Большую часть территории ИРМ занимает пустыня. Частые песчаные бури и миграции песка приводят к увеличению стоимости инженерно-строительных работ и обслуживания автодорог и аэропортов. Отсутствие вдоль побережья страны естественных заливов и бухт затрудняет строительство портов и причалов из-за необходимости возведений искусственных заграждений и волнорезов.
Мавританское руководство разработало амбициозный план развития транспортной инфраструктуры на период до 2007 г., реализация которого будет осуществляться в два пятилетних этапа (1998-2002 гг. и 2003-07 гг.) при непосредственном финансировании иноинвесторами. Общая стоимость работ первого этапа оценивается в 40,3 млрд.угий (200 млн.долл.).
Автомобильный транспорт.Общая протяженность автодорог на конец 1997 г. составила 10,3 тыс.км., из которых 1,9 тыс.км. – с асфальтовым покрытием, 962 км. – с гравийным покрытием, 7,3 тыс.км. – грунтовые дороги. Удельная доля асфальтированных дорог составляет 2 км. на 1000 км. территории и 0,88 км. на 1000 жителей.
70% дорог с асфальтовым и гравийным покрытием находятся в хорошем состоянии. 63% грунтовых дорог находятся в неудовлетворительном состоянии, движение по которым возможно только в период засухи.
Автопарк ИРМ в 1997 г. составил 36,5 тыс. легковых и 1 тыс. грузовиков, обеспечивающих 90% пассажирских и 80% грузовых перевозок. Ежегодное увеличение парка составляет 8% – легковые и 6% грузовики.
Обслуживанием и содержанием дорожных коммуникаций занимаются Национальное предприятие дорожной эксплуатации (ENER, создано в 1994 г.) и Бюро дорожного управления (BGR), подчиненные непосредственно министерству оснащения и транспорта.
Государство ежегодно увеличивает бюджетные ассигнования на обслуживание дорожных коммуникаций. Если в 1995 г было выделено 200 млн.угий (1,3 млн.долл.), то в 1997 г. эта сумма достигла 800 млн.угий (4 млн.долл.).
Морские порты.Морпорт Нуакшот включает в себя:
1. Причал на металлических сваях, длиной 198 м., шириной 10 м. Глубины у причала – от 7 до 9 м. Имеется 5 подъемных кранов, насосная станция, нефте и газопроводы. Швартовка судов возможна только в тихую погоду, так как причал с океана волнорезом не защищен. Используется, в основном, для выгрузки и перекачки нефти и газа. В порту имеются складские помещения и нефтехранилища. Среднегодовая затрузка не более 40%, среднее время стоянки судов – 20 ч. Причал расположен в 10 км. от г.Нуакшот. Дата постройки – 1963 г., требуется капитальный ремонт.
2. Причал с волнорезом («Порт Дружбы»). Построен китайскими специалистами в 1979 г. и с их помощью поддерживается в рабочем состоянии. Порт оборудован всем необходимым, хорошо защищен от волн.
Длина причальной стенки – 585 м. Глубины от 10 до 11 м., что позволяет ставить под разгрузку суда большого водоизмещения. Швартовка возможна только с одной (внутренней) стороны причала, так как внешняя сторона является волнорезом. Площадь причала 62,7 тыс.кв.м. Имеется 5 стационарных портовых кранов, грузоподъемностью от 30 до 70 т., 3 мобильных крана, грузоподъемностью 40 т., и 7 погрузчиков, грузоподъемностью от 6 до 20 т. Среднегодовая загрузка до 50%, среднее время стоянки судов под загрузкой-разгрузкой – 25 ч. В защищенной от волн гавани на якоре одновременно могут разместиться до 10 крупных судов. Имеются оборудованные складские помещения и открытые площадки. «Порт Дружба» находится в 15 км. от г.Нуакшот.
Морской порт г.Нуадибу расположен в природной довольно обширной бухте, хорошо защищенной от океанских волн и течений полуостровом. Глубины у причалов от 4 до 12 м. Рассчитан на обработку 1,2 млн.т. грузов. На якорной стоянке и на бочке одновременно могут стоять до 100 крупнотоннажных судов (глубины на рейде свыше 8 м.). Есть специализированные терминалы для загрузки железной руды, куда подведена железная дорога прямо с рудников, а также для перекачки нефти и нефтепродуктов.
