Российско-германские торгово-экономические отношения традиционно занимают центральное место в общем комплексе внешнеэкономических связей нашей страны. ФРГ и на современном этапе является крупнейшим торговым и финансовым партнёром России в её отношениях со странами дальнего зарубежья. На долю Германии приходится 17,5% общей стоимости внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья и около 30% от объёма финансовых обязательств России промышленно развитым странам Запада.
Поставками из ФРГ покрывается около 40% российского импорта машин и оборудования, 33% – обуви кожаной, 18% – медикаментов, 12% – мяса и мясопродуктов. На германском рынке в последние годы реализуются порядка 25% от общего российского экспорта природного газа, проката черных металлов, 20% нефти, обработанных лесоматериалов и картона.
Удельный вес России в удовлетворении импортных потребностей ФРГ в целом составляет лишь около 1,5%, хотя по отдельным, важным для экономики ФРГ товарам, этот показатель значительно выше. На долю российских поставок приходится почти 45% общего объёма импорта ФРГ природного газа, 40% антрацита, 25% нефти, 23% древесной целлюлозы хвойных пород, от 10 до 40% различных наименований цветных металлов, около 10% дизельного топлива, свыше 4% черных металлов.
Обширные и устойчивые связи с германскими контрагентами, а также довольно благоприятный торгово-политический режим взаимоотношений позволяют и в перспективе сохранять и даже усиливать роль Германии как ведущего торгово-политического партнёра России.
Степень и характер заинтересованности России и ФРГ в стабилизации и дальнейшем наращивании экономического сотрудничества объективно обусловлены мощным экономическим и научно-техническим потенциалом обеих стран, взаимодополняемостью их экономик и географической близостью.
Германия остается крупнейшим западным торговым партнером России. Взаимный товарооборот закрепился на довольно высоком уровне и составил в 1997 г. 33,5 млрд. дм (+24%). Доля Германии в российском товарообороте составляет 13%, а России в товарообороте ФРГ – около 2%. Сохранился рост российского экспорта (на 11% по сравнению с 1996 г.), составив 17,1 млрд. дм. Импорт вырос на 43% до 16,4 млрд. дм. В результате положительное сальдо для России составило 0,7 млрд. дм.
В структуре товарооборота, существенных изменений в 1997 г. не произошло. В структуре экспорта и импорта доля готовых товаров, составила соответственно 7,6% и 79,2%, в том числе машин и оборудования 1,5% и 48%. В ФРГ поставлено 24,5 млн. т. российской нефти и 32,5 млрд. куб. м. природного газа.
В экспорте, кроме нефти и природного газа, значительные объемы поставок составили цветные металлы, химпродукты, черные металлы, ферросплавы, целлюлоза, пиломатериалы, из машинно-технических изделий поставлялись автомобили, станки, электротехника, приборы и инструменты, оптика и др.
На стороне импорта, кроме машин и оборудования, крупными позициями являются также товары народного потребления и продовольствие.
По оценке, товарооборот с ФРГ на 1998 г. составит 33 млрд. дм, в том числе, экспорт – 15 млрд. дм и импорт 18 млрд. дм. Товарооборот в 1998 будет примерно на уровне 1997 г.
Торгово-политические условия для экономического сотрудничества между Россией и Германией оцениваются, в целом, благоприятно. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС закрепляет действующий между Россией и ФРГ торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации в торговле с Россией. В отношении России продолжает действовать общая система преференций по отношению к российскому экспорту, хотя она претерпела значительные изменения. Объем преференций в последние годы поэтапно снижался. В то же время действуют и защитные меры: антидемпинговые процедуры, количественные ограничения, в том числе по российскому экспорту стальных изделий. Кроме того, все более серьезным барьером на пути российских товаров, особенно машинно-технических изделий, становятся нетарифные ограничения: строгие нормы и стандарты, в первую очередь, по безопасности и экологичности. Несмотря на реорганизацию системы КОКОМ, в Германии установлен строгий режим контроля за вывозом товаров военного и двойного назначения и усилена ответственность за его соблюдение.
