На Францию приходятся около 7% мирового экспорта. В 1997 году французский экспорт составил 1685 млрд. франков и увеличился почти на 12%, в том числе в страны Восточной Европы - на 30%. Положительное сальдо внешней торговли достигло 179 млрд. фр., что является абсолютным рекордом. Почти вдвое (до 142 млрд. фр.) по сравнению с предшествующим годом возросло положительное сальдо по продукции машиностроения. На четверть увеличилось положительное сальдо по продукции АПК, составив около 236 млрд. фр. Как уже ранее отмечалось, именно за счет внешней торговли, точнее ее экспортной составляющей, французская экономика была на подъеме в 1997 году. Объем импорта возрос в 1997 году на 8% и достиг 1506 млрд. фр.
Ожидалось, что в 1998 году под влиянием азиатского кризиса заметно сократится прирост внешней торговли Франции. Экспорт увеличится на 6,4%, а импорт - на 5,6%. Положительное внешнеторговое сальдо должно сохраниться в пределах 170-172 млрд. франков.
Устойчивое оздоровление внешнеторгового баланса Франции наблюдается с начала 90-х годов. В целом за последние 7 лет импорт увеличился на 22% (в нем преобладают энергоносители, продукция цветной металлургии, целлюлозно-бумажные товары, продукция электронной промышленности, бытовые приборы, ткани, одежда, лесоматериалы и мебель), а экспорт вырос на 45% (на зарубежные рынки поставляются сельскохозяйственные и продовольственные товары, автомобили и авиатехника, прокат черных металлов, электротехническая и парфюмерно-косметическая продукция).
Важными факторами, способствовавшими развитию внешней торговли и улучшению баланса торговых операций, явились высокое качество и конкурентоспособность французских товаров, взвешенная политика цен, наступательное проникновение на зарубежные рынки, внимательное их изучение и способность быстро реагировать на спрос, благоприятная конъюнктура и обеспечение за французскими фирмами иностранного портфеля заказов, расширение сети малых и средних предприятий, которые, удовлетворяя растущие потребности внутреннего рынка, активно ищут выход на зарубежных партнеров. Специалисты также причисляют к этому перечню стабилизацию курсов в рамках европейской валютной системы и повышение курса доллара, что, по их мнению, сопровождается усилением экономической активности.
Наибольшее положительное сальдо было достигнуто по таким позициям, как торговля автомобилями и наземным транспортом (63,9 млрд.фр., чему способствовало снижение импорта вследствие правительственных мер по защите национальных производителей и удачная конъюнктура на европейском рынке), поставки производственного оборудования (63,7 млрд.фр., несмотря на увеличение ввоза импортного оборудования, что было достигнуто благодаря продаже 107 широкофюзеляжных самолетов <Аэробус> и удовлетворению спроса на предметы электроники и офисную технику) и сбыт сельскохозяйственной и продовольственной продукции (64,3 млрд.фр., главные статьи - вино и мясопродукты). Значительно улучшился баланс в торговле предметами широкого потребления и полуфабрикатами (отрицательное сальдо уменьшилось на 6 млрд.фр. до уровня 1,3 млрд.фр. благодаря увеличению экспорта парфюмерных и фармацевтических товаров). Торговый дефицит увеличился только в энергетической сфере (он превысил 85 млрд.фр., при этом импорт природного газа и сырой нефти вырос соответственно на 19,3 и 10,5%).
Несмотря на увеличение французского экспорта в государства, являющиеся традиционными партнерами (в США и Великобританию на 21%, в Испанию на 14% и в Италию на 13%), торговые связи с новоиндустриальными странами Азии (включая Китай, Республику Корея и быстроразвивающиеся государства Юго-Восточной Азии), Восточной Европы и Ближнего Востока развивались более динамично. Наибольший дефицит в двусторонней торговле остается с США, Японией и Норвегией.
За 1997 год значительно увеличились поставки французской продукции в Россию (на 44%, при снижении импорта на 1,7%). Ряд французских экспертов полагает, что финансово-экономический кризис в России и девальвация рубля негативно скажется на объеме французских продаж в целом, хотя доля России во французском экспорте составляет менее 1%.
Основные прибыли были получены на европейском рынке развитых стран, являющихся главными конкурентами Франции, что свидетельствует о высоком качестве ее товаров. На государства Евросоюза приходится две трети французского экспорта, что немаловажно при оценке последствий азиатского кризиса для внешней торговли.
