Стремление гвинейского руководства вывести национальную экономику на качественно новый уровень международных торговых и кредитно-финансовых отношений потребовало пересмотра политики государства по взаимодействию с бреттонвудскими финансовыми институтами. Начальный период такого взаимодействия приходится на первые годы становления режима Л.Конте. Он, в частности, связан с подготовкой и реализацией в Гвинее первой Программы структурных преобразований в экономике (PAS-I), рассчитанной на 1986-89 гг. Ее цели и задачи получили одобрение МВФ и ВБ, открывали перспективы предоставления стране кредитной поддержки. На передний план выдвигались задачи по либерализации экономики, реформе финансовой системы, ограничению роли государства в управлении предприятиями, мобилизации внутренних ресурсов и оживлению частного сектора.
С завершением PAS-I курс на осуществление широких преобразований в экономике был продолжен. МВФ одобрил очередную трехлетнюю программу 1989-91 гг. (PAS-II) и так называемую, «усиленную» программу 1991-94 гг.(FAS-R), на поддержку осуществления которой выделялось 57,9 млн. СПЗ (специальных прав заимствования). Дополнительный транш в 17,5 млн. СПЗ в сент. 1994 г. позволил ее пролонгировать до середины 1995 г. Однако, ввиду отсутствия должной отдачи от предоставленных средств и срывов в достижении намеченных макроэкономических показателей, дальнейшие отношения Фонда с Гвинеей были прекращены. Их восстановление во второй половине 1996 г. связывается с формированием нового технократического кабинета министров во главе с С.Type. Его деятельность позволила нескольно нормализовать экономическую ситуацию и способствовала привлечению в страну в течение 1997 г. внешних источников в объеме около 900 млн.долл. Их существенную долю составили средства МВФ – 103 млн., и ВБ – 92 млн.долл.
Состоявшееся в июне 1998 г. в Париже заседание Консультативной группы Парижского клуба подтвердило предоставление Гвинее ранее обещанных кредитов и долговых освобождений на 1275 млн., а также способствовало дополнительному изысканию средств на период до конца 2000 г. в сумме около 700 млн.долл. МВФ и ВБ, в свою очередь, обязались выделить соответственно 64 млн. и 120 млн.долл. Важным условием кредитования гвинейского правительства являлось выполнение контролируемых МВФ обязательств по обслуживанию госдолга и сокращению задержек по текущим выплатам.
Анализ и оценки, проведенные международными финансовыми институтами по итогам функционирования гвинейской экономики в 1998 г., свидетельствовали о достижении запланированных на второй год макроэкономических показателей трехлетней Программы 1996-99 гг. Вместе с тем в конце 1998 г. наметились негативные тенденции в бюджетно-финансовой сфере. Они увязывались с неблагоприятным воздействием кризисной обстановки в соседних Сьерра Леоне и Гвинее-Бисау, а также сверхнормативными расходами на обеспечение президентских выборов в дек. 1998 г. В результате на 1999 г. был перенесен бюджетный дефицит в 11 млн.долл. Кроме того госрасходы в начальный период года на 12% превысили предусмотренные бюджетом параметры. что привело к образованию общего дефицита госбюджета в 21,6 млн.долл. Комиссии МВФ в фев. и мае 1999 г. рекомендовали гвинейскому руководству принять срочные меры по устранению имеющихся недостатков и заблокировали предоставление стране очередного транша до прояснения ситуации в сент. 1999 г.
Приостановка поступления средств извне привела к еще большему наращиванию отрицательного сальдо бюджета, негативно отразилась на общем состоянии социально-экономической обстановки в стране. Опережающие темпы наметились в падении курса национальной валюты, росте инфляции. В годовом исчислении денежная масса увеличилась на 6,8%, при этом курс гв. франка уменьшился на 10,8% по отношению к доллару и на 15,8% – к фр. франку. Складывающиеся тенденции неуклонно вели к снижению покупательной способности населения.
Правительство вынуждено было прибегнуть к корректировке бюджета На заседании кабинета министров в июле 1999 г. приняты поправки, требующие утверждения парламентом, которые предусматривают рост доходов на 5 млн. и сокращение госрасходов на 2 млн.долл. Секвестирование бюджета коснется прежде всего тех статей, которые непосредственно связаны с выплатой зарплаты, решением социальных проблем и расходами на содержание армии.
Об экономическом взаимодействии со странами Западной Европы. На страны ЕС приходится около трети гвинейского экспорта и импорта. Через западноевропейские институты в Гвинею поступает наибольший объем финансово-экономической и технической помощи. В соответствии с обязательствами в рамках Консультативной группы инвесторов Гвинеи (Париж, июнь 1998г.) Евросоюз предполагает безвозмездно выделить на развитие гвинейского экономики в 1998-2000гг. 249 млн.долл. Кроме того в течение трех лет Гвинея получит кредиты Инвестиционного европейского банка (BED) на 60 млн.долл. Подразумевается, что направляемые средства восполнят потери от снижения мировых цен на алюминиевое сырье, окажут стабилизирующее воздействие на социально-экономическую ситуацию в стране.
