Промышленность Нидерландов

Нидерланды имеют относительно небольшой, но весьма высокоразвитый промышленный сектор. Три направления выделяются по объему производства: нефтехимия - 25% оборота, пищевая промышленность - 27% и машиностроение - 12,4%. Доля высокотехнологичных отраслей промышленности - 12,5% от общего промышленного производства страны (в среднем по странам ЕС - 11,7%, США - 10,5%, Япония - 13,4%).

Нидерланды - высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным высокопродуктивным сельским хозяйством, входящая в десятку наиболее благополучных западных стран. Мировую известность имеют такие фирмы и концерны,как \"Ройал Датч-Шелл\" (нефтехимия), \"Юнилевер\" (бытовая химия, продовольственные товары), \"Филипс\" (электротехника и радиоэлектроника), \"АКЗО\" (химия), \"Эстел - Хооговенс\" (металлургия), \"Фоккер\" (самолетостроение), \"НедКар\" и \"ДАФ Тракс> (автомобилестроение), \"Рейн-Схелде-Веролме\" (судостроение), <Ференихде машиненфабрикен\" (машиностроение). Первые три входят в список 30 крупнейших концернов мира, причем \"Ройал Датч Шелл\" стоит в этом списке на 4-м месте. Вместе с тем, основу экономики составляют малые и средние предприятия. В общей сложности в Нидерландах насчитывается около 530 тыс. предприятий. Большую роль играет вывоз капитала, внешняя торговля и морской транспорт.

Капиталовложения за рубежом составляют около 150 млрд. гульденов. Нидерланды занимают третье после Великобритании и Японии место по инвестициям в экономику США (41 млрд. гульд.). Инвестиции других стран в экономику Нидерландов составляют около 93 млрд. гульд. В национальном доходе страны доля сектора услуг составляет - 61,6% промышленности - 34,2%, сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыбного промысла - 4,2%.

Наиболее развиты такие отрасли как нефтеперерабатывающая (7 место в мире), черная металлургия, радиотехническая и электронная, химическая (7 место в мире), пищевая и текстильная промышленность, машиностроение, в т. ч. судостроение, автомобилестроение и т. д. 60% промышленной продукции идет на экспорт. В промышленности и строительстве занято 28% самодеятельного населения, в сфере обслуживания - 67%, в сельском хозяйстве и рыболовстве - 5%.

В 1996 г. загруженность мощностей промышленных предприятий составила 86%. Произведено: чугуна - 4,4 млн. т., стали - 5,7 млн. т., проката - 2,8 млн. т., алюминия - 273 тыс. т.,цинка - 201 тыс. т., свинца - 22 тыс. т., меди и медных сплавов - 5,3 тыс. т.,олова - 1,3 тыс. т., цемента - 3,2 млн. т., легковых автомашин более 100 тыс. шт., грузовых автомашин - 11 тыс. шт., удобрений - 2 млн. т. (4 место в Европе), выработано электроэнергии - 68 млрд. квт/ч, добыто нефти - 3,5 млн. т., природного газа - 83 млрд. куб. м.

Нидерландское правительство выделило 150 млн. гул. на проведение НИОКР голландским фирмам, участвующим в международном консорциуме по разработке нового стратегического истребителя, который должен заменить в ближайшие годы стоящий на вооружении стран НАТО истребитель F-16. Ориентировочная стоимость одного нового истребителя, получившего название JSF, составляет около 30 млн. долл. Только ВВС США намереваются заказать на первом этапе не менее 3 тыс. самолетов. Общий объем американского заказа - 90 млрд. долл.

В консорциуме участвует примерно 15 голландских компаний. Среди них: <Сторк>, Hollandse Signaal, <Филипс>, Delft Instruments, SP (бывшее DAF Special Products). Ранее голландское правительство выделило 320 млн. гул. местным фирмам - участникам разработки нового европейского аэробуса Airbus A3XX. Один из основных подрядчиков - <Сторк> .

