерено ограничить рост госрасходов. В 1998 г. их номинальный рост не должен был превысить 2,2% при номинальном росте ВВП на 3,9%.Дефицит госрасходов не должен превысить 2,8% от ВВП при утвержденных доходах госбюджета в размере 1447 млрд. франков. При этом правительство исходит из реальной возможности дополнительно получить за счет экономического подъема 50-60 млрд. фр. в качестве бюджетных поступлений. Из этой суммы предполагается затратить 18 млрд. фр. на дальнейшее сокращение бюджетного дефицита; 23 млрд. фр. пойдут на обещанное увеличение зарплаты бюджетникам; 7 млрд. фр. будут использованы для оплаты процентов по государственному внутреннему долгу. Таким образом, у правительства фактически не остается свободных средств для финансирования социальных программ, как было обещано левыми на досрочных парламентских выборах в 1997 г.