Морские порты Koт-д’Ивуара

Koт-д’Ивуар располагает двумя крупными глубоководными морскими портами: Абиджан (основной) и Сан-Педро. Порты занимают важное место в существующей инфраструктуре РКИ и полностью удовлетворяют потребности страны во внешнеторговом обмене с другими государствами.

Морской порт Абиджан является крупнейшим в Западной Африке. Он обеспечивает 50% от всего обмена морских перевозок в этом регионе африканского континента (Дакар – 25%, Ломе – 20%, Котону – 5%). Порт построен в 1950 г. на западном побережье полуострова Гран-Басам и примыкающей к нему акватории лагуны Эбрие, соединенной с водами Гвинейского залива морским каналом Вриди, длиной 2,7 км. и шириной 370 м., строительство которого было завершено в 1950 г.

Порт Абиджан является госпредприятием с капиталом 20 млрд.фр.КФА и штатом более 11 тыс.чел.; имеются представительства порта в Мали, Буркина Фасо, Франции, Бельгии и ЮАР. Портом управляет административный совет из 6 чел., возглавляемый гендиректором А.Абуадже (назначен в сент. 1998 г.). Наиболее крупной ивуарской госорганизацией, занимающейся вопросами морского судоходства, является «Сосьетэ ивуарьен де транспор маритим» обеспечивает 40% всего внешнеторгового морского грузооборота Кот-д’Ивуара. Кроме того, морские торговые перевозки осуществляет частная ивуарская компания «Сосьетэ ивуарьен де навигасьон маритим».

Руководству порта удается поддерживать его конкурентоспособность на достаточно высоком уровне и обеспечивать поступательное увеличение ежегодного объема грузооборота, что позволило занять ведущее положение по уровню грузоперевозок среди портов Зап. Африки. С 14 млн.т. в 1997 г. общий грузооборот порта повысился в 1998 г. до 15,2 млн.т. (+8,2%). Общий объем грузооборота со странами африканского континента составил в 1997 г. 5,5 млн.т., с Америкой – 1,7 млн.т., с ЮВА – 1,1 млн.т. и Европой – 5,3 млн.т. При этом наиболее крупными торговыми партнерами для ивуарцев в 1997 г. были: Нигерия (3,3 млн.т. грузов), Франция (1,6 млн.т.), Испания (726 тыс.т.), США (656 тыс.т.) и Голландия (623 тыс.т.).

Основными экспортными грузами, отправляемыми РКИ через порт Абиджан, в 1998 г. являлись: хлопок (380 тыс.т.), кофе (202 тыс.т.), какао (715 тыс.т.), лес (344 тыс.т.), бананы (217 тыс.т.), ананасы (166 тыс.т.), пальмовое масло (50,6 тыс.т.) и каучук (61 тыс.т.). Импортируются через порт сырая нефть (4,2 млн.т.), удобрения, рис (605 тыс.т.) и продтовары.

Через порт Абиджан поступают также транзитные грузы (1998 г. – 1 млн.т.) в отдаленные от побережья страны Африки – Буркина-Фасо (47,6%), Мали (29,9%), Нигер (12,6%) и другие западноафриканские государства. В 1998 г. обьем импортно-экспортных операций порта в направлении этих стран увеличился на 30,7%. Преобладающую часть в транзитных грузах составляют импортируемые товары (70%), из которых доминируют рис, удобрения, химпродукты, промоборудование.

Наряду с внешнеторговыми потоками порт обеспечивает национальные суда, перевозящие грузы по лагунным маршрутам вглубь РКИ (до 400 тыс.т. в год). В 1998 г. в порт зашло 7,2 тыс. судов (в 1997 г. – 6,7 тыс.). Одновременно он может принять 60 судов различного класса. Порт разделен на зоны: торговую, рыболовную, военную, нефтяную и лесопогрузочную.

Торговая зона порта наиболее обширна:площадь водной поверхности свыше 1000 га при максимальных глубинах 15-20 м. Зона разделена на 3 сектора и 34 причала. Общая длина причальной лини торговой зоны – около 3,5 км. (общая длина причалов порта – 6 км.). На ее сухопутной части расположено 20 складов (по 6 тыс.кв.м. каждый) различного назначения, склады ГСМ, мастерские мелкого ремонта, здания административных, таможенных, лоцманских и других портовых служб.

В торговом секторе порта функционирует контейнерный терминал. Он оснащен 5 причалами длиной 960 м., 2 контейнерными кранами грузоподъемностью 40 т. каждый и рельсовыми путями. Терминал имеет автоматизированную информационную систему учета и обработки контейнеров с выходом на международные линии связи, позволяющую осуществлять обмен данными со многими портами мира. Торговая зона включает также две автомобильные стоянки: для разгрузки подержанных автомобилей (1,6 га) и для парковки грузовиков-контейнеровозов (4,6 га). Количество импортируемых автомобилей в 1998 г. составило 34,2 тыс.шт.