Объем германских инвестиций в российскую экономику в 1997 г. составил порядка 1 млрд. долл. (0,2% млрд. долл. – прямые). А объем накопленных инвестиций из ФРГ по состоянию на 01. 07. 98 г. составил 6,7 млрд. долл. (32% от всех накопленных иноинвестиций), из них лишь 0,7 млрд. долл. – прямые (8,2% всех накопленных прямых иноинвестиций. Вложение капитала производится сдержанно, причем больше в сферу торговли и услуг. Среди перспективных и наиболее крупных инвестиционных проектов сотрудничества, следующие: сооружение газопровода «Ямал-Европа» ; строительство скоростной магистрали «Берлин-Баршава-Минск-Москва» ; сооружение на Магнитогорском меткомбинате цеха. холодной прокатки (стан 2000); создание на Ульяновском автозаводе совместного производства малотоннажных автомобилей, джипов и дизельных двигателей; модернизация Оскольского меткомбината; модернизация пермского и других НПЗ.
На территории России действуют более 2 тыс. совместных российско-германских предприятий, большая часть которых находится в Москве и Санкт-Петербурге. С целью объединения усилий немецких фирм по инвестиционному изучению и освоению российского рынка немецкие партнеры создали в марте 1995 г. в Москве Союз представителей немецкой экономики в России, а еще раньше в Москве было создано Представительство немецкой экономики. Они открыли 5 марта 1997 г. в Москве Дом немецкой экономики (1-ый Казачий пер. 5-7, тел. 095/234-4950 до 54. Елена Вас. Казакова).
С другой стороны, российские предприятия и организации все активнее стремятся внедриться в германскую экономику, участвовать в приватизации, осуществлять прямые инвестиции. Объем российских инвестиций в экономику ФРГ оценивается в объеме порядка 3 млрд. дм, значительную роль в которых занимают вложения АО «Роснефть» в строительство нефтеперегонного завода «Лейна-Рафинери-2000» и РАО «Газпром» по участию в проектах фирмы «Винтерсхалл» в газовой промышленности Германии. На территории ФРГ действуют более 100 смешанных, фирм (обществ) с российским капиталом, в большинстве своем непроизводственного характера.
Инвестиционному сотрудничеству были посвящены «круглые столы» в Москве в январе 1996 г. и 1997 г. и семинар в Дюссельдорфе, проведенный в марте 1996 г., а также «Челябинский экономический форум» в Посольстве ФРГ (май 1996 г.), «Берлинский экономический форум» (июнь 1997 г.) в Москве.
Германия является крупнейшим кредитором России. Обшая кредитная задолженность России Германии регулируется в рамках Парижского и Лондонского клубов стран-кредиторов. В марте 1996 правительство ФРГ предоставило России кредит в объеме 4 млрд. дм, в том числе 3 млрд. дм для бюджетных нужд. 24 мая 1996 г. был подписан Меморандум о предоставлении и использовании несвязанного кредита в 1 млрд. дм для финансирования инвестиционных проектов в следующих областях: инфраструктура (телекоммуникации, транспорт, морские порты); добывающая и перерабатывающая отрасли; защита окружающей среды; здравоохранение. По состоянию на 01. 10. 98 г. в рамках утвержденного правительством России от 10. 11. 96 г. перечня приняты решения о финансировании проектов на общую сумму 1,14 млрд. дм.
Для финансирования экспортных поставок в Германии используется кредитование с помощью страхового общества «Гермес». С июля 1994 г. льготные условия (рассрочка до 10 лет, 100% кредита от суммы контракта, первые 3 года без выплаты основного долга) отменены. На 1996 г. был выделен лимит средств для поставок в Россию со страхованием через «Гермес» в объеме 1,5 млрд. дм. т. е. на уровне 1995 г., в том числе на сумму 600 млн. дм для поставок из новых, земель и 900 млн. дм для поставок из новых и старых земель ФРГ поровну. Россия по степени риска переведена из 5-й, наихудшей, в 4-ю, более благоприятную категорию. Кредитная линия «Гермес-96» использована полностью.
