Военная доктрина Франции

В июне 1998 г. в Париже состоялся семинар по вопросам французской концепции международной безопасности и военной доктрины, организованный совместно французским министерством обороны и женевским Центром исследований в области политики безопасности.

На семинаре выступили представители французских военных кругов, занимающиеся внешнеполитическими и военно-политическими вопросами. В частности, в выступлении заместителя начальника Управления по стратегическим вопросам французского МИД генерал-майора Ру была рассмотрена военно-политическая ситуация как на европейском континенте, так и в целом в мире. Прежде всего, сославшись на недавние заявления министра обороны Франции А. Ришара, генерал отметил, что вопрос о возвращении Франции в интегрированную военную систему НАТО фактически снят с повестки дня в связи с отказом США отдать под европейское или французское руководство южное командование НАТО. Это, впрочем, не означает, что Франция отказывается от сотрудничества со своими партнерами по НАТО в военной области или от попыток придать деятельности НАТО более европейскую направленность с передачей больших полномочий и перераспределением ответственности в пользу европейских членов союза.

Коснувшись вопроса расширения НАТО, выступающий подчеркнул, что при его решении должны быть максимально учтены интересы России. По его мнению, игнорировать Россию при изменении военно-политических границ Североатлантического союза было бы <непростительной стратегической ошибкой> для партнеров по НАТО. В этой связи необходимо наполнить реальным содержанием деятельность Совместного постоянного совета Россия-НАТО, предоставить России возможность по существу влиять на вопросы, решающиеся в рамках Союза. Теоретически выступающий допустил и возможность принятия России в члены НАТО, что, впрочем, как он сам отметил, на данный момент совершенно нереалистично. Что касается принятия в члены НАТО стран Центральной и Восточной Европы, Франция отдает приоритет расширению НАТО на юго-восток за счет таких стран, как Румыния. В то же время французы допускают вступление в НАТО прибалтийских стран только в случае, если это будет согласовано с Россией. Поскольку на данный момент это не представляется возможным, французская сторона считает, что эти страны могут быть подключены к европейским структурам безопасности путем вступления или сотрудничества с Евросоюзом, участия в работе ЗЕС и ОБСЕ.

В ходе обсуждения на семинаре был затронут иракский вопрос. Французы подтвердили свое нежелание решать периодически возникающие кризисные ситуации вокруг Ирака путем применения военной силы, считая, что этот метод не даст положительных результатов. Они считают, что иракская проблема должна решаться в рамках структуры ООН, прежде всего Совета Безопасности и Спецкомиссии по Ираку. В то же время французская сторона выступает за сохранение военного присутствия в непосредственной близости от Ирака и поддерживает также методы военного давления, которые не выливаются в открытое применение военной силы.

В контексте обсуждения французской военной доктрины были следующим образом изложены основные цели французской политики безопасности: защита стратегических интересов Франции, причем особенно подчеркивается значение французских интересов в регионах, где находятся заморские территории Франции или бывшие французские колонии; содействие укреплению международной стабильности, прежде всего путем участия в деятельности СБ ООН; строительство безопасности Европы путем сотрудничества в таких организациях как НАТО, ЗЕС, ОБСЕ.

Что касается угроз национальной безопасности, выступающие отметили следующее. В настоящее время не существует угрозы широкомасштабного военного нападения на европейскую часть Франции. Сохраняется угроза заморским французским территориям, а также французам, проживающим в бывших французских колониях. Существует возможность использования французских вооруженных сил в соответствии с двусторонними международными договорами, а также в составе международных сил по поддержанию мира. Существует серьезная угроза терроризма как на континентальной французской территории, так и в заморских департаментах.

