Аграрная промышленность Индии

Землепользование и земельные реформы. 70% населения Индии проживает в сельской местности. Вопросы земельных отношений постоянно находятся в поле зрения как центральных властей, так и правительств штатов. Именно они устанавливают потолок землевладения, изымают в свою пользу так называемые излишки земли, принимают законы и подзаконные акты, направленные, в частности, на защиту арендаторов. Политика центрального правительства в сфере аграрных отношений носит преимущественно рекомендательный характер, хотя в отдельных случаях оно может воспрепятствовать проведению в жизнь решений местных властей.
          Земельные реформы, начатые в Индии после получения независимости, были направлены на решение таких проблем, как устранение длиной цепи посредников между собственником земли и арендатором, обеспечение прав арендатора, снижение ренты, справедливое распределение земли, объединение (концентрация) мелких земельных участков, принадлежащих одному землевладельцу или арендатору. Главная цель земельных реформ – дать землю землепашцу.
          1. Устранение посредников. По мнению экспертов – это наиболее успешная часть реформ. Посредники, так называемые «заминдары», «талукдары», «джагары» и «инамы», контролирующие около 40% земель, были устранены. В результате 25 млн. арендаторов стали землевладельцами.
          2. Реформирование арендных отношений. Эта реформа преследует цель регулирования арендной платы и защиты прав арендатора. С целью обеспечить ему право на многолетнюю аренду, заинтересовать его в улучшении земли. По закону землевладелец не может отобрать землю у арендатора. Если арендатор не мог доказать официальных прав на аренду, землевладелец мог взять эту землю только для собственной обработки. При этом часть земли он должен был оставить арендатору.
          В пятилетних планах экономического развития страны каждому штату определялось число арендаторов, которые должны были стать собственниками земли. В результате около 3 млн. безземельных крестьян получили 2,8 млн. га земли в личное владение.
          Арендная плата не должна превышать, в зависимости от штата, 20-25% стоимости урожая. Закон ограничивает количество земли, которую можно иметь в частной собственности, но при аренде такого ограничения нет. Доход, извлекаемый при аренде земли за счет с/х деятельности, исключается из налога на прибыль.
          3. Потолок землепользования. Все излишки земли, превышающие потолок землевладения, должны быть перераспределены среди безземельных крестьян. В 1992-97 гг. из заявленных 31255 га излишков земли распределено было только 7056 га.
          Неэффективность действия закона о потолке землевладения объясняется следующими причинами: потолок землевладения зафиксирован на столь высоком уровне, что концентрация земли в руках не только крупных лендлордов, но и средних собственников во многих случаях не изменилась; законы о потолке землевладения были составлены таким образом, что оставляли «лазейки» для их невыполнения; законодательство предусматривало массу исключений, что тоже делало его малоэффективным.
          4. Объединение землевладений. Эта реформа диктуется объективной необходимостью концентрации мелких разбросанных земельных наделов, принадлежащих одному землевладельцу, в один крупный участок, что позволяет использовать современные способы хозяйствования, вкладывать финансовые средства на улучшение земли и орошение. Наиболее успешно эта реформа прошла в штатах Пенджаб, Харьяна и Уттар-Прадеш. В этих штатах наблюдается увеличение частных капитальных вложений на улучшение земли, сопровождающееся ростом продуктивности.
          Исследования, проведенные в 1994 г., показали, что мелкие фермы менее 0,4 га не могут произвести дохода, необходимого для выживания. Даже фермы 2 га не всегда обеспечивали необходимый для жизни уровень дохода. Процесс объединения земельных участков необходим, однако идет он медленно.
          В 1998 г. было более 106 млн. землевладельцев, средней размер землевладения 1,55 га.; 9 млн. землевладельцев (8,7%) владеют 40% земли. Продажа с/х земель находится под жестким контролем. Так, в шт. Химачал-Прадеш по закону землю разрешается купить только тем, кто работает в этом штате. При этом можно купить не более 500 кв.м. под скважины и не более 300 кв.м. под магазин. Не так легко получить в Индии и землю под строительство жилья. По данным министерства труда и занятости, необходимо построить 31 млн. жилых домов, в т.ч. 20,6 млн. в сельской и 10,4 млн. в городской местности. Это можно осуществить на землях, которые подлежат перераспределению.