В 1998 году экспорт в Азию замедлился, <зависли> некоторые контракты (в том числе на поставку <Аэробусов> ), импорт же не пострадал и осуществляется в тех же объемах, что и в 1997 г., но по более низким ценам.
Несмотря на нынешнее снижение динамики французского экспорта и ослабление общемирового спроса на французскую продукцию, прогнозы развития внешней торговли достаточно оптимистичны. В 1998 г. ожидался рост товарооборота на 16% при меньшем, чем в 1997 г. положительном торговом сальдо. За первую половину 1998 года оно составило 83,2 млрд.фр., что на 5,5 млрд.фр. больше, чем за аналогичный период прошлого года (этому во многом способствовало обеспечение портфеля заказов для французских фирм со стороны ЕС и США). Хотя рекордов 1997 г. повторить не удастся, специалисты говорят об устойчивом развитии внешней торговли Франции.
Определенные надежды в этом плане связываются с введением евро, что должно стимулировать товарообмен на едином денежном пространстве, благоприятно повлиять на снижение внутренних налогов и стоимости сделок, связанных с конвертируемостью и риском потерь при валютном обмене.
Выход на внешний рынок малых и средних предприятий рассматривается в качестве еще одного резерва повышения внешнеторговой активности.
В целях устранения недостатка информации об экспортных возможностях на рынках потенциальных партнеров усиливается взаимодействие между МИД и Департаментом внешнеэкономических связей Минэкономики. При посольствах Франции работают так называемые посты внешнеэкономического развития, являющиеся по сути их торгово-экономическими отделами. Все более отчетливо в деятельности внешнеполитического ведомства выделяются экономические задачи при одновременном овладении передовыми информационными технологиями. Для информационного обеспечения французских фирм, в том числе в рамках Французского центра внешней торговли, повышения эффективности оказываемой им помощи в проникновении на зарубежные рынки компаниям предлагается отчислять в бюджет по 1% с их оборота. Фактически речь идет о выработке на основе собираемых сведений и экономической информации государственной стратегии развития внешней торговли.
Информцентр. Французский Центр внешней торговли (ФЦВТ, возглавляется Жаном-Даньелем Гардером) является государственной организацией, входящей в структуру министерства экономики, финансов и промышленности Франции. Он рассматривается как головная организация в системе поддержки внешней торговли Франции и является главным деловым центром, осуществляющим информационное обеспечение французских государственных учреждений, предприятий, фирм и отдельных предпринимателей, участвующих в международных экономических обменах.
Во Франции существует весьма развитая и эффективная система содействия и поддержки внешней торговли, в которую входит около 20 организаций и учреждений. Их деятельность направляется государством и нацелена на обеспечение реальной и эффективной помощи французским предприятиям-экспортерам.
В сфере международной торговли, во многом благодаря принимаемым властями мерам, Франция обеспечивает себе прочные позиции в мире - на ее долю приходится 7% общемирового экспорта (4 место) и 4,8% (5 место) импорта товаров. Экспортная направленность внешней торговли страны - ее положительное сальдо в 1997 г. составило 179 млрд. фр. (почти 30 млрд. долл.), а темпы роста экспорта французских товаров (12% за 1997 г.) опережали общемировые (8%) - является в последнее время одним из наиболее действенных факторов обеспечения устойчивого роста экономики Франции.
Деятельность Французского Центра внешней торговли заключается в сборе, обработке и распространении информации, адресованной в первую очередь профессионалам-аналитикам, работающим в сфере международной торговли, а также руководителям предприятий-экспортеров, осуществляющим международную деятельность или желающим выйти на зарубежные рынки.
Информация четко структурирована по географическому, отраслевому и методологическому принципу и представлена в виде баз данных, справочников, справок и ссылок, в т. ч. электронных. ФЦВТ издает большое количество периодических изданий и книг, брошюр, других материалов по широчайшему спектру проблем экономического сотрудничества и международной торговли, а также проводит семинары и коллоквиумы во Франции и за рубежом.
Центр имеет свой сайт в Интернете, на территории Франции доступ к базам его данных обеспечен также через информационную сеть <Телетель>, широко распространенную по всей стране. Поиск и отбор информации в электронных базах данных производится клиентами Центра бесплатно в режиме on-line, а получение отобранной информации возможно на коммерческих условиях (в виде файловой или печатной продукции).