Реформа французских вооруженных сил, их профессионализация, направлены на то, чтобы привести их в такое состояние, при котором они смогут успешно отвечать на угрозы, о которых речь шла выше. Прежде всего сохраняются французские силы ядерного сдерживания. При этом из их состава в ходе реформы армии исчезнет наземный элемент и останутся только военно-морской (4 ядерные подводные лодки) и военно-воздушный (самолеты \"Мираж 2000\" и в перспективе \"Рафаль\" ). Основным требованием, которое предъявляется к обычным вооруженным силам, является повышение их мобильности и возможностей развертываться в кратчайшие сроки в любом регионе мира: ставится задача, чтобы французская армия была способна перебросить и развернуть в любом регионе 30 тыс. человек в течение нескольких недель. Кроме этого французы считают необходимым повышение эффективности и автономности от США средств разведки и наблюдения, прежде всего космических. Речь идет о программе создания европейского разведывательного спутника \"Гелиос-2\", а также о проекте разведывательного спутника <Горус>, для которого французы еще не нашли себе партнера среди своих европейских союзников. Наконец, наряду с профессионализацией армии будет снижаться ее численность: так через 3 года, численность сухопутной армии составит 170 тыс. человек, ВМФ - 55 тыс. человек и ВВС - 70 тыс. человек. В то же время до 100 тыс. человек увеличится численность жандармерии, которая вместе с полицией (также 100 тыс. человек) превысит численность сухопутной армии. Выступающие отмечали также сложности, возникающие в социальной сфере при переходе армии на профессиональную основу.

При обсуждении вопроса об участии французских вооруженных сил в миротворческих операциях особенно подчеркивалась необходимость более глубокой проработки международно-правового статуса миротворческих сил в связи с различиями в латинском и англосаксонском праве. Кроме этого подчеркивалась необходимость изменения морально психологической подготовки французского солдата от традиционного конфронтационного типа в сторону подготовки солдат к участию в миротворческих миссиях.

В ходе дискуссии был затронут вопрос об угрозе ракетного распространения. В связи с этим французские военные сообщили о намерении развернуть в некоторых районах локальные тактические системы ПРО, направленные против ракет небольшой дальности преимущественно воздушного базирования.

В связи с вопросом о французской инициативе по противопехотным минам, выступающие отметили, что в составе французских вооруженных сил они будут в перспективе заменены или минами нелетального характера, или минами, которые будут подрываться военнослужащими на расстоянии.

26 ноября 1997 г. во французском сенате состоялся коллоквиум по проблемам урегулирования международных кризисных ситуаций. В нем приняли участие министр обороны Франции А. Ришар, председатель комиссии по национальной обороне Сената К. де Вильпэн, представители французских дипломатических, военных и промышленных кругов.

В выступлении А. Ришара отмечалось, что в последнее время Франция все чаще участвует в урегулировании международных кризисов как в рамках усилий международного сообщества, так и в одностороннем порядке (например, в ряде африканских стран). Другим примером, которому, по мнению министра, не уделяется достаточно внимания, является Албания. А. Ришар подчеркнул также, что Франция считает наиболее важным предотвращение возникновения кризисов, а не участие в их позднейшем урегулировании военным путем.

С чисто военной точки зрения, отметил министр, в последнее время к решению этих задач привлекается все больше различных видов и родов войск. При этом перед вооруженными силами ставятся задачи не только военного характера, но и, например, гуманитарного или по поддержанию общественного порядка. Он особо выделил роль разведывательных средств, в частности систем спутникового наблюдения в планировании и проведении миротворческих операций.

А. Ришар подчеркнул, что Франция выступает за повышение роли ООН в урегулировании международных кризисных ситуаций и в целом за скоординированные действия международного сообщества, а не меры одностороннего порядка в этих вопросах. Франция, с точки зрения министра, должна считаться также с растущей ролью неправительственных организаций в разрешении кризисов.

В заключение А. Ришар отметил, что нередко отрицательную роль в процессах миротворчества играют средства массовой информации, односторонне освещающие или искажающие происходящее. Примером этого может служить ситуация в Сомали.

В центре внимания других выступлений на коллоквиуме были вопросы адаптации французских вооруженных сил к урегулированию кризисных ситуаций в свете происходящей во Франции военной реформы. Все выступающие согласились с тем, что главным здесь является решение двух вопросов.

Первое - это повышение мобильности французских вооруженных сил и возможностей их переброски в различные районы мира. В этой связи стоит задача замены устаревающих французских транспортных самолетов <Геркулес> . Одним из вариантов ее решения, по мнению многих выступавших, является участие совместно с Россией и Украиной в проекте транспортного самолета <АН-70> .

