Транспорт авиация Португалии

Проведение Всемирной выставки \"ЭКСПО-98\" летом 1998 года стимулировало комплекс работ по совершенствованию всех видов транспорта и коммуникаций. Европейский союз на протяжении 5-6 последних лет выделял инвестиции, способные устранить отставание транспортной сети Португалии от партнеров по ЕС.

Морской транспорт. За 1997 год объемы грузооборота незначительно увеличились (5%) и составили 61 млн. тонн: доставлено в страну - 44, вывезено - 17 млн. тонн. Всего в стране насчитывается 357 транспортных судов общим водоизмещением 952 тыс. брутто регистровых тонн. За минувший год в портах страны обработано 14866 судов. Перевезено пассажиров - 556 тыс., в т. ч. 206 тыс. транзитных. Из 19 портов страны, наиболее значимыми по объему грузопотоков являлись в 1997 г. следующие.

Порт Лиссабона. В 1997 г. произведена реконструкция пассажирских причалов, направленная на увеличение потока судов обслуживающих местные линии.

Грузооборот порта снизился почти на 10% и составил 11,5 млн. тонн. Среди грузов преобладали контейнерные перевозки. Из причин, послуживших снижению грузооборота отмечены неудовлетворительные связи порта с автострадами Севера и Юга страны, а также низкая пропускная способность железнодорожной ветки порта.

Порт Синеш. Единственный порт, способный принимать и обрабатывать крупнотоннажные суда, с осадкой до 22 метров. Насчитывает 4200 работающих. Обработано более 2000 судов, с общим весом грузов (в основном угля, нефти, нефтепродуктов и химических веществ) - 21,4 млн. тонн.

Проводится модернизация порта, направленная на быструю обработку контейнеров различного объема, продолжено строительство причала длиной 300 метров, а также линий по выгрузке угля.

Порт Лейшоеш. Предназначен в основном для генеральных грузов, автотранспорта и контейнеров. Грузооборот в 1997 году составил 13,3 млн. тонн. Объем пассажирских перевозок незначительный - 32 тыс. за год.

Порт Сетубал. Грузооборот порта составил 5 млн. тонн, рост 11% к 1996 году. Программа модернизации порта предполагает инвестиции до 2000 года в объеме 7 млрд. эскудо (около 40 млн. долл.) для завершения строительства контейнерного терминала и укрепления береговой зоны г. Сетубала.

Порт Авейро. Грузооборот порта составил 2,6 млн. тонн. Рост к 1996 году - 27%.

Порт Виана ду Каштелу. Грузооборот порта возрос по сравнению с 1996 годом на 80% и составил более 0,5 млн. тонн.

Другие порты континентальной части страны: Фигейра да Фос, Портимао и Фаро, менее значимы. Их общий грузооборот составил 4,4 млн. тонн.

Порты, расположенные на Азорских островах и острове Мадейра, предназначены в основном для жизнеобеспечения населения островной части и вывоза на континент с/х продукции, производимой на островах. Их грузооборот составил соответственно 1,7 и 1,5 млн. тонн.

Железные дороги. Число работающих в отрасли - 13150 человек. Протяженность сети железнодорожных линий составляет 3065 км. Локомотивов - 275, в т. ч. дизелей - 194, электровозов - 81. Вагонов - 5101, в том числе пассажирских - 503 шт.

В 1997 г. возрос объем грузовых перевозок на 12% и составил 9,61 млн. тонн или 2342 млн. тонн/км, в т. ч. перевезено 34432 контейнера, общим весом 396 тыс. тонн. Структура грузоперевозок распределилась следующим образом: цемент - 26%, уголь - 18%, древесина - 16%, бумага - 7%, контейнеры - 6%, минералы - 6%, другие грузы - 21%

Инвестиции в развитие железнодорожного транспорта в 1997 году составили 48132 млн. эскудо (260 млн. долл.). Программа модернизации данного вида транспорта до 2001 г. включительно предусматривает общий объем инвестиций в 666 млрд. эскудо (3,8 млрд. долл.). Основными составляющими программы можно считать следующие:
- реализация проекта движения поездов по мосту через реку Тежу (1997-98гг.), общая стоимость проекта 245 млрд. эскудо (1,4 млрд. долл.);
- строительство моста через р. Доуру;
- модернизация линии на Бейра Алта (1998 г.);
- строительство ветки скоростного поезда Лиссабон-Порту \"Пендолино\" со скоростью движения 220 км/час, стоимость проекта 13,5 млрд. эскудо (76,7 млн. долл.), готовность - апрель 1998 г.;
- строительство скоростной ветки между Порту и Виго, со скоростью движения поездов 140 км/час, ввод в эксплуатацию в 2002 году;
- сооружение новой ветки по Лиссабону и пригородам до 1999 года, с предполагаемым пассажиропотоком до 40 млн. человек в год;
- модернизация линий на Север и Юг страны, интенсификация движения пригородных поездов Лиссабон-Кашкайш и Лиссабон-Синтра, строительство и реконструкция железнодорожных мостов тоннелей и др.

