Нефть Камеруна

Проект нефтепровода Чад-Камерун. Широкая общественность услышала об этом проекте три года назад, хотя его разработка велась под большим секретом еще с 1992 г.
          Богатые нефтяные месторождения в районе Добы на юге Чада были разведаны уже давно: добыча на них может достигать 400 тыс.барр. в сутки, а эксплуатация – продолжаться в течение 30 лет. Предстояло решить, каким образом можно воспользоваться этим богатством, учитывая анклавность страны, перманентно взрывоопасную ситуацию внутри нее и в регионе в целом, отсутствие инфраструктуры и т.п.
          После проведенного тщательного анализа один за другим отпали «суданский», «ливийский» и «нигерский» варианты из-за полного отсутствия, с точки зрения западников, гарантий безопасности. В итоге, наиболее приемлемым было признано камерунское направление – до терминала в Криби на атлантическом побережье. Реализацию проекта взял на себя консорциум в составе трех крупнейших ТНК: американской «Эксон», англо-голландской «Шелл» и французской «Эльф», причем главными застрельщиками выступали американцы. В целях обеспечения строительства и последующей эксплуатации нефтепровода на местах были образованы два СП: Tchad Oil Transportation Company (ТОТКО) и Cameroon Oil Transportation Company (KOTKO).
          Для реализации проекта требуется 1700 млн.долл. Таким образом, капитал KOTKO должен равняться этой сумме. Долевое участие акционеров KOTKO распределяется следующим образом: 97% финансирования осуществляет консорциум, остальные 3% – Чад (35 млрд.фр.КФА) и Камерун (42 млрд.фр.КФА). Консорциум вполне мог бы обойтись и собственными силами. Тем не менее, он предпочитает участие двух государств в акционерном капитале, поскольку их взносы обеспечиваются целевыми кредитами ВБ и его филиалами, а номинально скромные объемы финансирования МБРР на самом деле представляют собой решающие гарантии для основных спонсоров. Однако, согласие Всемирного банка, несмотря на все старания участников проекта, до сих пор так и не получено.
          Шквал критики в адрес планов консорциума достиг своего апогея в 1997-98 гг., когда после окончания топографических работ была объявлена трасса маршрута нефтепровода на его камерунском участке (880 км.) и площадь затронутой территории была определена в 3400 га. Непримиримыми оппонентами выступили различные партии «зеленых» и неправительственные организации (особо «свирепствовали» природозащитные организации Германии и Нидерландов), согласованно предъявившие к досье трубопровода такие серьезные претензии, что вынудили ВБ пригрозить отказом от участия в финансировании в случае невыполнения их требований. В итоге были внесены очередные изменения в уже неоднократно переносившиеся сроки начала работ: вместо конца 1998 г. – конец первого полугодия 1999 г. В указанный период консорциум был призван внести в проект дополнительные поправки, сводящие к минимуму возможность появления негативных последствий от строительства, предрекаемую экологическими организациями.
          После трехмесячных дискуссий по проекту в марте 1999 г. были разработаны новые варианты прохождения трассы трубопровода. Для определения самого оптимального в апр. 1999 г. была создана комиссия, которая проконсультировала землевладельцев, по чьим угодьям пройдет линия нефтепровода, а главное – скорректировала трассу в соответствии с пожеланиями экологов. Более 60% маршрута прохождения трассы было модифицировано. Соответственно были законсервированы проводимые ранее работы по созданию первичной инфраструктуры, большинство иностранных специалистов, завербованных консорциумом, прервало или разорвало свои контракты.
          Дело дошло до того, что в Нджамене стали распространяться настойчивые слухи о возможном варианте эвакуации чадской нефти через Ливийскую пустыню и поисках новых компаньонов; упоминались независимые американские «Тринити газ корпорейшн», «Карбон энерджи груп» и «Ориентал энерджи ресурсес», которые, якобы, обещали инвестировать доли Камеруна и Чада. Правда, на официальном уровне в обеих столицах они всячески опровергались. Камерунский министр по охране окружающей среды и лесного хозяйства С.Н.Ондуа заявил, что «не может быть и речи о том, чтобы трубопровод пошел не через Камерун, а через Ливию».