          Большие трудности в ряде штатов наблюдаются и в случае изъятия земли под строительство промобъектов. Особенно это касается вопросов компенсации за землю, некоторые из них не решаются десятки лет. Большие трудности наблюдаются при перерегистрации землевладения. Так, в шт. Андхра Прадеш сборы в местный бюджет за оформление достигают 9% от стоимости земельного участка, а на практике затраты увеличиваются в два раза.
          Запрещена спекуляция земельными участками, а также передача земли в больших количествах в собственность СП, созданных с участием иностранных партнеров. В пригородных зонах излишки земли продаются обычно на аукционах, в чем особенно заинтересованы местные власти, пополняющие за счет сборов местный бюджет.
          Для решения судебных исков, связанных с землей, в последние годы в ряде штатов созданы Специальные суды. Только в г. Бангалоре ждут решения более 10 тыс. исков по земельным делам.
          Все больше штатов принимают законы, позволяющие крупным корпорациям приобретать земли для с/х деятельности. Доля частных фирм в общей сумме инвестиций в сферу АПК составляла в 1998 г. почти 77%. В некоторых штатах силовым путем (без обсуждения в местном парламенте) внесены и другие существенные изменения в земельное законодательство. В шт. Карнатака потолок землевладения был увеличен до 87 га. Разрешено также по решению местных властей изъятие земли в «интересах общества», в т.ч. для промпредприятий, закладки плодовых плантаций, промышленного цветоводства, других агропромышленных объектов и церквей. В шт. Махараштра принята аналогичная поправка. Однако при этом оговорено, что запрещена экспроприация земли фермера в пользу компаний. В Бомбее принятая к закону поправка разрешает изымать без согласия арендатора до 10 га земли под промпредприятия.
          Центральное правительство намерено в ближайшие 5 лет охватить компьютеризацией всю сферу землевладения.
          Обеспечение продтоварами первой необходимости. В соответствии с конституцией каждый имеет право на продовольствие. Гарантированный доступ всех граждан к продтоварам первой необходимости – рису, пшенице, сахару и в ряде случаев растительному маслу обеспечивается государством через систему гражданского распределения (Public Distribution System). Минпродовольствия осуществляет закупку вышеуказанных товаров и их распределение для всех штатов страны. Совместно с минсельхозом оно регулирует уровень закупочных и реализационных цен на них, контролирует их качество с помощью соответствующих служб во всех штатах страны.
          Данная система гражданского распределения (СГР) решает сразу несколько проблем. Поставляется зерно из штатов, производящих его с избытком, в штаты с дефицитом зерна. Удерживается рост цен и обеспечиваются равные права потребителей на свою долю (по карточке) по одинаковым на всей территории страны субсидируемым государством сниженным ценам. Закупки зерна в госфонд для распределения по заранее установленным ценам не только стабилизируют производство зерна, но и стимулируют его рост. Хотя доля закупаемого в госфонд зерна невелика – около 13%, этот механизм в какой-то мере удерживает рост цен на зерно и на открытом рынке.
          В большинстве штатов на семью из 4-х человек выделяется ежемесячно 10 кг. зерна (риса или пшеницы в зависимости от типа питания индийцев, большинство из которых вегетарианцы) и 470 г. сахара на 1 чел. Эти товары, а также керосин, граждане приобретают в спецмагазинах по карточкам, которые заводятся при рождении ребенка и позднее выдаются на руки. В некоторых штатах норма реализации продуктов по сниженным ценам увеличена, а ассортимент расширен. Так, в ряде штатов через СГР продается сорго, просо, растительное масло и ряд др. товаров. Часто на семью выдается одна карточка.
          В 1998 г. на руках индийцев было 160 млн. карточек и насчитывалось 435 тыс. магазинов по сниженным ценам. Из них 345 тыс. находилось в сельской местности и 89 тыс. – в городах. Лицензии на право торговли в СГР выдаются местным правительством. Оно же осуществляет ежегодную перерегистрацию данной торговой сети и контролирует ее работу, так как выделенные для продажи по карточкам товары могут быть реализованы на открытом рынке.
