Ведущее место в промышленном производстве занимает добыча меди и кобальта. Сельское хозяйство малоэффективно. Страна не обеспечивает свои потребности в продуктах питания и ежегодно импортирует значительное количество продовольствия. В 1998 г. Замбия импортировала из ЮАР и Зимбабве 320 тыс.т. зерна.
Итоги социально-экономического развития в 1998 г. Замбия продолжала реформирование экономики и реализацию одобренной МВФ программы экономического развития. 70% населения имеют доход ниже прожиточного минимума, 51% не имеют доступа к чистой воде. Монетарная политика концентрировалась на сокращении инфляции и поддержке стабильности валютно-финансовой системы, а фискальная - на поддержке запланированного на 1998 г. положительного сальдо бюджета по внутренним бюджетным операциям в 1,25% от ВВП и общего фискального дефицита в 2,8% от ВВП. ВВП сократился на 2% (3,35% роста в 1997 г.), что снизило доход на душу населения не менее, чем на 5%.
Местные производители и экспортеры продолжали держать твердую валюту вне страны, оставляя только малую ее часть для текущих расчетов. Инфляция к концу 1998 г. увеличилась до 30,6% по сравнению с 18,6% в 1997 г., а золотовалютные запасы страны сократились до 185 млн.долл. Несмотря на увеличение к концу 1998 г. почти на 34% процентной ставки (18,8% в 1997 г.) и некоторое замедление темпов обесценивания квачи, ее курс составил 2300 квач за 1 долл. (1421 в 1997 г.).
Общая занятость населения увеличилась на 8% (в основном за счет неформального сектора, доля которого составила около 88%), а количество занятых в формальном секторе сократилось на 2,1%. В частном секторе было занято около 260 тыс.человек. Безработица в целом достигла 15%.
Некоторый прогресс был достигнут в реформировании гражданской службы. 15,5 тыс. временных служащих были сокращены, что снизило ее долю в общем количестве занятых до 12% (22% в 1997 г.). 2 тыс. служащих уволили, а ряду организаций, общей численностью 3,7 тыс.чел., было предложено заняться коммерческой деятельностью. Строго контролировался введенный запрет на наем госслужащих, за исключением здравоохранения, образования, полиции и судебно-правового сектора. Правительство ввело в действие план структурной перестройки 12 министерств.
Реализация бюджета 1998 г. осуществлялась с большими трудностями. Основные проектные показатели по расходной и доходной частям достигнуты не были. Общая расходная часть бюджета составила 1600 млрд.квач. Положительное сальдо по внутренним бюджетным операциям - 0,6% (вместо запланированных 1,25%), а общий фискальный дефицит - 4,1% (вместо 2,8%) от ВВП. Правительству удалось выдержать плановую долю расходов на социальные нужды на уровне 36% от дискреционного бюджета, включая такие ключевые позиции, как здравоохранение, образование, водный сектор, санитария.
По всем позициям доходной части (1440 млрд.квач), за исключением налогов на личные доходы и НДС, имело место недополучение средств. Неудовлетворительным было и положение с неналоговыми поступлениями, сбор которых снизился по сравнению с 1997 г. на 40%.
Значительные трудности проявились в реальном секторе экономики и в добывающей отрасли, доля которой в ВВП сократилась до 10% (11,8% в 1997 г.). Производство меди снизилось на 7,5% (планировалось увеличение на 7,5%) и составило 298 тыс.т., причем 15% от этого объема приходилось на частные компании. Производство кобальта увеличилось на 23% и достигло 4980 т., однако это не смогло компенсировать недополучения валюты от реализации меди. Общая выручка от продажи металлов достигла самого низкого за последние годы уровня и составила 585 млн.долл. (895 млн.долл. в 1997 г.).
К основными причинами, приведшим к такому положению в добывающем секторе, можно отнести прежде всего сократившуюся его финансовую базу, не позволившую быстро осуществить запланированный ремонт и замену оборудования, а также затянувшуюся приватизацию шахт Нкана и Нчанга, дававших около 65% всего производства меди в ведущем горнорудном конгломерате страны <Замбия Консолидейтед Коппер Майнз> (ЗККМ).
