Крупнейшие реки страны – Голубой Нил (Аббай), занимающий исключительное место в системе Средиземноморского Стока, Вабе-Шебеле, впадающая в Индийский океан, и Аваш – наиболее освоенная река, питающая несколько небольших ГЭС. Годовой речной сток оценивается в 101,5 млрд.куб.м.
Крупнейшее озеро страны – Тана, мелководное, с глубинами 4-7 м., является естественным резервуаром-регулятором в верхнем течении Голубого Нила.
Климат Эфиопии, расположенной в субэкваториальном поясе, весьма разнообразен. На большей части территории страны четко выделяются два сезона: летний – влажный (май-сент.) и зимний – сухой (окт.-апр.). Специфической чертой климата Эфиопского нагорья являются резкие суточные колебания температур, в целом превышающие межсезонные. Разность между дневной и ночной температурами возрастает в зимние, сухие месяцы когда ночная температура может приближаться к нулю, а днем подниматься до 300С и более. В Аддис-Абебе (2400 м. над уровнем моря) среднегодовая температура составляет +16,4 градуса.
Почвы. По некоторым оценкам, плодородные почвы составляют около 40 млн. га (32% общей площади страны). Из них примерно пятая часть находится в малонаселенных и малоосвоенных районах на юге и западе страны. В настоящее время лишь 10,4% территории Эфиопии возделываются крестьянами, причем естественное плодородие и разнообразие почв позволяют выращивать широкий набор сельскохозяйственных культур. Главная проблема— эрозия, типичная для северных и центральных районов традиционного плужного земледелия и пастбищного животноводства. Подсчитано, что в результате эрозии, усугубляемой деятельностью человека, в частности переиспользованием пахотных земель и пастбищ, из верхнего слоя почв ежегодно выветривается и смывается от 500 до 750 млн.т. земли.
К вопросу о разделе и использованиии вод Нила. В Эфиопии неразрывная связь между экономическим развитием и использованием гидроэнергетического и ирригационного потенциалов Нила и его притоков находит все большее понимание. В условиях относительной перенаселенности традиционных аграрных районов страны, где на одного землепользователя приходится менее полгектара истощенной многолетней культивацией зерновых культур пашни, решение задачи самообеспечения продовольствием быстрорастущего населения (по оценкам, с учетом ежегодного 3% прироста населения, его численность к 2025 г. достигнет 100 млн.чел.) возможно лишь за счет вовлечения в с/х производство ныне неиспользуемых аридных земель (площадь таких угодий с годовым уровнем осадков не более 700 мм. составляет свыше 60% территории страны).
Разработанные на сегодня в Эфиопии ирригационные проекты, предусматривающие увеличение посевных площадей на 2 млн. га, рассчитаны в основном на использование вод нильского бассейна. Одновременно существуют планы по строительству ряда ГЭС, ввод в строй которых позволит увеличить мощности по производству электроэнергии на 30 тыс.мвт. В целях координации упомянутых проектов на основе гидропотенциала рек Голубой Нил, Теккезе, Баро и Акобо была подготовлена соответствующая национальная стратегия. Весной 1999 г. этот документ находился на ратификации в парламенте страны.
Планы развития сельского хозяйства и энергетики в Эфиопии за счет гидроресурсов рек нильской системы наталкиваются на возражения со стороны других традиционных потребителей нильской воды, прежде всего, Египта, где также разработаны масштабные проекты ирригации аридных земель Синайского полуострова за счет строительства отводного канала («Канал мира») и создания в западной части страны искусственного оазиса («Новая долина»).
Объективно Египет более зависим от нильских вод, чем Эфиопия, поскольку Нил является для него по-существу безальтернативным источником воды.
При обосновании своих прав на значительную долю вод Нила Египет, как считают в Аддис-Абебе, придерживается т.н. «доктрины присвоения», доказывая, что он и ранее традиционно пользовался этой водой и имеет на нее исторические права. В качестве юридической базы выдвигается египетско-суданское соглашение о разделе вод Нила от 1959 г., однако этот документ не признается Эфиопией и другими странами нильского бассейна. Более того, установленные по нему квоты расхода нильской воды (3/4 в пользу Египта и 1/4 – Судана) ныне оспариваются и Хартумом. Египетские проекты требуют ежегодного потребления 65,5 млрд.куб.м. воды, что на 10 млрд.больше причитающегося этой стране даже по соглашению 1959 г. В свою очередь Судан требует увеличения своей доли по этому соглашению на 12,65 млрд.куб.м.