Рыбная зона порта занимает 28 тыс.кв.м. и имеет причал длиной 1 тыс.м. (210 м. с глубиной у пирса 5 м., 615 м. – 7 м. и 225 м. – до 11,5 м.), оборудованный техническими средствами для приема и первичной сортировки рыбы, морозильниками и хранилищами.

В северной зоне порта расположена лесопогрузочная гавань (45 тыс.кв.м.) и судоремонтный завод «Карена», имеющий 3 дока (600 т., 2,4 тыс.т. и 10 тыс.т.).

Территория нефтяной зоны порта примыкает к восточному берегу канала Вриди, который на этом участке оснащен 3 причалами для приема нефтяных танкеров, а также заправочными терминалами. Зона располагает оборудованием для перекачки нефтепродуктов, емкостями и железнодорожными цистернами для их хранения и перевозки по рельсовым путям на НПЗ в портовой части Абиджана.

Военная зона порта находится в южной оконечности залива Банко. В ней расположен пункт базирования ВМС Локоджоро, оборудованный причалами и стоянками для малотоннажных патрульных катеров.

В связи с перегруженностью порта планируется увеличить его пропускную способность за счет строительства портовых сооружений в военной зоне (р-н Локоджоро). На эти цели правительством РКИ получен от МВФ кредит в 150 млн.долл. на 20 лет. Планируется строительство новых причалов, площадей для складирования контейнеров и импортных автомобилей, подведение ж/д путей к складам торговой зоны, расширение причалов контейнерного терминала, а также увеличению общих причальных глубин порта. Основные работы будет проводить английская компания TCI.

Порт Сан-Педро расположен в 350 км. западнее г.Абиджана в удобной бухте, защищенной от Гвинейского залива естественным молом. Порт введен в эксплуатацию в 1971 г.;строительство осуществляли французские, западногерманские и итальянские фирмы. Сооружение порта обошлось в 11,5 млрд.фр.КФА. Штат сотрудников порта —400 чел.

Порт занимает акваторию в 60 га, через которую проложен фарватер длиной 650 м., шириной 150 м., глубиной 12,5 м., соединяющий бухту с водами открытого океана.

В порту Сан-Педро имеется 5 основных и 5 элеваторных причалов протяженностью 585 м., многоцелевая пристань на 405 м., а также 4 небольших пристани длиной по 160 м. каждая, для вывоза древесины. Порт располагает, 5 якорными стоянками для большегрузных судов и несколькими постами для небольших судов, совершающих каботажные рейсы между Сан-Педро и Абиджаном. Глубина на якорных стоянках и у причальных стенок достигает 11-12 м. Сухопутная часть порта занимает 70 тыс.кв.м. На ней размещены склады ГСМ, крытые склады (13,8 тыс.кв.м.), ремонтные мастерские, здания административных, таможенных и других портовых служб.

Через порт Сан-Педро РКИ направляет на экспорт лес, кофе, какао, пальмовое масло, хлопок и каучук. Ежегодный оборот порта составил в 1998 г. 1 млн.т., что на 4% выше показателей предыдущего года. Преобладает объем экспортных операций – 77% от общего объема перевозок. Увеличение грузооборота в 1998 г. произошло в основном за счет импорта (+14%), в то время как экспорт через порт Сан-Педро по сравнению с предыдущим годом увеличился только на 0,6%.

С 1995 г. в порту ведутся работы по его расширению. Благодаря финансовой поддержке Японии осуществляется строительство новой пристани длиной 800 м. и грузового причала, а также закончено в 1997 г. строительство дополнительного рыбного причала. Предусматривается до 2000 г. совершенствование подъездных путей и оснащение дополнительным оборудованием действующих сооружений. Запланированные мероприятия позволят увеличить объемы проходящих через порт грузов до 2 млн.т.

После ввода в эксплуатацию порта Сан-Педро небольшие мелководные порты Сасандра, Гран-Береби и Табу, расположенные в западной части ивуарского побережья, практически перестали функционировать и используются только местными рыбаками и торговцами.

Порты Абиджан и Сан-Педро оснащены системой навигационных светомаяков и радиотехническим оборудованием слежения за морской обстановкой в зоне территориальных вод. Оба порта пригодны для захода в них торговых судов всех классов. Порт Абиджан используется также экипажами боевых кораблей ВМС Франции, США и Великобритании. В 1997-98 г.г. в порт осуществили заходы 15 боевых кораблей западных стран. В 1998 г. в Абиджан зашло 60 судов под российским флагом, занимающихся как правило грузовыми перевозками. Довольно часто в порты Кот-д’Ивуара заходят иностранные суда с экипажами, полностью или частично состоящими из российских граждан.