ФЦВТ располагает т. н. <службой ориентации>, которая анализирует запросы клиентов и адресует их к соответствующим экспертам, направляя в службу или организацию, которые могут квалифицированно ответить на любой специфический запрос клиента. С этой целью Центром поддерживаются тесные связи с аналогичными организациями, экспертными группами, информационными центрами и госучреждениями на различных уровнях - региональном, национальном и международном.
Анализ внешнеэкономической информации проводится специалистами Центра на основе ежедневно обновляемых данных, получаемых из самых разнообразных источников - торгово-экономических отделов посольств и консульств Франции за рубежом, баз данных французских госучреждений, статистических и таможенных органов, международных экономических организаций, компьютерных сетей, периодической специализированной прессы и т. п. Обзоры конъюнктуры рынков по странам и товарам (объем такого обзора - несколько страниц) публикуются Центром дважды в месяц.
В ФЦВТ, помимо собственных изданий, можно приобрести также материалы торгово-экономических отделов посольств и консульств Франции за рубежом, публикации международных организаций (ООН, МВФ, ВТО, ОЭСР, ЕС и др.), справочные и периодические издания по юридической, налоговой, таможенной, внешнеторговой проблематике. Каталог этих материалов, распространяемый в печатном и электронном виде, а также на лазерных дисках, включает в себя более 4000 наименований.
Центр занимается информационным обеспечением международных выставок и ярмарок за рубежом, в которых принимают участие французские предприниматели. По этому разделу информационной работы Центра ведется обширнейшая база данных, в которую только в 1998 г. поступила подробная классифицированная информация по 2224 международным ярмаркам и салонам, проводимым в 119 странах мира.
ФЦВТ информирует национальных предпринимателей о возможностях сотрудничества по конкретным областям и проектам. Вся информация о предложениях по кооперации со стороны французских предпринимателей, ищущих партнеров за рубежом, а также потенциальных зарубежных партнеров (включая предложения по конкретным торговым сделкам, по представительству интересов, поиску инвесторов, подрядчиков, лицензионному сотрудничеству, передаче технологий и т. п.) ежедневно заносится в специальную базу данных, через которую ежегодно проходит до 12 тыс. предложений.
Здесь же аккумулируется информация по государственным тендерам, открываемым в зарубежных странах и о возможностях для французских инвесторов по участию в приватизационных мероприятиях за рубежом (по этому разделу ежемесячно публикуется около двух тысяч предложений). В той же базе содержится информация о примерно 1200 крупных международных проектах, к участию в которых приглашаются зарубежные участники.
Одним из направлений работы Центра является организация регулярных неформальных встреч представителей французского и европейского бизнеса, в руках которых находятся основные рычаги управления стратегией и тактикой крупного капитала в сфере международного сотрудничества на европейском уровне. Эти бизнесмены формируют под эгидой ФЦВТ своего рода закрытый привилегированный клуб, в состав которого входят президенты, генеральные директора или ответственные за международные связи крупнейших французских и европейских компаний, банков, а также ответственные сотрудники государственных учреждений (всего около 180 чел.; через их фирмы \"проходит\" не менее 25 % французских экспортных операций).
Встречи проводятся без заранее определенной повестки дня в неформальной обстановке. На них приглашаются представители экономической и управленческой элиты различных стран. Участники встреч свободно участвуют в дискуссии, обмениваясь мнениями по основным проблемам европейской и мировой экономики, намечая стратегию и тактику совместных действий, разрабатывая конкретные шаги по развитию проектов двустороннего и многостороннего сотрудничества.
По оценке руководства ФЦВТ, эти встречи имеют весьма высокую эффективность с точки зрения установления неформальных контактов и отношений делового партнерства между ее участниками и зачастую позволяют находить решения весьма сложных проблем, затрудняющих нормальное развитие международного экономического сотрудничества.
Более тесные контакты с руководством Центра, использование его опыта поддержки национальных предприятий, участие представителей российской экономической элиты в работе неформального клуба в рамках ФЦВТ могли бы способствовать проникновению на зарубежные рынки российских предприятий, углублению прямых контактов с крупными руководителями французского и европейского бизнеса, улучшению имиджа России в Европе и мире.
