Связи с Россией. Торгово-экономические соглашения Голандии.

Нидерландские официальные представители относительно спокойно прореагировали на августовские 1998 г. меры российского правительства по стабилизации финансовой системы страны. По мнению местных экспертов, кризис в России не будет иметь серьезных негативных макроэкономических последствий для голландской экономики, так как Россия занимает весьма скромное место во внешнеторговом обороте Нидерландов (по данным Федерации нидерландских экспортеров - около 1% от его общего объема, за первые четыре месяца 1998 года - 1,47 млрд. гул.). Что касается нидерландских фирм, имеющих торгово-экономические интересы в России, то они также не проявили особой обеспокоенности по поводу решений российских властей. Отмечается, что голландцы торгуют со своими российскими партнерами исключительно на долларовой основе. Рублевые резервы представительств местных компаний в России всегда поддерживались на минимальном уровне, т. к. выплата зарплаты иностранным сотрудникам осуществляется вне пределов российской территории.

В то же время, несмотря на подобные утверждения, руководство Нидерландского банка и Нидерландского страхового общества (НСО внимательно следят за развитием ситуации в России.

2 сентября 1998 г. НСО официально объявило о временном прекращении страхования торговых операций с Россией. Практически это ограничение вступило в силу 18 августа. Данное решение было принято после консультаций с министерствами экономики и финансов, а также с Нидерландским банком. Специалисты НСО расценили развитие событий в России в конце августа как <очень серьезное> ухудшение экономической обстановки и заявили о полной обоснованности введения ограничительных мер.

Согласно оценке Банка международных расчетов, сумма предоставленных голландскими банками различных кредитов фирмам, действующим на российском рынке, достигла к концу 1997 года 2,2 млрд. долл. Крупнейшие кредиторы - <АБН-Амро> (около 400 млн. гул.), ИНГ, <Рабобанк> .

Министерство экономики Нидерландов пока оставляет открытым вопрос об использовании голландскими фирмами, торгующими с Россией, средств из Фонда по стимулированию освоения новых рынков (SENO). В 1997 году Фондом было выделено 379 млн. гул. Большая их часть была направлена на расширение торговых связей с Россией.

По данным Центрального бюро статистики Нидерландов, за первые пять месяцев 1998 года нидерландский экспорт в Россию составил 1,8 млрд. гульденов, на 16,6% больше, чем за аналогичный период 1997 года. Основными статьями голландского экспорта являются продукты питания, прежде всего яблоки, груши, мясо птицы, сыр. В январе-мае Нидерланды импортировали из России товаров на 1,32 млрд. гульденов. Российский экспорт в Голландию уменьшился в стоимостном выражении, по сравнению с тем же периодом прошлого года, на 5,8%. Основную причину этого связывают с падением цен на мировом рынке нефти. Основные статьи нидерландского импорта из России - сырая нефть, природный газ и алюминий.

По итогам 1996 года Нидерланды заняли 4 место среди западно-европейских торговых партнеров России. Уступая лишь Германии, Италии и Великобритании.

Таким образом, Нидерланды продолжают сохранять свое положение в группе основных торговых партнеров России в Европе.

Согласно данным российской статистики двусторонний товарооборот в 1996 году остался примерно на уровне предшествующего года - 4,3 млрд. долл. (по нидерландским данным 4,5 млрд. долл.).

В 1997 году объем товарооборота сохранился на прежнем уровне, при этом структура экспорта и импорта не претерпели существенных изменений.

К сожалению, структура взаимной торговли сохраняет пока имеющуюся в ней неадекватность, характеризующуюся подавляющим преобладанием сырьевой группы товаров в российском экспорте, в частности преобладанием группы цветных и черных металлов, а также энергоносителей (91%). В импорте России основное место занимают продовольственные товары (50%), машины и оборудование (23%), химические и потребительские товары (18%).

Россия заинтересована в улучшении структуры своего экспорта, повышении в нем доли машин и оборудования и других готовых изделий, в частности, за счет увеличения поставок наукоемкой продукции, появляющейся в результате конверсии оборонной промышленности, выхода на рынок отдельных регионов и предприятий, прямых нидерландских инвестиций в промышленность России, в первую очередь, в агропромышленный комплекс, конверсию, машиностроение, телекоммуникацию, защиту окружающей среды.

Соглашения.

Смешанная Комисся по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов была создана в 1993г.

Первая сессия Комиссии прошла в сентябре 1993 г. в Гааге. Российскую часть возглавлял заместитель министра МВЭС В. П. Шилин, Нидерландскую - Генеральный директор экономических отношений Министерства экономики Ф. А. Энгеринг.