Торговый оборот машиностроительного концерна <Сторк> достиг в 1997 году 5,5 млрд. гул. (1996 год - 4,9 млрд. гул.). Прибыль составила 171 млн. гул. (1996 год - 137 млн. гул.). Оборот основных подразделений компании: оказание технического содействия, сервис и обслуживание клиентов - 2,15 млрд. гул.; промышленное оборудование - 925 млн. гул.; промышленное проектирование и инжиниринг - 922 млн. гул.; оборудование для текстильной и бумажной промышленности - 773 млн. гул.; оборудование для пищевой и упаковочной промышленности - 727 млн. гул.

Доходы ведущего голландского производителя алюминия и стали концерна Hoogovens увеличились в первом квартале 1998 года по сравнению с тем же периодом прошлого года на 73,5% и достигли рекордного уровня 336, 5 млн. гул. Торговый оборот компании - 5,68 млрд. гул. (в первом полугодии 1997 г. - 4,49 млрд. гул.). Главные рынки сбыта продукции - Европа и Северная Америка. В инвестиционном плане Hoogovens проявляет большой интерес к приватизации ведущего польского предприятия по производству стали Huta Sendzimira.

В 1997 году в Нидерландах было произведено около 1 млн. пар обуви (в 1995 г. - 860 тыс.). В этом секторе экономики работает 49 фирм с числом занятых 1400 чел.

Экспорт нидерландской текстильной продукции составил в 1997 году 7,2 млрд. гул. (в 1996 г. - 6,4 млрд. гул.). Главные рынки сбыта - Германия и Бельгия. Наблюдается быстрый рост продаж в Великобританию. Экспорт текстиля в страны, не входящие в состав ЕС, увеличился на 20%. Импорт текстильной продукции составил в 1997 году 11,8 млрд. гул. (в 1996 г. - 10,4 млрд. гул.). Наибольший прирост поставок зафиксирован из стран Центральной Европы, Северной Африки и Турции.

Автопром.

Товарооборот единственной в Нидерландах компании по производству легковых автомобилей NedCar (совместное предприятие шведского концерна \"Вольво\" и японской фирмы \"Мицубиси\" ) вырос в 1997 году с 3,5 млрд. гул. до 5,1 млрд. гул. Доходы компании составили 10,6 млн. гул. (в 1996 году потери NedCar - 61 млн. гул.). Капиталовложения в обновление производства превысили 1 млрд. гул. Было выпущено 197,2 тыс. автомобилей (1996 г. - 145 тыс. шт.). В 1998 году производство должно было возрасти до 245 тыс. Наибольшие надежды компании связаны с новой моделью \"Мицубиси\" Spacestar.

Продукция голландского производителя грузовых автомобилей DAF Trucks увеличилась в 1997 году на 8% и достигла 18,5 тыс. грузовиков. Торговый оборот компании вырос на 37%. Это лучший показатель с 1987 года. DAF Trucks принадлежит американской фирме Paccar - производителю грузовиков под марками Kenworth и Peterbilt. Последние успехи компании в Европе связаны, по мнению экспертов, с грузовиком DAF 95XF. В планах DAF Trucks - расширение производства в 1998 году до 23 тыс. автомобилей.

Объем продаж автомобилей в Нидерландах сократился в 1997 году на 2,9%. Голландия - одна из немногих стран Европы, где наблюдается подобная тенденция. В среднем в ЕС продажи автомобилей увеличились в 1997 году по сравнению с предыдущим годом на 10,4%.

В 1997 году в Голландии продано 13,5 тыс. грузовых автомобилей. Рынок грузовиков распределяется следующим образом: DAF - 27,3% (в 1996 году - 27,3%), Volvo - 16,7% (15,7%), Scania - 16% (18%), Merсedes Benz - 15,7% (13%), Man - 9,7% (9,5%), Iveco - 5,7% (6,9%).

В первом полугодии 1998 года в Нидерландах было продано 312 тыс. новых легковых автомобилей, на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основные покупатели - юридические лица. Наиболее популярные модели - <Астра> компании <Опель> и <Гольф> компании VW. Парк легковых автомобилей насчитывает в Голландии 5,9 млн. шт.

Нефтегаз.

Нидерланды вносят весомый вклад в энергетическое обеспечение Европы. Потребителями голландского газа являются Германия, Бельгия, Франция, Италия и Швейцария (45,9 млрд. куб. м.). В Голландии расположены крупные нефтеперерабатывающие мощности \"Шелл\", \"Эссо\", \"Бритиш петролеум\", \"Тексако\", \"Тоталь\" .