На 1997 г. было выделено 1,5 млрд. дм для страхования поставок в Россию с помощью «Гермеса» . При этом, хотя и не предполагалась разбивка на «восточную» и «западную» часть, но все равно преимущество отдавалось фирмам новых земель ФРГ. Авансовую часть в 15% можно оплатить долями: 5% наличными, а 10% путем открытия безотзывного аккредитива через банк, акцептованный немецкой партнерами.
По состоянию на 01. 10. 98 г. приняты распоряжения Правительства РФ к финансированию проектов на сумму 2,1 млрд. дм в счет кредитной линии «Гермес-97» ; на 1998 г. условия и объем лимита для России (1,5 млрд. дм), в целом, аналогичны предыдущему году.
Среди задач по эффективному использованию кредитов ФРГ являются: тщательный отбор проектов сотрудничества, установление приоритетов с точки зрения общегосударственных интересов, поиск узких мест в решении авансовых платежей (15% от суммы кредитов), совершенствование внешнеэкономического законодательства улучшающего инвестиционный климат в России. В частности, потенциальные иностранные инвесторы, в том числе из Германии, большие ожидания возлагают на новый Закон об иностранных инвестициях (проект находился на рассмотрении в Федеральном Собрании еще с 1996 г.).
Серьезной проблемой, тормозящей и обременяющей торгово-экономические связи с Германией, является текущая коммерческая задолженность около 600 немецким фирмам – порядка 0,5 млрд. долларов. Условия погашения задолженности, предусматривающие выдачу векселей, изложенные в Заявлении Правительства РФ «О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами» от 1 октября 1994 г., немецкую сторону не устраивают. Немцы готовы пойти на комбинированное решение: подписание соглашения о реструктуризации задолженности, выдача векселей, обмен долгов на акции российских предприятий, а также прямое погашение задолженности.
В 1993-97 гг. были проведены переговоры с Восточным комитетом немецкой экономики, как уполномоченной немецкой стороной организацией, по вопросу урегулирования по этой проблеме. Работа по консолидации долга и подготовке соглашения поручена обществу «Гермес», которое получило полномочия от 500 фирм ФРГ.
В 1996-97 гг. были проведены технические выверки задолженности. Посде утверждения Правительством РФ технического порядка и финансовых условий переоформления задолженности будет проведен заключительный этап переговоров с германской стороной об урегулировании коммерческой текущей задолженности фирмам Германии.
Большой совет.
Основным организационным инструментом экономического сотрудничества является постоянный Консультационный Совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Целью Совета является содействие развитию торгово-экономических связей между двумя странами на уровне правительств.
Очередное VI заседание Совета проведено 29-30 мая 1997 г. в России (г. Екатеринбург). Участники заседания обсудили: состояние взаимной торговли и улучшение условий торгово-экономического сотрудничества; проблемы финансирования в ходе двустороннего экономического сотрудничества; реализацию инвестиционных проектов; перспективы регионального сотрудничества; деятельность рабочих групп Совета. Российскую и немецкую делегации возглавляли сопредседатели Консультационного Совета – зампред Правительства, Министр экономики Я. М. Уринсон и Министр экономики ФРГ Г. Рексродт.
Стороны выразили намерение активизировать свою деятельность по развитию и расширению сфер экономических связей (торговля, услуги, промышленная и научно-техническая кооперация, инвестиционное сотрудничество, региональные экономические связи, кредитные отношения и т. д.). Сторонам предстоит укрепить организационные структуры двусторонних торгово-экономических связей, в первую очередь, улучшить работу Консультационного Совета, его секретариатов и деятельность рабочих групп по отраслевым направлениям.