Второе - необходимость повышения возможностей французских и европейских средств разведки и наблюдения и прежде всего создания современных спутниковых систем в этой области и разведывательных беспилотных самолетов - \"дронов\" . Выступавшие отмечали, что зависимость от США в этих вопросах недопустима. Выходом из сложившегося положения является европейское сотрудничество в военно-космической области. Не исключается также и сотрудничество с Россией и странами СНГ и Восточной Европы, так как там системы, аналогичные американским, могут оказаться значительно дешевле.

Следует отметить, что в ходе дебатов прозвучала также и критическая оценка опыта сотрудничества с Россией в кризисной ситуации в Руанде. По утверждению одного из выступавших, использование российских транспортных самолетов в этой стране обошлось французам дороже, чем привлечение американских \"Гэлэкси\" из-за \"чрезмерного количества партнеров и посредников\" с нашей стороны и <слишком сложной системы расчетов\" .

Армия. Министр обороны Франции Ален Ришар официально обнародовал 7 июля 1998 г. основные мероприятия второго этапа реструктуризации и сокращения вооруженных сил (ВС) страны в связи с поэтапным переходом к комплектованию армии на профессиональной основе.

Второй этап сокращений реализуется в соответствии с решением президента Франции Жака Ширака, принятым в феврале 1996 г. и на основании закона о военном строительстве на период 1997-2002 гг. Реформы затронут службу обеспечения, военное образование, структуру территориального командования и территориальную организацию трех видов ВС Франции - сухопутную армию, ВВС и ВМС. Второй этап реформирования будет осуществлен в период с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2002 г. (первый этап реформирования, начатый в 1997 г. в соответствии с решением бывшего правительства во главе с Аленом Жюппе, будет завершен в 1999 г.).

В 2002 году из ВС уйдут последние призывники. К этому периоду штатная численность профессиональной армии будет доведена до 434 тыс. человек (в том числе 83 тыс. гражданских специалистов). Для сравнения: в 1997 г. армия, формирование которой осуществлялось на основе всеобщей воинской повинности, насчитывала 577 тыс. человек, в том числе 74 тыс. гражданских специалистов.

Реформа предусматривает переход сухопутной армии от дивизионного принципа построения на бригадный. Всего в составе сухопутной армии будет сформировано 9 бригад, подчиняющихся главному командованию сухопутных войск, которое будет располагаться в Лилле.

В ВВС в 2001 г. будут расформированы две авиационные группировки (истребители <Ягуар> ), базирующиеся в Сен-Дизье. Командование средиземноморского округа ВВС будет расформировано, и вместо существующих в настоящее время трех округов будет осуществлен переход на два округа ВВС - северный и южный. Будут реорганизованы центры обнаружения, наведения и контроля за воздушным пространством. Два из четырех центров по материально-техническому обеспечению ВВС в Реймсе и Тулузе будут закрыты.

В ВМС с авианосца \"Фош\", а также трех сторожевых кораблей, находящихся ныне в эксплуатации, будет демонтировано вооружение. Будет расформирована одна военная флотилия. Береговое базовое обеспечение ВМС будет сосредоточено в трех портах - Бресте, Тулоне и Шербурге. Округ ВМС в Лорьяне будет расформирован.

Значительно усилятся силы жандармерии, призванные в перспективе более существенным образом участвовать в обеспечении обороны национальной территории.

Штатная численность центрального аппарата Генеральной делегации по вооружению Франции - органа министерства обороны, определяющего государственную политику в сфере закупки вооружений - будет сокращена на 20 %.

Одновременно с планами по дальнейшему структурному реформированию ВС Ален Ришар обнародовал мероприятия по сокращению и реструктуризации оборонного сектора промышленности. Наибольшие сокращения намечаются в секторе производства вооружений для сухопутной армии.

Экспорт оружия.

Французский военно-промышленный комплекс (ВПК) представляет собой сложную и необычную для большинства западных стран систему, для которой характерны нерыночное внутреннее регулирование и чрезвычайно тесные связи с государством, определяющие примат политического подхода к принятию большинства решений в этой области.

Помимо этого основными характеристиками французской модели ВПК в период с послевоенных лет до конца 80-х годов являлись: стабильность положения производителей, главенство основного производителя по типу продукции, постоянство планирования, особые неконкурентные формы рынков сбыта и многие другие.