          Приводимый перечень обстоятельств, из-за которых строительство нефтепровода могло бы быть отложено на неопределенный срок, довольно обширен:
– снятие эмбарго с Ливии, куда вновь устремились западные нефтяные монополии и скорое возрождение ее нефтяного сектора;
– возвращение Кот д’Ивуара в «нефтяную семью» – на салоне «Офшор Вест Эфрика» (23-25 марта 1999 г.) в Абиджане принято решение об увеличении эксплуатации и производства нефти, дабы компенсировать потери, понесенные из-за кризиса сельскохозяйственным сектором. Вполне логично, что абиджанская нефть появится на рынке гораздо быстрее, чем первая капля чадской прибудет в Криби;
– многочисленные геологоразведочные работы, осуществляемые французскими компаниями в Кабинде (Ангола), показали наличие богатых нефтяных месторождений, на которых легко можно наладить добычу;
– при отсутствии внутренних потрясений в РЭГ эта сторона в ближайшем будущем будет фигурировать в числе наиболее крупных производителей нефти в Африке.
          Приводились и другие аргументы, но главный вывод был однозначен – в складывающейся ситуации нефтяной рынок вполне может обойтись и без чадцев.
          Неопределенность с будущим нефтепровода стала рассеиваться лишь в самое последнее время – прежде всего вследствие благоприятной нефтяной конъюнктуры. Еще совсем недавно подвергавший планы строительства сомнениям и жесткой критике президент МБРР Дж.Вулфенсон 13 июня 1999 г., всячески подчеркивая важность, придаваемую с его стороны осуществлению этого проекта, заявил о нефтепроводе как о «серьезном, вызывающем доверие деле» и что «его судьба вызывает серьезную озабоченность Банка». Помимо утверждений о восстановленном доверии, руководство МБРР заверило «зеленых», что их требования были должным образом учтены, и в соответствии с ними была изменена трасса нефтепровода, пересмотрены суммы компенсаций и т.п., и направило с инспекционной проверкой в Камерун миссию банка во главе с Ф.Бенуа. Все это позволило генеральному директору КОТКО М.Галлету заявить о возможном начале работ в середине второго полугодия 1999 г.
          В опубликованном 27 авг. 1999 г. коммюнике камерунской Национальной корпорации углеводородов (НКУ) сообщалось, что с 17 по 20 авг. 1999 г. в Яунде состоялся очередной раунд трехсторонних переговоров, в которых приняли участие представители консорциума во главе с А.Мадском – вице-президентом компании «Эссо пайплайн инвестментс (группа «Эксон»), делегация из Нджамены, возглавляемая А.Дади – замгенсека президентуры Чада и камерунская делегация под руководством А.Мудики – гендиректора НКУ. Были окончательно отработаны условия двух базовых финансовых документов: соглашения о финансировании КОТКО ее акционерами и контракта о транспортировке нефти. Достигнутые договоренности, определяющие механизм предоставления в распоряжение КОТКО средств, необходимых для финансирования проекта, общие нормативные требования транспортировки нефти, а также способы урегулирования взаиморасчетов между «отправителями», т.е. нефтедобытчиками, использующими нефтепровод, и КОТКО – уполномоченной вести строительство и его эксплуатацию на камерунском участке, должны, по мнению компаньонов, значительно ускорить достижение взаимного понимания с МБРР и убедить его в принятии окончательного положительного решения.
          Резюмируя итоги подготовительной деятельности камерунской стороны по нефтепроводу за последние два года, А.Мудики подчеркнул, что основные усилия были сосредоточены на адаптации проекта к экологическим стандартам: синтез проведенных исследований был изложен в одобренном камерунским правительством отчете о воздействии нефтепровода на окружающую среду; завершается процесс трансформации зоны населенных пунктов Кампо Маан и Мбам Джерем в национальные парки; в заключительной стадии находится работа по разработке общенациональной программы по усилению контроля за охраной окружающей среды.
          В плане координации усилий по урегулированию имеющихся финансовых вопросов, отмечается в коммюнике, Камерун с июня 1998 г. принимал участие во всех дискуссиях, в т.ч. в Вашингтоне, Атланте, Париже, Нью-Йорке, проводимых в целях заключения соглашения об условиях финансирования со стороны третьих лиц – кредиторов – Long Form Terme Sheet (LFTS). В данном контексте в июле 1999 г. в Вашингтоне рассматривалось досье акционерного участия Камеруна в капитале КОТКО.
          Указом П.Бийи от 24 авг. 1999 г. в Камеруне образован госкомитет по проекту нефтепровода Чад-Камерун, определены его структура и функции. Председателем комитета назначен А.Мудики – гендиректор НКУ, среди его прерогатив – ведение любых переговоров, имеющих отношение к заключению контрактов по нефтепроводу, координация действий государственных ведомств, вопросы эксплуатации и технического обеспечения, мониторинг экологической ситуации. В состав комитета входят 17 представителей различных министерств и ведомств. Постоянный секретариат комиссии состоит из 6 отделов: охраны окружающей среды, экономики и финансов, администрации и бухучета, инженерного и местного обеспечения, правового, связи и образования.
