По классификации ООН Мавритания она входит в группу наименее развитых стран мира – ВНП на душу населения составляет около 500 долл. До 3/4 населения живет в условиях ниже официально признанного порога бедности, неграмотность составляет более 40%, продолжительность жизни – 49 лет у мужчин и 51 год у женщин. Детская смертность одна из самых высоких в мире – 116 на 1000 новорожденных. В стране из-за высокого ежегодного прироста населения (2,8%) и недостатка рабочих мест растет безработица (до 50% трудоспособных). Ситуацию осложняет постоянный исход сельского населения в города (до 10% в год), что приводит к гипертрофированному росту численности городских жителей. Слаба система здравоохранения.
Серьезными проблемами для хозяйства являются отсутствие собственных энергетических ресурсов и неразвитость инфраструктуры. Отдельные регионы страны очень слабо связаны между собой.
Сельское хозяйство Мавритании находится в состоянии хронического кризиса, в силу его почти полной зависимости от природно-климатических условий, слабой технической оснащенности, нехватки квалифицированных кадров и т.п.
Практически хозяйство ведется средневековыми методами, урожайность колеблется из года в год из-за периодически повторяющихся засух. В результате, доля сельской отрасли в ВНП постоянно падает (1997 г. – 29%). Главным продуктом питания – зерновыми страна обеспечивает себя всего на 30%. Остальная часть импортируется из-за границы, что составляет до 1/3 импорта.
12% населения страны – скотоводы-кочевники. Несмотря на большой падеж в период засух поголовье скота остается значительным – свыше 13 млн.голов. Однако, его продуктивность крайне низка.
Правительство с помощью международных организаций и стран-доноров пытается изменить ситуацию к лучшему, осуществляя проекты ирритации, строительства колодцев, вакцинации скота, мелиорации земель, проводя компанию по кооперированию крестьян и улучшая социальную инфраструктуру в деревнях и в кочевьях.
Главной отраслью промышленности является горнодобывающая. Добыча железной руды – основного богатства недр Мавритании, в среднем в год составляет 10 млн.т. (25% ВНП). Почти вся руда идет на экспорт. Основные покупатели – ЕС (90%), США и ЮВА.
Обрабатывающая промышленность развита слабо. В г.Нуадибу в комплексе компании СНИМ, ведущей добычу железной руды, есть сталелитейный цех. Здесь же действуют НПЗ, несколько заводов по первичной переработке рыбы. В столице г.Нуакшот функционирует ряд пищевых предприятий (хлебопекарни, молокозаводы, завод безалкогольных напитков и т.п.). В других городах в глубинных районах страны работают предприятия мануфактурного типа по обработке кожи, сушке фиников и т.п.
Важнейшей отраслью экономики страны является морское рыболовство. В водах мавританской зоны ежегодно вылавливается ок. 500 тыс.т. морепродуктов. Большая их часть идет на внешний рынок, что составляет 50% мавританского экспорта.
Помимо промышленного лова, который, в основном, ведут инокомпании (значительная доля вылова приходится на предприятия России – до 300 тыс.т.), правительство проводит широкую кампанию по развитию кустарного рыболовного промысла.
В стадии начального развития находится энергетика Мавритании. Здесь также много проблем. Главная из них – отсутствие собственных источников энергоносителей. Нефть и газ поставляются, главным образом, из Алжира.
Близится к завершению строительство ЛЭП, по которой в ИРМ будет поступать электроэнергия от построенной на территории Мали ГЭС Манантали. Есть несколько ТЭС, самые мощные находятся в Нуакшоте (40 мвт.) и Нуадибу (20 мвт.). Общая мощность энергетического комплекса составляет порядка 70 мвт.
Осуществляются проекты по использованию возобновляемых источников энергии – солнца и ветра. Ведется строительство 859 водяных насосов и 500 систем «освещение-охлаждение» для коммунального хозяйства, работающих на солнечных батареях, а также 100 ветряных двигателей.
В апр. 1996 г. завершена основная программа отрасли – строительство электростанций в каждом из 13 областных центров страны.
К развитию внутриполитической ситуации.В новый 1998 г. Мавритания вступила под знаком обновления и перемен, необходимость которых давно назревала как внутри многонационального общества страны, так и в ее взаимоотношениях с иностранными партнерами. Цели и задачи, поставленные в предвыборной программе президента Ульд Тайи, возобновившего в дек. 1997 г. свой мандат на следующие 6 лет, получили конкретное выражение в энергичных и нестандартных мерах, предпринятых новым кабинетом министров под руководством Ульд Гига. Основными пунктами политико-экономической программы действий нового правительства ИРМ стали создание условий для построения правового государства и борьба с бедностью. Первыми шагами руководства ИРМ стало наведение порядка в управленческом аппарате министерств и ведомств: прекращено бесконтрольное пользование средствами связи, служебным автотранспортом (парк служебных автомобилей правительства составляет 13 тыс.единиц), усилен контроль за трудовой дисциплиной.
Множество слухов и обвинений правительства в подчинении диктату западных стран вызвало отстранение от должности в середине марта 1998 г. М.Салеха, министра рыболовства и морского хозяйства, известного экономиста, близкого родственника премьер-министра. Причиной увольнения министра называют недовольство иностранных партнеров Мавритании циркулярным письмом, подписанным М.Салехом, согласно которому мавританская доля при распределении выловленной пелагической рыбопродукции повышается с 20% до 33%. Примечательно, что западных судовладельцев обеспокоило не само изменение процентного соотношения, а, как неоднократно указывали местные экологи, усиление в связи с этим контроля за количеством и качеством выловленной рыбопродукции, т.к. разрешение на пелагический лов нередко используется иностранцами для нелегального отлова донных пород (в частности головоногих) и последующего документального оформления этой дорогостоящей продукции как пелагической с зачислением ее на свою долю.
Показательным примером состояния дел в этой области стала полемика, развернувшаяся между представителями ВБ и директором Центра океанографических исследований в г.Нуадибу. В ответ на заявление западных представителей о технической неизбежности высокого процента прилова моллюсков, крабов, креветок и др. при пелагическом лове, мавританская сторона привела в качестве контраргумента положительный опыт, накопленный советскими и российскими судами, которые в соответствии со своими обязательствами используют экологически обоснованные методы пелагического лова (до уровня 80 м. от морского дна), что позволяет снизить уровень прилова непелагических пород до 2-3%. Поэтому, как считает руководитель Центра, в данном случае проблема заключается не в технических вопросах, а в строгом выполнении обязательств, взятых на себя сторонами.
В рамках программы сохранения и регенерации рыбных ресурсов с 1 сент. по 30 окт. мавританской стороной введена так называемая «биологическая пауза» в рыболовстве и три года она касалась лишь донного лова.