Результаты, достигнутые французской оборонной промышленностью безусловно впечатляют. В 1990 г. ее годовой оборот превысил 124 млрд. франков (2 место среди западных стран после США). Экспортные поставки составили 38,6 млрд. франков (также 2-е место), а многие ведущие фирмы страны прочно заняли передовые позиции на мировом рынке этой наукоемной продукции.

Исчезновение биполярного противостояния повлекло за собой общую тенденцию к сокращению оборонных бюджетов. Во Франции государственное кредитование оборонных отраслей снизилось по сравнению с 1990 годом почти на 30 %, а объем международной торговли страны оружием сократился почти в два раза.

За последние 7 лет и мировой объем закупок на рынке вооружений снизился почти на 60 %. Эта тенденция вызвала резкое нарастание конкурентной борьбы среди экспортеров вооружений. У французских продавцов доля в мировой торговле оружием сократилось до 10-15 %. При этом они пытаются удержать старых клиентов в Северной Африке, на Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии и в Европе, а также осваивают новые рынки - ЮАР и Пакистан.

Одним из основных инструментов конкурентной борьбы становится политическое давление, что характерно в первую очередь для США. С приходом к власти администрации Клинтона вопросы продажи оружия постоянно находятся на контроле президентской администрации.

В качестве примера применения политического давления можно привести поставку французских самолетов \"Атлантик\" в Южную Корею. Действуя через своих \"агентов влияния\" в этой стране, США добились, чтобы вопрос о покупке этих самолетов 5 раз ставился на обсуждение в межминистерском комитете по закупке вооружений и все пять раз голосование было в пользу Франции. Тогда США \"помогли\" корейскому министру обороны уйти в отставку, а нового пригласили на 10 дней в Вашингтон. В результате Южная Корея закупила американские самолеты.

Для стран Азии и Ближнего Востока убедительным аргументом в пользу американского оружия является обещание поместить покупателя под \"зонтик безопасности\" США. В этом смысле война в Персидском заливе была мощной рекламной кампанией для американского оружия.

Для Европы, для союзников по НАТО и будущих членов этой организации основным аргументом является единообразие вооружений. Благодаря этому аргументу, а также в результате личного вмешательства президента Клинтона, Румыния предпочла закупить 90 американских вертолетов, практически не рассматривая более выгодные французские предложения. При этом следует учитывать, что США - категорически против принятия Румынии в НАТО в ближайшем будущем, а Франция является ее стратегическим союзником. Вместе с тем, французскому руководству пришлось отозвать свою лицензию из Румынии на производство вертолетов \"Пума\" .

С целью поднятия престижа администрация президента США готова предоставить Овальный зал Белого дома для торжественного подписания контрактов. Что касается Франции, то проведение такой же акции в Елисейском дворце представляется маловероятным. Существенным скачком во французском менталитете явилось вмешательство Ж. Ширака в сделку с Испанией. В ходе личной встречи с испанским премьер-министром была достигнута договоренность, что Испания закупает боевые вертолеты франко-немецкого производства \"Еврокоптер\", а Франция - 8 транспортных самолетов \"Каса\" испанского производства.

Официальной чертой французских фирм при подготовке контрактов является неторопливость и обстоятельность. При этом их неторопливость не означает нерасторопности. Особенно это стало заметно с 1995 года, когда во главу угла стал не сам факт продажи оружия, а всесторонняя помощь со стороны продавца. Эта помощь может быть выражена в подготовке специалистов, в развитии военной или гражданской промышленности покупателя, его военной инфраструктуры, техническом обслуживании продаваемого вооружения и его модернизации.

Например, контракт на поставку в Саудовскую Аравию трех фрегатов типа <Ла Файет> (объем контракта 1,9 млрд. фр.) предусматривает техническую помощь в строительстве военно-морской базы в этой стране. Поставка в Пакистан подводных лодок типа \"Агоста\" сопровождается техническим переоснащением еще одной такой же подлодки, уже имеющейся на вооружении ВМС Пакистана. В качестве приложения к контракту на поставку в Объединенные Арабские Эмираты четырех фрегатов имеются разработки по обучению персонала, стажировке, постройке мастерских по ремонту, поставкам запчастей и техническому обслуживанию.