Страхование экспорта. Страхованием экспортных кредитов во Франции занимается КОФАС (Compagnie Francaise d\"Assurance pour le Commerce Exterieur - Французская компания по страхованию внешней торговли). Она создана в 1946 г. в форме акционерного общества с уставным капиталом в 300 млн. фр.
За свой счет КОФАС покрывает коммерческие риски во всех странах, а также политические риски в странах-членах ОЭСР, кроме Турции, при условии, что продолжительность риска не превышает три года. С 1 января 1990 г. страхование от подобных типов рисков в странах ОЭСР (кроме Турции) не обеспечивается гарантией французского государства. От политических и коммерческих рисков в других странах КОФАС страхует за счет государства.
По предварительным подсчетам, к концу 1998 года операции по страхованию КОФАС за счет государства должны были принести государственному бюджету годовую прибыль в размере более чем 6 млрд. франков.
Формирование государственной политики в области экспортных кредитов возложена на Дирекцию внешнеэкономических связей и Казначейство Министерства экономики, финансов и промышленности Франции. Ответственные сотрудники Дирекции, Казначейства и других государственных органов, в том числе КОФАС, входят в состав специальной межведомственной комиссии по гарантиям и внешнеторговым кредитам. Комиссия в принципиальном плане рассматривает возможность страхования контрактов и кредитов.
Принципиальные направления политики в области экспортных кредитов, на которые распространяются гарантии государства, вырабатываются в начале каждого года Министерством экономики, финансов и промышленности. Заявки на страхование кредитов направляются в КОФАС, которая изучает их и передает в межведомственную комиссию. Решения по страхованию экспортных кредитов с гарантией государства принимаются директором Дирекции внешнеэкономических связей по согласованию с комиссией. КОФАС может в некоторых случаях самостоятельно принимать решения в рамках полномочий, делегируемых ей руководством Дирекции внешнеэкономических связей. Непосредственно страхованием гарантируемых государством кредитов, определением и взиманием ставок премий и возмещением ущерба занимается КОФАС за счет государства.
За свой счет КОФАС страхует также внешнеторговые операции частного сектора. В некоторых случаях страхование может быть совместным с другой страховой компанией.КОФАС не пользуется монопольным правом страхования кредитов, связанных с внешнеэкономической деятельностью. В сфере страхования кредитов от коммерческих и политических рисков предусматривается конкуренция с другими страховыми компаниями.
КОФАС предлагает широкий спектр услуг по страхованию от коммерческих и политических рисков. В сфере страхования экспортных кредитов различают два типа страховки: первый - когда покупатель находится в регионе ОЭСР, и второй - если покупатель не является резидентом страны-члена ОЭСР.
В первом случае, гарантийная сумма покрывает 85% убытка, если неплатежи носят коммерческий характер, в сроки от 2 до 5 месяцев в зависимости от величины убытка. Если неплатежи связаны с политическими причинами, то кредитору возмещаются 90% убытков в сроки от 5 до 6 месяцев в зависимости от их величины. Подобным типом страхования экспортных кредитов могут воспользоваться промышленные или коммерческие предприятия с суммарным годовым кредитованием ниже 1,5 млн. фр. на срок до 120 дней. Плата за страхование таких кредитов является абонентной и составляет от 12 тыс. до 16,5 тыс. фр. в год.
Во втором случае, базовые ставки премии за страхование экспортных кредитов определяются в зависимости от группы риска страны, которой предоставляется кредит, и сроков кредита. КОФАС выделяет четыре группы страхового риска, по которым распределены страны. При расчете рисков, связанных с экспортными кредитами, КОФАС принимает во внимание четыре основных фактора: 1) политическая стабильность; 2) экономическая стабильность; 3) социальная стабильность; 4) наличие прочной законодательной базы в области кредитования. При этом по каждому из этих факторов определяется три временные характеристики: краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная. Методология разбивки стран на группы риска и подсчетов премий является конфиденциальной информацией. Известно лишь, что при страховании кредита на 5 лет иностранному покупателю национальных экспортных товаров или услуг, являющемуся частным лицом, премия составит от 0,89% до 9,9% в зависимости от группы риска, а если покупатель представляет государственный сектор, то от 0,6% до 7,1%.