На первой сессии были рассмотрены вопросы, связанные с задачами и порядком работы Смешанной комиссии и утверждено Положение о Комиссии. Были затронуты специфические вопросы, относящиеся к деятельности международных экономических организаций, и состояние дел по нидерландской программе технической помощи, а также отмечены определенные препятствия в торговле между двумя странами, в частности, относящиеся к применению антидемпинговых мер против российских товаров на уровне ЕС и существующим в России санитарным и промышленным нормам.

Одним из главных вопросов, интересовавших нидерландскую сторону являлась позиция России по вопросу урегулирования внешнего долга бывшего СССР.

Вторая сессия Комиссии проведена в Москве в октябре 1994 г. Российскую делегаций возглавлял заместитель министра МВЭС М. Е. Фрадков, нидерландскую - Ф. А. Энгеринг. Одним из главных вопросов, интересовавших нидерландскую сторону являлась позиция России в отношении инвестиций в российскую экономику. В ходе сессии нидерландская делегация посетила Нижний Новгород.

В октябре 1997 года прошел визит в Нидерланды главы Правительства России В. С. Черномырдина.

Согласно заявлению министерства экономики Нидерландов, голландская сторона приняла решение не формировать делегацию представителей деловых кругов в связи с предстоящим в ноябре 1998 г. официальным визитом в Россию королевы Беатрикс. В заявлении указывается, что министерством был проведен опрос местных компаний, имеющих торгово-экономические связи с Россией, который выявил недостаточный интерес голландских предпринимателей к предстоящим российско-нидерландским переговорам. Отмечается, что, по мнению местных деловых кругов, в настоящее время между двумя странами нет экономических проблем, требующих обсуждения на государственном уровне. Однако подлинной причиной подобной позиции нидерландских фирм является, по оценкам местных аналитиков, осторожный подход голландских предпринимателей к развитию отношений с российскими партнерами в связи с обострением финансово-экономической ситуации в России. Ассоциация западных кредиторов, в состав которой входит и Союз нидерландских предпринимателей (СНП), обратилась к Министерству финансов России с призывом возобновить переговоры о погашении российской стороной незастрахованной коммерческой задолженности, образовавшейся во времена Советского Союза. По мнению ассоциации, решение данного вопроса будет способствовать росту доверия Запада к реформам, проводимым российским правительством. Общий долг России западным фирмам по незастрахованной коммерческой задолженности составляет около 2 млрд. долл., в том числе 35 голландским компаниям - 80 млн. гул. (без учета процентов). В связи с обращением, СНП выразил сожаление, что, несмотря на двусторонние договоренности и неоднократные заверения российской стороны о готовности решать имеющиеся проблемы, никаких конкретных шагов в этом направлении ею не предпринимается.

Российская Федерация - основной экономический партнер Нидерландов в Восточной Европе. Исходя из своей внешнеэкономической концепции Нидерланды всячески приветствуют шаги России по интеграции в мировую экономическую систему. Голландия позитивно относится к вопросу присоединения России к Всемирной торговойорганизации. Это еще раз подтвердил премьер-министр В. Кок во время переговоров с В. С. Черномырдиным 1 октября 1997 г.

Нидерланды исходят из того, что ВТО является крупной и универсальной организацией и вступление в нее влечет за собой принятие на себя большого количества обязательств во многих областях. Нидерландская сторона полагает наиболее важным достичь на первом этапе переговоров России с ВТО принципиальных договоренностей по двум вопросам: каким образом и в какой срок Россия сможет выполнять основные обязательства стран-членов ВТО.

В Европейском союзе Нидерланды занимают наиболее мягкую, прагматическую позицию в отношении проникновения российских товаров на западный рынок.

В период 1992-97 гг. не было каких-либо оснований говорить о выявленных фактах дискриминации российских участников внешнеэкономической деятельности или существовании национальных правовых ограничений с голландской стороны, сдерживающих развитие российского экспорта в Нидерланды, кроме существующих в рамках ЕС в целом. Нидерланды признают, что Россия реально приблизилась к рыночной экономике. Согласно заявлению голландского премьер-министра, по мере того, как российская экономика все в более полной мере будет становится рыночной, будут отменяться существующие в ЕС ограничения по развитию двустороннего экономического сотрудничества. Нидерланды будут, по его словам, максимально содействовать этому процессу.

В Нидерландах отсутствует национальное антидемпинговое и антимонопольное законодательство. Как член Европейского союза страна руководствуется в этих областях общими решениями ЕС. Как правило, представители Голландии при голосовании в Еврокомиссии не поддерживают введение антидемпинговых процедур. Нидерландские компании до сих пор не выступали инициаторами принятия подобных мер.