К отношениям с бреттон-вудскими институтами. В течение последних двух лет в отношениях с этими институтами существовали определенные трудности, связанные с тем, что малагасийское правительство, получив в 1997 г. по линии МВФ и ВБ первый кредит на структурное реформирование экономики, не выполнило взятые на себя при этом обязательства, среди которых основными были приватизация ряда госпредприятий, увеличение госдоходов и снижение расходов на содержание госаппарата. В условиях достаточно острого политического противостояния между пропрезидентским лагерем и оппозицией власти предпочли не проводить непопулярных экономических реформ, которые неминуемо привели бы к росту социальной напряженности в малагасийском обществе. Выполнение правительством Мадагаскара своих обязательств перед МВФ и ВБ оказалось во многом сорвано, что привело к фактическому замораживанию кредитного сотрудничества этих институтов с Антананариву и негативно сказалось на взаимоотношениях Мадагаскара с другими финансовыми донорами.
К середине 1998 г. президентский лагерь заметно упрочил свои позиции (был избран новый парламент, в котором власти располагают большинством голосов; приняты выгодные властям поправки к Конституции). Внутренняя политическая борьба в стране в известном смысле сошла на нет. В этих условиях правительство, остро нуждавшееся в получении зарубежной финансовой помощи для преодоления нараставших в малагасийской экономике кризисных явлений смогло приступить к реализации мер, обусловливающих возможность продолжения сотрудничества с МВФ и ВБ.
В I кв. 1999 г. малагасийское руководство существенно ускорило приватизацию госпредприятий (был приватизирован банк БФВ, в завершающую стадию вступил процесс приватизации банка БТМ, предприняты реальные шаги по приватизации электрокомпании <Жирама>, топливно-нефтяной компании <Солима>, авиакомпании <Эр Мадагаскар> и телефонной компании <Телеком>), заметно улучшилась собираемость налогов, что позволило в апр. 1999 г. достичь договоренности с ВБ о предоставлении Мадагаскару в 1999-2000 гг. второго кредита на финансирование структурного реформирования экономики в размере 100 млн.долл. Подписанное с ВБ соглашение предусматривало выделение 25 млн.долл. в середине 1999 г., 30 млн.долл. до конца 1999 г. и 45 млн.долл. в 2000 г. Вместе с тем, реальное перечисление средств было отложено до возобновления кредитования Мадагаскара по линии МВФ.
В свою очередь, 23 июня 1999 г. Административный совет МВФ принял решение предоставить Мадагаскару второй льготный кредит на структурное реформирование экономики в 27,2 млн. СДР, из которых 13,6 млн. выделяются в ближайшей перспективе, а вторая половина - через 6 мес.
Решение Фонда имеет исключительно важный для Антананариву характер, так как оно не только означает получение Мадагаскаром финансовой помощи по линии самого МВФ, но и открывает ему доступ к получению дополнительных средств по линии других международных кредиторов, в том числе ВБ, ЕС, АфБР, Франции и Японии, которые уже объявили ранее о выделении Мадагаскару финансовой помощи, но затягивали соответствующие выплаты до получения <зеленого света> со стороны МВФ.
Малагасийскому руководству удалось в целом преодолеть определенный кризис в отношениях с МВФ и ВБ. Дальнейшее развитие сотрудничества Мадагаскара с этими МФО будет во многом зависеть от того, сможет ли правительство выполнить взятые им на себя новые обязательства, среди которых основными являются достижение в 1999-2001 гг. 6% прироста ВВП, сдерживание инфляции на уровне 4% в год, значительное увеличение валютных резервов ЦБ, обеспечение роста госдоходов и снижения расходов на содержание госаппарата, завершение приватизации крупнейших госкомпаний <Жирама>, <Солима> и <Эр Мадагаскар>.
О сотрудничестве с АфБР. Мадагаскар является членом группы Африканского банка развития (АфБР) с мая 1976 г.
Поскольку по классификации АфБР Мадагаскар отнесен к числу беднейших государств, финансовая поддержка оказывается стране пребывания не только по линии Банка, но и другими институтами группы АфБР - Африканским фондом развития и Специальным фондом.
В первые четыре года сотрудничества с Мадагаскаром стратегия группы АфБР состояла исключительно в предоставлении целевых кредитов под конкретные проекты. Начиная с 1980 г., АфБР диверсифицировал механизм кредитного сотрудничества с Мадагаскаром, включив в него помимо прямого финансирования проектов и программ развития оказание техсодействия, а также содействия в привлечении финансовых ресурсов из других внешних источников.
