Ведущей отраслью промышленности является добыча нефти и природного газа, а также железной руды, фосфатов, цветных металлов. К 2000 г. планируется увеличить добычу нефти до 65 млн.т., что, по алжирским расчетам, поднимет общую валютную выручку до 14,5 млрд.долл.
Обрабатывающая промышленность представлена предприятиями металлургической, машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и электротехнической отраслей, а также по переработке сельхозсырья.
Сельское хозяйство лишь на треть обеспечивает потребности страны в продовольствии.
С конца 80-х гг. руководство АНДР приступило к переводу хозяйства на рельсы рыночной экономики. В рамках реформ расширяется самостоятельность госпредприятий, предусматривается передача многих из них в акционерную и частную собственность. Проводится в жизнь политика активного привлечения зарубежных капиталов. Сняты ограничения на иностранные инвестиции в АНДР, включая вывоз прибыли, принято решение о допуске зарубежного капитала в нефтегазовую промышленность. С 1991 г. преобразования в экономике осуществляются с учетом рекомендаций международных финансовых организаций, прежде всего МВФ.
Финансовое положение Алжира определяется доходами от экспорта нефти и газа (до 98% валютных поступлений и около двух третей доходной части госбюджета). В последние годы в силу объективных обстоятельств оно ухудшилось, выросла внешняя задолженность (порядка 31 млрд.долл. по состоянию на конец 1998 г.). В результате переговоров АНДР с МВФ, Парижским и Лондонским клубами были достигнуты договоренности о реструктуризации алжирской задолженности.
Нарастающие в последние годы финансово-экономические трудности привели к инфляции, росту цен, ухудшению условий жизни населения (свыше 2,5 млн. безработных, в основном молодежь, доходы 65% населения не обеспечивают минимального прожиточного минимума, более 1 млн. алжирцев работают во Франции и других странах Зап.Европы). Углубляется имущественное расслоение общества.
С середины 80-х гг. алжирская экономика вступила в период глубокого кризиса. Обвальное падение стоимости нефти на мировых рынках в 1986 г., за счет которой на 30% осуществлялось формирование ВВП, обеспечивалось 60% бюджетных поступлений и 95% стоимости экспорта, имело своим результатом катастрофическое сокращение внешних авуаров и неудержимый рост внешней задолженности. Эти обстоятельства заставили правительство отказаться от централизованных принципов управления экономикой.
Одним из первых мероприятий на пути к рыночной экономике стало объявление в апр. 1994 г. моратория на платежи по внешнему госдолгу и реэшелонирование части долговых обязательств по кредитам, подлежащим оплате в 1994 -98 гг., на 17 млрд.долл. Обращение алжирского правительства в Парижский и Лондонский клубы, держателям государственных и коммерческих долговых обязательств Алжира, получило политическую поддержку МВФ и иностранных кредиторов. Более того, МВФ и другие фининституты предоставили Алжиру в 1994-95 гг. помощь в 5,5 млрд.долл. Доля МВФ превышала 50%.
Вследствии двукратной девальвации динара, в апр. и сент. 1994 г., введения плавающего курса, алжирский динар потерял более 60% стоимости. В расчете бюджета на 1998 г. его курс принимался равным 58 дин. за долл. На 1999 г. планировалось снижение курса до 59,5 дин. за долл. В марте 1999 г. официальный курс доллара составил 64,55 динара.
Преобразования в сфере денежного обращения сопровождались либерализацией всех цен на внутреннем рынке с постепенным и полным отказом от госсубсидий. В 1994 г. правительством принимается решение об отмене дотаций на закупки с/х техники, удобрений и сокращается объем субсидирования розничных цен на все продукты питания и товары, за исключением сахара, муки, растительного масла, школьных принадлежностей и медикаментов. Меры по отмене дотаций и либерализация цен осуществлялись поэтапно, путем регулируемого повышения цен в течение 3-х лет. В 1998 г., после очередного повышения цен на газ и электроэнергию для бытовых нужд все дотационные преференции были окончательно отменены. Им на смену пришла политика адресной поддержки неимущим семьям и трудоспособной молодежи путем привлечения к общественно полезным работам.
Темпы экономического роста возросли с 0,9% в 1994 г. до 3,9% в 1995 г., 4% - в 1995 г., 4% - в 1996 г., 1,2% - в 1997 г. и достигли 6% в 1998 г. Инфляция, сооставив 30% в 1995 г., снизилась до 20% в 1996 г., 5,7% - в 1997 и 5,3% - в 1998 г. Увеличились валютные госзапасы брутто. В 1993 г. они составляли 1,5 млрд.долл. и достигли 7 млрд.долл. к началу 1999 г.
Последовательное проведение в жизнь программ экономической стабилизации дало возможность добиться значительного улучшения макроэкономических и макрофинансовых показателей. Это обошлось дорогой ценой, за счет сокращения внутреннего потребления и стагнации промышленного производства, задействованного на импортные закупки сырья, полуфабрикатов и комплектующих.