Особенно привлекательным для покупателя пунктом контракта является не только создание производственных мощностей на месте, но и постройка части предусмотренного контрактом вооружения на этих мощностях. При этом предусматривается продажа лицензии и поставка комплектующих частей из страны-продавца. Так, в 1994 году был заключен контракт на продажу в ЮАР четырех фрегатов типа \"Ла Файет\" (объем контракта 2,3 млрд. франков). При этом только один корабль строится во Франции, сборка остальных будет производиться в ЮАР. Из четырех подводных лодок \"Агоста\", проданных в Пакистан, две строятся в Карачи.

В 1995 году Франция и Турция заключили контракт на поставку 30 боевых вертолетов АС-532. Сборка всей партии предусматривалась во Франции. В начале 1997 года контракт был модифицирован и сборка машин будет производиться на заводах в Турции. Одна из причин уступчивости Франции - предстоящая борьба за продажу в эту страну 100 новейших вертолетов \"Тигр\" .

Современный контракт на поставку вооружений практически никогда не предусматривает немедленной полной оплаты. При продаже французского оружия предоплата составляет 10-15% от стоимости контракта с последующей рассрочкой на несколько лет. Однако при завоевании нового рынка Франция готова идти еще на более существенные уступки, конечно, если речь идет о кредитоспособном партнере. Так, в уже установившемся контракте на поставку в Саудовскую Аравию фрегатов типа \"Ла Файет\" сумма первоначального взноса составила чуть более 1% от общей стоимости.

В конкурентной борьбе с США Франция делает основной упор на продаже нового и новейшего вооружения. Основной мотив такой политики: поддержание собственной военной промышленности на высоком техническом уровне. Так, продажа 12 вертолетов типа \"Суперпума\" в год обеспечивает нормальную работу такого гиганта, как \"Еврокоптер\" . Поэтому Франция не стремится только к крупным заказам. Например, имеются контракты на поставку 5-15 вертолетов, 2-4 кораблей малого тоннажа, имеющие целью не только закрепиться на том или ином рынке, сколько обеспечить загрузку имеющихся производственных мощностей.

С 1994-95 гг. Франция стала испытывать трудности и с заключением такого рода контрактов. Основных причин две: во-первых, появление на рынке новых стран-продавцов, например Бразилии. Во-вторых, обострилась конкурентная борьба с США. Французские продавцы жалуются, что американцы готовы продать по низкой цене несколько единиц вооружения, понимая, что, например, для Франции потеря такого контракта приведет к закрытию заводов. Для США потери возместятся сполна после устранения конкурента. К тому же огромный внутренний рынок не позволит разориться предприятиям. Наличие большого внутреннего рынка позволяет США вести борьбу и на другом направлении конкуренции: продажа или сдача в лизинг бывшего в употреблении оружия. Для Франции это является скорее исключением.

Что касается в целом конкурентной борьбы европейских и амерканских компаний, то первые более разобщены и поэтому менее приспособлены к выживанию. Если в США имеется около 150 основных подрядчиков, то в Европе их более 750, что ведет не только к распылению усилий (капиталовложения, НИОКР), но и, как следствие, к увеличению цены на конечную продукцию. Французское руководство страны предпринимает активные усилия к созданию новых международных промышленных альянсов, заметно повысился уровень участия Франции в совместных с европейскими партнерами разработках. Однако первые попытки европейцев по кооперации пока не привели к существенным изменениям в расстановке сил на рынке вооружений, хотя и создали заслон на пути американского оружия в Европу.

К успехам в этой области можно отнести совместные программы по созданию новейших самолетов \"Торнадо\", АТФ (перспективный европейский истребитель), франко-германского вертолета \"Тигр\", европейскую космическую программу и т. д. В ближайшие годы планируется объединить усилия 5-7 стран в создании европейского транспортного самолета на замену американского \"Геркулес\" С-130.

В июне 1997 года в ходе авиационной выставки в Ле Бурже политическое руководство Франции прямо высказалось за самое широкое развитие кооперации в производстве вооружений.

