Практическая работа по подготовке Италии к евро осуществляется специально учрежденным Комитетом евро, который возглавляет замминистра казначейства Р. Пинца. В рамках комитета образованы два подкомитета – по вопросам финансов во главе с Т. Падоа-Скиоппа (избран в Совет директоров ЦЕБ) и по вопросам органов государственного управления, сопредседателями которого являются руководитель секретариата министра казначейства и генеральный секретарь аппарата совмина.
В целях координации работы центральных и местных властей по подготовке к евро в каждой провинции Италии созданы провинциальные комитеты евро, находящиеся в функциональном подчинении Комитету евро.
Оперативная работа по подготовке к участию в ЕВС осуществляется в соответствии с двумя основополагающими документами – «Планом перехода к евро в системе государственного управления» и «Национальной финансовой схемой», разработанными Комитетом евро.
» лан перехода к евро в системе государственного управления» имеет в определенном смысле пилотный характер, поскольку призван обеспечить благоприятные условия для этого в общенациональном масштабе и вызвать эффект привыкания к новой валюте у населения в процессе общения с государством в переходный к евро период с 1999 по 2001 годы. В основу работы заложен принцип «никакого принуждения – никаких запретов», который предполагает, что экономические субъекты имеют возможность самим определить конкретный момент начала использования евро. При этом сохраняется фактическое равноправие безналичного евро и лиры во всех предусмотренных операциях с ними, в условиях которого переход к евро будет обуславливаться не требованиями государства, а соображениями удобства и экономической целесообразности.
Начиная с 1 января 1999 года и до 1 января 2002 г. все органы государственного управления должны быть готовы к тому, что в сношениях с государством физические и юридические лица могут свободно использовать евро в качестве единицы финансовых расчетов при осуществлении и получении платежей, а также в документах. Кроме этого с 1 января 1999 года эмиссии государственных обязательств будут осуществляться в евро, и будут переденоминированы в евро все ранее выпущенные государственные эмиссии, за исключением неконвертируемых, переденоминация которых откладывается до 1 января 2002 г. Соответственно, на переходный период органы государственного управления продолжают вести бухгалтерскую отчетность в лирах, но при этом предусматриваются особые процедуры перерасчетов в связи с ожидаемым постепенным увеличением финансовых и иных документов, выраженных в евро.
В соответствии с планом каждый орган государственного управления разрабатывает собственную оперативную программу по переводу расчетов на евро и назначает должностное лицо, отвечающее за ее выполнение. В программах находят отражение меры нормативного, структурного и организационного характера, которые необходимо осуществить на этапе подготовки и введения единой валюты. Особое внимание уделяется решению вопросов информационно-програмного обеспечения и переподготовки персонала.
После анализа и обобщения основных элементов функционирования государственной машины определены пять основных макропроектов, реализация которых составляет основу перехода на использование евро итальянских органов государственной власти.
Макропроект «Пересчет при осуществлении платежей» предполагает разработку порядка пересчета лир в евро и евро в лиры соответственно при платежах, осуществляемых государственными органами и в пользу государственных органов с целью сохранения единства бухгалтерского учета в переходный период. Он касается всех операций, связанных с выплатой зарплат и стипендий, пенсий, процентов по государственным облигациям, а также оплатой налогов и социальных отчислений, таможенных сборов и т. п.
Макропроект «Пересчет в документарном обороте» предполагает разработку правил работы с документами, использующими евро, и создание условий для полного перехода на евро в сношениях экономических субъектов с государственными структурами. Он призван отрегулировать порядок обработки налоговых деклараций, документации, связанной с социальными и другими льготами, приобретением товаров и услуг, административными и штрафными санкциями.
Макропроект «Пересчет государственного долга» предполагает разработку административно-учетных процедур, используемых при переденоминации в евро государственных долговых обязательств, выраженных в лирах. Основные финансовые аспекты этого процесса отражены в «Национальной финансовой схеме» .
Макропроект «Документы экономического и финансового программирования» предполагает определение процедур, в соответствии с которыми основные показатели главных экономических документов страны (таких как Документ экономического и финансового программирования, Общий доклад об экономическом положении страны, Финансовый закон, Закон о бюджете и поправках к нему, Закон о корректировке бюджетных показателей, Общий отчет о состоянии государственных финансов, Ежеквартальные отчеты о поступлениях в казну, Двухмесячный бюллетень для парламента, Ежемесячный доклад о состоянии бюджета и др.) будут выражаться как в лирах, так и в евро.
Макропроект «Статистика» основывается на роли, которую предстоит сыграть статистике в популяризации новой валютной единицы на международной арене. Он призван определить порядок сбора, обработки и распространения статистической информации в период параллельного «хождения» лиры и евро, а также преодоления в связи с этим возможных трудностей с обеспечением непрерывности статистических рядов.
Вступление Италии в ЕВС является многосторонним процессом, несущим в себе возможность появления новых, в т. ч. чисто технических моментов в двусторонних экономических отношениях. С вступлением Италии в ЕВС в числе передовой группы стран с 1 января 1999 года означает, что вся работа по евро будет значительно интенсифицирована на всех направлениях, что не исключает возможности шагов на опережение.
Правительство Романо Проди с момента прихода к власти в 1996 г. рассматривало полноценное и первоочередное вступление Италии в Европейский валютный союз в качестве основной стратегической задачи. Образование ЕВС является по существу завершающим этапом экономического объединения европейских стран и в силу того, что в итальянском обществе сильны проевропейские настроения, присоединение к ЕВС в первой группе государств оценивается итальянскими правящими кругами как один из серьезнейших аргументов, в том числе и во внутренней политике.