Запасы природного газа составляют 2500 млрд. куб. м. (4 место в мире). Он экспортируется в ФРГ, Бельгию, Францию, Италию, Швейцарию (31млрд. куб. м.). За счет экспорта газа Нидерланды покрывают расходы по импорту других видов топлива. Доходы от продажи газа составляют 20% всех бюджетных поступлений, около 60% всей электроэнергии в стране производится на базе природного газа. В страну ввозится уголь (10,2 млн. т.), импортируется электроэнергия (8,5% от всего потребления).

Запасы нефти - 97 млн. т. Только 20% потребностей в ней покрывается за счет внутренних ресурсов, остальное ввозится из Великобритании, Ирана, Ливии, Нигерии, Алжира, Саудовской Аравии и СНГ. В энергетическом балансе страны на долю газа приходится 51,8%, нефти и нефтепродуктов - 37,8%, угля - 7,4%, атомной энергии - 1,6%, др. источников - 1,4%.

Согласно рейтингу британской газеты Financial Times, англоголландский нефтяной концерн \"Шелл\" - вторая по доходности акций компания в мире, после американской \"Дженерэл электрик\" . По оценкам газеты, наиболее доходными среди нидерландских фирм, кроме \"Шелл\", являются: ИНГ, \"Юнилевер\", \"Филипс\", \"АБН-Амро\", Aegon, KPN, Fortis, \"Ахольд\", Elsevier, \"Акзо Нобель\" .

\"Шелл\" является крупнейшей компанией в Европе. Ее оборот составил в 1997 году 120 млрд. экю, прибыли - 7 млрд. экю. Среди крупнейших европейских фирм также значатся концерны \"Юнилевер\" (седьмое место), \"Филипс\" (одиннадцатое место), \"Ахольд\" (сороковое место) и KPN (шестьдесят восьмое место). В списке 100 наиболее крупных европейских фирм - 31 германская компания, 24 - французских, 17 - британских, 7 - итальянских, 6 - швейцарских и 5 - нидерландских.

Торговый оборот концерна \"Шелл\" составил в первом квартале 1998 года 25,36 млрд. долл. (в 1 квартале 1997 г. - 34,13 млрд. долл.). Доходы компании упали по сравнению с аналогичным периодом 1997 года на 27%, с 2,31 млрд. долл. до 1,69 млрд. долл.

Прибыли фирмы \"Шелл ойл\", американском подразделении концерна \"Шелл\", сократились в первом квартале 1998 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 67% и составили 172 млн. долл. Товарооборот - 4,8 млрд. долл. (в первом квартале 1997 г. - 7,6 млрд. долл.).

Основная причина уменьшения показателей - падение цен на мировом рынке нефти и газа, а также экономический кризис в Юго-Восточной Азии (\"Шелл> имеет значительные нефтеперерабатывающие мощности в Сингапуре и Таиланде). Японский филиал \"Шелл\" - фирма Showa Shell - объявил о планах закрытия до принадлежащих ей 600 нерентабельных бензозаправочных станций.

Компания \"Шелл\" провела предварительные переговоры с иранской государственной нефтяной компанией NIOC о перспективах разработки газового месторождения Северный Парс, запасы которого оцениваются в 1340 млрд. куб. м. природного газа. \"Шелл\" проявляет также повышенный интерес к возможностям ввода в эксплуатацию месторождения Южный Парс и строительству газопровода из Ирана в Пакистан. Основными конкурентами \"Шелл\" в данном регионе являются французская \"Тоталь\", РАО \"Газпром\" и малайзийская \"Петронас\" .

Руководство \"Шелл\" заявило, что, несмотря на возможные санкции со стороны США, компания продолжит переговоры о сотрудничестве с Ираном. Уже достигнуты принципиальные договоренности об участии\"Шелл\" в разработке, совместно с французской фирмой \"Тоталь\", газового месторождения Южный Парс (ориентировочная инвестиция - 5 млрд. долл.). Большой интерес компания проявляет также к планам иранского правительства о строительстве газопровода в Пакистан.

