Маврикий – динамично и стабильно развивающаяся страна, создавшая благоприятные условия для широкого привлечения иностранной помощи. В последние годы традиционные хозяйственные структуры, основанные на монокультуре, сахарном тростнике, вытесняются все более разветвленной агроиндустриальной экономикой.
ВВП – 3,3 млрд.долл. Годовой доход на душу населения – 3290 долл. Уровень безработицы – 5,5% от трудоспособного населения. Правительство осуществляет план стратегии развития, нацеленной на превращение Маврикия в крупнейший региональный финансовый и банковский центр. Уровень инфляции в 1998 г. превысил 8%.
С 1995 г. по экономическим показателям страна вышла из категории развивающихся стран и может рассчитывать не на широкомасштабные инвестиции, а только на целевые капиталовложения (объем прямых иноинвестиций – 892 млн.долл., 1998 г.)
Доля СЭЗ в структуре экспорта – 70%, предприятия которой производят, в основном из импортного сырья, текстильные изделия, парфюмерию, обувь, рыбконсервы, радио и видеотехнику, компьютеры.
Одно из ведущих мест в экономике занимают предприятия по переработке местного с/х сырья (19 сахарных заводов и 8 чайных фабрик). Среднегодовое производство сахара – 600 тыс.т., чая – 6 тыс.т. Доля сельского хозяйства в ВВП – 15%. Основные культуры – сахарный тростник (7-е место в мире по экспорту) и чай.
Доходы от туризма в 1998 г. составили свыше 500 млн.долл. Маврикий посетили 570 тыс. туристов, главным образом из Реюньона, Франции, Германии, ЮАР, Англии, Италии и Индии.
Новая сфера маврикийской экономики – финансово-банковские услуги через систему офшора, в которой зарегистрировано 8 тыс. компаний. В июле 1996 г. маврикийский офшор получил официальное признание Бермудской фондовой биржи. Порт-Луи вошел в число мировых офшорных финансовых центров.
Основные экспортные товары: текстильные изделия (52%), сахар (26%), чай. Ведущие торговые партнеры: Франция, ЮАР, Великобритания, США, Япония, КНР, страны Персидского залива. Доля стран Африки (за исключением ЮАР) во внешней торговле Маврикия – 1,7%. Товарооборот в 1998 г.: 3,4 млрд.долл. (экспорт: 1,5; импорт – 1,9).
Внешний долг: около 1,4 млрд.долл. Валютные запасы: 510 млн.долл. (конец 1998 г.). Денежная единица: маврикийская рупия (1 долл.=25 мавр.руп.).
О бюджете Маврикия на 1999/2000 ф.г. Представленный 14 июня 1999 г. на обсуждение парламента, проект бюджета на 1999-2000 ф.г. был принят с поправками 30 июня. Парламентским дебатам по бюджету предшествовали двухмесячные консультации правительства по структуре и основным статьям этого документа с ведущими профсоюзами и Смешанным экономическим советом предпринимателей.
Расходная часть бюджета составляет 25,7 млрд.руп., доходная – 22,9 млрд.руп. Бюджет хорошо сбалансирован и проработан в деталях, но значительно отличается от предыдущих, что обусловлено объективными причинами. Главная из них – беспрецедентная за последние 30 лет засуха, вызвавшая падение урожая сахарного тростника на 46% по сравнению с прошлым годом (340 тыс.т. вместо 640 в 1998 г.), что приведет к невыполнению квотированных поставок сахара в ЕС, значительному снижению валютных поступлений и выплате компенсации в 2,4 млрд.руп. местным сахароводческим хозяйствам. Еще одна причина связана с необходимостью принятия правительством срочных мер по оказанию социально-экономической помощи наименее обеспеченным слоям населения в связи с серией массовых беспорядков, прошедших на Маврикии и о.Родригес в фев.-апр. 1999 г. Лейбористы были вынуждены качественно расширить ассигнования на социальную сферу.
Темпы экономического прироста в новом году составят 2,5% (в 1998/99 г. – 5,4%). Резкое падение производства сахара компенсируется высокими темпами прироста в других отраслях: текстиль – 5,5%, туризм – 6%, финансовые услуги – 8%. Бюджетный дефицит планируется снизить до 3,2%, заложенный уровень инфляции – до 8%, безработица сохранится на уровне 6%. Правительство предполагает уменьшить стабильно возрастающие госрасходы и преодолевать инфляцию политикой «мягкого снижения курса национальной валюты». Однако только на обслуживание госдолга, превысившего 50 млрд.руп., будет израсходовано 6 млрд.руп.
Социальная направленность бюджета потребовала значительного расширения его расходной части, поэтому были значительно увеличены косвенные налоги. Поступления от НДС возрастут до 5,5 млрд.руп. (в прошлом году – до 3,5 млрд.руп.), что составит 35% от общей суммы косвенных налогов. До 225% повышаются акцизные сборы на табачные изделия, на треть возрастут налоги на алкоголь, на 15% – на игорный бизнес и личные транспортные средства. Вводится новый, «зеленый налог» (на защиту окружающей среды) на всех интуристов в отелях (50 руп. в сутки). Поднимутся прямые налоги за счет роста налога на недвижимость, а также повышения подоходного налога (с 17,4% до 18,7%). Одновременно, в соответствии с требованиями ВТО и в интересах местных предпринимателей, на многие импортируемые изделия (в том числе промышленное, медицинское и компьютерное оборудование) значительно снижаются или совсем отменяются таможенные пошлины.
На развитие национальной инфраструктуры (дорожное и жилищное строительство, системы электро и водоснабжения, реконструкция аэропорта и т.д.) правительство выделило 4,5 млрд. руп. Предусмотрены средства на начало работ по трем крупным международным проектам – строительство плотины, наземного метро и «Бизнес-парка». Последний будет иметь региональное значение и предусматривает создание огромного торгово-промышленного и финансово-информационного комплекса (300 га) по типу малазийского. Правительство предоставило средства на расширение сети малых и средних предприятий, за счет которых предполагается частично снизить уровень безработицы. Бюджетом намечена приватизация крупной компании «Моришес Телеком», поступления от продажи 40% акций которой пойдут на помощь социально неимущим слоям населения. Значительные средства выделены на улучшение положения на о. Родригес.
С учетом проводимой реформы полицейских сил статья расходов по этому ведомству возрастает до 1,8 млрд.руп., что на 20% выше, чем в прошлом бюджете.
Особенностью нынешнего бюджета стала его социальная часть, которой отдали предпочтение, для того чтобы снять социальную напряженность в обществе и остановить прогресс маргинализации наиболее обездоленных и неимущих слоев населения (по преимуществу креолов). На эти цели лейбористское правительство предоставило 500 млн.руп. Помимо этого была выделена земля для строительства дешевого жилья для малоимущих креольских семей, а также предоставлена возможность приобретения 6 тыс. земельных участков под индивидуальное строительство. Желающим предоставят госкредиты на строительство.
Были несколько повышены пенсии, неимущие семьи получат дотации на детей-школьников и возможность льготных кредитов на оплату обучения. Значительные средства (2,1 млрд.руп.) выделены на развитие здравоохранения – строительство клиник, детской больницы, приобретение медоборудования, импорт которого был освобожден от таможенных пошлин.