25 марта 1998 г. Комиссия европейских сообществ определила 11 государств-кандидатов, которые должны образовать ЕВС. В этом списке присутствует и Италия. Реакция официального Рима была однозначно положительной. Р. Проди заявил, что если бы Италия не вошла в валютно-финансовый клуб европейских стран на этом этапе, он подал бы в отставку. Он отметил при этом, что на период формирования правительства страна не соответствовала ни одному из пяти критериев, установленных Маастрихтским договором для вступления в валютный союз.
На сегодняшний день только один из параметров экономики Италии – государственный долг, составлявший на конец 1997 г. 121,6% от ВВП, в 2 раза превышающий маастрихтские нормы, – вызывает беспокойство других кандидатов в ЕВС. Итальянскому правительству потребовались значительные усилия, чтобы убедить европартнеров в том, что подобный объем накопленного долга, при условии его снижения, не представляет угрозы для эффективной работы финансовых механизмов союза. КЕС получила подтверждение того, что меры, направленные на финансовое оздоровление в Италии, правильны и носят долгосрочный характер. Член КЕС Ив Тибо де Силги заявил представителям Европарламента, что он получил письменные обязательства итальянского правительства снизить долг до 100% от ВВП в 2003 году.
В своем докладе 25 марта 1998г. КЕС не сосредоточилась, впрочем, только на госдолге Италии в связи с тем, что в стране этот показатель непрерывно снижается в течение 3-х последних лет. В ближайшие три года темпы снижения государственного долга должны увеличиться. В частности, в 1998 г. госдолг должен был уменьшиться с 121,6 до 118,1% от ВВП, а в 1999 г. составить 114,3. В документе положительно отмечаются проходящие в Италии реформы: пенсионная, налоговая и бюджетная. В целом, по мнению КЕС, Италия имеет реальный шанс выполнить взятые на себя обязательства по финансовому оздоровлению.
Рим приложил значительные усилия с тем, чтобы убедить граждан в пользе, которую может принести евро. Предполагается, что усиление контроля за инфляцией и появление сильной единой европейской валюты повлечет увеличение инвестиций и приведет к ускорению экономического роста ЕС, что в свою очередь вызовет снижение безработицы.
Предпринимателям будет проще ориентироваться, где более выгодно размещать заказы на различные товары и услуги. Исчезнут комиссионные сборы при обмене валют и не будет необходимости тратить средства на страхование от валютных рисков.
Появление сильной денежной единицы приведет к стабилизации цен; сбережения, а также заработная плата и пенсионные выплаты будут в меньшей степени страдать от инфляции. Граждане получат возможность путешествовать с меньшими затратами. В качестве примера в некоторых пропагандистских материалах приводится интересный факт: в 1998 г. турист, который пожелал бы посетить все 15 государств ЕС, вынужден был потратить около половины своих средств при обмене валют. Особо отмечается такой положительный фактор как снижение процентных ставок, которое вызовет рост инвестиций.
К вопросу об отношениях Италия-Евросоюз в свете открытия нового аэропорта Мальпенса-2000. На конец 1998 года намечено открытие нового миланского аэропорта Мальпенса-2000, который должен стать крупнейшим транспортным авиаузлом Южной Европы. Планируется перенести в новый аэропорт все международные рейсы «Алиталии» и всех остальных иностранных авиакомпаний, использующих другой миланский аэропорт, Линате, а также частично перебазировать в Мальпенсу из римского аэропорта Фиюмичино рейсы «Алиталии» в Латинскую Америку и на Ближний Восток.
Решение итальянского правительства об открытии Мальпенсы-2000 вызвало негативную реакцию в соответствующих комиссиях ЕС и еще раз высветило те противоречия, которые имели место при вступлении Италии в Европейский валютный союз. Как заявил европейский комиссар по вопросам транспорта Н. Киннок, данное решение слишком преждевременное, так как крупнейшие западные авиакомпаниии «Люфтганза», «Бритиш Эйруейз», «Эр Франс» и др. оказываются в неравном положении по отношению к итальянской национальной авиакомпании в связи с тем, что новый аэропорт далеко расположен от города (45 км.) и пассажирам этих компаний будет неудобно добираться до него. По словам Н. Киннока, итальянская сторона также не выполнила план модернизации транспортной инфраструктуры вокруг Мальпенсы. В частности, к этому сроку не будет построена прямая железнодорожная ветка из Милана в аэропорт и не будет расширена уже и так перегруженная автодорога на Мальпенсу. Учитывая все вышесказанное, транспортная комиссия Евросоюза требовала от итальянской стороны отложить дату открытия нового аэропорта на более поздний срок и не переносить международные рейсы западных авиакомпаний из Линате, который находится в черте города, в Мальпенсу.
В свою очередь итальянцы обвинили Н. Киннока в сговоре с западными авиакомпаниями и в желании помешать начать действовать «неудобному» для себя конкуренту, который оттянет на себя большое количество пассажиров из менее крупных аэропортов Германии, Франции и Швейцарии, особенно на ближневосточном и латиноамериканском направлениях. Итальянскую позицию в данном вопросе отстаивает лично премьер-министр Р. Проди и министр транспорта К. Бурландо. Недавно в Брюссель на встречу с европейскими комиссарами выезжал глава областного правительства Р. Формигони. Он пытался убедить их, что уже в 1999 году область Ломбардия обеспечит введение в строй современной четырехполосной автодороги и скоростной железной дороги, которые позволят пассажирам быстро добираться из аэропорта до города и наоборот.
В областном правительстве Ломбардии убеждены, в частности, по словам вице-президента А. Дзордзоли, что транспортные придирки это только предлог, и в очередной раз Италия столкнулась с позицией недооценки ее экономических возможностей со стороны Евросоюза.