В настоящее время в КОФАС ведется работа по приведению методологии расчетов базовых ставок премий за экспортные кредиты в соответствие с методологией ОЭСР. Этот процесс должен завершиться к 1999 г. Это создаст равные условия в конкурентной борьбе в области страхования экспортных кредитов между США и европейскими странами, т. к. на сегодняшний момент в Соединенных Штатах существует \"непрозрачная\" система премий и финансирования экспорта, что позволяет им в одностороннем порядке занижать базовые ставки премий за кредиты, предоставляемые какой-либо отдельной стране, без согласования с другими странами-членами ОЭСР.
Таможня. Главное управление таможни является функциональным подразделением Министерства экономики, финансов и бюджета. Таможне отведена важная роль в развитии торгово-экономического и промышленного сотрудничества как в двусторонних, так и в многосторонних отношениях Франции с другими государствами. На таможенную службу возложено выполнение целого ряда задач, имеющих политическое, экономическое и социальное значение в обеспечении стабильности и безопасности внутреннего производства, а также в формировании государственной казны.
Во главе таможенных органов страны стоит генеральный директор таможен и косвенных сборов, назначаемый декретом правительства по предложению министра, ответственного за бюджет. Генеральный директор в повседневной деятельности подчиняется этому министру. Коллегиальным органом управления является административный совет, состоящий из генерального директора, шефа кабинета, начальников подуправлений и шефа инспекции региональных служб.
Непосредственно генеральному директору подчинены две службы: инспекция региональных служб и французский комитет по упрощению процедур во внешней торговле.
Инспекция региональных служб контролирует деятельность таможенных служб на местах. Реально этот орган не участвует в инспекциях, проводимых центральными органами в регионах, а является лишь совещательным органом при генеральном директоре. Как правило, инспекции проводятся либо функционерами центрального аппарата, либо счетной палатой Министерства финансов.
Кабинет состоит из двух отделов: информации и связи, технического сотрудничества. Шеф кабинета является заместителем генерального директора и замещает его в случае отсутствия или болезни. Отдел информации и связи занимается выработкой нормативных документов и информированием таможенных служб на местах о введении новых законов и подзаконных актов. Отдел технического сотрудничества отвечает за взаимодействие с таможенными органами других государств.
Кроме указанных органов в центральном аппарате имеется шесть функциональных подуправлений: кадров и бюджета; организации и административного управления службами; статистики и информации; юридическое; регламентации товаропотока; налоговое, нефтепродуктов и транспорта. Таможенные службы, находящиеся вне центрального аппарата, подразделяются на две категории: внешние органы региональной компетенции, внешние органы национальной компетенции.
Территория Франции разделена на 40 региональных округов,каждый из которых имеет своего регионального директора. Некоторые из округов объединены в межрегиональные управления со своими межрегиональными директорами.
Кроме того, в каждом округе имеется свое управление таможенных сборов, ведущее централизованную бухгалтерию. Эта служба занимается также следующими задачами:направление на реализацию конфискованных и незатребованных грузов; осуществление функций хранителя морской ипотеки в портах; выдача разрешений, предусмотренных таможенным кодексом, при осуществлении внешнеторговых операций; выдача сертификатов на импорт мяса говядины и молочных продуктов.
Каждое региональное управление состоит из подразделений, во главе которых находятся заместители регионального директора или главные инспектора.
В компетенции региональных управлений находятся таможенные бюро, которые и применяют на практике таможенную регламентацию. Бюро располагаются вдоль границы, а также в портах, аэропортах, вокзалах и пунктах разгрузки большегрузных автомобилей, где осуществляется значительная коммерческая перевозка с зарубежными странами. Всего на 1. 01. 97 г. насчитывалось 392 таможенных бюро. Кроме того, основываются бюро внутри страны в крупных промышленных цетрах, осуществляющих активную внешнюю торговлю.
Кроме классических таможенных бюро в каждом департаменте имеется не менее одного центра по растаможиванию. Техника их работы кардинально отличается от бюро: служащий центра сам перемещается к производителям товара перед его отправкой за границу для осуществления таможенных формальностей. При этом достигается двоякий результат. Во-первых, упрощается сама процедура проверки товара, особенно в случае его экспорта: нет необходимости разгрузки, распаковки и последующей погрузки товара, если он уже проверен у производителя.
В практике таможенных служб ЕС встречаются совмещенные таможенные бюро двух пограничных стран. Во Франции они встречаются только на франко-германской границе на автомобильных магистралях (Страсбург, Ферней, Киеврен). Их работа основана на двусторонних договорах. Принцип функционирования: в ходе одной таможенной операции осуществляется две - импорт из одной страны и экспорт в другую одного товара.