          В 1951-96 гг. производство зерна увеличилось в 3,3 раза, его закупки в госфонд – в 5,7 раза, а реализация для населения по сниженным ценам – более чем в 2 раза, хотя после 1991 г. объемы последней начали снижаться. Особенно это относится к пшенице. В последние годы правительство выделяет 10-11 млн.т. пшеницы и 13-15 млн.т. риса ежегодно для реализации через СГР. Однако фактически всего реализуется 19-20 млн.т. зерна, так как зажиточные семьи предпочитают покупать зерно в обычных магазинах или на рынке. Цены там выше, но и качество зерна лучше.
          В 1997 г. при себестоимости пшеницы 7,8 рупий, а риса – 9,2 рупий и цене их реализации в СГР по 3,7 и 5,9 рупий за 1 кг., госсубсидии составляли за каждый кг. пшеницы 4 рупии (51%), а риса 3,3 рупии (36%). В 1997 г. 1 долл. стоил 38 рупий.
          СГР подвергается критике за ее городскую направленность, недостаточно высокую эффективность в обеспечении наиболее бедных слоев населения, а также наличие «дыр», через которые часть продукции «утекает» на открытый рынок. 20-25% зерна для СГР реализуется на открытом рынке. Владельцы магазинов, реализующие зерно по карточкам по установленным правительством ценам, идут на нарушения для получения хоть какой-то прибыли. Убытки от этого явления составляют 28-35 млрд.руп., что для бюджета страны весьма чувствительно. Только 36% семей в сельской местности используют СГР на регулярной основе, хотя в отдельное время (вне сезона), когда цены на открытом рынке поднимаются, число их значительно увеличивается. Хорошо эта система работает в 4 южных (бедных) штатах, а также в Химачал-Прадеше и Мадхия-Прадеше. Мало используется эта система в богатых шт. Пенджаб и Хариана, где имеется избыток зерна на рынке. Слабо эта программа работает в экономически отсталых шт. Бихар, Зап. Бенгалия, Орисса и Уттар-Прадеш.
          Переброска такого громадного количества зерна (до 70% его закупается в шт. Пенджаб и Хариана), а также хранение и распределение безусловно также связаны с большими потерями. ВБ и ВТО выступают против использования индийским правительством закупок зерна и системы его распределения. В 1997 г. правительство поэтапно начало вводить целевую систему гражданского распределения (Targeted Public Distribution System): зерно выделяется штатам для населения, находящегося ниже черты бедности, по одним ценам, а для населения выше черты бедности —по более высоким ценам.
          Имеется еще несколько схем распределения продовольствия. 3,7 млн.т. зерна пшеницы и риса выделяется для распределения по сниженным ценам населению в горах, пустынях, засушливых территориях и районах компактного проживания племен. Значительное количество зерна по сниженным ценам выделяется также для перерабатывающей промышленности по проектам, направленным на создание новых рабочих мест. 1,2 млн.т. выделяется для распределения в школах, госпиталях, кормящим матерям. Это зерно, выделенное министерством продовольствия, распределяется по сниженным ценам соответственно минсельхозом и департаментом женщины и ребенка минздрава и благосостояния семьи. В 1997 г. для СГР правительство ежемесячно выделяло 400 тыс.т. сахара по цене 11,4 рупий за 1 кг. и импортировало 90 тыс.т. пищевого масла для продажи населению по сниженным ценам через СГР.
          О системе обеспечения г. Дели продовольствием. В г. Дели проживает более 12 млн.чел. Ежегодно в столицу прибывает около 100 тыс. мигрантов из наиболее бедных штатов страны. Правительство города, в частности департамент продовольствия и снабжения, держит под контролем обеспечение своего населения продовольствием. Особое внимание при этом уделяется товарам первой необходимости: сахару, пшенице, рису и керосину; в вышеназванном департаменте создан центр маркетинговой службы.
          Во внимание берутся все факторы, в т.ч. увеличение спроса и рост населения города за счет рождаемости и миграции. Эта работа осуществляется в рамках административных округов города. Данные о потребности продтоваров для СГР передаются в минпродовольствия. Потребность рассчитывается в разрезе года: на кварталы и по месяцам.