1998 г. был благоприятным для обрабатывающей промышленности. Хотя ее доля в ВВП и осталась на прежнем уровне - 12%, темпы роста по отношению к прошлому году составили 3,1%. Основным тормозом к более быстрому развитию этой отрасли были высокие налоги, ухудшение распределительных систем, слабая юридическая защита и контрабанда. Налоговое бремя отрицательно сказалось на пополнении бюджета, толкало предприятия на приобретение контрабандного товара, ввоз которого, составил около 50% от всей поступающей в страну продукции. В стройиндустрии зарегистрирован спад на 4% по сравнению с 33,8% роста в 1997 г.
Сельскохозяйственный сектор закончил год с неудовлетворительными показателями. Отрасль продолжала страдать от последствий продолжающейся либерализации. Частный сектор так и не смог заполнить пробел, который остался после ухода из нее госструктур. Продолжались сложности с поставками удобрений и ГСМ, с выделением фермерам кредитов и реализацией готовой продукции. Вспышки заболеваний домашних животных привели к потерям поголовья скота. Общий объем производства сократился на 6,1%, а доля сельского хозяйства в ВВП уменьшилась до 15,1% (15,7% в 1997 г.). Сбор кукурузы снизился на 32%, риса на 48%, сои на 57, сорго на 16%, подсолнечника на 12%. Увеличилось производство табака (в 2,5 раза), хлопка (47,4%), орехов (24,2%), проса (4,5%), фруктов.
Приватизация туристических зон и отелей привела к увеличению доходов с 63 млн.долл. в 1997 г. до 90 млн.долл. в 1998 г. Общий рост числа туристов составил около 15%. Основной их поток прибывал в страну из Великобритании, Италии, Германии, ЮАР.
Со значительным дефицитом был сведен платежный баланс страны в связи с отказом доноров выделить на его поддержку 235 млн.долл. Дефицит торгового баланса, составивший 149 млн. долл. (27 млн.долл. в 1997 г.), привел к дальнейшему увеличению отрицательного сальдо по счету текущих операций до 514 млн.долл. (437 млн. долл. в 1997 г.).
Общий экспорт, основой которого продолжали быть медь и кобальт, составил 873 млн.долл. (1191 млн.долл. в 1997 г). Сокращение экспорта меди до 428 млн.долл. (650 млн.долл. в 1997 г.) и кобальта до 157 млн.долл. (245 млн.долл. в 1997 г.) привело к снижению их доли в ВВП до 18,6% (в 1997 г. 22,9%),
Хотя структура нетрадиционного экспорта (основными потребителями являются страны ЕС, ЮАР, ДРК, Индия,Германия,Малави) стала более диверсифицированной и его объем увеличился, ухудшение условий торговли привело к снижению экспортной выручки (с 296 млн.долл. в 1997 г. до 288 млн.долл., в 1998 г.). Экспорт электроэнергии также несколько снизился из-зa сокращения ее поставок в Зимбабве - основного внешнего потребителя.
В 1998 г. произошло некоторое изменение географической ориентации экспорта: уменьшился поток продукции в Европу и увеличился в азиатские страны. Это можно объяснить прежде всего тем, что обменные курсы валют азиатских стран в связи с финансовым кризисом обесценивались гораздо быстрее, делая экспорт в этот регион более выгодным.
Из-за падения спроса на продукцию добывающей отрасли и общего спада экономической активности в стране имело место сокращение импорта товаров, который составил 1022 млн. долл. (1218 млн.долл. в 1997 г.). Импорт металлов сократился до 213 млн.долл. (291 млн.долл. в 1997 г.), нефти до 78,5 млн.долл. (87,3 млн.долл. в 1997 г.). Одновременно имело место резкое увеличение импорта кукурузы до 107,9 млн.долл. (12,4 млн.долл. в 1997 г.), удобрений до 53,6 млн. долл. (50,4 млн.долл. в 1997 г.).
