В 1997 году в Италии побывал президент А. Фухимори, Лиму посетила делегация итальянских парламентариев во главе о сенатором А» . Мерлуцци, в состав которой вошла группа предпринимателей.
Успешно развивались торгово-экономические связи, товарооборот к концу 1997 г. составил 423 млн. долл., и Италия стала третьим по значимости партнером Перу из числа стран Западной Европы. Существенно возрос (на 15%) перуанский экспорт, импорт практически оставался на прежнем уровне, что позволило Перу сохранить положительное сальдо во взаимной торговле. Основу перуанского экспорта в Италию составила медь и концентраты ее руды (свьше 50%), цинк, свинец, рыбная мука, изделия из текстиля. Италия поставляла оборудование для текстильной промышленности, производства круп и макаронных изделий, упаковочные станки и материалы, продукты питания.
Качественно новым этапом в двусторонних отношениях стал визит в Лиму министра внешней торговли Италии Аугусто Фантоцци во главе 40 представителей итальянских деловых кругов. В Перу, по словам А. Фантоцци, имеются наилучшие условия для предпринимательской деятельности. Здесь привлекают внутриполитическая стабильность, благополучное положение дел в экономике и финансах, выгодные условия размещения инвестиций.
Италия заинтересована в создании СП, поддержке взаимодействия между малыми и средними фирмами двух стран. Объявлено о выделении кредита в размере 20 млн. долл. на техническое переоснащение и обучение персонала упомянутых предприятий в Перу.
Основными отраслями экономики Перу, привлекающими внимание итальянских инвесторов, являются энергетика, телекоммуникации, деревообрабатывающая промышленность, строительство. Особый интерес вызывает возможное участие в приватизации инфраструктуры, в частности, аэропортов. Достигнута договоренность о продолжении двустороннего сотрудничества в области строительства наземного метрополитена в г. Лиме.
К визиту в Болгарию президента Италии. В октябре 1998 г. состоялся однодневный официальный визит в Болгарию президента Италии О. Л. Скальфаро. Во время состоявшихся бесед с президентом П. Стояновым и премьер-министром И. Костовым гость обещал поддержку своей страны Болгарии на ее пути к интеграции в ЕС, высказавшись за равный подход по всем кандидатам, против их деления на группы, присоединение Болгарии к Румынии и Словении на переговорах о членстве в НАТО в 1999 г. Была достигнута договоренность об организации в случае необходимости обсуждения не терпящих отлагательства вопросов срочных и неформальных встреч двух президентов.
В центре внимания находился проект построения транспортного коридора № 8 от Бургаса до Дурреса, который позволит связать итальянский порт Бриндизи через Балканы – Черное море – Кавказ с прикаспийскими странами. Итальянский премьер заявил о намерении форсировать сооружение этой транспортной артерии, включающей в себя шоссейные, железнодорожные, информационные и энергетические магистрали. Говорят о возможности сооружения в рамках этого проекта трубопроводов для перекачки в Западную Европу нефти из Прикаспия и газа из Ирана. В конце 1998 г. в Скопье министры транспорта Албании, Болгарии, Италии и Македонии должны были подписать меморандум о начале работ по реализации проекта, хотя вопросы финансирования еще требуют своего решения.
О румынско-итальянских отношениях. Развитию связей двух стран способствует неослабевающий взаимный интерес, а также отсутствие каких-либо спорных проблем в межгосударственных отношениях, которые, как отмечают в Бухаресте и Риме, основываются на историческом и культурном родстве двух наций, «общих латинских корнях» .
В качественно новую фазу румыно-итальянское сотрудничество вступило в апреле 1997 года после подписания министрами иностранных дел двух стран в Риме совместной декларации о стратегическом партнерстве. В Румынии этот документ оценивают как весьма важный не только для будущего румыно-итальянских отношений, но и в контексте интеграции страны в европейские и евроатлантические структуры - важнейшего приоритета румынской внешней политики. Итальянская сторона взяла на себя обязательство поддерживать Бухарест в этом вопросе во время своих контактов с третьими странами и на международных форумах. Декларация охватывает 7 областей отрудничества: политическую, экономическую, культурную, военную, юридическую, профессиональной подготовки и санитарную.
Такого рода документ впервые подписан Италией с восточноевропейской страной – после получения Римом согласия Румынии участвовать в разрешении албанского кризиса в составе многонациональных миротворческих сил под итальянским командованием. Румыния была единственной из восточноевропейских стран, согласившихся на такой шаг.