          Цены на продтовары на рынках г. Дели складываются в результате спроса и предложения. Однако правительство внимательно их отслеживает и в случае роста цен осуществляет интервенцию. При недостатке товары импортируются (пшеница – только госторгом), при избытке (когда цена падает) правительство дает указание закупить их через систему кооперативных и гособъединений.
          Так, например, в 1998 г. в Индии неурожай лука вызвал рост цен почти в 2 раза. Для снижения цен Национальная кооперативная сельскохозяйственная торговая федерация повысила экспортные цены на индийский лук с 325 долл. до 475 долл., а затем до 500 долл. за 1 т. Это вызвало падение индийского экспорта лука с 5 тыс.т. до 3-4 тыс.т. в месяц. Кроме того, было принято решение 10 тыс.т. лука закупить за рубежом. Эти меры, принятые по указанию правительства, не только остановили рост цен на лук, но и привели к их снижению почти на 50%.
          В Дели – 5700 оптовых и 200 тыс. розничных рынков и магазинов. Супермаркетов, в т.ч. по продаже продтоваров, очень мало. Традиционно практикуется сеть посредников, на долю которых приходится до 40% и более розничной цены.
          Правительство Дели выдает лицензии как на оптовую торговлю, так и розничную. Специальные лицензии выдаются на право торговли товарами СГР. Оптовики ежемесячно отчитываются перед правительством города о товарообороте и наличии на складах продтоваров. Правительство ограничивает лимиты оптовых закупок товаров для СГР и не допускает их хранение «про запас». Последнее может дестабилизировать рынок. В 1998 г. по данным департамента продовольствия и снабжения г. Дели на учете имелось 3,6 млн. нормированных продовольственных карточек потребителей. Ежемесячно по ним распределялось 5 тыс.т. пшеницы, 10,4 тыс.т. риса, около 3 тыс.т. сахара. В каждой карточке указана квота владельца (часто на семью заводится карточка) на зерно, сахар и керосин, которые они могут получить в 3200 магазинах и 2200 керосиновых лавках.
          Закупку товаров первой необходимости для СГР в г. Дели осуществляет Делийская государственная торговая корпорация. Зерно закупается у Продовольственной корпорации Индии; фермеры отдают в госфонд пшеницу по государственным закупочным ценам, а рис по ценам обложения. Сахар в последнее время закупается непосредственно у производителей. Данной корпорации поручена и монопольная реализация крепких алкогольных напитков.
          В 1959 г. для обеспечения населения г. Дели молоком по доступным ценам правительством Индии был создан на правах департамента правительства специальный орган «Делийская молочная система» (ДМС) (Delhi Milk Scheme). Основной целью создания ДМС является обеспечение жителей г. Дели молоком по доступным и по выгодным для производителей молока ценам. Позднее в рамках этой системы начато производство и продажа сопутствующих молочных товаров, таких как масло топленое и сливочное, сухое молоко и йогурт.
          Мощность молокозаводов г. Дели, построенных правительством в соответствии с данной программой, выросла до 500 тыс.л. молока в день. Свежее молоко для Дели закупается в 9 крупных молочных объединениях и кооперативах страны: Молочная федерация шт. Уттар-Прадеш; Делийская государственно-кооперативная федерация по закупке и торговле молоком; кооперативная федерация молочного развития шт. Харьяна, Чандигарх; государственно-кооперативная молочная федерация шт. Раджастан; молочная федерация шт. Пенджаб; еще четыре молочных объединения.
          За финансовый 1995/96 г. ДМС закупила 74,4 тыс.т. молока и произвела 117,6 млн.л. молока, 467 т. топленого и 47 т. сливочного масла. ДМС реализует молоко с жирностью 3% и с содержанием 8,5% нежирных веществ, а также с 1,5% жира и 9% нежирных веществ через сеть 1237 ларьков, где продавцами работают студенты, пенсионеры и ветераны на концессионной основе. Цена молока, реализуемого ДМС, равна 7 руп. за л. и с 1992 г. не поднималась. Кроме того, ДМС поставляет молоко 159 больницам, школам, государственным столовым и общежитиям. Цена молока для госучреждений с 1998 г. была увеличена до 10,5 руп. за л. Финансирование закупок свежего молока, масла и т.д., а также капитальные затраты обеспечиваются за счет доходных статей бюджета. В 1996-97 гг. закончилась 2-ая фаза компьютеризации в ДМС. Все операции предприятий данной системы, в т.ч. по движению молока, его переработке и реализации, будут сводиться в единую компьютерную сеть.