Зарубежная помощь на проекты развития составила 331 млн.долл., что несколько выше суммы, одобренной на Консультативной группе доноров в Париже (295 млн.долл.). Наибольшая ее доля (144 млн.долл.) была использована на социальные программы, главным образом на здравоохранение. На развитие инфраструктуры, и в особенности на поддержку дорожного хозяйства и энергетики, было направлено 61 млн.долл., а в сельское хозяйство - 47 млн.долл.
Падение цен на сырьевые товары и неопределенность с инвестиционным климатом снизили инвестиционную активность в стране. Наиболее привлекательными для инвесторов продолжали оставаться производство сахара и цемента, нефтеперерабатывающая промышленность, В основном в эти отрасли экономики ими было вложено 164 млн.долл. Наибольшую активность в этом плане проявляли компании Великобритании и, в частности, <Коммонвэлс Дивелопмент>.
Основными экономическими и финансовыми партнерами замбийцев продолжали оставаться Великобритания, ЮАР, Германия, Италия, соседние страны. Активно развивались внешнеэкономические связи с ЕС, США, Канадой, Японией, со скандинавскими странами, которые традиционно продолжали предоставлять Замбии значительные кредиты и гранты. Широкие связи поддерживались с ЕС, новая политика которого по отношению к третьему миру продолжала вызывать серьезную озабоченность в стране. Замбийцев прежде всего беспокоило, что предполагаемое сокращение официальной помощи на цели развития не компенсируется ростом инвестиций и объемов внешней торговли. По их мнению, главным препятствием при этом являются торговые барьеры и ограничения, вводимые ЕС, и прежде всего на ввоз сельскохозяйственной продукции, которые, по мнению Лусаки, противоречат принципам свободной торговли.
Сотрудничество с США концентрировалась в основном на консультативных услугах по приватизации, обучении замбийских менеджеров и на реализации международных программ поддержки малого бизнеса. Американские эксперты выделяли следующие наиболее важные направления оказания помощи Замбии: торговые отношения, коммерческое законодательство, приватизация и малый бизнес, считая, что эти направления будут способствовать экономическому росту, развитию частного сектора, расширению и углублению экономических преобразований.
Особо следует отметить расширение торгово-экономических связей с Китаем и в меньшей степени - с Индией, Японией. В Лусаке открыт филиал ЦБ КНР, начато строительство китайского центра по инвестициям и торговле.
В 1997 г. было наконец заключено торговое соглашение между Замбией и САКУ. Им предусматриваются взаимные льготы при доступе на рынки. определяются списки продукции и квот, на которые эти льготы распространяются. Соглашение является первым подобного рода документом, который заключил САКУ с какой-либо страной вне таможенного союза. Оно позволит Лусаке обеспечить определенный прорыв в плане доступа на рынки Союза и, в первую очередь в ЮАР, увеличить, по оценкам, на 100 млн.долл. свои экспортные доходы и дать стимул дальнейшему развитию ее экспортных производств. Замбия имеет ассортимент экспортной продукции (цемент, сахар, изделия из меди, лес и пиломатериалы, растительное масло, фрукты), однако отсутствие соответствующих стандартов и упаковки, а также неприятие замбийских товаров на рынках САКУ, серьезно сдерживают ее экспорт. Для преодоления этих барьеров от правительства потребуется проведение достаточно агрессивной маркетинговой политики.
Членство Замбии в КОМЕСА, САДК и ВТО пока не помогло ей решить проблему эффективного проведения согласованной тарифной политики. Имея наиболее открытую экономику в регионе, замбийцы так и не добились реализации объявленной ими программы сокращения тарифов. Так, к окт. 1998 г. предполагалось сократить тарифы на 90%, но эта цифра осталась только на бумаге. Последнее объясняется прежде всего попытками сохранить и дальше каналы получения дополнительных доходов.
