Организация по освоению бассейна реки Сенегал была создана в 1972 г. Сенегалом, Мавританией и Мали – OMBC (Organisation pour la Mise en Valeur du Fleuve Senegal) на базе Организации прибрежных государств р.Сенегал (Organisation des Etats riverains du Senegal, 1968-72 гг.) сменившей, в свою очередь, межгосударственный комитет (Comite inter-Etats, 1963-68 гг.).
Река Сенегал не относится к числу крупнейших рек мира. Ее протяженность составляет 1800 км. (для сравнения, р.Амазонка – 7025 км., р.Нил – 6700 км., р.Нигер – 4200 км.). Однако значительная площадь бассейна (289 тыс.кв.км.), особые характеристики течения вод и орошаемых почв ставят р.Сенегал в ряд важнейших по своему политическому и народнохозяйственному значению рек мира.
История научных исследований и промышленного освоения р.Сенегал насчитывает около двух столетий: экспедиция Melay и Chastellux в 1818 г., ирригационные проекты Richard до 1826 г., отчеты инженера E.Belime в 1922 г., деятельность Mission d’etudes du fleuve Senegal, MEFS, созданной в 1935 г., Mission d’amenagement du Senegal, сменившей MEFS в 1938 г. и просуществовавшей до 1963 г., когда был создан Межгосударственный комитет.
Документы и материалы по р.Сенегал и ее освоению хранятся в первом в Западной Африке информационном Центре документации ОМВС в г.Сен-Луи, насчитывающем в своих архивах десятки тысяч оригиналов и копий документов, микрофильмов, справочников, аудио и видеокассет и др.
В целях обеспечения оптимальных и равноправных условий эксплуатации водных ресурсов Конвенция о статусе р.Сенегал от 11.03.72 г. и другие программные документы ОМВС закрепили за рекой и ее основными притоками международный статус в соответствии с которым любой проект, который может изменить характер режима воды, условия навигации, с/х или пром. использования воды, фауну или флору должен быть осуществлен исключительно с согласия стран-участниц. Проведение научно-технических и практических экспертиз возложено на постоянную комиссию по водным ресурсам (Commission Permanente des Eaux), учрежденную при ОМВС.
Высшим органом ОМВС является Конференция глав государств, входящих в Организацию (последняя, XI, проходила 11 янв. 1995 г. в г.Дакар). Председателем Организации назначается на двухлетний срок глава одного из государств. На XI Конференции председателем ОМВС стал президент Мали А.У.Конаре. Исполнительный орган – совет министров водных ресурсов и энергетики государств-участников. Совет возглавляет председатель, назначаемый на два года. Рабочий орган ОМВС – секретариат, возглавляемый Верховным комиссаром (место пребывания – Дакар).
В мае 1974 г. на нуакшотском саммите ОМВС была принята долгосрочная программа развития бассейна р.Сенегал, сроком на 40 лет. Первый план этой программы, намеченный первоначально на 1975-80 гг., предполагал решение триединой задачи: ирригация, электрификация, навигация. Однако запланированная стоимость работ в 170 млн.долл. возросла к 1980 г. до 850 млн.долл., что отразилось прежде всего на энергетическом и транспортном пунктах программы ОМВС.
Главным итогом деятельности Организации к 1989 г. явилось завершение строительства двух плотин: Диама (авг. 1986 г.) и Манантали (март 1988 г.).
Плотина Диама, включая дамбу на правом мавританском берегу реки, расположена в 26 км. от сенегальского портового города Сен-Луи и предназначена для предотвращения засоления дельты Сенегала морской водой в периоды падения пресной воды в реке и ее притоках. Стоимость строительства составила 72 млн.долл.
Плотина Манантали, высотой 66 м., построена на главном притоке р.Сенегал – Бафинг, проходящем по территории Мали. Манантали представляет собой плотину смешанного типа, состоящую, с одной стороны, из центрального сооружения, выполненного в бетоне и объединяющего все гидроструктуры: удержание воды и сброс половины поступающего объема, слив поверхностного слоя и амортизационные емкости для эвакуации поводков, а также, с другой стороны, двух насыпных каменных плотин. Стоимость строительства составила 322 млн.долл. Манантали способна вырабатывать в потенциале 800 млн.квт.ч. в год.