Экономические связи между Россией и Германией в определенной степени приобретают региональный характер. Набирают темпы экономические связи между отдельными субъектами РФ и землями ФРГ, Северного Рейна-Вестфалии, Бранденбурга, Баварии, Баден-Вюртемберга. С другой стороны, Федеральное Ведомство ФРГ по особым задачам в связи о объединением, осуществлявшее приватизацию предприятий в восточных землях, заключило в свое время рамочные кредитно-торговые соглашения с администрациями Пермской, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Свердловской областей, Татарией, Башкортостаном и Коми. В основу соглашений положена схема финансирования немецкого экспорта под гарантии «Гермеса» на базе бартера. Программы сотрудничества включают и проекты инвестиционного характера. Ряд крупных регионов Роосии разработали перспективные программы сотрудничества с германскими партнерами. Отдельные субъекты Российской Федерации провели в ФРГ презентации своих регионов и проектов для сотрудничеотва.
На VI заседании Консультационного Совета в Екатеринбурге (май 1997 г.) был рассмотрен вопрос об активизации регионального экономического сотрудничества. Екатеринбург был избран в качестве места проведения Совета с целью поднять роль и значение такого сотрудничества и на примере Свердловской области проанализировать действенность подписанных в свое время восемью субъектами Российской Федерации кредитно-бартерных соглашений с Федеральным ведомством Германии по особым задачам в связи с объединением.
Перспективы. Позиция Германии в области мировой торговли направлена на дальнейшую либерализацию международной торговли, устранение многолетних нетарифных барьеров, большую открытость рынков для товаров, услуг и капиталов. Немцы считают необходимым выработать комплекс мер по защите и либерализации условий для иностранных инвестиций, выступают против ограничений, сдерживающих конкуренцию.
Правительство Германии выступает за развитие и углубление взаимовыгодных экономических связей с Россией, за больший доступ российских товаров на европейский рынок на основе заключенного между ЕС и Россией Соглашения. Германия поддержала в свое время распространение на Россию генеральных преференций по доступу российской продукции на рынки стран ЕС. В июле 1997 г. на коллоквиуме «Россия, что делать?» (с участием Председателя Правительства России В. С. Черномырдина) в Берлине канцлер ФРГ Г. Коль заявил о возможности заключения деговора о присоединении России к ЕС в качестве ассоциированного члена, что может в конечном итоге привести к созданию совместной зоны свободной торговли.
ФРГ рассматривает сегодня Россию как равноценного партнера важнейших промышленно развитых стран мира.
Но несмотря на благоприятный, в целом, торгово-политический режим на пути российских товаров имеются ряд серьезных препятствий:
- антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров (в н. в. 15 антидемпинговых разбирательств);
- количественные ограничения по отношению к отдельным товарам (стальной прокат, алюминий, сельскохозяйственная продукция);
- ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами, в т. ч. по Контрольному законодательству, несмотря на реорганизацию прежнего режима КОКОМ и членство России в «Ваасенарских соглашениях»;
- ужесточение нетарифных барьеров, в первую очередь, технических норм и стандартов (особенно по экологичности и безопасности), правил сертификации и др. предписаний;
- сложность алминистративных предписаний таможенных, санитарных, ветеринарных и др. учреждений;
- ухудшение, в целом, условий страхования поставок из ФРГ в Россию с помощью «Гермеса» по сравнению с прежним льготным режимом, действовавшим до 1994 г.
С другой стороны, торгово-политические условия, действующие в настоящее время в России, тоже имеют свои негативные стороны, влияющие на развитие торгово-экономических отношений с Германией. Они сводятся к следующим проблемам: политическая и экономическая нестабильность, спад производства и, соответственно, снижение экспортного потенциала, валютно-финансовый дефицит, нестабильность внешнеэкономического законодательства, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень преступности в бизнесе, высокий уровень налогов, транспортных, энергетических и др. тарифов, низкое качество и узость ассортимента экспортных товаров, сырьевая направленность экспорта. В настоящее время в России принимаются меры по изменению положения на всех этих направлениях, в т. ч. в законодательном порядке.