Постоянная потребность страны во внешних финансовых ресурсах привела к дальнейшему росту ее внешней задолженности, которая на конец года составила 6,5 млрд.долл. (в 1997 г. - 6,4 млрд.долл.) в два раза превысила ВВП и в 7,5 раз - объем экспортных поступлений. 2,7 млрд. долл. из общей суммы приходятся на двусторонние долги (в том числе около 2,2 млрд.долл. странам-членам Парижского клуба) и 3,1 млрд.долл. - на многосторонние (включая 1,1 млрд.долл. - МВФ). Общий объем выплат по задолженности составил 132 млн.долл. в том числе 89,4 млн. долл. по многосторонней задолженности и 29,7 млн.долл. - по двусторонней. 12,8 млн.долл. было выплачено странам-нечленам Парижского клуба.
Политика правительства по сокращению внешнего долга страны успеха не имела. Полностью прошла эйфория относительно совместной МВФ-ВБ инициативы по сокращению задолженности наибеднейших стран мира. Отсутствие должного внимания к этой проблеме со стороны президента США Б.Клинтона во время его последнего визита в Африку (март-апр. 1998 г.) также подкрепило эти сомнения.
О бюджете на 1999 г. Одной из основных особенностей бюджета 1999 г. является его сдвиг от преимущественного стимулирования спроса к развитию сферы производства и услуг. Неудовлетворительное функционирование в 1998 г. ключевой отрасли страны- горнорудной, заставило правительство Ф.Чилубы еще раз обратиться к стимулированию сельскохозяйственного сектора и туризма.
Расходная часть бюджета составляет 2227 млрд.квач (1818 млрд.кв. в 1998 г.), 65,5% которой покрывается за счет внутренних средств. Основную часть ее составляют текущие затраты - 1409 млрд.кв. (1274 млрд.кв. в 1998 г.) и расходы на инвестиционные программы - 818 млрд.кв. (543 млрд.кв. в 1998 г.), причем средства на оплату труда сокращаются с 422 млрд.кв. (23,3%) в 1998 г. до 400 млрд.кв. (18%). Доля затрат на инвестиционные программы увеличилась до 36,7% (29,9% в 1998 г.), а обслуживание внешней задолженности уменьшается до 4,6% (7% в 1998 г.). 107 млрд.кв. или около 1,3% от ВВП выделяются для погашения внутреннего госдолга, что, по мнению правительства, сможет поддержать фискальный дефицит бюджета в размере не выше 2% от ВВП, снизить процентную ставку и укрепить резервные позиции страны.
На финансируемые за счет внутренних средств проекты (развитие дорожного хозяйства, водного и санитарного секторов) предполагается направить 170 млрд.кв. (113,4 млрд.кв. в 1998 г.). На реализацию ключевых экономических и социальных программ ожидается существенная финансовая поддержка от международных организаций и стран-доноров. Особенно это касается дорожного строительства, энергетики, образования. 79% капитальных вложений или 648 млрд.кв. (300 млн.долл.) будут покрыты за счет внешних источников.
Общая структура доходной части бюджета, также составляющей 2227 млрд.кв. (1818 млрд.кв. в 1998 г.), остается, за малым исключением, практически неизменной в сравнении с прошлым годом. Внешнее финансирование составит 767 млрд.кв. или 34,5% (36% в 1998 г.) из которых 648 млрд.кв. или 84,4% приходятся на проекты развития (65% в 1998 г.). Хотя прямые налоги составят 480 млрд.кв., что соответствует уровню прошлого года (около 22%), доля налогов на доходы компаний в них заметно увеличится и составит 22,3% (17,2% в 1998 г.). Растет до 18% (16% в 1998 г.) доля налогов на торговые операции, а акцизов уменьшается до 11,8% (12,6% в 1998 г.). Неналоговые поступления также продолжают уменьшаться и их доля в 1999 г. составит 2,7% (4,9% в 1998 г). Поступления от приватизации оцениваются в 10 млрд.кв.
