Автомобильная промышленность США

США относятся к мировых лидерам автомобилестроения. Предприятия этой страны выпускают 22% всех автомобилей в мире. Объем годовой реализации продукции американских предприятий в США и за рубежом превышает 12 млн. единиц. В отрасли занято почти 270 тыс.чел. Стоимость отгрузок продукции достигает почти 228 млрд.долл.
          Самые крупные предприятия автомобильной отрасли США размещены в штатах Среднего Запада вблизи Великих озер. Каждый из следующих четырех перечисленных штатов: Мичиган, Огайо, Миссури и Кентукки производит свыше 1 млн. автомобилей в год. В районе Детройта сосредоточены 19 предприятий «Форд Моторс», «Дженерал Моторс» и «Даймлер-Крайслер», которые выпускают более 3 млн. автомобилей в год.
          Производство автомобилей в США в 1998 г. сократилось в целом на 2,1% по сравнению с 1997 г. При этом выпуск легковых автомобилей уменьшился на 6,1%, до 5,5 млн.шт., тогда как производство грузовых автомобилей возросло на 2,1% – до 6,26 млн.шт. Загрузка мощностей в отрасли составляет около 90%. В результате, в структуре продукции на легковые автомобили приходится уже существенно менее половины. Ожидается, что в 1999 г. производство грузовиков покажет прирост в размере 3%, тогда как выпуск легковых автомобилей по-видимому возрастет незначительно.
          Влияние процессов глобализации мирового рынка нашло свое отражение в процессах концентрации производства. Выпуск легковых и грузовых автомобилей в Северной Америке монополизирован тремя компаниями. За январь-май 1999 г. «Дженерал моторе» произвела на североамериканских предприятиях 2,2 млн. автомобилей (32,6%), «Форд Мотор» – 1,8 млн. (26,5%) и «Даймлер-Крайслер» – 1,3 млн. (18,1%). На долю остальных фирм приходится всего 22,8% производства. В самих же США в выпуске легковых автомобилей доля основных продуцентов (в 1997 г.) составляла: «Дженерал моторс» – 38%, «Форд Мотор» – 21%, «Крайслер» – 7,5%.
          Средние и тяжелые грузовики производят 7 компаний, однако 2/3 их выпуска приходится всего на 3 фирмы: «Фрейтлайнер» (дочерняя «Даймлер-Бенц» ), «Нэвистар» и «Форд» . В числе других продуцентов: «Мэк», «Вольво/Дженерал Моторс», «Кенворс» (» аккар» ), «Питербилт» (» аккар» ). Автобусы производят 5 компаний, из числа которых выделяется «Нэвистар» .
          Под влиянием процессов глобализации крупные американские корпорации, включая «Дженерал моторе» и «Форд», в интересах снижения издержек производства переносят в Европу и Мексику часть своих сборочных предприятий. С другой стороны многие японские и европейские компании начали в 1990-е гг. сборку своих автомобилей в США. Так, американские предприятия компании «Хонда» произвели в 1997 г. 648 тыс. автомобилей, «Тойота» – 554 тыс., «Ниссан» – 279 тыс., «Мицубиши» – 185 тыс., «Субару» – 102 тыс., «Аутоэлианс/Мазда» – 100 тыс. и БМВ – 58 тыс.
          Волна слияний с инофирмами охватила в 90-е гг. американские автомобильные концерны. «Крайслер» осуществил слияние с компанией «Даймлер-Бенц» . «Форд» установил эффективный контроль над компанией «Мазда», ему принадлежат теперь фирмы «Ягуар», «Астон Мартин» и «Вольво» . «Дженерал моторс» владеет половиной капитала шведской фирмы «Сааб» и к концу текущего десятилетия намерен установить над ней полный контроль. Эта компания участвует также в капитале «Исузу» и «Сузуки» .
          Торговля США автомобилями не сбалансирована. В 1999 г., по оценке, экспорт США продукции этой отрасли составит 28 млрд.долл., тогда как импорт – 98,5 млрд.долл. В общем объеме экспорта автомобилей из США на страны НАФТА приходится почти две трети (в том числе на Канаду – 58%), страны Европы – порядка 11%, Японию и Китай – 9%. По импорту основными торговыми партнерами США являются страны НАФТА (Канада – 39 , Мексика – 13%), а также Япония (30%), Германия и Ю.Корея. В целом экспортная квота по автомобилям американского производства составляет чуть больше 10%.
          Легковые автомобили американского производства в силу их, как правило, повышенной комфортности, средней надежности, а также более значительного по сравнению с европейскими и японским моделями потребления горючего, находят применение в основном на внутреннем рынке США. Их экспорт находится на уровне 520-540 тыс. в год (665 тыс. в 1985 г.). В то же время популярность грузовиков американского производства за границей растет. В результате их экспорт расширился до почти 700 тыс. штук против немногим более 300 тыс.шт. в начале 90-х гг.