          Об индийском опыте членства в ВТО в сфере сельского хозяйства. Правительство Индии официально присоединилось к ВТО/ГАТТ с 1995 г. Подписывая в 1994 г. заключительный акт уругвайских переговоров, оно надеялось, что как равноправному члену этой международной организации перед Индией широко откроют двери для выхода на мировой рынок торговли всеми потребительскими товарами, прежде всего сельскохозяйственными, включая текстиль, а также в сфере услуг. Однако большинство ожиданий не оправдалось, так как Индии до сих пор приходится вести упорную борьбу за свою долю на мировом рынке, одновременно отстаивая свои национальные интересы. До настоящего времени в Индии нет консенсуса по данному вопросу. Многие члены парламента, видные ученые и специалисты, зная, что альтернативы ВТО нет, считают необходимым хотя бы пересмотреть условия участия в ВТО, прежде всего, по вопросам сельского хозяйства, которое обеспечивает работой 64% населения страны, создает 28% ВВП, обеспечивает продовольственную безопасность государства.
          Сферу сельского хозяйства в рамках ВТО/ГАТТ затрагивают, в основном, Соглашение по сельскому хозяйству и Соглашение по правам на интеллектуальную собственность, связанную с торговлей (TRIPS). Хотя в целом на экономику страны могут существенно повлиять и Общее соглашение в сфере услуг (GATS) и Соглашение о снятии ограничений для инвестирования, связанного с торговлей (TRIMS).
          Последние два соглашения требуют от стран-членов ВТО выполнение следующих обязательств: снижение субсидий сельскому хозяйству и на с/х экпорт; снятие нетарифных барьеров и открытие рынка для импорта; регулирование (согласование с ВТО) госфондов зерна для продовольственной безопасности и его распределения; принятие фито-санитарного законодательства в соответствии с международными стандартами; защиту интеллектуальной собственности, включая охрану авторских прав в сельском хозяйстве.
          Для приведения экономики страны в соответствие с «новым торговым порядком» Индии выделено 10 лет, в течение которых она должна, в частности, коренным образом реформировать сельское хозяйство страны.
          1. В соответствии с требованиями ВТО количество субсидий в сельское хозяйство не должно превысить 10%, а на с/х экспорт в развитых странах – 5%, развивающихся – 10% от уровня ВВП в 1986-88 гг. Субсидии западных стран только на экспорт с/х продукции составляют более 21 млрд.долл., а развивающихся – только 1,7 млрд.долл. Правительство особенно надеялось увеличить экспорт текстиля, доля которого составляет около 30% от общего, а также других с/х товаров: риса, сахара, креветок, пищевых продуктов и других.
          Однако очень скоро ВБ, МВФ и ВТО стали предъявлять претензии Индии, требуя снять в течение 3 лет все субсидии сельскому хозяйству, прежде всего, на закупку минудобрений. По данным аппарата ВТО, доля субсидий в Индии составляет 14% от ВВП. В результате подсчета субсидирования производства каждого товара Индия оказалась «на скамье нарушителей» правил ВТО.
          Получить «зеленую улицу» для экспорта с/х продукции и рыбопродуктов не получилось, тем не менее он вырос с 4,1 млрд.долл. в 1993/94 ф.г. до 6,6 млрд.долл. в 1996/97 г. Однако последние два года он остается на прежнем уровне. Хотя экспорт продтоваров сдерживается ростом собственных потребностей и не всегда хорошим их качеством, слабой инфраструктурой и ценовой неконкурентоспособностью, индийские специалисты убеждены, что главным виновником его стагнации являются ТНК, выразителем интересов которых, по их мнению, является ВТО.