Метрополитен. Действующая в г. Лиссабоне сеть метрополитена увеличилась в 1997 году на 4,2 км. и составила 26,2 км. линий. Количество обслуживающего персонала - 2,1 тыс. человек, перевезено 123,9 млн. пассажиров. Продолжаются работы по реализации проекта строительства метро юга Тежу (MST).

В 1997 году проведены конкурсы, определены кампании Португалии, Франции, Италии, Германии и др. стран, участвующие в реализации проекта создания метро в г. Порту, распределены их зоны ответственности и объемы инвестиций, которые составят 169 млрд. эскудо (960 млн. долл.). Всего будет сооружено 4 линии общей протяженностью 70 км., первая из них планируется к пуску в 2000 году, а к 2002 году будут курсировать уже 72 поезда.

Автомобильный транспорт. Протяженность автодорог составляет 10633 км, в том числе островной части страны - 687 км.

Количество зарегистрированных в стране автомобилей (легковых и грузовых) насчитывает 4985 тыс., тракторов - 233 тыс., тягачей - 280 тыс, мотоциклов - 219 тыс. ед. Следует отметить рост автомобильного парка за счет импорта в Португалию бывших в употреблении автомашин (50,3 тыс. ед. против 17 тыс. - в 1996 году), в основном из Германии, Италии, Франции. Учитывая данное обстоятельство, правительство страны разработало и реализует нормативные меры, препятствующие данному виду импорта.

Грузооборот автомобильного транспорта неуклонно растет и в 1997 году составил 315 млн. тонн, в том числе экспортно-импортных грузов - 11 млн. тонн.

Перевезено пассажиров междугородными автобусами - 562 млн. человек и городскими в гг. Лиссабон и Порту - 594 млн. чел.

В 1997 году объем инвестиций в строительство автодорог составил 132 млрд. эскудо (672 млн. долл.). Полностью завершено строительство скоростной автострады Лиссабон-Брага, в 1998 текущем году планировался ввод всех участков автострады Лиссабон-Алгарве. До 2002 года предполагается открыть пять новых скоростных автострад, связывающих Португалию и Испанию.

В апреле 1998 года открыто движение по мосту имени \"Васко да Гама\"через р. Тежу, самому большому по протяженности в Европе. Пропускная способность его составит в 1998 году - 8 млн. автомобилей, в 2100 г. - 33 и в 2030 г. - 49 млн. автомобилей.

Авиация

Общая протяженность маршрутов составляет 229 тыс. км. Количество выполненных за год рейсов - 56110. В 1997 году перевезено 4098 тыс. пассажиров. Грузооборот составил 65 тыс. т. общих грузов и 8, 4 тыс. т. почты. Основных аэропортов в стране - 3.

Аэропорт Лиссабона. В 1997 году пассажиропоток и грузооборот аэропорта возросли почти в 2 раза. Принято самолетов - 35 тыс. Обслужено пассажиров - 6343 тыс. человек, в том числе транзитных - 233 тыс. Обработано грузов - 99 тыс. тонн, в том числе почтовых - 10 тыс. тонн.

В 1997 году завершена реконструкция здания аэровокзала. В соответствии с существующей программой ALS-2000, после окончания работы выставки \"ЭКСПО-98\" реконструкция аэропорта продолжится вплоть до конца 1999 года. Выполненные работы позволят увеличить пассажиропоток до 12 млн. пассажиров в год и принимать одновременно до 30 авиалайнеров за час.

Аэропорт Фаро. В минувшем году отмечен рост пассажиропотока. Всего принято 13,1 тыс. самолетов. Обслужено пассажиров - 3831 тыс. человек, в том числе транзитных - 179 тыс. Обработано грузов - 2,1 тыс. т. Начаты работы по совершенствованию системы безопасности полетов, которые будут завершены в 1998 году.

Аэропорт Порту. Принято самолетов - 13,4 тыс. Обслужено пассажиров - 2116 тыс. человека т. ч. транзитных - 202 тыс. Обработано грузов - 25,8 тыс. т., в том числе почтовых - 430 тонн. Принят план реконструкции аэропорта на период 1999-2001 гг., который предусматривает преобразование его в один из самых современных и удобных в Европе, способный обслуживать до 6 млн. пассажиров в год. Предусмотрено финансирование этих работ в объеме 7,8 млрд. эскудо (42 млн. долл.)

Остальные 10 аэропортов значительно меньшей мощности и кроме островных, используются в основном для обслуживания междугородных пассажирских и почтовых перевозок.