На сегодня Зимбабве – одна из наиболее развитых стран Африки, обладающая диверсифицированной промышленностью, разветвленной современной инфраструктурой и высокопродуктивным сельским хозяйством. Зимбабве полностью обеспечивает себя продовольствием. Наиболее активные экономические связи поддерживаются с бывшей метрополией и ЮАР.
Основа экономики – обрабатывающая и горнодобывающая промышленность. Промышленность дает 34,2% ВВП, сельское хозяйство – 15%. Зимбабве является третьим в Африке после ЮАР и Ганы производителем золота (1996г. – 26 т.).
Основные внешнеторговые партнеры – ЮАР, Англия, ФРГ, США, Япония.
К отношениям с МВФ, МБРР и отдельными странами-донорами. Начиная с 1980 г. ВБ предоставил Зимбабве 28 кредитов на 1561 млн.долл. США.
Оценка эффективности выполнения проектов, финансируемых в Зимбабве, оказалась выше, чем в среднем по региону. В стадии выполнения в Зимбабве находятся 10 проектов Всемирного банка. Общая их стоимость составляет 556 млн.долл. США. Они охватывают: госсектор; сельское хозяйство; окружающую среду, инфраструктуру и социальное обеспечение населения.
Развивается сотрудничество Зимбабве и с МВФ. В июне 1998 г. с МВФ было заключено соглашение о возобновлении предоставления стране кредитов для покрытия отрицательного сальдо платежного баланса и поддержания стабильного курса местной валюты. Предоставление кредита (1,6 млрд.долл.США) планировалось осуществить в форме трех траншей, причем предоставление каждой последующей части кредита должно было следовать после достижения страной экономических показателей, договоренность о которых была достигнута с МВФ.
Однако, после предоставления первого транша в июне 1998 г., МВФ приостановил дальнейшее выделение средств Зимбабве. Официальной причиной отказа от предоставления помощи стало то, что правительству страны не удалось достичь ряда согласованных с Фондом экономических показателей, таких как рост ВВП – 5% (на практике – 2,4%), средний уровень инфляции – 18,6% (свыше 40%) и дефицит платежного баланса по текущим операциям – 4,9% (9,2%) от ВВП.
В основе такого решения лежали и другие причины. Среди них – попытка установления госконтроля над ценами на продукты питания, государственное субсидирование цен на энергоносители, низкий темп приватизации нерентабельнных государственных и полугосударственных предприятий, военная вовлеченность страны в события в ДР Конго и радикализм продекларированной зимбабвийскими властями земельной реформы.
Принятый парламентом Зимбабве бюджет на 1999 г. отражает желание правительства восстановить кредит доверия к себе со стороны МВФ. Сокращение статей госрасходов и формальное снижение зависимости от внешней помощи в расчете на получение большей части доходов от поступлений от налогов внутри страны, несомненно, соответствуют рекомендациям Фонда. Кроме того, планируемое сокращение дефицита бюджета до уровня 4% (за счет ускоренной приватизации и резкого уменьшения числа государственных служащих), по мнению правительства, должно повлиять на общую оценку МВФ экономики страны и открыть путь к размораживанию его помощи.
Зимбабвийцы надеялись на размораживание помощи МВФ с марта 1999 г. Тем более что правительство – в дополнениие к вышеуказанным мерам – демонстрирует твердое намерение уже в ближайшее время найти пути мирного урегулирования конфликта в ДР Конго. Отказались власти и от радикализма продекларированной земельной реформы 6 фев. 1999 г. Председатель Национальной комиссии по приобретению и распределению земель Дж. Мсика заявил, что за все отчуждаемые главным образом у белых владельцев участки будет выплачиваться денежная компенсация в полном объеме, а сами решения об отчуждении угодий могут быть обжалованы владельцами в суде.