С фев. 1999 г. приостанавлено на год действие налога на с/х машины и оборудование, ветеринарные препараты, содержащие пенициллин, антибиотики и витамины, а также на сырье для местного производства этих препаратов. Ликвидируется акциз на импорт сырья для производства в стране алкоголя. С июля 1999 г. расширен список позиций, на которые не распространяется налог на НДС.
Ситуация в экономике страны продолжает ухудшаться. Поставленные цели - ежегодное увеличение ВПП на 5%, снижение инфляции до 4% и повышение резервов твердой валюты до уровня, необходимого для покрытия трехмесячного импорта, представляются маловероятными. Это связано с резким падением доходов бюджета от производства и продажи основных источников поступления валютных средств Замбии - меди и кобальта. За янв.-июнь 1999 г. они составили соответственно 156,9 и 194,4 млн.долл. что значительно ниже, чем за аналогичный период - 272,7 и 331,6 млн.долл. Одновременно провал приватизации основного горнодобывающего предприятия страны ЗККМ вследствие выхода в августе 1999 г. чилийской компании <Коделко> из консорциума с <Англо-америкэн> обойдется казне дополнительно в 10-15 млн.долл. ежемесячно. К тому же завершение приватизации ЗККМ являлось одним из условий западных доноров для продолжения финансирования расходной части бюджета. Устаревшее оборудование рудников, отсутствие прямых зарубежных инвестиций в горнодобывающую отрасль из-за нестабильных цен на медь и кобальт, также не дают оснований надеяться на существенное увеличение объемов производства этих металлов в Замбии в ближайшей перспективе (разведанные запасы позволяют эксплуатировать большинство месторождений в течение 30 лет, а рудника Конкола - 50 лет).
С учетом того, что дальнейшая судьба ЗККМ пока не ясна, ведущие экономисты страны (в частности из местного отделения <Барклайз Банк>) не исключают возможности прекращения производства меди и кобальта на этом предприятии вообще, что может привести к серьезным экономическим и политическим последствиям.
При подобном исходе прогнозируется: резкое снижение поступлений твердой валюты в казну государства (до 65%), отсутствие средств на закупку импортных товаров, в т.ч. продовольствия, существенная девальвация квачи, потеря до 50 тыс.рабочих мест в Коппербелте, возможность стихийных выступлений населения накануне президентских и парламентских выборов 2001 г. К числу других причин, негативно влияющих на показатели экономического развития Замбии следует также отнести произошедшее в июле 1999 г. повышение на 44,3% цен на автомобильное топливо, что привело к увеличению инфляции в стране по итогам авг. 1999 г. до 29%. Налоговой службе Замбии до сих пор не удалось выйти на предусмотренные бюджетом 1999 г. объемы поступлений (88% от запланированных). В числе основных должников - замбийская энергетическая корпорация и ЗККМ.
О программе экономического развития на 1999-2001 гг. Правительство Замбии завершило разработку программы и в марте она была рассмотрена и одобрена в принципе экспертами МВФ.
Предусмотрено завершить продажу оставшихся 58 госпредприятий. Предполагалось до сент. 1999 г. выставить на продажу оставшиеся в управлении государства акции телефонной компании Zamtel.
В области торговли ГСМ правительство планирует постепенно отказываться от контроля за ценами. Будут также продолжены переговоры с Танзанией о возможности допуска частного капитала к управлению нефтепроводом Tazama.
К 2000 г. намечено приватизировать Замбийский национальный коммерческий банк, Национальный банк сбережений и кредитов и Государственную страховую компанию. В сфере транспорта Шведская корпорация по международному развитию (SIDA) уже подписала двухлетний контакт на управление местными железными дорогами, а Замбийское агенство по приватизации приступило к рассмотрению порядка их передачи частному капиталу.