          Мировой агрорынок монополизирован. 6 ТНК, «Каргил», «Континентл Грейн», «Люис Дрейфус», «Бандж энд Борн», «Мисту энд Кук» и «Андрью-Гарне» контролируют 85% мировой торговли зерном, включая пшеницу, кукурузу, овес и сорго, 8 ТНК контролируют 60% мировой торговли кофе, 5 ТНК – 90% чая, 3 ТНК – 75% бананов, 5 ТНК – 75% кофе, 6 ТНК – 90% листового табака и 15 ТНК – 90% хлопка. Поэтому пробиться на этот рынок Индии весьма непросто. В то же время меры индийского правительства по увеличению экспорта, такие как специальная схема содействия экспорту, включающая освобождение от налога на прибыль, кредитные субсидии и страхование, а также практика выдачи временных специальных лицензий на импорт, расширение в стране сети государственных торговых организаций ВТО считает противоречащими ее правилам. ВТО считает, что Индия контролирует импорт-экспорт, используя государственную монополию, имея в виду деятельность Индийской госторг. корпорации и Продовольственной госкорпорации.
          2. В соответствии с правилами ВТО Индия должна открыть свой рынок для импорта с/х продукции, доля которого должна составлять не менее 8% от потребительского рынка в 1986-88 гг. и ежегодно увеличиваться на 0,8% в переходный период до 2005 г. Одновременно надо уменьшить до 15% тарифы, которые составляют сейчас около 35%, а также взять на себя обязательство в случае положительного платежного баланса импортировать до 4% потребтоваров.
          Это правило вызывает у индийского правительства сильную головную боль, так как в список товаров, запрещенных к ввозу, входит более 2,5 тыс. наименований, 70% из которых относится к сельскому хозяйству. Тем не менее, постоянно уступая давлению со стороны ВБ и ВТО, Индия идет на сокращение этого списка. Только в 1998 г. правительство разрешило импорт по открытой лицензии 340 наименований потребтоваров, в т.ч. и с/х. По оценке экспертов, Индия теряет от этих мер около 35 млрд.руп. Однако правительство пошло на это с целью поднятия конкурентности индийских товаров, а также подготовки базы для наступления на ВТО по вопросам снятия барьеров на пути индийского экспорта, прежде всего текстиля.
          По просьбе ЕС Индия приняла решение о снижении импортных тарифов в течение 6 лет, а не 5 лет, как просили США. Тем не менее, многие члены ВТО, включая Ю. Корею, убеждены, что Индия недостаточно эффективно работает в этом направлении и нарушает правила ВТО, хотя по данным аппарата ВТО индийские тарифы уже снижены с 75% в 1994 г. до 35%.
          ВТО приняла решение о постепенном снятии ограничений на экспорт индийского текстиля: 16% квот до 1995 г., 17% – в 1998 г., 18% – в 2002 г., но остальная часть – 49% будет снята только после окончательного вхождения Индии в ВТО в 2005 г. Однако, ЕС ввел антидемпинговые меры против индийского текстиля, увеличив налог до 15-30%, что вызвало снижение экспорта с 50 до 48 тыс.т. Квота ЕС на рис и сахар из Индии смехотворно мала. США запретили импорт индийских креветок из-за несоответствия технологии их отлова международным стандартам. И таких ограничений много.
          На этом фоне вышеуказанные меры правительства приняты в стране далеко не однозначно. Многие специалисты убеждены, что в результате полного открытия рынка сельское хозяйство Индии не сможет конкурировать с западным и потерпит крах, а страна потеряет продовольственную независимость. Кроме того, мелкое фермерство разорится, уйдет в город, где из-за безработицы и др. факторов и так много проблем.
          Требования времени заставляют правительство принимать далеко не популярные меры, решая при этом двуединую задачу – расширяя базу для экспорта и защищая свой рынок от импорта с/х продукции. Например, в США налог на импорт сахара составляет 244%, арахиса 174%.
          3. Вопрос о фонде зерна для продовольственной безопасности играет важное значение. Субсидии на продовольствие составляли в 1992/93 г. 28 млрд.руп. и выросли с 1996/97 г. до 58 млрд.руп. ВТО разрешает закупки зерна в госфонд, но только по ценам на уровне мировых. В Индии они значительно ниже. Кроме того, соглашением о сельском хозяйстве оговорено, что критерии определения лиц, имеющих право на получение продовольствия, должны согласовываться с ВТО.