Всего в порту Нуадибу 4 причала: рыбный длиной 120 м., глубины от 9 до 10 м.; грузовой длиной 60 м., глубины от 4 до 6 м.; нефтесливной длиной 60 м., глубины от 8 до 10 м.; рудный порт Кансадо с причалом длиной 150 м., глубины от 10 до 12 м. Имеется специальный опрокидыватель для вагонов с рудой. Комплекс порта Нуадибу имеет обширные помещения и открытые площадки для хранения и обработки грузов.
Кроме портов возможна якорная стоянка судов вдоль всего побережья Мавритании. Дно здесь, в основном, песчаное, а с севера на юг проходит сильное Канарское течение, что затрудняет стационарность положения судна.
Кроме посольства России в г.Нуакшоте функционирует представительство департамента рыболовства минсельхозпрода РФ. В водах Мавритании оперирует крупнейшая за границей российская рыболовная флотилия (до 50-60 судов в течении года с экипажами до 4,5 тыс.моряков), которая имеет возможность ремонта, обеспечения топливом и пищевыми продуктами в портах этой страны. Визы в паспорте моряка проставлять по местным правилам не требуется.
В 1997 г. грузооборот автономных портов г.г. Нуакшота и Нуадибу составил соответственно 729 тыс.т. (при мощности в 1,2 млн.т.) и 125 тыс.т. (при мощности 275 тыс.т.), что на 15% больше по сравнению с предыдущим годом.
Рудный порт г. Нуадибу при погрузочной мощности в 1,2 млн.т. в месяц позволил в 1997 г. экспортировать в страны ЕС, Японию и США 11,3 млн.т. железной руды.
Нефтяной порт г. Нуадибу обеспечивает ежегодный прием 350 тыс.т. нефти и нефтепродуктов.
Речной транспорт. Главной водной артерией ИРМ является р.Сенегал, на которой расположены четыре причала с паромной переправой: два в г. Россо и по одному в г.г. Каэди и Гурае. Ежедневно они перевозят около 240 человек и 30 автомобилей, что составляет 87,6 тыс.чел. и 11 тыс. автомобилей в год.
Вопрос о возможном налаживании судоходства находится в стадии проработки в рамках Организации по освоению реки Сенегал. На 46-ой сессии Совета министров стран-участниц ОМВС (фев. 1999 г.) было предложено продолжить проработку проблем стоимости и финансирования работ первого этапа, касающихся оборудования навигационного фарватера, строительства портов и портовых сооружений, создание Агентства по эксплуатации речного навигационного оборудования и содержанию фарватера на участке протяженностью в 930 км. от Сен-Луи до Каеса. Второй этап предусматривает освоение притоков Фелу, Гуна и Курбаси.
Воздушный транспорт. В Мавритании имеются два международных аэропорта в г.г. Нуакшоте и Нуадибу и семь местных в г.г. Атаре, Зуэрате, Тиджикже, Селибаби, Аюн-эль-Атрусе, Неме и Каэди. Аэропорты г.г. Нуакшота, Нуадибу и Атара оснащены свето и радиотехническим оборудованием, что позволяет их эксплуатацию в условиях плохой видимости и ночью. Пассажирооборот аэропорта г. Нуакшота в 1997 г. составил 75 тыс.чел. к 3,5 тыс.т. грузов.
Пассажироперевозки национальной компании «Эр-Моритани» в 1997 г. составили 130 тыс.чел. (из них 22 тыс. на внутренних линиях). Ежегодное увеличение количества пассажиров – 3%, средняя загруженность рейсов – 60%. Навигационная служба, эксплуатация и обслуживание международных аэропортов обеспечивается Обществом аэропортов Мавритании (SAM), при участии Агентства по безопасности воздушной навигации в Африке (ASECNA).
Железнодорожный транспорт. В Мавритании имеется единственная железная дорога, соединяющая центры выработки железной руды в районе г. Зуэрата с рудным портом г. Нуадибу. Ее протяженность составляет 853 км., из которых 717 км. основного пути и 136 км. – ответвления к месторождениям в Булануаре, Тмеймишате, Шуме и Фдерике. В 1997 г. перевезено около 11,5 млн.т. железной руды, при пропускной мощности в 15 млн.т. Обслуживание и эксплуатацию железной дороги осуществляет Национальная горнорудная компания (SNIM).