АфБР предоставляет Мадагаскару кредиты под плавающий процент со сроком погашения 20 лет и пятилетним льготным периодом. Африканский фонд развития выдает беспроцентные займы со сроком погашения 50 лет и десятилетним льготным периодом. Кредиты Специального фонда предоставляются из 4% годовых со сроком погашения 25 лет и пятилетним льготным периодом.
Сотрудничество группы АфБР с Мадагаскаром осуществляется по следующим основным направлениям: транспорт, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, образование, здравоохранение, промышленность, водоснабжение и улучшение санитарно-гигиенической обстановки, служба скорой помощи, борьба с бедностью.
В сфере транспортной инфраструктуры АфБР <обогнал> по совокупному объему кредитования таких крупных внешних доноров Мадагаскара, как ВБ и ЕС (более 142 млн.долл. за последние 10 лет).
Основными проектами в этой области являются строительство национальной дороги № 31: Анцахабе-Беаланана, восстановление для речного судоходства 430-километрового участка канала Пангалан между г. Туамасина и г. Манадзари, строительство и оснащение 5 речных портов (Амбилу Лемаицу, Ватумандри, Махануру, Нуси Варика и Манандзари), ремонт порта Манангареза, оборудование 3 стационарных речных переправ, восстановление национальных дорог № 7: г. Антананариву - г. Тулеар, № 35: г. Малэбанди - г. Махабу, № 25: г. Амбухимахасуа - г. Манандзари и некоторые другие.
В качестве приоритетной для экономического и социального развития Мадагаскара АфБР рассматривает также проблему водоснабжения и улучшения санитарно-гигиенической обстановки. Основным партнером Банка в этой сфере является минэнергетики и горнодобывающей промышленности Мадагаскара, отвечающее за обеспечение населения питьевой водой. Совместные работы координируются Национальным малагасийским комитетом по водоснабжению и благоустройству. Совокупная стоимость уже реализованных <водоснабженческих> проектов - 12 млн.долл. Предметом переговоров правительства с АфБР является участие Банка в финансировании долгосрочной национальной программы по обеспечению питьевой водой сельского населения.
В области сельского хозяйства АфБР участвует в реализации на Мадагаскаре более 10 проектов. Приоритетными являются программы наращивания объемов производства продовольственных, экспортных и применяемых в промышленности с/х культур, развитие животноводства и рыболовства, осуществление проектов в области мелиорации, налаживание банковского кредитования малых и средних с/х предприятий и некоторые другие.
Основными направлениями сотрудничества АфБР с Мадагаскаром в сфере образования являются пополнение фондов университетских библиотек, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава малагасийских вузов, совершенствование соответствующих административно-управленческих структур, разработка новых учебно-методических материалов (с 1986 г. на эти цели было выделено более 26 млн.долл.).
В историческом плане отношения между АфБР и Мадагаскаром развивались достаточно неровно, что было обусловлено невыплатами Антананариву с 1991 г. своей задолженности перед Банком. В результате в 1994 г. АфБР приостановил действие всех своих соглашений с Мадагаскаром и прекратил реализацию совместных проектов.
Ситуации начала выправляться лишь в 1997 г. после переговоров премьер-министра Мадагаскара Т.Андрианариву, являвшегося в тот период министром финансов, с руководством АфБР. Важную роль сыграл визит Т.Андрианариву в штаб-квартиру АфБР в г. Абиджане в дек. 1998 г., в ходе которого были подписаны два соглашения (по финансированию системы образования - 23 млн.долл. и поддержке частного предпринимательства - 10 млн.долл.).
В фев. 1999 г. с целью согласования политики АфБР и правительства, выработки совместных программ по конкретным приоритетным направлениям, в т.ч. в сфере борьбы с бедностью, в Антананариву под эгидой АфБР был проведен специальный рабочий семинар.
В мае 1999 г. премьер-министр Т.Андрианариву обсудил в Каире с руководством АфБР вопросы, связанные с выделением Мадагаскару очередного кредитного транша: 28 млн.долл. на финансирование совместных проектов в сфере транспортной инфраструктуры и здравоохранения.
В июле 1999 г. Административный совет АфБР принял решение о выделении Мадагаскару дополнительного кредита в 23 млн.долл. на покрытие дефицита платежного баланса, реконструкцию дорог и нужды здравоохранения. Мадагаскар получил также кредит Африканского фонда развития в 1,9 млн.долл. на обслуживание платежей по долговым обязательствам перед АфБР.
Предусматривается оказание Банком консультативной помощи правительству в осуществлении приватизации, совершенствовании экономического и налогового законодательства. Другим новым моментом является поддержка АфБР частного сектора в таких областях, как энергетика, транспорт, туризм, банковское дело.