В 1998 г. российские и германские партнеры будут продолжать работу по укреплению договорно-правовой базы экономического сотрудничества, улучшению его торгово-политических условий и инвестиционного климата. В качестве таких мер могут быть следующие:
Развитие производственной и научно-технической кооперации. Использование российских научно-технических наработок, а также немецких технологий и финансов позволило бы России и Германии укрепить свою конкурентоспособность на мировых рынках.
Выработка механизма организации такой кооперации, например, путем создания смешанной TПП и учреждения фонда содействия производственной кооперации.
Улучшение системы отбора в Минэкономике России проектов сотрудничества с ФРГ (в т. ч. с использованием кредитов), имеющих приоритетное значение для технического перевооружения российской экономики, для ее структурной перестройки. Продолжение переговоров с германской стороной по вопросу улучшения условий кредитования, финансирования проектов сотрудничества.
Осуществление государственной поддержки региональному сотрудничеству с немецкими партнерами, в т. ч. заключенным кредитно-торговым соглашениям отдельных субъектов Российской Федерации с Федеральным ведомством ФРГ по особым задачам. Проведение инвентаризации проектов сотрудничества в рамках этих соглашений. Создание в рамках Консультационного Совета рабочей группы по данному направлению сотрудничества.
Заключение нового Договора с германской стороной о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (после принятия нового Закона об иностранных инвестициях).
Завершение переговоров с немецкой стороной и подписание Соглашения о реструктуризации коммерческой текущей задолженности немецким фирмам.
Проведение VII заседания Консультационного Совета по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией и Германией с обсуждением актуальных проблем в этой области двусторонних связей.
Соглашения. Основополагающим правовым документом для торгово-экономического сотрудничества с ФРГ является Соглашение между СССР и ФРГ от 25. 04. 58 по общим вопросам торговли и мореплавания, которое регулирует торгово-экономические и правовые условия торговли, предусматривая, в частности, взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Дальнейшие соглашения и договоры конкретизировали отдельные стороны экономических отношений. Среди них: Договор о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (от 13. 06. 89), Договор о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники (от 09. 11. 90), Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве (от 09. 11. 90).
Правопреемство России было подтверждено в совместном заявлении по итогам визита Президента Б. Н. Ельцина в ФРГ в ноябре 1991 г. В 1991-97 гг., были заключены и другие соглашения с Германией, в том числе о сотрудничестве в области транспорта, охраны окружающей среды и безопасности АЭС, продовольствия и сельского хозяйства. В марте 1996 г. подписан межправительственный Протокол по вопросам реализации Ямбургского соглашения от 20. 01. 1986 г. Подписано новое Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (от 29. 05. 96), Соглашение о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР (консолидация IV) от 05. 02. 97 г. В стадии подготовки находится Соглашение о техническом сотрудничестве.
В ходе российско-германских Консультаций на высшем уровне 8-9 июня 1998 г. в ФРГ (г. Бонн) были подписаны соглашения о сотрудничестве в угольной, атомной и авиационной отраслях промышленности.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС закрепляет действующий между Россией и ФРГ торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации в торговле с Россией. В отношении России продолжает действовать общая система преференций для российского экспорта, хотя она претерпела значительные изменения. Объем преференций будет поэтапно снижаться. В то же время действуют и защитные меры: антидемпинговые процедуры, количественные ограничения, в том числе по российскому экспорту стальных изделий. Кроме того, все более серьезным барьером на пути российских товаров, особенно машинно-технических изделий, становятся нетарифные ограничения: строгие нормы и стандарты, в первую очередь, по безопасности и экологичности. Несмотря на реорганизацию системы КОКОМ, в Германии установлен строгий режим контроля за вывозом товаров военного и двойного назначения и усилена ответственность за его соблюдение.
Основными банками Германии, играющими ведущую роль в развитии торговых отношений России и Германии, являются «Дойче Банк», «Дрезднер Банк», «Коммерцбанк», «Кредитанштальт фюр Видерауфбау (кредитное учреждение для восстановления), «Ост-Вест-Хандельбанк», АКА (\"Аусфуркредит»). Эти финансовые институты – активные участники кредитования поставок из ФРГ в СССР, а теперь в Россию, в финансировании крупномасштабных проектов сотрудничества с фирмами Германии.