Румыния привлекательна для Рима и как достаточно стабильный партнер в рамках двустороннего, а также регионального и субрегионального экономического сотрудничества.
Ярким свидетельством этому служит тот факт, что торгово-экономические связи двух стран заметно опередили их сотрудничество в других сферах. Италия возглавляет список зарубежных экономических партнеров Румынии по объему торговли, количеству совместных фирм и предприятий. Товарооборот между двумя странами в 1997 году достиг 2,5 млрд. долл. Итальянцы экспортируют в Румынию машины и различное оборудование, запчасти, текстиль, продукты питания и товары широкого потребления. Румыны поставляют на итальянский рынок продукцию металлургической, текстильной, деревообрабатывающей, химической промышленности и пластмассу. Итальянские инвестиции в румынскую экономику оцениваются в 210 млн. долл., что ставит Италию на 5 место среди иностранных инвесторов в Румынии.
По структуре итальянские инвестиции распределились следующим образом: 55% - производство продуктов питания, текстиля и деревообработка, 21% – торговля, 19% – транспорт. Крупнейшими инвесторами в этом плане являются ФИАТ (производство зерноуборочных комбайнов), ЭНИ (производство нефтепродуктов и продажа бензина через созданную фирмой сеть бензоколонок), «Инком» (производство одежды). Завершившая работы на первом реакторе румынской АЭС в Чернаводэ итальянская промышленная группа «Ансалдо» подписала меморандум с канадскими и румынскими фирмами о строительстве второго реактора.
Большие планы связывает Бухарест с находящимся сейчас в стадии проработки проектом строительства нефтепровода Триест-Констанца по транспортировке каспийской нефти в Европу. Проект предложен итальянской фирмой ЭНИ и оценивается в 1,5 млрд. долл.
Проблемой двусторонних отношений остается вопрос упрощения визового режима для румынских граждан, посещающих Италию. Сдержанное отношение Рима к просьбе румын объясняется опасением, что и без того большой наплыв румынских граждан в Италию (только в Бухаресте итальянское консульство выдает им до 20 тыс. виз ежемесячно) может существенно возрасти, увеличив соответственно и число незаконных иммигрантов в стране. По данным итальянского посольства в Бухаресте, уже сейчас из 80 въезжающих в Италию румын 10-15 стремятся незаконно остаться в стране, доставляя немало хлопот итальянским правоохранительным органам.
К итогам визита в Индию. С 6 по 9 января 1998 г. с официальным визитом в Индии находился премьер-министр Итальянской Республики Романо Проди.
Заметное развитие в ходе бесед получило рассмотрение вопроса о взаимодействии сторон по военной линии. Достигнута договоренность о придании более регулярного характера встречам представителей командования ВС Италии и Индии.
В рамках визита обе стороны начали обмен мнениями по военно-политическим вопросам (это произошло на специально организованном семинаре, в котором приняли участие представители сторон во главе с советником премьер-министра Италии по военным вопросам и директором индийского Института оборонных исследований и анализа). Была подтверждена готовность сторон к продолжению взаимодействия по линии ВМС, в т. ч. посредством проведения совместных военноморских учений, с целью отработки операций поисково-спасательного характера, а также продолжения практики захода боевых кораблей в порты друг друга (в большей степени это относится к итальянскому флоту, чем к индийскому, поскольку корабли первого довольно часто заходят в Индийский океан). Достигнута договоренность о создании в кооперации с Францией 70-местного самолета, который будет использоваться военно-транспортной авиацией Индии.
Значительное внимание на переговорах было уделено продвижению дел в торгово-экономической и инвестиционной областях. Продуктивному обмену мнениями способствовало то, что с премьером прилетело более 100 крупных бизнесменов. За январь-октябрь 1997 года торговый оборот между двумя странами составил 1,87 млрд. долл. (в том числе итальянский экспорт в Индию оценивается в размере 0,75 млрд., а импорт 1,12) и итальянцы пытаются ликвидировать свое отрицательное сальдо. К началу следующего века Рим и Дели готовы поднять уровень торгового оборота с ожидавшихся в 1998 году 2 млрд. до 5 млрд. долл., чему будет способствовать принятая программа поощрения импортно-экспортных операций до 2002 года – пятилетняя программа «Эксим 1997-2002» .