          К прессингу экологов и НПО стали присоединяться голоса местных оппозиционных политических партий и движений (в Чаде – значительнее, в Камеруне – слабее). Наиболее активно в этом плане выступает «Обновленный национальный фронт Чада» (ФНТР), неоднократно призывавший руководство ВБ отказаться от какого-либо участия в проекте. В одном из последних воззваний ФНТР, распространенном в Париже в конце авг. 1999 г., генсек движения Ахмат Якуб аргументировал данную позицию тем, что «финансирование нефтяного проекта означает разделить официальную ответственность за нарушения прав человека с властями Нджамены». В коммюнике Фронта содержались утверждения о карательных операциях, якобы проведенных правительственными войсками в июле-августе на востоке страны, в результате которых было убито более тридцати мирных граждан, заподозренных в сочувствии оппозиции и обращение к международным правозащитным организациям провести независимое расследование данных фактов».
          Нефтяной фактор в странах Гвинейского залива. В течение последних 30 лет нефть является одним из главных природных ресурсов, добываемых в Гвинейском заливе. На нее приходится 75% экспорта и больше 1/3 ВВП 4-х основных добывающих стран региона: Анголы, Габона, Конго-Браззавиль и Нигерии. В 1996-98 гг. в заливе были открыты крупные месторождения, разработка которых вывела страны региона на первое место в мире по темпам роста добычи нефти. Такое положение сохранится и в будущем, т.к., по данным нефтедобывающих компаний, разрабатываемые месторождения являются перспективными в геологическом отношении, а достаточно развитая инфраструктура нефтяной отрасли позволяет без дополнительных затрат обеспечивать постоянный рост доходов от экспортных поставок.
          Разведанные нефтяные запасы в странах Гвинейского залива (Ангола, Бенин, Габон, Гана, Камерун, Конго-Браззавиль, Конго-Киншаса, Нигерия, РЭГ, Того) оцениваются в 27 млрд.барр., из которых более 70% сосредоточены в Анголе, Габоне, Конго-Браззавиле и Нигерии. В течение семи лет уровень обновления резервов нефти увеличился на 120%, в основном за счет открытия новых месторождений. Компании начали разработку нефтяных полей в глубоком море (более 200 м.). Первые тонны нефти из глубоководных скважин были выкачены в 1992 г. в Конго-Браззавиль – месторождение Китина и в 1994 г. в Анголе (поле Бенго). В дальнейшем, с приходом в регион крупнейших нефтедобывающих компаний число новых месторождений стало увеличиваться. Так, в 1995 г. были открыты нефтяные поля Мохо (400 млн.барр.) – Конго-Браззавиль, Лонга (5 млн. барр.) – Ангола, Зафиро-Опало (300 млн.барр.) – РЭГ, Оно (75 млн.барр.) – Нигерия. В 1996 г. открытия продолжались в Анголе – поля Жирасоль (1 млрд.барр.), в Экваториальной Гвинее – Азурита, Руби (30 млн.барр.), Жаде (20 млн.барр.), в Нигерии – Бонга (750 млн.барр.) и Або (75 млн.барр.). В 1997 г. большая часть новых месторождений была разведана в Анголе – Куито (700 млн.барр.), Ландана (500 млн.барр.), Далиа-1 (1,5 млрд барр.), Далиа-2 (500 млн.барр.), и в Нигерии – Н’Голо (150 млн.барр.) и Сейки (15 млн.барр.). В 1998 г. список пополнили нефтяные поля Киссанже (250 млн.барр.), Роса (450 млн.барр.), Лирио – Ангола и Билондо (100 млн.барр.) – Конго-Браззавиль.
          С открытием новых месторождений значительно снизились расходы на бурение пробных скважин. В 1994-97 гг. количество таких скважин удвоилось. В конце июня 1998 г. число разрешений на нефтеразведку в глубоком море, выданных иностранным предприятиям достигло 48. Для нефтедобычи была отдана морская территория площадью 170 тыс.кв.км глубиной до 3 тыс.м. Более 40 компаний приняли участие в тендерах по распределению 48 участков. Среди них были представлены такие, как Agip, Amoco ВР, ВНР, Chevron, Elf, Exxon, Occidental, Mobil, Nomeco, Shell, Statoil, Texaco, Triton и др. Из выделенных участков 13 считаются наиболее перспективными. Это нефтеносные поля в Анголе, Конго, РЭГ и Нигерии.