Все остальные таможенные бюро разделяются на три категории: полномочные, ограниченной компетенции и специализированные. В полномочных бюро можно осуществить растаможивание любых товаров по любому таможенному режиму. Исключение составляют драгоценные камни, почтовые марки и другие товары, которые требуют оценки эксперта.
Бюро с ограниченной компетенцией проводят операции по приграничной перевозке некоммерческого характера, а также по международному туризму и национальному каботажному плаванию.
Специализированные бюро занимаются таможенными операциями по строго ограниченному кругу товаров. Например, бюро в Бийанкуре, расположенном на заводе \"Рено\", может проводить таможенные операции лишь по автомобилям и запчастям, предназначенным на экспорт.
Еще одной группой таможенных органов региональной компетенции являются службы наблюдения. Их специфической задачей является вскрытие случаев подлога и уклонения от выплаты таможенных пошлин. Как правило, при каждом таможенном бюро имеются бригады по наблюдению. Члены бригад могут привлекаться к ведению обычной рутинной работы, но только они имеют право осуществлять личный контроль пассажиров или транспортных средств.
Таможенные службы по наблюдению имеют: 2686 автомобилей, в том числе 6 оборудованы рентгеновской аппаратурой и 2 - радиолокационной; 21 самолет и 8 вертолетов; 71 корабль, в том числе 30 катеров береговой охраны; 64 стационарных рентгеновских аппарата; 240 собак, натренированных на поиск наркотиков.
К внешним органам национальной компетенции относятся: национальное управление по набору и профессиональной подготовке (DNRFP); национальное управление таможенных расследований (DNED); национальное управление по статистике и внешней торговле (DNSCE); служба выдачи финансовых и торговых разрешений (SAFICO); центр документации и оценки (CDE); центр таможенной информации (CID).
SAFICO предназначена для: осуществления формальностей, относящихся к выдаче документов, используемых при контроле во внешнеторговой деятельности, например, получение документов и выдача лицензий на импорт и экспорт; выдачи финансовых разрешений; контроля за движением финансовых средств. Для этого служба имеет связи с зарубежными финансовыми органами, а также с Банком Франции и банками, полномочными осуществлять внешнеторговую деятельность. Служба располагается в Париже, но региональные управления в Лионе, Марселе, Бордо, Нанте, Лилле, Страсбурге и Нанси имеют право визировать финансовые разрешения.
CDE предназначен для: сбора и обработки информации о случаях подлога, мошенничества, а также о практике демпинга; проведения анализа, позволяющего минимизировать ущерб от подлога, а также распространение информации о подобных случаях; сбора любой информации и проведения исследовательской работы с целью улучшения контроля за внешнеторговой деятельностью и, в частности, за применением антидемпинговых процедур; осуществления контроля за правильностью применения таможенных правил, относящихся к оценке стоимости товара.
CID размещен в г. Осни. В число его задач входит создание и эксплуатация программного обеспечения, применяемого в таможенных службах. Во Франции имеется глобальная база данных \"Беатрис\" и компьютерная сеть автоматической обработки таможенной информации. База данных \"Беатрис\" была создана в 1983 году и поначалу ее возможности были ограничены статистической информацией о внешней торговле на континентальной части Франции. С 1990 года в ней содержится вся информация по всем видам товаров, прошедшим импортно-экспортные таможенные операции. В качестве сервера использована IBM 9121, размещенная в Тулузе. Программное обеспечение базируется на языке APL, графика представляется в формате GDDM. Таможенные службы имеют прямой доступ в \"Беатрис\" . Предусмотрена возможность и для доступа посторонних лиц: в Париже, Тулузе, Бордо, Лионе, Марселе, Лилле, Меце, Нанте, Руане и Дижоне при региональных таможенных управлениях имеются соответствующие службы. Стоимость доступа - 12 франков в минуту, кроме того 50 франков за каждый графический объект.
Система автоматической обработки таможенной информации SOFI в настоящее время объединяет все таможенные бюро Франции и связана с соответствующими системами стран ЕС в рамках программы CADDIA (кооперация в автоматизации обработки данных и документации по импорту/экспорту сельскохозяйственной продукции). Сервером является ЭВМ BULL DSP 7000/40, связанная с 3270 персональными ЭВМ на местах. Все вопросы функционирования сети носят закрытый характер.