В 70-е годы произошел резкий скачок закупки авиационных вооружений. Ожидается, что в 2002-2005 гг. произойдет новый скачок, связанный с обновлением авиационного парка. Специалисты оценивают количество самолетов, подлежащих замене, в 6000 единиц. Вместо них будет закуплено 2500 новых летательных аппаратов. Франция готова будет предложить свои \"Рафаль\" и \"Тигр\", а также соответствующее ракетно-бомбовое снаряжение к ним. В стадии первоначальной проработки находятся контракты с Турцией, Австралией, Южной Кореей, Объединенными Арабскими Эмиратами.

Кроме того, Франция постарается сохранить свои позиции в продаже кораблей водоизмещением менее 5000 тонн (прежде всего фрегаты типа \"Ла Файет\" ) и сухопутного вооружения в страны Персидского залива.

Наука.
В своем развернутом интервью газете <Фигаро> от 29 июня 1998 года Министр национального образования, научных исследований и технологий Франции Клод Аллегр представил основные направления правительственной политики в области научных исследований.

По словам Министра, французская наука в целом высоко котируется в мире. Ее относительно слабыми местами являются исследования в области биотехнологии, информационных технологий, медицинской информатики, а также недостаточный вклад в создание национального богатства и новых рабочих мест.

Стратегическими направлениями заложенной генералом де Голлем научной политики Франции после второй мировой войны были обеспечение национальной независимости страны в военной и энергетической областях, а также в области транспорта и космоса. Эта стратегия опиралась прежде всего на крупные государственные предприятия и хорошо подготовленный инженерный корпус, способный решать поставленные задачи. Результатами ее реализации стали сверхзвуковой пассажирский самолет \"Конкорд\", самолеты семейства \"Аэробус\", высокоскоростной железнодорожный транспорт, мощная аэрокосмическая промышленность и атомная энергетика. При этом на разработку ракеты-носителя \"Ариан\" или самолета \"Аэробус\" Франция потратила в пять раз меньше средств, чем американцы при создании аналогичной продукции, что свидетельствует о высоком уровне французских ученых.

Однако в настоящее время ситуация как внутри страны, так и в мире изменилась. Это касается прежде всего изменений в структуре промышленного аппарата и появления новых технологий. На первый план выходит лучшее использование <серого вещества>, а не природных ресурсов. На это нацелена и государственная поддержка научных исследований. В целом, относительная доля бюджета, выделяемая во Франции на НИОКР, практически совпадает с аналогичными бюджетными усилиями США, Германии или Великобритании. Вопрос здесь переводится в плоскость рационального распределения этих государственных средств. Слабым местом Франции остается низкий уровень финансирования научных исследований частным сектором. Одним из способов улучшения данной ситуации французы видят в прекращении дотирования исследований на крупных фирмах (до последнего времени 86% государственной помощи на научные исследования концентрировались в руках шести промышленных групп) и в переносе акцента на малые инновационные предприятия, которые обеспечат увеличение числа рабочих мест и создание новых технологий. Главным стимулом промышленных исследований должна стать коммерция. Научные исследования должны проводиться, чтобы зарабатывать деньги, а не \"показывать научную красоту проекта\" .

Важной проблемой остается старение научных кадров. Так, например, средний возраст ученых Национального центра научных исследований Франции составляет 47 лет. Это негативно сказывается на продукции научных учреждений, так как принципиально новые технологии чаще всего создаются молодыми специалистами, которые достаточно скептически относятся к <традиционным знаниям> . Со старением кадров связана и сильная бюрократизация французской системы научных исследований, что не дает молодым ученым достаточной автономии в работе. Для преодоления указанных негативных явлений планируется эволюционно преобразовать эту систему. Одним из первых элементов такого преобразования призван стать закон по инновациям, проект которого планировалось подготовить к ноябрю 1998 г.

Закон будет способствовать созданию предприятий самими учеными, главным образом, путем передачи полученных разработок в промышленность. Он предусматривает, в частности, что научный работник при создании предприятия в течение восемнадцати месяцев может использовать лабораторию (например, телефон, секретариат), где он работает, для нужд своего предприятия. После создания предприятия за исследователем в течение пяти лет сохраняется право вернуться на прежнюю должность в случае, если проект закончится неудачей. Крупным научным организациям будет вменено в обязанность оказывать содействие в создании малых предприятий. Проект закона предусматривает набор фискальных льгот для компаний, инвестирующих средства в научные исследования. Физические лица, вкладывающие деньги в инновационные предприятия, смогут вычитать эти суммы из налогов до 400 тыс. фр.