          В течение последних лет, объем добычи нефти в регионе вырос, в среднем, в два раза и в 1997 г. достиг 3,9 млн.барр./д. В Конго-Браззавиле и Анголе произошло увеличение нефтедобычи более, чем на 60%, в Габоне и Нигерии – на 30%. С открытием в начале 90-х гг., Экваториальная Гвинея из страны импортера превратилась в страну-экспортера нефти.
          В ближайшие 4-5 лет, добыча нефти в Гвинейском заливе будет увеличиваться за счет установки новых, глубоководных нефтедобывающих платформ и достигнет объема в 4,5 млн.барр./д.
          В зоне франка насчитывается шесть нефтедобывающих стран (Бенин, Габон, Камерун, Конго, Кот д’Ивуар и РЭГ), из которых четыре поставляют на экспорт сырую нефть и нефтепродукты и девять стран импортируют нефтепродукты (Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Того, ЦАР, Чад и Экваториальная Гвинея).
          В Экваториальной Гвинее в 90-х гг. были открыты крупные месторождения Зафиро-Опало, Азурита, Руби, Жаде и др. На конец 1998 г. разведанные запасы нефти оценивались в 300 млн.барр. Нефтедобыча (2517 барр./д.) началась в 1992 г. с открытием конденсатного месторождения Альба. Благодаря разработке нефтедобывающими компаниями полей Зафиро-Опалло и Азурита объем добываемой нефти резко вырос: от 6030 барр./д. в 1995 г. до 80 тыс.барр./д. в 1998 г.
          Первое разрешение на добычу нефти было выдано компании Elf Aquitaine, которая ведет разработку в офшорной зоне на юго-западе от о-ва Биоко. Компании Triton и Nomeco занимаются добычей нефти вблизи континентальной части (Луба, Риаба). Корпорация Mobil-United Meridien, главная в Экватогвинее нефтедобывающая компания, разрабатывает крупные нефтяные месторождения Зафиро-Опало (объем вложенных инвестиций – более 1 млрд.долл.), Альба и др.
          После военного переворота 1979 г., когда председателем Высшего военного совета, а затем и президентом стал Т.Обианг, в РЭГ установился авторитарноклановый режим правления. Государство является монополистом практически во всех прибыльных отраслях промышленности и сельского хозяйства, но т.к. свои возможности для реального укрепления экономики являются недостаточными, то подряды на осуществление работ заключаются с частными, в большинстве иностранными компаниями. Большая часть полученных по контрактам финансовых средств аккумулируется в специальных правительственных фондах, а остаток направляется в бюджет.
          Компании получают права на разведку и добычу нефти на условиях концессии, то есть с заранее оговоренными показателями. Так, по договору с Mobil, действующим до заключения в 2002 г. соглашения о разделе продукции, правительство РЭГ получает 10% от экспортной выручки за нефть.
          В 1990-94 гг. в большинстве стран зоны франка спрос на нефтепродукты находился на низком уровне из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры. После 1995 г. поддерживаемый экономическим оживлением, наступившим вслед за девальвацией франка КФА, спрос на нефтепродукты повысился. Во всех странах зоны, за исключением ЦАР, Конго и РЭГ, распределением нефтепродуктов занимались частные компании. В 1997 г. нефтепродукты составляли 11,3 от импорта и 2,6% ВВП стран региона. Однако в последующие годы уровень переработки нефти в регионе практически не изменялся, несмотря на значительный рост добычи сырой нефти.
          С 1997 г. потребление нефтепродуктов на о-ве Биоко выросло на 127%, что было вызвано резким повышением спроса нефтеперерабатывающих компаний на дизельное топливо, значительным увеличением объема автомобильного парка и ростом покупательной способности, связанной с повышением зарплаты госслужащих. На континентальной части Рио-Муни потребление нефтепродуктов поддерживается также за счет дереводобывающих и деревообрабатывающих предприятий. Практически весь объем потребляемых нефтепродуктов (34% от импорта, 3,1% ВВП) поставляется из стран региона, в основном из Камеруна, в то же время, некоторые компании сами начали переработку нефти на местном рынке.
          В дек. 1996 г., рядом со столицей Малабо, американская компания Nomeco построила минизавод по переработке сырой нефти, поставляющий нефтепродукты и газ. Также Nomeco и Samedan Oil, совместно с властями РЭГ, подписали соглашение о строительстве в 1999 г. на о-ве Биоко завода по производству метанола. Samedan Oil и CMS Energy намереваются в начале 2000 г. ввести в эксплуатацию газовую электростанцию.