Информационное обеспечение сотрудничества с Германией осуществляется через Торгпредство России в ФРГ, Департамент экономики и науки Посольства ФРГ в Москве, а также специальные информационные центры и СМИ. К ним относятся Федеральное ведомство по внешнеэкономической информации в Германии и специальная газета ведомства «Нахрихтен фюр Дусенхандель», в которой публикуются сотни предложений и запросов российских участников ВЭС по торговле, услугам, инвестиционному сотрудничеству. Торгпредство России в ФРГ ежемесячно выпускает Бюллетень экономической информации.
Мнение Посла в России: Россия и Германия останутся тесными экономическими партнерами и в следующем тысячелетии.
Экономические связи между Россией и Германией, оставаясь в течение уже многих веков тесными и интенсивными, являют собой пример добрососедских отношений. Во все времена Германия была важнейшим западным партнером России, а вследствие уменьшения объема товарообмена внутри СНГ теперь стала важнейшим торговым партнером России в мировом масштабе. Несмотря на то, что объем двусторонней торговли за прошедший год снизился в связи с кризисом, все равно Германия сохранила за собой положение лидера. Прежде всего, это связано с тем, что мышление, планирование и действия германских предприятий, как правило, ориентированы на длительную перспективу. Несмотря на многие сегодняшние трудности для бизнеса, для большинства германских предприятий Россия является рынком будущего, который следует сохранять, поддерживать и расширять.
В экономических взаимоотношениях перед нами стоят новые стратегические ориентиры: если до сих пор основным звеном наших экономических связей была торговля, то в будущем им могли бы стать инвестиции. Страна с таким потенциалом, как у России, учитывая сохраняющиеся проблемы с платежным балансом, не сможет постоянно покрывать большую часть своих потребностей за счет импорта. Будущее принадлежит более экономному и выгодному производству на месте. Этот актуальный постулат осознали и германские партнеры. Однако рамочные условия ставят перед инвесторами различные проблемы, которые именно сейчас, в кризисный период, представляются мне еще более значительными. Учитывая финансовые трудности, испытываемые Россией, правительство и администрации как в федеральном центре, так и в регионах нередко не могут удержаться от принятия решений, которые на короткое время хоть и снижают отток валютных средств или способствуют поступлению доходов в государственный и региональные бюджеты, но в более дальней перспективе отпугивают столь важных для России инвесторов. В качестве примеров мне в голову приходят хотя бы недавние ограничения Центробанка в области оборота валютных средств, внезапная отмена Государственным таможенным комитетом положений о временном ввозе товаров аккредитованных организаций и лиц или недавно введенные положения города Москвы и федеральных визово-регистрационных ведомств в отношении права на пребывание и трудовую деятельность. Такие положения влекут за собой ненужные помехи в экономических отношениях, которые в более дальней перспективе явно скорее навредят, чем пойдут на пользу российской стороне.
При этом германские предприятия по-прежнему готовы вкладывать свой капитал в России: фирма \"БМВ\" только что подписала инвестиционный контракт на монтаж легковых автомобилей в Калининграде, \"ИКЕА\" (германское отделение) стремится открывать в России мебельные центры и создавать производственные предприятия. Германские предприятия продовольственного сектора, несмотря на кризис, а может быть и именно из-за него, продолжают, не сомневаясь, осуществление своих инвестиционных проектов. С помощью одних лишь иностранных кредитов окончательно справиться с кризисом невозможно! Структурные изменения, в частности, в целях усиления производственного сектора, прежде всего, путем инвестиций, являются неотъемлемым фактором роста и экономической независимости.
Мы, немцы, заинтересованы в том, чтобы Россия модернизировала свою экономику и интегрировалась в мировую экономику. Если это произойдет, мы сможем при взаимном доверии войти в следующее тысячелетие тесными партнерами во благо экономики и граждан наших двух стран.