Одновременно будет осуществлен ряд структурных преобразований, направленных на обеспечение лучшей координации действий различных научных организаций и министерств. В частности, проект закона по инновациям готовится совместно Министерством национального образования, научных исследований и технологий и Министерством экономики, финансов и промышленности. Это же касается и выбора перспективных областей исследования. Предполагается, что Правительство Франции определится в этом вопросе с учетом мнения всех министерств. С точки зрения Клода Аллегра, одним из главных приоритетов страны должны стать медицинские исследования, где разработка новых технологий позволит существенно уменьшить бюджетные расходы на социальные нужды. Так, например, при развитии телемедицины люди преклонного возраста смогут проходит медицинское обследование с помощью специального браслета не выходя из своего дома, а не в течение трех дней в больничных условиях.

Одним из органов, координирующих действия министерств в сфере науки, является Межминистерский совет. На нем рассматриваются принципиальные вопросы научно-технической политики, включая организационную структуру проведения научных исследований. В частности, решено создать Национальный совет по науке, который будет выступать в роли научного консультанта Правительства и представлять ему свое мнение по всем аспектам науки и техники, начиная от \"бешенства коров\" до ядерных отходов и озоновых дыр.

Большое внимание уделяется проблеме эффективного использования бюджетных средств, идущих на научные исследования. В настоящее время эти средства распределяются между лабораториями. На Межминистерском совете принято принципиальное решение, что отныне они будут выделяться непосредственно ученым в зависимости от их квалификации и предлагаемых ими исследовательских проектов. За государством останется выбор приоритетов и формулирование национальных программ, в рамках которых конкретные проекты будут предлагаться самими учеными. Предполагается создать более прозрачную и более объективную систему отбора проектов. Это возможно только в том случае, если французская наука еще в большей мере будет интегрирована в европейскую.

Уже сегодня все действия по преобразованию научно-технической сферы на национальном уровне координируются в рамках Европы. Наметился переход к новой фазе интеграции. Планируется создать научно-исследовательские франко-германские лаборатории на территории Франции, Германии и США. Параллельно в рамках Европейского Союза ведется работа по реформированию системы управления Комиссией в целях сделать процедуру принятия ее решений более открытой, чтобы ученые были в большей мере вовлечены в этот процесс, и выносимые в виде тендера проекты отражали реальные потребности. Это является важным моментом, так как научно-исследовательские программы по своему значению занимают второе место в Брюсселе после программ в области сельского хозяйства.

Касаясь отдельных направлений исследований, Клод Аллегр отметил, что последние опыты в области генетики в целом не являются более опасными, чем работа с рядом химических продуктов на заводе. Если бы не шли на сознательный риск в исследованиях, то, например, пластик не был бы изобретен. Это не означает, что работа в области генетики должна вестись без предосторожностей. Это также относится и к ядерным исследованиям. Необходимо определить проблему, а не отбрасывать ее. Наука должна служить обществу, решать его сложные проблемы. \"Общество, которое будет придерживаться принципа нулевого риска в научных исследованиях, обречено на гибель\" .

В области космических исследований ставится задача сохранить завоеванные Францией позиции (по мнению французского министра, сейчас она является второй державой в мире). В этих целях она должна лучше использовать свои сильные стороны и не растрачивать деньги на проекты, не имеющие научной ценности. Космические методы должны дать возможность лучше изучить Землю, формирование погоды, причины природных катастроф, оценить продуктивность Мирового океана, обеспечить передачу информации не попадая в зависимость от американцев, построить европейскую систему спутниковой навигации. Другими словами, космос должен служить на благо Земли. Необходимо сотрудничать с США. Это касается таких крупных проектов, как исследование планет, возвращение образцов их почв на Землю. В частности, с использованием ракеты-носителя \"Ариан-V\" планируется в 2005 году получить пробу грунта Марса. Совместно с Европейским космическим агентством изучается возможность взятия проб на Венере и Меркурии. Все это явилось основанием полной переориентации космической политики Франции.

В заключении французский министр подчеркнул, что фундаментальная наука остается главным приоритетом страны. \"Нельзя изобрести электричество улучшая свечу\" . Научные исследования не должны быть подчинены тол