          Распределением нефтепродуктов занимается консорциум GE-Total – единственный монополист на местном рынке. Компания приобрела в Малабо и Бате терминалы по перегрузке нефти и практически все заправочные станции. Вслед за нефтедобывающими, в РЭГ приходят строительные, перерабатывающие и др. компании, заинтересованные в закреплении на местном рынке. Влияние РЭГ на мировой арене усиливается, не в последнюю очередь благодаря экономическим интересам промышленно-развитых стран, чьи компании занимаются в Экватогвинее нефтедобычей.
          В Камеруне, с началом разработки в 1979 г. офшорных нефтяных полей Рио дель Рей – вблизи Нигерии и открытия в 80-е гг. нефтяных месторождений в зоне Криби-Кампо и бассейне Дуалы, разведанные запасы оцениваются в 400 млн.барр., что составляет 6,1% от запасов нефти в странах зоны франка.
          Объем добычи нефти снизился с 144,7 тыс.б/д. в 1990 г. до 105 тыс.б/д. в 1996 г. из-за сокращения нефтедобычи из скважин Локеле и Коле (месторождение Рио дель Рей). Однако, в 1997 г. производство нефти увеличилось на 5,8% и достигло 114800 б/д., чему способствовало введение в эксплуатацию месторождения Эбоме (Криби-Кампо). В 1997 г. на экспорт было продано 94,5% от всего объема добытой нефти.
          В 1997-98 гг., благодаря приходу в регион крупных иностранных компаний, разработка нефтяных месторождений активизировалась. Разрешения на добычу нефти в бассейне Дуалы были выданы компаниям Phillips Petroleum, Fina Exploration, Perenco, Mobil, Nomeco, Globex, Euroil и Turuberry и др. Сейсмические исследования проведены в бассейне Логон-Бирни вблизи озера Чад, компании Elf-Serepca, Shell Pecten начали разработку нефтяных полей Асома-Юг и Липенжа. На их долю приходится соответственно 60% и 30,9% от общего объема добычи нефти на месторождении Рио дель Рей. Французская группа Perenco стоит на третьем месте – 9,1%, нефтяные поля Эбоме.
          Финансирование проектов по нефтеразработке происходит следующим образом: практически все расходы на разведку, бурение, и т.п. относятся на счет самой компании, однако, если в итоге обнаруживаются коммерчески выгодные месторождения, то государство, в качестве компаньона, возмещает часть затраченных средств в зависимости от своей доли участия. Заемные средства возвращаются с учетом амортизации или калькулируются на договорной основе на базе мировых цен на сырую нефть.
          Камерун является достаточно крупным производителем нефтепродуктов в регионе. Полная производительность национального НПЗ СОНАРА, находящегося в Лимбе, составляет 45 тыс.б/д. Основными продуктами переработки являются: бутан, бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и т.п. До 1997 г. перерабатывала нефть из Нигерии, РЭГ и Анголы. Сегодня, почти весь объем поступаемой на переработку нефти идет из Камеруна и часть – из РЭГ.
          В стоимостном выражении экспортные поставки продукции СОНАРЫ выросли в 1997/98 г. на 70,4%, что связано с консолидацией рынков Центр. и Западной Африки, а также с выходом на новые рынки сбыта в Европе, США и Латинской Америке. Наибольший процент от объема продаж в промышленно развитые страны приходится на бензин, керосин, дизтопливо и тяжелый мазут.
          Деятельностью по складированию и хранению нефтепродуктов занимается Камерунское общество нефтяных депозитов (ССДП), отделения которого находятся в Дуале и Бафуссаме. ССДП также принадлежит Центр по производству газа. В 1996-98 гг. распределением нефтепродуктов занимались следующие фирмы: Техас (26,2% от объема рынка нефтепродуктов), Elf Oil (22,8%), Total (18,4%), Mobil (17,8%), Shell (15%), являющиеся членами Профессионального Объединения нефтяных компаний.
          По оценке Банка стран Центр. Африки (БЕАК), добыча нефти в Камеруне будет постепенно сокращаться из-за выработки используемых сейчас нефтяных полей. Правительство принимает специальные меры (льготное налогообложение и т.п.) для поощрения тех нефтедобывающих компаний, которые ведут разработку новых месторождений в офшорных зонах Гвинейского залива.
          В начале 1999 г. Камерун, Нигерия и Экваториальная Гвинея начали переговорный процесс по установлению морских границ в Гвинейском заливе, причем Камерун твердо придерживается своей принципиальной позиции – урегулирование этого вопроса в Международном суде в Гааге.
          Достаточную значимость нефтяной отрасли для камерунской экономики, переживающей не лучшие дни, признала и Международная финансовая компания (МФК), входящая в группу ВБ, которая открыла нефтяной компании Pecten кредитную линию в 250 млн.долл., на разработку морских нефтяных полей.