Параллельно с осуществлением мер экономической стабилизации в стране проводились глубокие реформы, направленные на внедрение в хозяйственные механизмы рыночных отношений. Они затронули в первую очередь сельское хозяйство, госпредприятия, внешнюю торговлю, систему цен, статус ЦБ, отношения труда и заработной платы и завершились приватизацией, оставив в руках у правительства право на законодательную инициативу и ряд стратегически важных отраслей экономики и объектов, которые, как считается в Алжире, не подлежат приватизации <по определению>.
Постепенное сокращение суммы внешнего долга в 1997 (30 млрд.долл. без учета долга России) и 1998 гг. вследствие высвобождения значительных средств от экспортных операций, дало возможность профинансировать импорт за счет собственных финансовых ресурсов и отказаться от среднесрочных и краткосрочных кредитов. Проблема внешнего долга могла бы решаться значительно проще, если бы его обслуживание, привязанное исключительно к доходам от экспорта углеводородов, осуществлялось с привлечением других ресурсов. В последние годы правительство неоднократно, и как всегда безрезультатно, объявляло о планах развития промэкспорта до 2 млрд.долл. в год. Однако этот сектор национальной экономики уже более 10 лет работает менее чем вполовину установленных мощностей. Несмотря на массированные капиталовложения, освоенные промышленностью в 70-х гг., ее удельный вес в составе ВВП не превышает 13%. Что же касается частного бизнеса, сосредоточенного в основном в торговле, он занимает маргинальные позиции, участвуя в промпроизводстве на уровне 1,4%. Застой в промышленности сочетается с отставанием сельского хозяйства, неспособного удовлетворить внутренние потребности страны и отвести угрозу продовольственного кризиса.
В 1998 г. стоимость ВВП в ценовом выражении составила 49,5 млрд.долл.
Внешнеторговый баланс был сведен в 1998 г. с положительным сальдо в сумме 0,9 млрд.долл. Полученные результаты являются следствием падения цен на нефть и некоторого сокращения с 412 млн.долл. в 1997 г. до 390 млн.долл. в 1998 г. пром. и сельхозэкспорта. При некотором увеличении физических объемов поставок углеводородов потери на ценах в сравнении с 1997 г. составили 4,4 млрд.долл.
В импорте, который несколько возрос в сравнении с предыдущим годом, первое место по удельному весу занимают машины и оборудование (2,9 млрд.долл.). Группа продовольственных товаров, на 2,6 млрд.долл., стоит на втором месте. В сравнении с 1997 г. поставки продовольствия увеличились на 4,4%. Увеличение продзакупок затронуло такие товарные группы, как молоко (10,4%), кофе и чай (45,1%), сахар (30,2%). Импортные поставки сырья и полуфабрикатов для промышленных предприятий составили 2,4 млрд.долл.
Основным торговым партнером АНДР остается ЕС. В 1998 г. импорт из стран ЕС увеличился на 8%, экспортные поставки сократились на 25,7%. Главными торговыми партнерами Алжира оставались по экспорту Италия (20,7%), Франция (16,4%) и Испания (9,4%), по импорту Франция с объемом закупок на уровне 20%, Италия - 8,8% и Германия - 7,2%.
Дополнительный закон о бюджете, которым корректируется, по устоявшейся традиции, в середине года экономическая и финансовая политика правительства, был принят по представлению минфина 22 июля 1998 г. Необходимость пересмотра основного финансового закона, вступившего в силу 30 дек. 1997 г., назрела вследствие значительного сокращения поступлений от экспорта углеводородов. Реальные поступления от экспорта нефти, газа и конденсата упали с плановой отметки 11,2 млрд.долл. до 7,4 млрд.долл. Потери, связанные исключительно с нефтяной рентой, на 3,8 млрд.долл. компенсировались в дополнительном бюджете и по итогам года рядом чрезвычайных мер путем изъятий части чистой прибыли <Сонатрак>, заимствованиями у ЦБ и валютными запасами, которые сократились в 1998 г. с 9,3 до 7,2 млрд.долл. В сравнении с основным финансовым законом на 1998 г., принятым в дек. 1997 г., в котором бюджет является составной частью, его доходная часть сократилась с 15,2 до 14,3 млрд.долл., при одновременном увеличении расходов с 16,9 до 17,1 млрд.долл. Дефицит нового бюджета составит, по этим данным, 2,3 млрд.долл. против 1,3 млрд.долл. по основному закону.
В 1998 г. во внутриполитической жизни АНДР не произошло сколь-нибудь значительных изменений, за которыми можно было бы предугадать разрядку критической ситуации, сложившейся на политической сцене страны вследствие отмены результатов второго тура выборов в законодательные органы власти в янв. 1992 г. и запрета в марте этого же года Фронта исламского спасения - оппозиционной религиозно-исламской партии, поставившей своей целью создание в Алжире исламского государства. В итоге противостояния властей с ФИС и двумя радикальными исламистскими группировками - Вооруженной исламской группой (ВИГ) и Армией исламского спасения (АИС) в стране погибли с 1992 г. более 65 тыс.чел.