          Основной рынок сбыта для американских автомобилей – соседняя Канада. Торговля с Канадой развивается на основе внутрифирменного обмена предприятий «большой тройки» американских автомобильных транснациональных корпораций в интересах расширения номенклатуры реализуемых в обеих странах товаров. В 1997 г. США экспортировали в Канаду 72 тыс. автомобилей и ввезли с канадских предприятий 2,1 млн. автомобилей. После заключения соглашения НАФТА отмечено расширение американского вывоза также в Мексику. По стоимости экспорт продукции автомобилестроения США в Мексику возрос с 167 млн.долл. в 1993 г. до 2 млрд.долл. в настоящее время, однако импорт возрос соответственно с 3,7 до 12,1 млрд.долл.
          С начала 90-х гг. свыше 30% внутреннего потребления США в автомобилях удовлетворяется за счет их импорта. В последние годы большую популярность на американском рынке завоевали небольшие «джипы», а также компактные автомобили, выпускаемые в основном европейскими и азиатскими фирмами. Сдерживающим фактором для импорта в США из развивающихся стран являются довольно высокие требования по экологической защите. При этом из всех американских штатов наиболее жесткие требования по экологии установлены в Калифорнии.
          Стратегия японских предпринимателей нацелена на перенесение производства популярных в США моделей на американскую территорию, в том числе в кооперации с фирмами «большой тройки» . Так, предприятие «Нью Юнайтед Моторс Мэньюфекчуринг» в г. Фримонт, штат Калифорния производит наряду с «Шевроле Призм» автомобили «Тойота Корола» и «Такома» . «Мицубиши» выпускает свои автомобили на предприятии «Крайслер» в шт. Иллинойс. «Вольво» кооперируется с «Дженерал моторе» по тяжелым грузовикам. В последнее время японские компании приступили к экспорту отдельных моделей производимых ими в США автомобилей в Японию. Торговля США с Японией автомобилями и запчастями регулируется специальным двусторонним соглашением, заключенным в 1995 г.
          Перспективы для дальнейшего расширения американского экспорта оцениваются как не слишком благоприятные, поскольку основной прирост спроса в начале следующего тысячелетия ожидается на рынках развивающихся стран и «нарождающихся демократий», где большим успехом будут пользоваться более компактные и менее насыщенные «излишествами» европейские и азиатские модели. В ближайшие годы объемы выпуска автомобилей в США сохранятся примерно на нынешнем уровне.
          В России из числа американских автомобильных компаний наибольшую активность проявляют «Дженерал Моторс» и «Форд» . В Елабуге ДМ реализует проект организации сборки до 50 тыс. «Шевроле Блейзер» в год. На первом этапе осуществляется «отверточная» сборка лицензированных автомобилей из комплектов деталей и узлов, поставляемых американской фирмой. Параллельно в этот период будут создаваться мощности основного производства на ЕлАЗе и налаживаться по кооперации производство штампованных деталей кузова на КамАЗе. На втором этапе намечалось освоение производства в Татарстане узлов и агрегатов автомобиля, а в перспективе – налаживание выпуска ежегодно до 300 тыс. автомобилей «Опель Вектра» .
          Однако осуществление этого проекта столкнулось со значительными трудностями. С дек. 1996 по дек. 1998 г. с конвейера сходили автомобили, собранные практически на 100% из американских частей. Объем их сборки был доведен до около 500 джипов в месяц, но с янв. 1999 г. американская компания была вынуждена прекратить сборочные операции, поскольку на складе предприятия скопилось значительное число нереализованных автомобилей.
          Имеются также планы организации сборки автомобилей «Опель Корса» или «Вектра» в Татарстане. Ведутся переговоры с Эксимбанком США о кредите в 300 млн.долл. под развитие производства на ЕлАЗе. Подписанный президентом Татарстана закон «О свободной экономической зоне «Елабуга» на территории ЕлАЗа», как ожидается, может способствовать привлечению американских инвестиций в реконструкцию предприятия.
          \"Дженерал Моторс» ведет также переговоры с «ВАЗом» по проекту СП «Опель-АвтоВАЗ» в целях налаживания производства 30-60 тыс. автомобилей модели «Опель Вектра» в год на предприятии в Выборге. Подписан «меморандум о намерениях» с «АвтоВАЗом» о налаживании выпуска до 35 тыс. автомобилей «Опель Астра» в Тольятти. Реализация проекта с инвестициями порядка 200 млн.долл. начнется не ранее 2004 г.
          В марте 1999 г. достигнуто соглашение с компанией «Форд» о создании сборочного производства в г. Всеволожск в Ленинградской обл. на мощностях завода «Русский дизель» . Предприятие будет рассчитано на выпуск ежегодно 25 тыс. автомобилей модели «Фокус» . «Форд» объявил о своих намерениях инвестировать в этот проект 150 млн.долл. В отличие от предприятия «Форда» в Белоруссии, где осуществляется «отверточная» сборка, на российском предприятии предполагается создание сварочного, сборочного и окрасочного производств. Компания «Форд-Кредит» в кооперации со «Сбербанком» приступила к лизингу американских автомобилей в Санкт-Петербурге.