Достигнут хороший уровень по инвестиционным показателям – 224,6 млн. долларов в 1997 году, что превышает параметры предшествующих лет (в 1996 – 39 млн., в 1995 г. – 143 млн. и в 1994 г.- 126 млн.). Выявилась настроенность индийцев на то, чтобы через Италию получить более широкий выход на взаимодействие с ЕС в торгово-экономичеокой сфере. В Дели приветствовали заключение в 1997 году соглашения с ЕС об отмене квотирования на промышленные и сельскохозяйственные товары, а также позитивную роль Италии, проявившуюся в подготовке этого документа (он предусматривает отмену квот на 2,4 тыс. различных товаров в ближайшие шесть лет), Затрагивались также тематика введения антидемпинговых мер по текстилю (по инициативе индийской стороны) и вопрос о необходимости снижения таможенных тарифов в основном на потребительские товары (по инициативе итальянцев).
В целом итальянцы констатировали успешное продвижение Индии по пути либерализации ее экономики и давали понять, что дальнейшее совершенствование таможенного и валютно-финансового законодательства страны поможет ей существенно диверсифицировать торгово-экономические связи со странами ЕС и с Италией, в частности. Индийско-итальянские переговоры по данному кругу вопросов показали, что Рим намерен в перспективе уделить внимание налаживанию взаимодействия на уровне частных предприятий и фирм малого и среднего звена, в т. ч. по линии СП, общее число которых уже превысило 1000.
Стороны подписали соглашения о борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и терроризмом, о сотрудничестве по линии малых и средних предприятий и фирм, а также программу культурных обменов.
Вместе с тем, Италии вряд ли удастся потеснить других партнеров Индии среди стран Западной Европы, в особенности Великобританию и ФРГ.
О визите в Латвию. В Латвии 2 февраля 1998 г. находился с официальным визитом Романо Проди. В поездке его сопровождала группа бизнесменов и журналистов. Это был первый за всю историю латвийско-итальянских отношений визит премьер-министра Италии в Ригу.
Показательно, что итальянский премьер прибыл в Ригу на следующий день после вступления в силу соглашения об ассоциированном членстве Латвии в ЕС, которое призвано обеспечивать подходящие рамки для политического диалога и поддерживать постепенную экономическую интеграцию Латвии в Евросоюз.
В Риге Р. Проди вновь заявил об активной поддержке Италией членства Латвии в ЕС. Вместе с тем с итальянской стороны не прозвучало каких-либо указаний на конкретные сроки возможного вступления Латвии в ЕС. Важно, что в ходе встреч с латвийскими руководителями премьер-министр Италии обратил внимание на необходимость соблюдения странами-кандидатами норм Евросоюза в отношении национальных меньшинств.
В центре переговоров Р. Проди с премьер-министром ЛР Г. Крастсом находились вопросы экономического сотрудничества, причем наибольший интерес с латвийской стороны с учетом накопленного опыта Италии был проявлен к партнерству в сфере малого и среднего бизнеса. Отмечалось, что в области двустороннего экономического сотрудничества уже имеется определенная нормативная база – вот уже два года как действует договор об основах сотрудничества между Латвией и Италией, подписан ряд соглашений, в том числе о привлечении и защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения (на данный момент не ратифицированы итальянским парламентом).
Готовятся также соглашения о сотрудничестве в области мореходства, воздушном сообщении. Крупные итальянские инвесторы не проявляют к латвийскому рынку значительного интереса и рассматривают его освоение в большей степени как возможность выхода на рынки соседних стран, в том числе России. Значительно тормозит развитие экономических связей между двумя странами инвестиционная пассивность мелких и средних итальянских предпринимателей.
Озабоченность у латвийского руководства вызывает низкий уровень товарооборота и отрицательный для Латвии торговый баланс. В 1997 году Латвия экспортировала в Италию товаров на 7,3 млн. латов, что составляет 0,9% от общего объема экпорта, а импорт итальянских товаров составил 40 млн. латов – 3,2% от общего объема импорта.
Пo инициативе латвийской стороны был затронут вопрос об отмене визового режима между двумя государствами. Р. Проди в принципе одобрил эту идею, однако признал, что в ближайшее время подписание соответствующего документа не представляется возможным из-за требований, содержащихся в Шенгенских соглашениях. Пока в безвизовом режиме Италию могут посещать дипломаты; возможно, скоро это будет разрешено и автоперевозчикам.