Одним из факторов, по-прежнему осложняющих отношения Зимбабве со странами Евросоюза, является земельный вопрос. С одной стороны, зимбабвийцы под давлением ЕС внесли к лету 1999 г. существенные коррективы в свои планы перераспределения угодий в пользу чернокожих крестьян, прежде всего отказавшись от декларировавшихся ранее намерений фактической конфискации у белых фермеров земель. По информации Союза коммерческих фермеров Зимбабве, первая группа землевладельцев, чьи угодья находились в списке отчуждаемых государством участков, получили компенсацию по рыночным ценам в полном объеме как за саму землю, так и за созданную на ней инфрастурктуру. В то же время, западные наблюдатели продолжают усматривать в этом своего рода маневр зимбабвийских властей. Западноевропейцы опасаются, что зимбабвийцы, добившись на первоначальном этапе нынешних земельных преобразований финансовой подпитки ЕС, затем вернутся к прежним радикальным схемам реформы.
До сих пор не ясно отношение Хараре к одному из основных принципов проведения реформы, на котором настаивали страны Зап. Европы во время конференции доноров в Хараре в 1998 г. Речь шла о придании реформе открытого характера, при котором была бы исключена передача отчуждаемой земли госчиновникам и партфункционерам, как это имело место ранее. В ЕС по-прежнему отслеживают действия Хараре по перераспределению угодий с озабоченностью, считая, что конфискации способны дестабилизировать обстановку, что чревато весьма неблагоприятными последствиями для деятельности здесь западных компаний.
Еще одним камнем преткновения в отношениях Зимбабве с Евросоюзом явилась ее вовлеченность в вооруженный конфликт в ДРК. Эта вовлеченность никак не входила в планы западных стран, не заинтересованных в появлении для них в бывшем Заире «неуправляемого и непредсказуемого субъекта», который, как и показали дальнейшие события, стремится «отхватить» себе в качестве награды за военную помощь лакомый кусок в виде горнодобывающей промышленности. Предпринятые западноевропейскими странами попытки (как сообща, так и в одностороннем порядке) преследовали цель убедить Р.Мугабе в необходимости приостановить зимбабвийское военное присутствие в ДРК, создавшее к тому же серьезную брешь в зимбабвийской госказне.
Серьезную обеспокоенность стран-членов ЕС положением с правами человека в Зимбабве вызвали аресты в фев. 1999 г. журналистов независимых газет «Стандарт» и «Миррор» и просочившаяся в СМИ информация об их пытках. ЕС незамедлительно отреагировал на эти события, потребовав разъяснений относительно того, какие меры предпринимаются с целью восстановления правопорядка в стране. В частности, этой проблеме была посвящена состоявшаяся в марте 1999 г. в Хараре встреча послов стран ЕС с министром иностранных дел Зимбабве С.Муденге. На беседы во внешнеполитические ведомства стран-членов ЕС были также вызваны зимбабвийские послы, где им были сделаны соответствующие представления по поводу арестов журналистов.
В последнее время финансовая помощь ЕС Зимбабве, а также объемы инвестиций значительно уменьшились (примерно в два раза по сравнению с 1997 г.). Возобновление прежнего сотрудничества в этой сфере увязывается ЕСовцами с размораживанием МВФ предназначенных им для Зимбабве кредитов.
Вместе с тем, страны ЕС весьма заинтересованы в сохранении торгово-экономического взаимодействия с Зимбабве, в т.ч. в импорте табака, составляющего 28% всех импортных объемов, хлопка, сахара, мяса, ферросплавов, золота, платины, необработанного никеля, цветов и других видов с/х продукции, сырья и минеральных ресурсов (всего около 57 наименований). Большинство западноевропейских стран имеют отрицательное сальдо в торговле с этой страной (так, например, импорт Австрии из Зимбабве в два раза превышает экспорт в эту страну). Поэтому, в качестве рычага, помогающего им сохранить Зимбабве в орбите собственных интересов, активно используется финансовая помощь, выделяемая как отдельными европейскими странами, так и ЕС в целом, идущая по каналам Европейского инвестиционного банка. Наглядным свидетельством пристального внимания, уделяемого Зимбабве странами ЕС, является недавнее решение правительства Италии, а также Франции, Испании и др. выделить этой стране 7,3 млн.долл. США для реализации проектов в рамках Всемирной программы по солнечной энергии. Италия также финансирует строительство ряда объектов в рамках проекта по снабжению водой г.Булаваио из реки Замбези.
В янв. 1999 г. к находящимся в Хараре многочисленным агентствам различных стран, занимающихся инвестированием в зимбабвийскую экономику, прибавилось еще одно представительство – шведской правительственной организации «Сведфанд Интернэшнл». В мае 1999 г. Нидерланды, Норвегия наряду со Швецией и США в рамках Программы развития ООН подписали с Зимбабве соглашение об оказании ей помощи в расселении безземельного черного крестьянства на выкупаемых правительством у фермеров угодьях, развитии инфраструктуры в сельских районах, на первой стадии земельной реформы.
ЕС финансирует осуществляемые зимбабвийскими властями многочисленные программы помощи в развитии сельских районов и улучшении их водообеспечения, строительстве ирригационных сооружений, осуществлении ветеринарных проектов и профилактических работ по предотвращению заражений от мухи цеце и других экзотических паразитов из соседних с Зимбабве стран, проведении мероприятий в области здравоохранения, образования и борьбы с нищетой. В сотрудничестве с Зимбабве особое внимание уделяется Евросоюзом осуществлению программы разминирования 357-километровой полосы вдоль зимбабвийско-мозамбикской границы. Соответствующие работы, финансируемые ЕС, предполагалось провести в 1999 г.
Евросоюз также считает необходимым содействовать развитию приграничной торговли Зимбабве с соседними странами. Намечаемые при финансовой поддержке Евросоюза меры, предусматривающие прежде всего либерализацию таможенных пошлин, по замыслам западноевропейских партнеров, дадут новый импульс развитию приграничного сотрудничества.