С целью дальнейшего снижения нагрузки на бюджет планируется активизировать заботу по осуществлению реформы госслужбы, предусматривающую сокращение числа занятых со 136 тыс.чел. до 80 тыс.чел. В ее рамках правительство намерено передать часть своих полномочий местным органам управления, стимулировать более элективную работу муниципалитетов, в том числе и за счет самофинансирования.
Сельское хозяйство. Намечен комплекс мер по диверсификации производства с/х, снижению зависимости от погодных условий. Распределение удобрений по гослинии прекращено и передано частному сектору. В то же время правительство с помощью доноров продолжит оказывать поддержку мелким товаропроизводителям. Планируется построить в сельской местности 15 дамб и свыше 300 км. дорог с твердым покрытием.
Горнодобывающая промышленность. В эту отрасль намечается привлечь инвестиций в объеме 800 млн.долл. С учетом значительного потенциала страны по добыче драг. камней, существенно упрощается прецедура выдачи соответствующих лицензий на разработку мелких месторождений и торговлю. В этих целях предполагается образовать 4 региональных бюро по выдаче лицензий, создать базу данных со справочной литературой.
Туризм. Намечается внести на рассмотрение парламента закон о туризме, который бы стимулировал инвестиции частного сектора в эту отрасль.
Транспорт. В середине 1999 г. ожидалось одобрение <Национальной транспортной политики>, частью которой является ныне действующая 10-летняя программа инвестиций ВБ в дорожное строительство. Ее целью на первые пять лет (1998-2003 гг., 450 млн.долл.) является создание условий, при которых до 50% дорожной сети Замбии (15,7 тыс.км.) смогли бы поддерживаться на уровне соответствующих стандартов, а 1500 км. - капитально реконструироваться. Программа позволит увеличить количество магистральных дорог до 45%, а вспомогательных с твердым покрытием - до 15% от общего их числа. Правительство собирается укрепить структуры, ответственные за ремонт и управление дорогами, повысить заинтересованность частного сектора в дорожном строительстве, пресекать случаи нецелевого использования средств из дорожного фонда. В связи со снижением объемов ж/д перевозок (1990 г. - 4,5 млн.т., 1996 г. - 1,5 млн.т.), что обходится экономике Замбии в 100 млн.долл. ежегодно, намечено рассмотреть вопрос о приватизации ж/д транспорта.
Водоснабжение. Предполагается к 2004 г. обеспечить чистой водой 100% городского населения (1998 г. - 70%) и 50% сельского (1998 г. - от 10% до 30%). Дополнительно намечено принять срочные меры по ремонту существующих городских водопроводных систем, повысить плату за пользование водой.
Энергетика. Главными приоритетами в этой сфере будут реструктуризация энергетической компании ЗЕСКО с перспективой ее приватизации, привлечение инвестиций в энергетику, улучшение работы фонда электрификации сельской местности (Rural Electrification Fund). В окт. 1998 г. правительством одобрен проект по расширению мощностей гидроэлектростанции на реке Кафуе (Kafue Lower Gorge). Намечены меры по снижению использования нефтепродуктов для производства электроэнергии. В тоже время, все ограничения на импорт нефти планируется отменить к дек. 1999 г.
Внешнее финансирование. В 1999 г. совокупный объем внешнего заимствования составит 907 млн.долл., при этом финансирование госпроектов и приток частных капиталов оцениваются в 381 млн.долл., выделение средств донорами на поддержку платежного баланса бюджета - в 307 млн.долл. Оставшиеся 219 млн.долл. намечается получить за счет реструктуризации задолженности кредиторами Парижского клуба. Аналогичные показатели запланированы и на последующие годы. Снижение затрат на обслуживание долга ожидается в результате уступок и отсрочек со стороны кредиторов. На обслуживание долга предполагается расходовать не менее 25% экспортной выручки, что эквивалентно 35% налоговых поступлений и 30% расходов бюджета. В этой связи Замбия намерена настаивать на включение ее в группу наиболее обремененных долгами стран мира (Heavily Indebted Poor Countries Initiative), с тем чтобы добиться радикального снижения своего долгового бремени.