Эфиопская дипломатия в споре о разделе нильских вод использует т.н. «доктрину происхождения», заявляя о суверенитете Эфиопии над землями, дающими большую часть стока Нила. Согласно эфиопским подсчетам, Голубой Нил ежегодно дает 52,6 млрд.куб.м. воды, Теккезе – 7,6 млрд., Баро и Акобо – почти 12 млрд. Исходя из этих цифр, Эфиопия является источником порядка 86% воды Большого Нила, в то время, как остальные 14% поступают из системы Белого Нила в Кении, Танзании, Руанды, Бурунди, ДРК и Уганде. Сопоставляя эти данные с практическим использованием Эфиопией лишь 1,1% ирригационного и 0,7% гидроэнергетического потенциала бассейна Нила, Аддис-Абеба требует справедливого раздела нильских вод. Одновременно, наряду с другими верхненильскими странами, она добивается от Египта и Судана выплат на лесозащитные мероприятия в районах истоков рек нильской системы.
В Эфиопии довольно популярны суждения о том, что несмотря на ровные в настоящее время отношения с Египтом, последний якобы заинтересован в создании и поддержании напряженной ситуации как внутри Эфиопии, так и на ее границах, что отвлекало бы Аддис-Абебу от реализации проектов с использованием нильской воды. Ряд эфиопских исследователей указывают на желание Египта контролировать весь бассейн Нила как на причину эфиопо-египетских войн в XIX в. Они приводят примеры из прошлого, когда Египет, дескать, оказывал давление на иностранные фирмы с целью вынудить их отказаться от участия в эфиопских проектах освоения Нила, напоминают об угрозах Анвара Садата в 80-е гг. начать войну с Эфиопией в случае осуществления ею гидротехнических проектов на Баро-Акобо и Голубом Ниле, усматривают «руку Каира» и в нынешнем эфиопо-эритрейском конфликте.
Кроме Эфиопии и Египта, в группу стран, министры водных ресурсов которых объединены в Nile Basin Council of Ministers (Nile-COM), входят Уганда, Кения, Танзания, Бурунди, ДРК, Судан, Руанда и Эритрея.
С 1992 г. прошло семь совместных заседаний министров водных ресурсов этих государств (Nile-COM) с обсуждением вопроса об определении и юридическом закреплении квот на нильскую воду. Последнее из них прошло в Аддис-Абебе 12-13 мая 1999 г. Оно было самым представительным – помимо министров водных ресурсов Эфиопии, Египта, Судана, Танзании, ДРК, Уганды и должностных лиц из Руанды, Кении и Бурунди в его работе принимали участие представители ВБ, ПРООН, ФАО и других международных организаций-доноров.
Аддисабебской встрече предшествовала работа технического комитета экспертов (Nile Technical Advisory Committee – Nile-TAC) в Танзании, где был согласован и подписан соответствующий протокол. Его первая часть касалась выработки общего подхода к использованию вод Нила, что позволило бы всем странам бассейна достичь устойчивого социально-экономического развития в регионе за счет справедливого использования потенциала реки. Рассмотрев наработки экспертов, заседание министров приняло решение о подготовке Nile-TAC программы по практическому воплощению идеи общего подхода (рамочный проект D3). Имеется в виду заключение до 2002 г. всеми странами нильского бассейна универсального соглашения о принципах раздела воды по типу проекта Хельсинкской конвенции о ненавигационном использовании транснациональных водных путей.
Вторая часть протокола была посвящена созданию условий для привлечения внутренних и внешних ресурсов для финансирования проектов с использованием нильской воды. Министры поручили экспертам определить наиболее перспективные проекты и разработать программы их финансового обеспечения.
На заседании были также приняты решения об укреплении постоянного секретариата Nile-COM в Энтеббе (Уганда), включая назначение исполнительного директора и другого персонала, и о проведении первого Форума Международного консорциума по сотрудничеству на Ниле (International Consortium for Cooperation on the Nile -ICCOM).
Министр водных ресурсов Эфиопии Шиферау Джарсо был избран очередным председателем Nile-COM. Подводя итог встречи в Аддис-Абебе, предыдущий председатель группы министров водных ресурсов стран нильского бассейна (Nile-COM), танзанийский министр Муса Нкангаа сказал, что она «продемонстрировала наличие возможностей для достижения государствами-участниками желаемой цели», т.е. выработки согласованных подходов к решению проблемы использования вод Нила.