Благодаря вводу в эксплуатацию двух плотин появилась возможность искусственного орошения 375 тыс.га (125 тыс.га на территории Мавритании). Как следствие, получило существенное развитие сельское хозяйство по обеим сторонам реки, приостановлен исход сельских жителей в города из-за засухи, продолжавшейся с небольшими перерывами с 70-х гг.; некоторое повышение уровня воды позволило сделать судоходным круглый год участок реки от г.Сен-Луи до г.Бакель.
Последующий период, с 1989 г. по 1992 г., стал наиболее напряженным в истории ОМВС, поставившим под угрозу само существование Организации. Мавритано-сенегальский кровавый конфликт, вспыхнувший вследствие политических и социально-этнических противоречий между соседними государствами, заблокировал совместную деятельность партнеров и отодвинул на несколько лет вперед осуществление энергетических и транспортных проектов, что в итоге привело к удорожанию строительства намеченных объектов и недовольству международных финансовых доноров. Не исключено, что именно конфликт 1989 г. и его последствия для деятельности ОМВС побудили иностранных инвесторов предложить в 1992 г. план реконструкции Организации.
В авг. 1992 г. в Нуакшоте состоялась Х конференция глав государств ОМВС (предыдущая, IX конференция, в 1987 г. – в Бамако). В ходе саммита было принято во внимание, что проекты в области гидроэнергетики имеют кардинальное значение в деле комплексного развития бассейна р.Сенегал. С «держателями фондов» была достигнута договоренность о финансировании строительства гидростанции на плотине Манантали и двух ЛЭП до Дакара и Нуакшота. Интересы стран и организаций, финансирующих проект, – 440 млн.долл. – представил МБРР. Канада выступила главным консультантом при составлении проекта и его экономического обоснования. При непосредственной поддержке Арабского фонда экономического и социального развития (FADES) и Исламского банка развития (BID).
Проекты, связанные с улучшением судоходства на р.Сенегал, на Конференции не рассматривались. Было предложено вновь изучить вопрос о капиталовложениях и стоимости первого этапа этих работ, в т.ч. по оборудованию навигационного фарватера от Сен-Луи до Кайеса (930 км.) и строительству портовых инфраструктур.
Для управления построенными совместными объектами было создано смешанное экономическое общество. Другой его целью стало создание благоприятных условий для продвижения в страны ОМВС частного сектора. Общество получило название «Агентство по управлению совместными сооружениями ОМВС». Местопребыванием его выбран г.Росо (Мавритания). Капитал Агентства составили вклады гос. и частных организаций. Было также решено допустить иновкладчиков к участию в нем своими финансовыми ресурсами.
«Программа возрождения древних долин» (Programme de Revitalisation des Vallees Fossilles, PRVF) представляет собой план возрождения древних рек во внутренних районах Сенегала путем заполнения их высохших русел водой из р.Сенегал. Согласно PRVF, предстоит заполнить 3 тыс.км. древних русел рек Ферло, Салум, Син и др. пресной речной водой из водозаборников в районах Бакель, Матама и озера Гьер, что позволит оросить 75 тыс.га земли, пригодной для земледелия, и создать 300 тыс. дополнительных рабочих мест.
Несмотря на то, что для этих целей планируется использование паводковых вод, в среднем 10 млрд.куб.м. в год, бесполезно стекающих в Атлантический океан, иностранные доноры выступают против программы PRVF, считая, что ее реализация приведет к изменению режима реки: падению общего уровня воды в р.Сенегал, высыханию прибрежных участков поливного земледелия, заболачиванию береговой линии, ухудшению санитарно-эпидемиологического положения в регионе и т.п. 19 фев. 1998 г., в канун 45-сессии Совета министров ОМВС в г.Нуакшот, где предстояло обсудить итоги реконструкции Организации, президент Сенегала А.Диуф заявил о приостановке программы PRVF.