          Это правило не только раздражает, но и беспокоит индийцев, где СГР охвачено 60% населения. Они помнят, что из-за поставок Индией риса на Кубу США отказались продать ей 3 млн.т. зерна пшеницы.
          4. Соглашение ВТО/ГАТТ о так называемой гармонизации стандартов предусматривает разработку единых требований к с/х продукции и направлено на защиту здоровья человека, растений и животных.
          По этому соглашению индийские специалисты также имеют особое мнение, считая, что оно противоречит национальным интересам страны. Они отмечают, что ряд требований международных стандартов, согласованных с ВТО, занижен. Во многих странах нет хорошей научной базы для определения качества товаров, и поэтому данное соглашение не обеспечивает как безопасность продуктов (отсутствие в них содержания вредных веществ), так и завоз с с/х продукцией карантинных семян, вредителей и болезней растений и животных. Индийцы предлагают решать этот вопрос на основе двусторонних соглашений между страной поставщиком и страной-покупателем.
          Индия твердо отказывается от поставок американской пшеницы, хотя время от времени она закупает пшеницу за рубежом, главным образом, в Австралии и Канаде. При этом главной причиной отказа считается заражение американской пшеницы опасными (кстати и для России) карантинными заболеваниями, в т.ч. индийской головней.
          Импорт в Индию семян, животных, другой «живой» продукции возможен только по разрешению министра сельского хозяйства страны и находится под жестким надзором соответствующих карантинных и ветеринарных служб.
          5. Охрана интеллектуальной собственности (соглашение TRIPS) – это одна их острых проблем с ВТО, которая требует патентования/лицензирования товаров в странах-участниках ВТО по единой системе, в т.ч. даже микроорганизмов. Индийцы рассматривают проблему патентования очень широко. Они уверены, что патентовать надо не конечный продукт, а интеллектуальный процесс создания этого продукта. Патентовать же созданные природой вещества (в т.ч. микроорганизмы) вообще не логично.
          Индийцы считают, что соглашение TRIPS противоречит закону о патентах (1970 г.), так как не соответствует закону об охране авторских прав селекционеров, принятом UPOV в 1978 г. Как известно, в 1991 г. западные страны приняли более жесткое решение об охране прав селекционеров (точнее, частных селекционных фирм), в соответствии с которым фермерам не разрешается, например, продажа выращенных на своем земельном участке семян без разрешения владельца патента. Считая это грубейшим нарушением прав фермеров, индийцы выступают против и этого соглашения.
          При этом особое возмущение вызывают в стране факты патентования в США национальных биологических ресурсов Индии. Так, в США было запатентовано лекарственное использование местного растения турмерика, лечебные свойства которого известны в Индии более тысячи лет. Осенью 1997 г. в США запатентован местный длиннозерный рис басмати. Если первый патент Индии удалось отменить, то по вопросу патентования риса пока идет жесткая полемика между сторонами. Индия намерена апеллировать к арбитражному органу ВТО и полна решимости добиться отмены и этого патента, считая название «басмати» географическим термином, связанным с регионом возделывания этого типа риса в Индии и Пакистане.
          Кроме того, индийцы выступают против монопольного использования патента в течение 20 лет, считая что многие товары окупаются в течение 1-2 лет после начала их производства. Более того они предлагают передать право на распоряжение патентами государству.
          Как известно, в Индии налажено широкое производство аналогов западных товаров, в т.ч. агрохимических и лекарственных препаратов. По стоимости они в 5-30 раз ниже, чем, например, в соседнем Пакистане. Дав «зеленую улицу» этому соглашению, Индия потерпит громадные убытки. Население же Индии не будет иметь доступ к ним. Это является нарушением конституции страны, гарантирующей, в частности, право на охрану здоровья, как считают индийские специалисты.
          В Индии хорошо знают печальный опыт Италии и Канады, где ТНК разорили фармацевтическую промышленность, в результате чего стоимость лекарств на местном рынке очень выросла. Полностью это можно отнести и к производству пестицидов.
          Секретариат ВТО раз в четыре года готовит доклад о торговой политике страны-члена ВТО. В докладе, рассмотренном в апр. 1998 г., говорится, что в целом в Индии процесс реформ идет, но недостаточно быстро и широко. Так, если он глубоко проник в текстильную промышленность и сферу телекоммуникац