Компания \"Шелл\" получила от властей Туркмении, Турции и Ирана заказ на разработку ТЭО по строительству газопровода из Туркмении в Европу. Протяженность газопровода - 1500 км, проектная мощность - 30 млрд. куб. м. газа в год. Ориентировочная стоимость проекта - 1,6 млрд. долл.

Делегация компании \"Шелл\" намеревалась посетить Москву для проработки вопросов, связанных с приватизацией АО \"Роснефть\" . Хотя объявленную цену пакета акций считают завышенной, \"Шелл\" сохраняет значительный интерес к предстоящему тендеру.

Из материалов нидерландской прессы на российскую тематику следует, прежде всего, выделить сообщения о подписании соглашения о стратегическом партнерстве между РАО \"Газпром\" и нефтяным концерном \"Шелл\" . В рамках альянса \"Шелл\" инвестирует в будущем году около 1 млрд. долл. в конвертируемые облигации \"Газпрома\" (всего \"Газпром\" планирует реализовать облигаций на сумму свыше 2 млрд. долл.).

\"Шелл\" и \"Газпром\" создают на паритетных началах СП по эксплуатации газового месторождения \"Заполярное\" в Западной Сибири. Планируется, что начиная с 2003 года там будет производиться ежегодно 25 млн. т. нефти и газового конденсата. Предусматривается кооперация в других областях. Прежде всего, речь идет о согласовании действий по освоению Каспийского газового рынка, обсуждается вопрос об участии \"Шелл\" в строительстве ряда трубопроводов из России в Европу.

Кроме того, \"Шелл\", \"Газпром\" и компания \"Лукойл\" договорились о совместной подготовке конкурсного предложения для участия в аукционе по приватизации НК \"Роснефть\" . В результате подписания этого тройственного соглашения позиции \"Газпрома\" на Западе значительно укрепятся, ему будет облегчен доступ к западным кредитам. Подчеркивается, что принципиальное решение \"Шелл\" расширить свое присутствие в России было принято в связи с недавним указом российского президента отменить ограничения на иностранные инвестиции в нефтяной сектор.

Чуть позже стало известно заявление руководства компании \"Шелл\" о неучастии в тендере по приватизации \"Роснефти\" . Подобная позиция фирмы обусловлена, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой на мировом рынке нефти и неопределенностью на российском финансовом рынке. Но \"Шелл\" будет продолжать стратегическое партнерство с РАО <Газпром> .

Оборот газового концерна <Газюни> достиг в 1997 году 19,1 млрд. гул. (на 0,4 млрд. гул. больше, чем в 1996 г.). Им было реализовано 83,5 млрд. куб. м. газа. Несмотря на возрастающую конкуренцию на европейском газовом рынке, прежде всего со стороны британских компаний, \"Газюни\" удалось заключить ряд новых важных контрактов. Наиболее значительный из них - соглашение об увеличении поставок газа в Италию с 4 до 10 млрд. куб. м.

В Нидерландах возрастает обеспокоенность по поводу снижения на мировом рынке цен на нефть и природный газ. Доходы страны от продажи газа могут сократиться в 1998 году на треть (ранее правительство планировало получить от реализации энергоносителей 8,8 млрд. гул.).

На газовом рынке Голландии появилась новая крупная компания, способная, по мнению местных аналитиков, составить серьезную конкуренцию ведущему в этой области концерну \"Газюни\" - Tradeco, созданная на паритетных началах нидерландской фирмой Energie Noord West и британской газовой группой Eastern Group. По заявлению представителей Tradeco, на первом этапе их интересуют, прежде всего, крупные голландские потребители газа (более 10 млн. куб. м. газа в год). В дальнейшем не исключается возможность поставок газа в соседние страны. В этих рамках руководство компании намеревается провести переговоры о покупке газа в Великобритании и России.

Компания \"Петролэнд\" принадлежащая фpaнцyз-cкoй фирме \"Эльф\" и ведущая газоразведку в голландском секторе Северного моря, объявила об обнаружении двух новых месторождений природного газа, запасы которых оцениваются в 5 млрд. куб. м. газа. Их эксплуатация начнется в 1998-2000 гг.