Франция обязалась до конца тысячелетия предоставить гвинейскому правительству 116 млн.долл. В ходе посещения Конакри в авг. 1998 г. французским министром по делам сотрудничества и франкофонии Ж.Жосленом стороны провели обсуждение ряда совместных социально-экономических проектов. Визиту сопутствовало подписание соглашения о предоставлении Гвинее безвозмездной помощи в 3 млн.фр.франков.
Экономические связи и обмены Гвинеи с Францией обширны и многогранны, они охватывают практически все области хозяйственной сферы. В их осуществлении задействованы официальные органы, неправительственные организации, коммерческие структуры и отдельные частные лица. Между двумя странами подписаны и действуют многочисленные межправительственные соглашения. В их числе: Соглашения об экономическом сотрудничестве (1979 г.), о культурном сотрудничестве (1987 г.), о сотрудничестве в военно-технической области (1985 г.), в соответствии с которым в Гвинее находится 24 французских военных специалиста. В Гвинее действует 350 фирм с французским капиталом, находится 1500 французских граждан. Гвинейская колония в Париже насчитывает около 6 тыс.чел.
По объему инвестиций в гвинейскую экономику Франция уверенно удерживает I место. Общая сумма вложенных средств за период после обретения Гвинеей независимости превышает 1 млрд.долл. Гвинейский долг при его регулярном списании оценивался в 1999 г. в 330 млн.долл.
Для Франции Гвинея среди африканских партнеров находится на 17-м месте, в то время как в целом в мире по объему импорта занимает 79-ю, а по экспорту – 97-ю строку. В общем объеме гвинейского импорта доля Франции составляет 20, а экспорта – 10%. В структуре французского экспорта преобладают удобрения, нефтепродукты, медикаменты, автомобили и спецтехника, мука, сахар и др. Из Гвинеи во Францию поступают бокситы, морепродукты, кофе, какао и на 400 млн.фр.франков в год. Гвинейский дефицит в двусторонней торговле превышает 450 млн. фр. франков.
В отличие от большинства франкоязычных стран западноафриканского региона Гвинея располагает собственной валютой и не входит в зону франка КФА. Структура финансовых взаиморасчетов соориентирована здесь на долл. США. В американской валюте осуществляется 65% всех внешних платежей. На долю фр. франка приходится 20-25%, остальные расчеты производятся в йенах, нем. марках и англ. фунтах.
В числе проблемных вопросов двусторонних отношений следует выделить претензии французов на принадлежавшие им ранее объекты недвижимости, частое несовпадение подходов к использованию финансовой помощи и условиям приватизации ряда гвинейских предприятий, вовлеченность французских нефтяных компаний «Эльф-Акитен» и «Тоталь» в разразившийся год назад в Конакри налоговый скандал.
Достаточно широкие связи поддерживаются с Германией. В ходе визита в окт. 1998 г. гвинейского министра плана и сотрудничества в Германию немецкая сторона подтвердила готовность продолжать оказывать финансовую помощь на развитие образования, здравоохранения, кустарных промыслов, геологоразведку. На эти цели в 1998-99 гг. предполагалось выделить 41 млн.марок. Германия согласилась финансировать обустройство медучреждений в Конакри (7 млн.), осуществление структурных преобразований в экономике (10 млн.). дополнительные работы по улучшению энергоснабжения Конакри (3 млн.), а также оплату специалистов направляемых для проведения проектных работ по расширению столичного морпорта и оснащения национального радио-телевизионного комплекса.
Устойчиво развиваются экономические отношения Гвинеи со странами Бенилюкса (9% импорта), с Испанией и Ирландией, на которые приходится по 9% гвинейского экспорта. Финансовая помощь гвинейцам поступает из Дании (3 млн.долл. на социальное развитие), Люксембурга (0,6 млн.долл. на образование, социальную сферу, строительство), Италии (0,5 млн.долл. на программы в области сельского хозяйства, рыболовства и охраны окружающей среды), Австрии (100 тыс.долл. на решение гуманитарных проблем). Женева ежегодно оказывает техпомощь своему городу-побратиму Конакри (в 1998 г. – почтовому ведомству, в 1999 г. – противопожарной службе).
Из диппредставительств стран Зап. Европы в Гвинее находятся посольства Франции и Германии, почетные консульства Великобритании, Дании, Люксембурга, Норвегии. Турции, Швейцарии, Швеции. Свое представительство в Конакри имееет ЕС. Гвинейские диппредставительства имеются в Париже, Бонне, Брюсселе и Женеве.